Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ КНР В ЛАТИНСКОИ АМЕРИКЕ: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРАН РЕГИОНА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ КНР В ЛАТИНСКОИ АМЕРИКЕ: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРАН РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамышева Джамиля Казбековна

В статье проанализированы совместные проекты китайского бизнеса в странах Латинской Америки и их негативные последствия для окружающей среды стран региона. Рассмотрены основные формы реакции общественности в виде судебных исков и протестов, а также последствия - заморозка и отмена крупнейших проектов. Дана оценка возможным способам разрешения конфликтных ситуаций для сохранения взаимовыгодного сотрудничества между компаниями Китайской Народной Республики и странами региона Латинской Америки и Карибского бассейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF CHINESE COMPANIES IN LATIN AMERICA: NEGATIVE CONSEQUENCES FOR THE ENVIRONMENT OF THE COUNTRIES OF THE REGION

The article analyzes the joint projects of Chinese business in Latin America and their negative consequences for the environment of the countries of the region. The main forms of public reaction in the form of lawsuits and protests are considered, as well as the consequences - freezing and cancellation of major projects. An assessment is made of possible ways to resolve conflict situations to maintain mutually beneficial cooperation between companies of the People’s Republic of China and the countries of the Latin America and the Caribbean region.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ КНР В ЛАТИНСКОИ АМЕРИКЕ: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРАН РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_2_138 УДК 334.72:339.9

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ КНР В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

СТРАН РЕГИОНА

Мамышева Джамиля Казбековна,

аспирант кафедры международного бизнеса и таможенного дела, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье проанализированы совместные проекты китайского бизнеса в странах Латинской Америки и их негативные последствия для окружающей среды стран региона. Рассмотрены основные формы реакции общественности в виде судебных исков и протестов, а также последствия - заморозка и отмена крупнейших проектов. Дана оценка возможным способам разрешения конфликтных ситуаций для сохранения взаимовыгодного сотрудничества между компаниями Китайской Народной Республики и странами региона Латинской Америки и Карибского бассейна.

Ключевые слова: Китай; Латинская Америка; экология; экономическое сотрудничество; энергетический сектор; инфраструктура.

UDC 334.72:339.9

ACTIVITY OF CHINESE COMPANIES IN LATIN AMERICA:

NEGATIVE CONSEQUENCES FOR THE ENVIRONMENT OF THE

COUNTRIES OF THE REGION

Mamysheva Jamilya Kazbekovna,

Postgraduate student of the Department of International Business and Customs, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanova, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the joint projects of Chinese business in Latin America and their negative consequences for the environment of the countries of the region. The main forms of public reaction in the form of lawsuits and protests are considered, as well as the consequences - freezing and cancellation of major projects. An assessment is made of possible ways to resolve conflict situations to maintain mutually beneficial cooperation between companies of the People's Republic of China and the countries of the Latin America and the Caribbean region.

Keywords: China; Latin America; ecology; economic cooperation; energy sector; infrastructure.

С начала XX в. Китай с каждым годом все больше усиливает свое экономическое и политическое присутствие на мировой арене. Основными инструментами в данном случае выступают активная инвестиционная и внешнеторговая политика, направленные на различные регионы мира с целью расширения своих рынков сбыта, обеспечения экономики сырьем, а населения - необходимыми продуктами питания. При этом компании приме-

няют разнообразные и уникальные подходы к организации и ведению бизнеса.

Одним из наиболее перспективных регионов для достижения вышеуказанных целей является Латинская Америка, поскольку страны этого региона богаты топливно-энергетическими, минеральными и сельскохозяйственными ресурсами, а также обладают относительно емкими потребительскими рынками.

Присутствие Китая в странах Латинской Америки растет с каждым годом. Особый интерес у правительства и бизнеса вызывает возможность удовлетворить растущий спрос страны на нефть, полезные ископаемые, медь, железо и другие металлы с помощью ресурсов региона.

Стратегия китайского бизнеса, направленная на реализацию инициативы и укрепление отношений с Латинской Америкой, встретила поддержку со стороны правительств стран региона, которые видят в сотрудничестве возможность диверсификации внешних связей и ослабления торгово-экономической зависимости от США. Кроме того, приход на рынок китайского бизнеса, а также проекты по созданию совместных предприятий позволят запустить модернизацию экономики.

Актуальность темы исследования деятельности китайских компаний в рамках соблюдения норм экологии стран обусловлена активным внедрением китайских компаний в ключевые отрасли экономики Латинской Америки с помощью различных инвестиционных стратегий, а также растущим количеством негативных последствий данного сотрудничества.

В течение довольно долгого времени в центре внимания находилась внешняя политика Китайской Народной Республики, которая придерживалась принципа «держаться в тени», предложенного Дэн Сяопином, когда Китай столкнулся с серьезными внутриполитическими трудностями и огромным давлением со стороны Запада в начале 1990-х гг. Китай начал развиваться и входить в роль крупного торгового партнера для многих стран, однако он не стремился играть доминирующую роль и заменять вашингтонский консенсус пекинским.

Однако к концу 2000-х гг. по мере роста экономики Китая и с приходом к власти Си Цзиньпина растет и стремление вести более активную деятельность на глобальной арене, применять более агрессивные стратегии для достижения своих целей, что приводит к изменению общих подходов Китая к внешней политике. Теперь цель внешнеэкономической политики - принимать активное участие в реформировании и развитии глобальной системы управления.

С развитием инициативы «Один пояс -один путь» Китай принял множество мер по

регулированию деятельности своих компаний за рубежом, для того чтобы привести их в соответствие с местными и международными законодательными актами и нормами. Однако по мере внедрения все большего количества проектов становится очевидным, что в реальности деятельность китайских банков и компаний далека от соответствия стандартам, которые должны соблюдаться в соответствии с принятыми Пекином обязательствами.

Кроме того, в последние годы Китай стал важным инвестором и поставщиком капитала в виде кредитов и финансовых услуг для стран региона. Пока финансирование стран со стороны западных банков сокращалось, Пекин почти удвоил суммы кредитования. Венесуэла получила 67,2 млрд долл. США, Бразилия - 28,9 млрд долл. США, Эквадор -18,4 млрд долл. США и Аргентина - 16,9 млрд долл. США. Все эти цифры наглядно демонстрируют мощь китайского экономического и финансового участия, использования экономических рычагов для обслуживания своих геополитических интересов [ 4, с. 75].

С одной стороны, страны Латинской Америки и Карибского бассейна извлекают значительные экономические выгоды из активно развивающихся отношений с Китаем, но деятельность в рамках заключенных соглашений и растущее присутствие китайского бизнеса в регионе во многом оказывают негативное влияние на социальный аспект данного взаимодействия [2].

Дальнейшая успешность такого сотрудничества зависит от сохранения позитивного образа Китая как внешнего партнера. В неко -торых странах удается удерживать эту позицию, получая положительную оценку со стороны общественного мнения. Однако в связи с ростом числа случаев нарушения китайскими корпорациями экологических норм и прав человека эта задача усложняется с каждым годом [3, с. 31].

Рассматривая деятельность китайских компаний в энергетическом секторе, можно отметить присутствие таких корпораций, как Sinopec, State Grid, CNPC, China Communications Construction Company и China National Offshore Oil Corporation, Sinochem (табл.).

Таблица - Проекты по постройке нефтеперерабатывающих заводов и трубопроводов, запущенные китайскими компаниями в Латинской Америке

Год запуска Проект Страна Компания Стоимость, в млн долл. Статус

2006 Газопровод Cabiunas-Vitoria Бразилия Sinopec 1290 Завершен в 2010 г.

2008 Нефтеперерабатывающий завод в Моине Коста-Рика Sinopec, Recope 1300 Отменен в 2016 г. из-за обвинений в коррупции в области защиты окружающей среды

2012 Нефтеперерабатывающий завод Никарагуа China CAMC Engineering 233 Завершен

2016 Восточный и центральный газопровод II Аргентина China ommunications Construction Company 390 В процессе строительства

2016 Магистральный газопровод Аргентина China Petroleum Pipeline Bureau, CCCC, Odebrecht 563 В процессе строительства

Источник: составлено автором на основе базы данных China-Latin America Finance Database. URL: https://www. thedialogue.org/map_list/ (дата обращения 01.09.2021) [1]

State Grid получил право строительства 2100 км электросети, идущей от гидроэлектростанции Белу-Монте в штате Пара до юго-востока Бразилии, стоимостью около 1,5 млрд долл. США. China Three Gorges Corporation приобрела гидроэлектростанцию Jupia e Ilha Solteira Brazil Energy, а нефтяные компании CNOOC, CNPC и Sinopec начинают разработку нефтяного месторождения Libra.

Однако с увеличением количества проектов растет проблема их вредного воздействия на окружающую среду, что вызывает очень негативную реакцию со стороны местного населения и является одной из ключевых причин отмены подписанных соглашений. Так, высказываются опасения по поводу воздействия нефтеперерабатывающих заводов Sinopec в Коста-Рике на окружающую среду, строительство плотин гидроэлектростанций Кондор-Клифф и Ла-Барранкоса в Аргентине было приостановлено по решению Верховного суда. Международная экологическая организация International Rivers выступает против строительства гидроэлектростанции в Бразилии из-за возможного негативного воздействия на тропические леса Амазонии.

Некоторые страны, такие как Эквадор, где поселениям коренных народов, живущим в изоляции от внешнего мира, угрожают действия китайских нефтяных компаний, и Перу, где китайский бизнес доминирует в горнодобывающем секторе, особо отмечают недостаточную степень исполнения Китаем своих обязательств по охране окружающей среды

и прав коренных народов, проживающих на территориях реализуемых проектов.

Согласно ресурсу по защите окружающей среды Global Atlas of Environmental Justice в Латинской Америке отмечено более 980 экологических конфликтов из-за энергетических, горнодобывающих, инфраструктурных разработок, большинство из которых осуществляются за счет китайского финансирования.

Правительство Эквадора занимается расследованием гидроэлектростанции Coca Codo Sinclair, построенной китайской компанией Sinohydro Corporation Limited, из-за нарушений в конструкции и трещин в турбинах и генераторах, которые могут вызвать частичное обрушение дамбы. Кроме того, компания не приобрела экологическую лицензию на проект.

В декабре 2020 г. коренная община вао-рани в Эквадоре подала в суд на компанию PetroOriental за сжигание газа при добыче нефти, угрожая экологическому балансу и здоровью населения.

Крупнейший проект «Водный путь Амазонки» (The Amazon Waterway) направлен на создание коридора для соединения рынков Бразилии с речным портом Юримагуас в Ло-рето. Этот порт, в свою очередь, будет соединен с портом Пайта на северном побережье Перу для отправки грузов на рынки стран Азии и Австралии. Проект включает выкапывание дна рек на 13 мелководных участках для обеспечения судоходства по важнейшим рекам Амазонии в течение всего года: Ама-

зонка, Укаяли, Мараньон и Уальяга. Разрушение скал и отложений на дне рек позволит крупным судам ориентироваться в них. В то же время данный проект охватывает 14 коренных общин и 4 охраняемые природные территории и ставит под угрозу сохранение культуры и экономики этих народов.

Никарагуанский межокеанский канал, планируемый в качестве альтернативы Панамскому каналу, в настоящее время приостановлен в связи с большим числом протестующих групп населения, так как ведется разработка без согласия коренных народов, без участия в торгах, без разрешения муниципалитетов.

По словам специалистов, государственные и частные предприятия Китая часто используют распространенную коррупцию в регионе, чтобы подорвать справедливую практику заключения контрактов и обойти соблюдение экологических норм. Популярной практикой является предоставление выплат местным чиновникам в обмен на выгодные сделки [5].

Таким образом, описанные выше конфликты, возникающие на почве несоблюдения экологических норм при подготовке перспективных проектов, свидетельствуют о том, что

Список литературы_

китайским корпорациям необходимо обратить внимание на социально-экологический аспект сделок.

Растущие коммерческие связи Китая со странами Латинской Америки и Карибского бассейна ускоряют ухудшение состояния окружающей среды из-за увеличения загрязнения, истощения невозобновляемых и неэффективного использования возобновляемых ресурсов. Кроме того, правительства стран региона конкурируют за китайский капитал и инвестиции для преодоления бюджетного дефицита и его экономических, социальных и политических последствий. Это выражается не только в принятии механизмов, поощряющих инвестиции, но и в пренебрежении экологическими и социальными стандартами, трудовыми правами, правами коренных народов не только со стороны бизнеса, но и власти. Поэтому страны Латинской Америки должны усилить свою экологическую политику, если они не хотят потерять преимущества от сотрудничества с Китаем. Чтобы действительно защитить окружающую среду региона, странам необходимо сотрудничать на региональном уровне в области обеспечения соблюдения законодательства иностранными инвесторами.

1. Мамышева, Д. К. Деятельность государственных компаний Китая в Латинской Америке / Д. К. Мамышева // Инновации и инвестиции. - 2020. - Выпуск № 9. - C. 57-59.

2. Яковлев, П. П. Латинская Америка: возможен ли рывок в развитии? / П. П. Яковлев // Мировая экономика и международные отношения. - 2019. - Т. 63, № 3. - С. 94-103.

3. Koleski, K. China's Engagement with Latin America and the Caribbean. Staff Research Report / K. Koleski, A. Blivas / U.S. - China Economic and Security Review Commission. - URL: https://www.uscc.gov/research/chinas-engagement-latin-america-and-caribbea (дата обращения 01.09.2021).

4. Wintgens, S. China, Latin America, and Human Rights: A Worrying Equation? Shifting Power and Human Rights Diplomacy / S. Wintgens, K. Thierry / China (edited by David Ismangil, Karen van der Schaaf & Stijn Deklerck). - 2020. -12 p.

5. Pelcastre, Ju. China Creates Socio-environmental Conflicts in Latin America / Ju. Pelcastre // Diálogo, 2021. - URL: https://dialogo-americas.com/articles/china-creates-socio-environmental-conflicts-in-latin-america/ (дата обращения 01.09.2021).

References _

1. Mamy'sheva D.K. Deyatel'nost' gosudarstvenny'x kompanij Kitaya v Latinskoj Amerike. Innovaciiiinvesticii. 2020. Vy'pusk № 9. C. 57-59.

2. Yakovlev P.P. Latinskaya Amerika: vozmozhen li ry'vok v razvitii? Mirovaya e'konomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 63, № 3. S. 94-103.

3. Koleski K., Blivas A. China's Engagement with Latin America and the Caribbe-an. Staff Research Report / U.S. -China Economic and Security Review Commission. URL: https://www.uscc.gov/research/chinas-engagement-latin-america-and-caribbea (data obrashheniya: 01.09.2021).

4. Wintgens S., Thierry K. China, Latin America, and Human Rights: A Worrying Equation? Shifting Power and Human Rights Diplomacy / China (edited by David Is-mangil, Karen van der Schaaf & Stijn Deklerck). 2020. 12 p.

5. Pelcastre Ju. China Creates Socio-environmental Conflicts in Latin America. Diálogo, 2021. URL: https://dialogo-americas.com/articles/china-creates-socio-environmental-conflicts-in-latin-america/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.