Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: Й1р ://isu.ru/izvestia
2014. Т. 7. С. 88-94
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 327.56(479.224+479.225)
Россия и Европейский союз на Южном Кавказе: миротворчество и мифотворчество
О. С. Самутина, К. В. Юматов
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Аннотация. Статья посвящена деятельности и значению миротворческих миссий России и ЕС на Южном Кавказе.
Ключевые слова: миротворческая миссия, миротворчество, Европейский союз (ЕС), грузино-осетинский конфликт, грузино-абхазский конфликт.
В период биполярности Организацией Объединенных Наций были разработаны основные цели и принципы миротворчества. Основной целью является «снижение риска обострения или возобновления конфликта путем укрепления национального потенциала по урегулированию конфликта на всех уровнях и создания фундамента для устойчивого развития» [3, с. 1]. Основополагающие принципы включают в себя «согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата» [6, с. 1]. Задачи миротворцев заключались в «предотвращении конфликта, установлении мира, принуждению к миру, миростроительству» [8, с. 1]. Важной составляющей миротворческих операций являлось их осуществление при согласии конфликтующих и участии незаинтересованных сторон.
После окончания холодной войны в миротворчестве наблюдаются значительные изменения. В ряде конфликтов проявляется принцип «принуждения к миру», который сопровождается «применением военной силы для прекращения противоборства» [8, с. 1]. ООН перешла к сложным «многоплановым» миссиям, «задачи которых состоят в том, чтобы обеспечить выполнение всеобъемлющих мирных соглашений и оказать помощь в формировании основ для устойчивого мира» [7, с. 1]. Изменяется не только характер операций, но и сами конфликты. Наблюдается тенденция роста этноконфессиональных противоречий и столкновений.
По мере развития миротворчества и увеличения количества конфликтов миротворческие операции начинают осуществляться не только ООН, но и различными международными организациями: НАТО, ОБСЕ, СНГ и др. Миротворческие миссии берут на себя и отдельно взятые государства (США, Россия, Франция). Возникает резонный вопрос об эффективности миротворческих миссий при усилении интернационализации конфликтов и усложне-
нии дифференциации участников. Полигоном для изучения данного вопроса нами был выбран конфликт Грузии с ее бывшими автономиями - Абхазией и Южной Осетией.
Необходимость сохранения позиций в регионе заставляла российское руководство не только заниматься собственными проблемами (чеченский, осетино-ингушский конфликты), но и участвовать в разрешении грузинских. Для того чтобы стабилизировать отношения осетин с грузинами, 14 июня 1992 г. между Б. Ельциным и Э. Шеварднадзе были заключены Дагомысские (Сочинские) соглашения. «В целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в указанной зоне учреждается смешанная Контрольная комиссия в составе сторон, вовлеченных в конфликт» [11, а 1]. Важным моментом было обязательство России вывести регулярные войска: «Российская сторона в течение 20 дней с момента прекращения огня и разведения противоборствующих сторон выводит дислоцированные в районе Цхинвали 37-й инженерно-саперный полк и 292-й отдельный боевой вертолетный полк с подразделениями обеспечения и обслуживания» [11, ^ 1]. Да-гомысские соглашения заложили основы для проведения миротворческой миссии, в которой приняли участие три батальона: «один формировался из состава грузинских вооруженных сил, один из состава российских вооруженных сил и один из сил, подчиненных правительству российской автономной республики - Северной Осетии, которой доверяли власти Южной Осетии» [12, с. 1] по 500 человек. В зону ответственности миротворцев вошли: зона конфликта вокруг Цхинвали и коридор безопасности - полоса отчуждения вдоль границы между автономией и остальной частью Грузии [14, с. 1]. Таким образом, две трети миротворцев в Южной Осетии находились под эгидой России. Миротворческая миссия проходила на основании заключения российско-грузинского договора, а не под мандатом ООН или СНГ. В документе никак не фиксируется Южная Осетия как действующая сторона конфликта.
Через два месяца после заключения Дагомысских соглашений 14 августа 1992 г. начался вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией, причины которого имели схожие черты с грузино-осетинским. «Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности, а целью абхазских властей - расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости» [12, с. 1]. Но вскоре и Грузия, и Абхазия пришли к выводу о необходимости остановить конфликт. В роли посредника традиционно выступила Россия, и в результате было достигнуто «Соглашение о взаимопонимании» 1 декабря 1993 г. Россия в июле 1994 г. получила мандат ООН на проведение миротворческой миссии под эгидой СНГ.
Таким образом, мы можем констатировать, что в начале 1990-х гг. РФ становится непосредственным участником конфликтов в Закавказье. Рассматривая миротворческую деятельность России в данном регионе в 90-е гг. ХХ в., необходимо отметить несколько важных особенностей. Когда РФ приступила к выполнению своих обязанностей миротворца, то Грузия надеялась
на то, что Россия, сама заинтересованная в соблюдении принципа территориальной целостности, поможет вернуть непокорные республики в подчинение. «Абхазия является заложницей интересов России... признание независимости Абхазии будет равносильно самоубийству Российской империи» [1, с. 1]. И не случайны в этом смысле обвинения России в поддержке «большой империей» «малой империи». В то же время Южная Осетия и Абхазия надеялись на разрешение конфликта в их пользу, рассчитывая на имперские амбиции РФ и поддержку со стороны родственных абхазам и осетинам народов России.
На практике ситуация оказалась иной. «Начавшиеся боевые действия в Абхазии отвлекли внимание грузинского руководства от проблем Цхинваль-ского региона. Грузинский батальон оказался в основном сформирован из представителей местного грузинского населения, принимавших до того участие в боевых действиях в регионе. Добровольцы из Северной Осетии также вскоре покинули миротворческие силы, и личный состав североосетинского батальона пополнили контрактники из местного осетинского населения» [12, с. 1]. Не удалось договориться о возвращении беженцев. Действия миротворческой миссии оказались неэффективными. В 1990-х гг. грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты перешли из стадии открытого вооруженного противостояния в стадию «заморозки». Из этого следует, что ни Грузия не добилась своего, ни Южная Осетия и Абхазия. Миротворчество России так и не переросло в миростроительство.
В начале 2000-х гг. грузинское руководство заговорило о прекращении миротворческой миссии России в регионе и выводе российской миротворческой миссии из зоны конфликта, которая получила в Грузии название «оккупационной» [4, с. 1]. В политических кругах Грузии была выдвинута идея замены ее «международным полицейским контингентом» с привлечением ЕС, ОБСЕ и США [14, с. 1]. Западные страны поддерживали Грузию в ее стремлениях к сохранению целостности. Кроме того, со второй половины 1990-х гг., в связи с появлением проектов строительства трубопроводов из Центральной Азии в Европу, резко усилилась роль Грузии как транзитного государства.
Абхазия на этот счет имела противоположное мнение: «Опыт и прошедшие годы показали, что миротворческие силы - КСПМ России. выполнили и выполняют свою миссию в зоне грузино-абхазского конфликта. и потому искать какие-то другие миротворческие силы абхазская сторона не собирается» [2, с. 1]. Деятельность миротворцев расценивается положительно и в Южной Осетии. Министр внутренних дел Михаил Миндзаев заявил по этому поводу: «Цхинвал не намерен расформировывать свой батальон, даже если парламент Грузии примет решение вывести миротворцев» [14, с. 1].
Изменилась в 2000-е гг. и позиция России. Окончание «военной фазы антитеррористической операции в Чечне» и прозападная позиция руководства Грузии (особенно после прихода к власти М. Саакашвили) привели к политическому противостоянию и постоянным взаимным провокациям.
Все это способствовало тому, что начала появляться угроза вооруженного столкновения, что и произошло в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Вооружен-
Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 88-94
ные силы Грузии напали на Южную Осетию и российских миротворцев. Абхазия также вступила в войну.
После вооруженного столкновения российское руководство заявило, что ситуация вышла из-под контроля по вине М. Саакашвили и нужно принимать новую концепцию по урегулированию этой проблемы.
План урегулирования президента России Д. А. Медведева и президента Франции Н. Саркози, представляющего интересы ЕС, предусматривал «полный вывод российских миротворческих сил из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, на линию, предшествующую началу боевых действий. Этот вывод будет осуществлен в течение 10 дней после развертывания в этих зонах международных механизмов, включая не менее 200 наблюдателей от ЕС, которое должно произойти не позднее 1 октября 2008 г.» [13, с. 1]. Миротворческие силы ЕС должны были присутствовать на территории Грузии, а Россия в свою очередь не отказалась от своего присутствия в Южной Осетии и Абхазии.
26 августа 2008 г. Д. Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии [9, с. 1]. Этот шаг России возмутил США и ЕС. Грузинское правительство 29 августа разорвало дипломатические отношения с Россией и выступило с заявлением о выходе из СНГ. Европейский союз объявил своей целью в долгосрочной перспективе восстановление территориальной целостности Грузии, а в краткосрочной -стабилизацию ситуации и снижение риска возобновления военных действий [10, с. 1]. Для осуществления поставленных целей миротворческой миссии ЕС необходимо было добиться выполнения соглашения, включая вывод войск, обеспечить безопасность гражданского населения, способствовать налаживанию контактов между сторонами [15, с. 29].
15 сентября 2008 г. была создана Миссия наблюдателей Европейского союза (МНЕС) в Грузии. В МНЕС вошли 200 гражданских наблюдателей. 1 октября МНЕС приступила к работе [15, с. 1]. Финансирование миссии осуществляется за счет взносов стран, входящих в состав ЕС, в размере 31 млн евро [16, с. 30]. Одной из важнейших целей ЕС является построение демократического общества в Грузии, основанного на принципах признания и уважения прав человека.
Власти Абхазии и Южной Осетии отрицают присутствие миссии ЕС на их территории. Россией и ЕС было достигнуто соглашение о продолжении осуществления мандата ООН в Абхазии и присутствии наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии [16, с. 1].
Реакция грузинского руководства на миссию ЕС положительна. Грузинское руководство надеется с помощью ЕС восстановить безопасность и создать условия для развития. В октябре 2008 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между МНЕС и Министерством внутренних дел Грузии, предусматривающий введение прозрачности и ограничения на оборудование, используемое в деятельности грузинских полицейских сил в смежных областях [16, с. 1].
М. Саакашвили постоянно делал заявления о том, что Грузия никогда не должна оставлять путь европейской интеграции, должна стать лучшим кан-
дидатом на вступление в ЕС [18, с. 1], стабилизировать отношения с Южной Осетией и Абхазией.
На данный момент МНЕС выполняет работу по построению доверия и пытается достигнуть соглашения на введение своего миротворческого контингента на территорию Южной Осетии и Абхазии, но пока безуспешно. По мнению представителей ЕС, Россия до сих пор не выполнила пятый пункт соглашения, подписанного в августе 2008 г., так как на данный момент военный персонал и техника России присутствуют в Южной Осетии и Абхазии [5, с. 1].
Представители Евросоюза стремятся расположить к себе Абхазию и Южную Осетию. Так, С. Фишер (эксперт Института ЕС по изучению проблем безопасности) в одном из своих интервью сказала, что «ЕС принял решение о политике непризнания и в то же время вовлечения Абхазии и Южной Осетии с декабря 2009 года... много различных мер реализуется, но ЕС требуется стать более активным, и это, в свою очередь, требует связать различные проекты и программы, чтобы сделать процесс вовлечения более осязаемым» [10, с. 1]. С. Фишер также отмечает, что Абхазия и Южная Осетия сопротивляются диалогу с ЕС, так как считают Европейский союз прогрузинской силой.
В 2009 г. ЕС запустил проект «Восточное партнерство», а в сентябре 2012 г. председатель Европейского совета Х. Ван Ромпей отметил, что данный проект способствует более эффективному построению институтов общества в Грузии. Ведутся переговоры об ассоциации Грузии с ЕС.
Исходя из вышеперечисленного, мы должны отметить, что миротворчество на Кавказе имеет свою специфику. Во-первых, изначально миротворческие операции осуществлялись под эгидой ООН, но после холодной войны, в связи с увеличением числа конфликтов, количество акторов, желающих принять участие в операциях, расширилось. Во-вторых, вовлечение различных международных организаций в миссии способствовало изменению их характера. Из широкомасштабных и беспристрастных они переросли в региональные. Страны, участвующие в операциях, имели прямую заинтересованность (Россия - Абхазия, Южная Осетия; ЕС - Грузия). В-третьих, стало сложнее урегулировать конфликты политическим путем.
Если же рассматривать миротворчество России и ЕС на Южном Кавказе, то можно выделить как общие, так и отличительные черты. Общее - это непосредственная заинтересованность миротворцев в этом регионе. Это связано с тем, что Южный Кавказ представляет для России стратегический пункт, а для ЕС - возможность получения энергетических ресурсов, минуя РФ. На Южном Кавказе столкнулись интересы России и ЕС, так как Россия «поставила под угрозу жизненно важные для Европы энергетические коридоры» [17, с. 1].
Отличие заключается в способах проведения миротворческой миссии. Россия, вступив еще в начале 1990-х гг. с миротворческой миссией в этот регион, прекратила конфликт, но после, не решив его окончательно, заморозила, что породило новую волну столкновений. Европейский союз, введя наблюдателей, сразу же противопоставил себя абхазам и осетинам, заявив о непризнании их независимости и необходимости сохранения территориальной целостности Грузии. ЕС активно использует стратегию и тактику «мяг-
кой силы». В миротворческих миссиях Евросоюза очень часто прослеживается стратегия обещания включения конфликтных территорий в состав ЕС (на что надеется Грузия).
До сих пор Россия и ЕС, несмотря на одностороннюю позицию, поддерживают миф о том, что выполняют миротворческую миссию. Они гарантируют отсутствие военных действий, но не способствуют разрешению конфликта. Обе стороны постоянно подчеркивают свою незаинтересованность и опираются на гуманитарные ценности. Мифотворчество, создаваемое Россией и ЕС, активно поддерживается Южной Осетией, Абхазией и Грузией.
Список литературы
1. Абхазский народ стоит перед важнейшим выбором: Россия или Запад - политолог [Электронный ресурс] // Грузия online. - URL: http://www.apsny.ge/ analytics/1216922864.php (дата обращения: 05.10.2013).
2. Загорулько В. А. Интервью с министром обороны Республики Абхазия / В. А. Загорулько [Электронный ресурс] // Art of War. - URL: http://artofwar.ru/z/ zagorulxko_w_a/text_0280. shtml (дата обращения: 17.11.2013).
3. Мир и безопасность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/ peace.shtml (дата обращения: 16.11.2013).
4. Миротворцы - 12 лет безделья [Электронный ресурс] // Наша Абхазия. -URL: http://abkhazeti.info/today/1151992801.php (дата обращения: 11.11.2013).
5. О МНЕС [Электронный ресурс] // EUMM. - URL: http://www.eumm.eu/ru/ about_eumm (дата обращения: 14.11.2013).
6. Основополагающие принципы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/principles.shtml (дата обращения: 13.11.2013).
7. Период после холодной войны [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/surge.shtml (дата обращения: 13.11.2013).
8. Поздняк В. Концепции миротворчества в исследованиях проблем международной безопасности / В. Поздняк [Электронный ресурс] // Wider Europer Review : электрон. журн. - 2005. - Т. 2, № 4. - URL: http://review.w-europe.org/6/3.html (дата обращения: 08.10.2013).
9. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией [Электронный ресурс] // РИАНовости. - URL: http://ria.ru/infografika/20100826/269093384.html (дата обращения: 17.11.2013).
10. Сабина Фишер: вовлечение Абхазии необходимо Европе для сохранения открытых каналов коммуникации [Электронный ресурс] // Caucasus Times. - URL: http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=20987 (дата обращения: 16.11.2013).
11. Соглашение «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта» [Электронный ресурс] // Charta Caucasica : исслед. центр. - 2008. - URL: http://caucasica.org/docs/detail.php?ID=1329 (дата обращения: 21.10.2013).
12. Соколов А. В. Миротворческая активность и миротворческие силы России в СНГ / А. В. Соколов [Электронный ресурс] // Мемориал. - URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/peace/ Chapter1.htm (дата обращения: 07.10.2013).
13. Терехов А. Российских миротворцев заменят немцы, французы, итальянцы / А. Терехов // Независимая газ. - 2008. - 15 сент.
14. Цвижба Л. Зона миротворцев в Южной Осетии (сегодня и вчера) [Электронный ресурс] / Л. Цвижба // Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья. - URL: http://www.ia-centr.ru/expert/2619/ (дата обращения: 11.11.2013).
15. Acts adopted under title V of the EU treaty. COUNCIL JOINT ACTION 2008/736/CFSP of 15 September 2008 on the European Union Monitoring Mission in Georgia, EUMM Georgia [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. -2008. - December 17. - URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= OJ:L:2008:248:0026:0031:EN:PDF (accessed: 15.11.2013).
16. Calleja R. R. EUMM Georgia: A mission in the Caucasus geopolitical crossroads / R. R. Calleja [Electronic resource] // Diplomacy Status Quo : website. - URL: http://diplomacystatusquo.wordpress.com/2013/02/27/eumm-georgia-a-mission-in-the-caucasus-geopolitical-crossroads/ (accessed: 15.11.2013).
17. Russia vs Georgia: The Fallout [Electronic resource] // International Crisis Group : official website. - URL: http://www.crisisgroup.org/en/regions/europe/south-caucasus/georgia /195-russia-vs-georgia-the-fallout.aspx?alt_lang=ru (accessed: 14.11.2013).
18. Saakashvili: Georgia «should never leave path» of EU integration [Electronic resource] // EurActiv. - URL: http://www.euractiv.com/europes-east/saakashvili-georgia-leave-path-e-interview-508800 (accessed: 15.11.2013).
Russia and the European Union in the South Caucasus: Peacemaking and Mythmaking
O. S. Samutina, K. V. Yumatov
Kemerovo State University, Kemerovo
Abstract. The article considers the activities and importance of peacekeeping missions of Russia and the EU in the South Caucasus.
Keywords: peacekeeping mission, peacemaking, European Union (EU), Georgian-Ossetian conflict, Georgian-Abkhaz conflict.
Самутина Ольга Сергеевна
соискатель, факультет истории и международных отношений Кемеровский государственный университет 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6 тел.: 89617289981 e-mail: [email protected]
Юматов Константин Владимирович
кандидат исторических наук, доцент, декан, факультет истории и международных отношений
Кемеровский государственный университет 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6 тел.: 89039426323
Samutina Olga Sergeevna
Postgraduate, Faculty
of History and International Relations
Kemerovo State University
6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043
tel.: 89617289981
e-mail: [email protected]
Yumatov Konstantin Vladimirovish
Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Dean, History and International Relations Faculty Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043 tel.: 89039426323
e-mail: [email protected], [email protected] e-mail: [email protected], [email protected]