МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 341.217+070(479.22)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРУЗИНО-ЮЖНООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА МИССИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ГРУЗИИ
О. С. Самутина, К. В. Юматов
INFORMATION SUPPORT OF THE GEORGIA - SOUTH OSSETIA CONFLICT RESOLUTION ACTIVITY BY THE EU OBSERVER MISSION IN GEORGIA
O. S. Samutina, K. V. Yumatov
Военный конфликт августа 2008 г. между Грузией, Южной Осетией и Россией привел к активному включению в миротворческую деятельность Европейского Союза. С октября 2008 г. начала функционировать Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (МНЕС). Призванная наблюдать за урегулированием конфликта и продвижением гуманитарных акций для пострадавших в ходе военных действий и межэтнических столкновений, МНЕС оказалась напрямую вовлечена в контекст осетино-грузинского, грузино-абхазского и российскогрузинского конфликтов. Изучение информационных материалов, в которых представлена деятельность МНЕС, показывает, что с Грузией взаимодействие носит позитивный характер, что позволяет с одной стороны, сдерживать грузинские власти от радикальных действий образца 8 августа 2008 г., с другой - создавать информационной образ Грузии как страны, стремящейся к миру и эффективному разрешению проблем своих мятежных автономий. Что касается противников Грузии, то активная деятельность МНЕС позволила ускорить вывод российских войск и обеспечить Грузии внешнеполитическое прикрытие от прямого силового давления со стороны России. На сайте МНЕС отказ Южной Осетии, Абхазии и России допустить Миссию наблюдателей для постоянной работы на подконтрольную территорию представляется Интернет-аудитории как нежелание РФ, осетин и абхазов способствовать реальному миротоворческому процессу. Таким образом продвигается мысль, что действия российского руководства являются нарушением плана "Медведева-Саркози" и мешают урегулированию конфликта. Таким образом, действия МНЕС соответствуют не только и не столько реальной миротворческой деятельности, сколько политике ЕС по уменьшению влияния РФ на постсоветском пространстве.
The military conflict between Georgia, South Ossetia and Russia in August 2008 led to active involvement of the European Union in the peace-making activity. The EU Observer Mission in Georgia has been operating since October
2008. The Mission was to observe the conflict resolution and promotion of humanitarian actions for those who suffered in the warfare and the ethnical conflicts, so it became directly involved in the context of the Ossetian-Georgian, Georgian- Abkhasian and Russian-Georgian conflicts. The study of the information materials reflecting the Mission’s activity shows that its interaction with Georgia was positive, which allowed it, on the one hand, to restrain the Georgian authorities from radical military actions of 8 August 2008, but on the other hand, to create the informational image of Georgia as a country striving for peace and effective resolution of its revolting autonomy’s problems. As for Georgia’s opponents, the Mission’s activity allowed to fasten the withdrawal of Russian troops and provided Georgia with external protection from Russia’s direct power politics. The Mission’s website interprets South Ossetia, Abkhasia and Russia’s refusal to let the Mission in the observed territory for permanent work as the countries’ refusal to facilitate the real peace-making process. Thus, the idea promoted among Internet users is that the Russian authorities’ actions break the “Medvedev-Sarkozy” plan and hinder conflict resolution. So, the Mission’s activities do not correspond to the real peace-making activity, but rather to the EU’s policy to reduce Russia’s influence on the post-Soviet space.
Ключевые слова: Южный Кавказ, Грузия, Южная Осетия, Европейский Союз, Россия, миротворчество, информационная политика ЕС.
Keywords: South Caucasus, Georgia, South Ossetia, European Union, Russia, peace-making, EU informational policy.
В августе 2008 г. в Южной Осетии развернулись военные действия между Грузией, с одной стороны, Южной Осетией и Россией, с другой. В результате посредничества Франции и ЕС (в лице президента Французской республики Николя Саркози и министра иностранных дел Бернара Кушнера) был принят план мирного урегулирования, получивший название "плана Медведева-Саркози"[6]. Первоначально он состоял из 6 пунктов:
1. Не прибегать к использованию силы.
2. Окончательно прекратить все военные действия.
3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.
4. Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.
5 пункт в трактовке российской и французской стороны звучал по-разному. В формулировке Дмитрия Медведева «Вооружённые Силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности», под российскими миротворческими силами подразумевались войска, продолжающие находиться на территории Южной Осетии и Абхазии для обеспечения «дополнительных мер безопасности».
В трактовке Н. Саркози в пункте 5 имеются в виду «Вооруженные Силы России, действующие в рамках мандата ОБСЕ, которые присутствуют в Осетии». В результате таких разночтений европейцы,
298
О. С. Самутина, К. В. Юматов, 2014
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
США и Грузия получили возможность обвинять Россию в нарушении плана мирного урегулирования.
6 пункт плана Медведева-Саркози вызвал столь же серьезные разночтения уже в ходе подписания и дальнейшей реализации. Первоначальная формулировка «Начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности» [6] в ходе переговоров была видоизменена. Исключены слова «Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии». В результате в русскоязычной версии документа осталась следующая фраза: «Международное обсуждение мер обеспечения безопасности и стабильности Абхазии и Южной Осетии». В Европейской версии была принята грузинская формулировка: «Международное обсуждение мер обеспечения безопасности и стабильности в Абхазии и в Южной Осетии» [9]. Это позволило толковать фразу как относящуюся не к независимым государствам Абхазия и Южная Осетия, а к регионам Грузии. Впоследствии глава миссии, посол Х. Хабер заявлял: «Мандат МНЕС действителен на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию, но мы не можем и не хотим продвигаться с усилием, задача наших мониторов стучаться в двери и просить доступ в Абхазию и Южную Осетию» [10]
В сентябре миротворческую миссию ООН продолжила «большая тройка» в лице Николя Саркози (глава страны-председателя ЕС), председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьера Соланы. В ходе их визита в Москву 8 сентября 2008 г. к 6 пунктам плана «Медведева-Саркози» прибавилось еще три:
1. «Полный вывод российских миротворческих сил из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, на линию, предшествующую началу боевых действий. Этот вывод будет осуществлен в течение 10 дней после развертывания в этих зонах международных механизмов, включая не менее 200 наблюдателей от ЕС, которое должно произойти не позднее 1 октября 2008 года» [29].
2. Международные механизмы наблюдения должны были осуществлять наблюдатели ООН, ОБСЕ и ЕС. Именно ЕС выступает гарантом неприменения силы.
3. Достигнута договоренность о начале международных дискуссий по урегулированию конфликта с 15 октября 2008 г. в Женеве. Должны были обсуждаться пути обеспечения безопасности и стабильности в регионе, вопрос о беженцах и перемещенных лицах и вопросы, внесенные с обоюдного согласия сторон [11].
Можно констатировать, что этот план стал отправной точкой в развертывании миротворческой миссии Европейского Союза в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
В спешном порядке 15 сентября 2008 г. была создана Миссия Наблюдателей Европейского Союза (МНЕС) в Грузии. По решению министров иностранных дел стран ЕС в МНЕС вошли 200 гражданских наблюдателей. 1 октября МНЕС приступила к
работе. Ее целью был контроль за соблюдением перемирия, заключенного по результатам августовской войны, а также способствование стабилизации ситуации [30].
Основные аспекты и направления деятельности миротворческой миссии Европейского Союза представлены в широком доступе на различных электронных ресурсах. Ключевым является официальный специализированный сайт Миссии Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM) на английском, грузинском и русском языках [12]. Миссия освещается на официальном сайте ЕС (European Union) [32], на Европейском голосе (European Voice) [31]. Помимо основных сайтов Европейского Союза задействованы и другие электронные ресурсы, которые представляют оценку и деятельность миротворческой миссии ЕС в Грузии.
Исходя из данных, размещенных на официальном сайте, Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии является невооруженной и гражданской. С точки зрения Европейского Союза "Мандат МНЕС охватывает всю территорию Грузии в рамках международно-признанных границ страны, хотя дефакто власти Абхазии и Южной Осетии до сих пор отказывают в доступе к территории, находящейся под их контролем. Миссия осуществляет круглосуточное патрулирование, уделяя особое внимание районам, прилегающим к административным границам Абхазии и Южной Осетии" [28]. В миссии участвуют мужчины и женщины различных профессиональных навыков для обеспечения сбалансированности ситуации в регионе. Главный офис миссии находится в Тбилиси, но наряду с ним функционируют региональные полевые в Мцхете, Гори, Зугдиди [28]. Помимо МНЕС, с миротворческой целью в Грузии от ЕС функционируют: Специальный Представитель ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии и Делегация Комиссии Европейского Союза [7] .
Основные цели Миссии сводятся к следующему: содействовать долгосрочной стабильности во всей Грузии и окружающем регионе, в краткосрочной перспективе стабилизировать ситуацию с уменьшением риска возобновления военных действий [33]. "Мандат Миссии включает в себя стабилизацию, нормализацию и построение доверия, а также предоставление отчётов ЕС для информирования органов, принимающих решения по вопросам европейской политики и, таким образом, способствует будущей вовлечённости ЕС в этом регионе" [28].
Итак, деятельность Миссии Европейского Союза в Грузии началась в сентябре 2008 г. и продолжается по сей день. Основные действия, итоги и результаты МНЕС представлены на сайте. Анализ материалов сайта и сравнительный анализ их с данными других ресурсов позволяют оценить степень эффективности и возможности реального решения основных задач миссией.
Самый первый пресс-релиз от 1 октября 2008 года освещает начало деятельности миротворческих сил ЕС по всем полевым офисам - Поти, Зугдиди, Гори, Тбилиси. Был осуществлен первый контакт с заинтересованными сторонами: представителями
грузинских властей, российского военного контин-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 299
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
гента и местного населения. Офицер связи МНЕС был размещен в МВД Грузии для осуществления коммуникации между правительством Грузии и европейскими миротворцами. Уже в этом пресс-релизе "МНЕС напоминает, что дата вывода российских сил истекает 10 октября, согласно соглашениям от 12 августа и 8 сентября" [5].
На первых порах одной из главных задач миссии, помимо установления контакта, являлось наблюдение представителями за демонтажем российских блок-постов. Начало этому процессу было положено 5 октября [20]. 10 октября Хавьер Солана в Брюсселе подтвердил вывод российских войск "из прилежащих к Южной Осетии и Абхазии территорий" [34] Несмотря на динамичное начало, сразу же проявились и основные проблемы, с которыми столкнулась МНЕС. В первую очередь, это отсутствие доступа на территорию Абхазии и Южной Осетии [10], проблема невзорвавшихся боеприпасов [21], гибель людей в приграничных районах, замедленное снятие российских блок-постов [18].
В отличие от взаимодействия с Южной Осетией, Абхазией и Россией, ситуация между МНЕС и Грузией имела положительную динамику. Уже в октябре 2008 г. между МНЕС и Министерством Внутренних Дел Грузии был подписан Меморандум о Взаимопонимании, который должен был обеспечить прозрачность в деятельности и передвижении полицейских сил Грузии [28]. На сайте МНЕС указывались некоторые проблемы с грузинскими силовиками, но они не имели далеко идущих последствий [14].
Первая встреча МНЕС с главой МИД Южной Осетии (в терминологии европейцев "де-факто Министром иностранных дел Южной Осетии") Михаилом Маирамовичем Миндзаевым состоялась 27 октября 2008 г. в присутствии главы российского гарнизона в Цхинвали Анатолия Тарасова. На встрече представители МНЕС подчеркнули, что Миссия Наблюдателей ЕС желает и готова осуществлять мониторинг всей территории, запросила информацию о структуре правоохранительных механизмов в Южной Осетии, соответственно был поставлен вопрос доступа Миссии в Южную Осетию [13].
Официальная позиция ЕС по пребыванию МНЕС в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов за 2008 г. фиксировала факт того, что существующие трудности в данном регионе требуют тщательного рассмотрения и постепенного решения. В реальности, с самого начала проявилась ситуация поддержки деятельности европейских миротворцев со стороны Грузии и ограничение ее влияния со стороны властей Южной Осетии и военной администрации российской армии. Эта тенденция сохранилась в последующий период.
2009 год начался с подписания МНЕС Меморандума о Взаимопонимании с Министерством Обороны Грузии. 26 января 2009 г. о подписании документа и его содержании сообщается на сайте МНЕС. Этот документ предусматривал ограничения передвижения грузинских вооруженных сил в районе административной границы с Абхазией и Южной Осетией, а также заблаговременное предоставление информации МНЕС о таком передвижении. В пресс-
релизах Миссии задача Меморандума о Взаимопонимании была в содействии не только стабилизации ситуации вдоль административных границ, но и выполнению первого пункта плана "Медведева-Саркози", который требует от сторон в конфликте отказа от применения силы [16].
На сайте МНЕС размещена информация, касающаяся использования огня как со стороны грузинских, так и южноосетинских, абхазских представителей. В то же время южноосетинские власти обвиняли и обвиняют МНЕС в бездействии относительно стягивания грузинских сил к административной границе с Южной Осетией. Миссия вынуждена заявлять опровержения на данные заявления [19]. Указывая на свои договоренности с Грузией о предварительном уведомлении о передвижении войск и полицейских, МНЕС подчеркивает: "Для того, чтобы ослабить напряжение и повысить уровень безопасности на территориях, прилежащих к административной границе с Южной Осетией, де-факто югоосетинские власти и российские силы должны сделать ответный шаг на эти соглашения. Стабильность будет иметь место только в случае, если все стороны будут способствовать этому" [19].
Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии в связи с увеличением напряженности в виде наращивания вооруженных сил вблизи административных границ призвала организовывать встречи Механизма по Предотвращению Инцидентов и Реагированию (МПИР). Исходя из информации МНЕС, это было вызвано и тем, что участились случаи гибели как военных, так и мирных жителей из-за различного рода "несчастных случаев". МПИР с участием Южной Осетии был создан в феврале 2009 г. в результате Женевских дискуссий [3]. Договоренность о начале проведения пятисторонних встреч с участием представителей Абхазии, Грузии, России, ЕС и ООН в Гале в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты была достигнута в ходе шестого раунда Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье 1 июля 2009 года [1].
В преддверии первой годовщины августовских событий 2008 г. МНЕС провела встречи с представителями грузинской и южноосетинской сторон с целью проявления сдержанности и не нарушения установленных договоренностей. В свою очередь МНЕС, как говорится в пресс-релизах, усилила патрулирование и готова решать вопросы в системе "горячей линии" [25]. В то же время в 2009 г. встречи с южноосетинским руководством несколько раз срывались [24]. Европейцы традиционно называли виновниками этого власти Южной Осетии. Тем не менее постепенно встречи Механизма по Предотвращению Инцидентов и Реагированию начинают играть особую роль. Это реальная площадка для обсуждения и инструмент для обмена информацией и поиска компромиссов в конкретных случаях. Даже на фоне очередного срыва переговоров в ноябре 2009 г. посол Хабер констатировал, что "регулярный обмен информацией между грузинскими, российскими, южноосетинскими участниками и представителями ОБСЕ и ЕС в рамках Механизма по Предотвращению Инцидентов и Реагированию способствовал возвра-
300 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
щению домой ряда задержанных на обеих сторонах административной границы" [24] .
Если взаимодействие с южноосетинскими властями постоянно получало информационное освящение на сайте МНЕС, то ситуация с Абхазией выглядела иначе. За полтора года проведения миротворческой миссии Европейским Союзом в Грузии на сайте МНЕС не было опубликовано пресс-релизов относительно встреч и договоренностей с "де-факто властями Абхазии".
В 2010 году пресс-релизы МНЕС очень часто освещают инциденты, связанные с задержанием либо грузинских граждан [22], либо граждан Южной Осетии [23], которые опять-таки возникают из-за нахождения близ административных границ. МНЕС пришлось столкнуться с новой проблемой, которая выражается в демаркационных работах вдоль административных границ со стороны Южной Осетии [15]. Так, восьмая встреча в рамках МПИР проходила совместно с МНЕС и ОБСЕ, была посвящена вопросам относительно расположения административной границы и процедурах ее пересечения [2].
Между МНЕС и Министерством Обороны Грузии было достигнуто в июле 2010 г. соглашение о повышении прозрачности деятельности со стороны Грузии. Европейские миротворцы подчеркивали, что соглашение принято в целях документирования строгого соблюдения Грузией принципа неприменения силы [27].
Исходя из опубликованных данных на сайте МНЕС, 2011 г. ознаменовался проведением многочисленных встреч в рамках МПИР при совместном сотрудничестве МНЕС и ОБСЕ. На этих встречах обсуждались острые и насущные вопросы относительно ситуаций, возникающих вдоль административной границы Южной Осетии. Например, на десятой встрече МПИР, которая состоялась в Эргнети 13 марта, обсудили всестороннее решение проблемы задержания, улучшение свободы передвижения вдоль административной границы, включая установленные пункты пересечения. Помимо простого пересечения административных границ ставятся и вопросы о доступе к сельскохозяйственным угодьям на данных территориях [4].
Представители МНЕС очень часто подчеркивают, что Миссия наблюдателей ЕС серьезно относится к любым событиям, которые могут негативно повлиять на стабильность вблизи административной границы, и внимательно следит за ситуацией [17].
В сентябре 2011 г. главой МНЕС стал А. Тышкевич, который заявил, что МНЕС является одной из самых успешных миссий ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны Европейского Союза [26].
16 ноября 2011 г. состоялся визит Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон на Южный Кавказ, где на встрече с ней А. Тышкевич подчеркнул, что Грузия была очень прозрачной с точки зрения военных структур и деятельности... выразил признательность за односторонние меморандумы о взаимопонимании с грузинскими министерствами внутренних дел и обороны, за которыми "к сожалению не последовали
ответные шаги России или де-факто властей Южной Осетии и Абхазии" [8].
2012 г. отмечен частыми созывами внеочередных встреч в рамках МПРИ в связи с задержанием лиц пересекающих административные границы. МНЕС неоднократно выражала свое недовольство относительно насильственных инцидентов, происходящих со стороны участников конфликта, и подчеркивала, что такие насильственные действия недопустимы, и они могут только дестабилизировать ситуацию.
В 2012 г. РФ проводила военные учения "Кавказ 2012", по этому поводу А. Тышкевич попросил все стороны проявлять сдержанность и отказаться от любых действий или заявлений, которые могут способствовать усугублению ситуации.
По мнению представителей МНЕС, большим подспорьем в разрешении насущных вопросов является горячая линия, по которой могут связаться как грузинские, так и южноосетинские, абхазские представители и обсудить происходящие события.
К 2012 - 2013 гг. сложились ключевые проблемы, которые находят отражение в деятельности Миротворческой Миссии Европейского Союза в Грузии, в обсуждениях во время встреч МПРИ в Эргнети и получают резонанс в Женевских международных дискуссиях до настоящего времени. Таковыми проблемами с точки официальных интернет-ресурсов МНЕС являются:
1. Невозможность для МНЕС проводить мониторинг и деятельность на территории Южной Осетии и Абхазии;
2. Нежелание России, Южной Осетии и Абхазии сотрудничать с МНЕС в вопросах контроля за передвижением и дислокацией военных и полицейских сил.
3. Отсутствие четкого юридического и практического понимания территориальных границ Южной Осетии.
4. Отсутствие разработанного механизма эффективного контроля и возможностей реализации передвижения для военных, полицейских и жителей приграничных районов. В связи с этим происходят постоянные стычки, обстрелы полицейских и военных патрулей и аресты осетин в Грузии и грузинских граждан в Южной Осетии.
5. Неурегулированность пограничных проблем между Грузией и ее бывшими автономиями ведет к столкновениям из-за земельных и водных ресурсов в пограничных регионах. Кроме того, возникают вопросы сохранности и чистоты пресной воды в реках Южной Осетии и Грузии.
6. Судьба многочисленных беженцев грузин из Южной Осетии и Абхазии.
Изучение динамики эволюции информационного потока, связанного с интернет-ресурсами Миссии наблюдателей ЕС в Грузии, показывает, что можно предварительно выделить два этапа в деятельности МНЕС.
1. Осень 2008 - 2009 гг. - контроль за выводом грузинских и российских войск из района конфликта. Важнейшей задачей МНЕС становится недопущение затягивания нахождения российских войск. В этот период происходит налаживание механизма
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 301
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
взаимодействия между европейцами, Южной Осетией, Россией и Грузией. Т. е. ключевой задачей было недопущение реминисценций вооруженного противостояния.
2. 2010 - 2013 гг. - действия по формированию механизмов взаимодействия бывших военных противников для налаживания мирной жизни и функционирования экономики и политической жизни.
В то же время Миссия ЕС на этом этапе активно проводит политику, которая подчеркивает позитивную роль Грузии в этих вопросах и негативную Южной Осетии, Абхазии и России. Диалог с Абхазией вообще на долгое время был прерван. Южная Осетия занимает менее радикальные позиции.
В целом, подводя итог информационному освещению деятельности Миссии наблюдателей ЕС в Грузии, необходимо отметить, что она стала не просто инструментом миротворчества на Южном Кавказе. Именно анализ информационных ресурсов хорошо показывает, что дополнительной задачей миссий является создание положительного образа Грузии
как страны, которая готова стремиться к миру, выполнять требования международного сообщества и осознать ошибки. Образ "де-факто руководства" Южной Осетии, Абхазии и стоящей за ними России показан как не склонный к мирным решениям и компромиссам, постоянно подчеркивается ограничительный характер действий этих сторон по отношению к МНЕС. Таким образом, интернет-ресурсы МНЕС являются еще и инструментом продвижения главных целей ЕС на Кавказском направлении, которые заключаются в максимальном ослаблении влияния России и увеличения влияния Запада. Русскоязычный вариант сайта МНЕС позволяет распространять необходимые идеологические и PR-механизмы на русскоязычную аудиторию всего постсоветского пространства, в том числе и Российской Федерации. На фоне современного украинского кризиса между Россией и ЕС сайт МНЕС отражает более мягкий вариант той же идеологии подчеркивания образа РФ как страны агрессивной и не склонной к правовым решениям.
Литература
1. В Абхазии намечена очередная встреча по предотвращению инцидентов // Кавказский Узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/203560/ (дата обращения: 15.06.2014).
2. Восьмая встреча в рамках Механизма по Предотвращению Инцидентов и Реагированию на них состоялась в Эргнети // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.-eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2487/?year=2010&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
3. Встреча в рамках Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них состоялась в Эргнети // OSCE. URL: http://www.osce.org/ru/cio/74550 (дата обращения: 15.06.2014).
4. Десятая встреча МПИР состоялась в Эргнети // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2585/?year=2011&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
5. Заявление для прессы Главы МНЕС, посла Хансйорга Хаммера 1.10.2008 г. // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_-releases/522/?year=2008&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
6. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам переговоров с Президентом Франции Николя Саркози 12 августа 2008 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://archive.-kremlin.ru/appears/2008/08/12/2004_type63374type63377type63380type82634_205199.shtml (дата обращения:
15.06.2014).
7. ЕС в Грузии // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://-eumm.eu/ru/eu_in_georgia (дата обращения: 15.06.2014).
8. Кэтрин Эштон встретилась с Главой МНЕС // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2850/?year=2011&month= (дата обращения: 15.06.2014).
9. Лавров: Саакашвили подписал не тот документ о мире, ему кто-то дописал букву "в" // Сайт NEWSru.com в России. URL: http://www.newsru.com/ russia/03sep2008/bukva_i_duh_print.html (дата обращения: 15.06.2014).
10. Мандат МНЕС действителен на всей территории Грузии // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/224/?year=2008-&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
11. Медведев и Саркози проговорили несколько часов: к их плану добавились пункты, вступающие в силу немедленно // Сайт NEWSru.com в России. URL: http://www.newsru.com/russia/08sep2008/peregovory_-save.html (дата обращения: 15.06.2014).
12. Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://www.eumm.eu/ru/ (дата обращения: 15.06.2014).
13. Миссия наблюдателей от Европейского Союза провела технические переговоры с де-факто Министром Иностранных Дел Южной Осетии // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/219/?year=2008&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
14. МНЕС выражает озабоченность в связи с размещением новых транспортных средств грузинской полиции // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_-and_public_information/press_releases/670/?year=2008&month=12 (дата обращения: 15.06.2014)
302 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
15. МНЕС изучает заявления относительно демаркационных работ в регионе Шида Картли // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_-
information/press_releases/2317/?year=2010&month=12 (дата обращения: 15.06.2014); МНЕС выражает озабоченность в связи с демаркационными работами вдоль административной границы с Южной Осетией // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_-information/press_releases/2472/?year=2010&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
16. МНЕС и Министерство Обороны Грузии подписали Меморандум о Взаимопонимании // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_-
information/press_releases/813/?year=2009&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
17. МНЕС не обнаружила никаких свидетельств организации провокационного марша мира 26 августа //
Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_-
and_public_information/press_releases/2778/?year=2011&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
18. МНЕС обеспокоена ситуацией в Переви // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/241/?year=2008&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
19. МНЕС опровергает заявления де-факто югоосетинских властей // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/995/-
?year=2009&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
20. МНЕС подтвердила демонтаж первого блок-поста // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в
Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/521/?year=2008&-
month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
21. МНЕС предупреждает об опасности невзорвавшихся боеприпасов. 17.10.2008 г. // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/-press_releases/518/?year=2008&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
22. МНЕС приветствует освобождение задержанных лиц и надеется, что это является началом к после-
дующим освобождениям // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2132/?year=2010&month= 12 (дата обращения:
15.06.2014) .
23. МНЕС приветствует освобождение задержанных грузинским правительством лиц и призывает власти
де-факто Южной Осетии к аналогичному шагу. 6.04.2010 // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2070/?year=2010&-
month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
24. МНЕС сожалеет о решении участников юго-осетинской стороны не принимать участия во встрече Механизма по Предотвращению Инцидентов и Реагированию на них 19 ноября // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/-1777/?year=2009&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
25. МНЕС УСИЛИВАЕТ ПАТРУЛИРОВАНИЕ В ЭТО ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/-press_releases/1636/?year=2009&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
26. Новый Глава МНЕС, Посол Тышкевич подчеркнул роль Миссии в процессе стабилизации и укрепле-
ния доверия между сторонами // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_information/press_releases/2808/?year=2011&month= 12 (дата обращения:
15.06.2014) .
27. Новое соглашение МНЕС с Министерством Обороны Грузии повышает прозрачность // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://eumm.eu/ru/press_and_public_-
information/press_releases/2219/?year=2010&month=12 (дата обращения: 15.06.2014).
28. О МНЕС // Миссия Наблюдателей Европейского Союза в Грузии (EUMM). URL: http://www.eumm.eu/ru/about_eumm (дата обращения: 15.06.2014).
29. Терехов А. Российских миротворцев заменят немцы, французы, итальянцы // Независимая газета. 2008. 15 сентября. URL: http://www.ng.ru/world/2008-09-15/9_eurounion.html (дата обращения: 15.06.2014).
30. Calleja R. R. EUMM Georgia: A mission in the Caucasus geopolitical crossroads // Diplomacy Status Quo.
URL: http://diplomacystatusquo.wordpress.com/2013/02/27/eumm-georgia-a-mission-in-the-caucasus-geopolitical-
crossroads/ (дата обращения: 15.06.2014).
31. European Voice. URL: http://www.europeanvoice.com/ (дата обращения: 15.06.2014).
32. European Union. URL: http://europa.eu/index_en.htm (дата обращения: 15.06.2014).
33. Handbook for the European Union Monitoring Mission in Georgia // Refworld. URL: http://www.-refworld.org/docid/4ee9d22c2.html (дата обращения: 15.06.2014).
34. Solana J. EU High Representative for the CFSP, confirms the withdrawal of Russian forces from the zones adjacent to South Ossetia and Abkhazia // ^uncil of the European Union. URL: http://www.consilium.-europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/declarations/103268.pdf?year=2008&month=12 (дата обращения:
15.06.2014) .
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 303
| МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Информация об авторах:
Самутина Ольга Сергеевна - магистрант факультета истории и международных отношений КемГУ, [email protected].
Olga S. Samutina - Master’s Degree student at the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.
Юматов Константин Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и международных отношений КемГУ, [email protected], [email protected].
Konstantin V. Yumatov - Candidate of History, Associate Professor, Dean of the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 31.07.2014 г.
304
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2