Научная статья на тему 'Россия глазами египтянина поездка Мухаммеда Талаата в Петербург в 1906-1907 гг'

Россия глазами египтянина поездка Мухаммеда Талаата в Петербург в 1906-1907 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
МУХАММЕД ТАЛААТ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG / MOHAMED TALAAT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия глазами египтянина поездка Мухаммеда Талаата в Петербург в 1906-1907 гг»

В 1907 г. в каирском издательстве «Дар ат-такаддум» («Прогресс») вышла книга Мухаммеда Талаата «Путешествия и наблюдения» («ас-Сейр ва-н-Назар»). В небольшом пояснении к ней говорится, что «записки автора... содержат сведения о русских землях, о положении мусульман на них, а также о Тунисе, Тараблюсе и Мальте, об отношении к мусульманам во Франции, Англии и России».

В отличие от россиян, совершавших немало путешествий в Египет в средневековье и новое время, египтяне ездили в Россию крайне редко, а опубликованные записки об этих поездках до книги Мухаммеда Талаата вообще не известны. Тем ценнее для нас эта небольшая (80 страниц малого формата) книга, благодаря которой мы можем судить о том, как воспринимали египтяне Россию и русских столетие назад.

История поездки Мухаммеда Талаата в Петербург началась в августе 1906 г., когда в каирском доме его посетил Сабир Алим-эфенди - татарин, выпускник мусульманского университета аль-Азхар. Он вручил Талаату письмо своего татарского друга, российского подданного Лутфаллы Шукри аль-Исхаки, который, как и его брат Ахмед-эфенди Исхаки, тоже был выпускником аль-Азхара. Оба получили отличное религиозное образование и провели значительное время на Востоке, в частности, в Египте, в Хиджазе и в Сирии. Мухаммед Талаат был знаком с братьями уже давно. «Нас связывала, - пишет он в книге, - взаимная любовь и прочная дружба, что подтверждается касыдой, которую я посвятил им в 1902 г.» (с. 12).

Из письма Мухаммед Талаат узнал о том, что его приглашают в Санкт-Петербург в качестве редактора арабской газеты «ат-Тильмиз» («Ученик») с окладом 100 рублей в месяц. Поначалу он не принял это приглашение, побоявшись революционных волнений в России. Однако, «благодаря на-

стойчивости одних и давлению других», Мухаммед Талаат согласился и уже 16 октября 1906 г. отплыл из Александрии на «самом большом и чистом» пароходе Русского Общества Пароходства и Торговли «Чихачев», делавшем по 19 морских миль в час (с. 13-14).

25 октября пароход прибыл в Одессу. Поскольку нашего путешественника главным образом интересовали мусульмане, проживающие в России, то первое, что он выяснил, - это число мусульман в городе. По словам Мухаммеда Талаата, на момент его прибытия их численность не превышала 300 человек. Большинство было занято в торговле, некоторые владели ресторанчиками и постоялыми дворами. Главой мусульманского землячества в Одессе был человек по имени Джамиль Тулаа. Автор отмечает, что Тулаа исполнился 51 год, он был крепкого телосложения, немного полноватый; хорошо понимал литературный арабский язык, но испытывал затруднения при необходимости говорить на нем продолжительное время. Талаат считал, что деятельность Джамиля Тулаа в Одессе приносит большую пользу для мусульман, приезжающих в этот город. «У него нет иного долга, кроме как заниматься делами правоверных во время их краткого пребывания в городе и организацией их молитвы» (с. 37).

Мухаммед Талаат отмечает, что одесский порт считается крупнейшим черноморским портом Российской империи. Он восхваляет красоту города, его большие здания; замечает, что широкие и прямые улицы Одессы настолько хороши, что восхищают взор; он также восторгается бульварами, особенно теми, которые выходят на море, говоря, что по великолепию и изяществу равных им нет. Автор упоминает огромную лестницу, ведущую к морю, и располагающееся рядом с ней механическое устройство, которое с помощью двух машин, похожих на трамвайные вагоны, поднимает и опускает гуляю-

щих, а также тех, кто не может передвигаться самостоятельно.

Мухаммед Талаат пишет, что в Одессе существует музей древностей, общественная библиотека, школы; он также упоминает о развитом промышленном производстве и высокой коммерческой активности населения, поскольку порт является связующим звеном в торговле не только с Турцией, но и с Востоком вообще (с. 38).

По отзыву Мухаммеда Талаата, Джамиль Тулаа оказал ему полное гостеприимство и сделал все возможное для продолжения его путешествия, а в день отъезда, поскольку сам был занят подготовкой к отправке большого числа паломников в Мекку, направил местного муэдзина проводить его на железнодорожный вокзал. На вокзале Талаату вручили три билета: один для поездки с указанием номера вагона и места, другой для питания и третий на оплату за скорость курьерского поезда (с. 39).

Поскольку в вагоне-ресторане работали мусульмане-турки из Касимова (правда, нашему путешественнику показалось, что весь обслуживающий персонал был из этого города), у Мухаммеда Талаата не было проблем с питанием, что было особенно важно, так как поездка проходила в месяц поста Рамадан. Его приглашали к ифтару вместе с ними, а к сухуру еду приносили в купе. Однако, как пишет автор, объяснялся он с работниками вагона-ресторана с большим трудом, так как «знал немного по-турецки, а они совсем мало из немногого» (с. 39). «Так я оставался под их охраной и на попечении все это время, как в волшебном сне, по сравнению с другими пассажирами, отличаясь от них одеждой, цветом лица, не понимая их язык. Провел всю поездку молча, иногда обмениваясь мимикой и жестами с соседями» (с. 39).

По прибытии в Санкт-Петербург 16 ноября Талаата встретил Абдель Рашид Ибра-хим-эфенди с одним из бывших студентов аль-Азхара. Железнодорожный вокзал поразил египтянина своей «громадностью, высотой, вместимостью и прекрасным видом» (с. 40).

«Проехав несколько шагов в повозке, я не услышал скрип колес, - пишет далее автор. - Вместо них оказались железные по-

лозья, которые скользили по снегу, покрывавшему все улицы, деревья и крыши в городе и весь путь от Одессы до Санкт-Петербурга. В самой Одессе я не видел ничего подобного, но, выехав из нее и проснувшись на следующее утро, я увидел снег на станции и подумал, что это гипс или известь, оставшиеся после стройки или ремонта на станции. Уже потом я понял, что это. Повозка поворачивала направо и налево, и я с удивлением смотрел по сторонам до тех пор, пока она не остановилась перед величественным зданием. Это был дом, один этаж которого занимал господин Абдель Рашид. Он вмещал большой зал с дорогой мебелью и роялем, из которого дверь вела в другую гостиную, с левой стороны находился вход в небольшую комнату-библиотеку, а между ними - коридор, ведущий в столовую» (с. 41).

Следующая глава книги посвящена непосредственно Санкт-Петербургу. Начинает ее Мухаммед Талаат с географического описания города, истории его создания. Автор указывает на то, что, став столицей России, город превратился, с точки зрения архитектуры, в крупнейший мировой центр. В книге описывается жизнь Петра I, его созидательная государственная деятельность; дается историческая справка о царствовании Рюриковичей на Руси, появлении племени русичей, крещении Руси, русско-польских войнах, в результате которых Польша до XVIII в. владела частью русских земель; объединении Руси во время царствования Ивана III, появлении династии Романовых (с. 42-44).

Затем наш путешественник снова обращается ко времени выбора устья Невы в качестве места для строительства новой столицы. Такой выбор был обусловлен отсутствием связи России с западными государствами. Автор указывает на то, что царь выполнял работу сам, и даже удалил зуб работнику, который пришел к нему, жалуясь на зубную боль (с. 44). Чтобы заставить переехать жить в новый город, Петр I перевез туда мощи святых и религиозные памятники, которые находились в церквях Москвы и Киева. Таким образом, отмечает автор, его заботой, изобретательностью и упорством Санкт-Петербург стал одним из крупнейших городов

мира как по величине, так и по красоте, и насчитывает 2,5 млн. жителей. Нева и ее каналы делят город на шесть островов, однако многочисленные каменные и металлические мосты на реке Неве и ее протоках делают сообщение по городу очень легким. Все эти каналы и протоки наряду с высокими прочными тротуарами и прекрасными железными решетками причудливой формы, стоимость изготовления которых невозможно оценить, заставляют изумляться при подсчете этих затрат (с. 44-45).

Далее автор пишет, что считает необходимым обратиться к тому, кто предпримет путешествие в холодные страны, с кратким советом, что нужно знать о той или иной нации (с. 45). Нет ничего важнее, чем знать о верованиях в этих странах. В России, по словам автора, два основных религиозных направления - православие, к которому относится большинство населения, и католицизм, чьих последователей меньшинство; между ними иудеи и мусульмане. Все они больше, чем в других странах, привержены своей религии и менее суеверны; а также более чистосердечны, богобоязненны, честны, особенно те, кто принадлежит к мусульманской вере. Существует скрытая враждебность между православными и католиками, равно как и между последними и иудеями. Что касается мусульман, то к ним все они относятся ровно; я, отмечает автор, жил в еврейской семье, но они меня не принимали до тех пор, пока не убедились, что я

- мусульманин (с. 46). Вероятно, это замечание автора объясняется, прежде всего, тем, что на него, зарубежного мусульманина, смотрели как на некую диковинку. Вместе с тем, пишет путешественник, он также жил и в православной семье, и его не брали на постой до тех пор, пока не убедились, что он - не иудей.

Православные с уважением относятся к церквям, храмам, а также священнослужителям. По словам автора, он часто видел, как кучер, проезжая мимо церкви или иконы какого-либо святого, быстро снимал шапку и многократно крестился. Это же делали все прохожие и пассажиры экипажей. Подобные действия произвели на Мухаммеда Талаата сильнейшее впечатление, так как «олицетворяли в моих глазах единство

Всевышнего и Создателя и расположенность и готовность всех к возвеличиванию и поклонению ему» (с. 46).

Разговоры об унижении достоинства и притеснении русскими мусульман, как замечает путешественник, неверны. А некоторые влиятельные особы, демонстрирую -щие это, бросают тень своими действиями на всю нацию (с. 46). Русские, по мнению Мухаммеда Талаата, - это кроткие, дружелюбные и благочестивые люди. Аргументирует он это тем, что за девять месяцев пребывания в России не видел ни одной драки на улицах или в общественных местах. Он также добавляет, что «в их религиозных обычаях нет того, что бывает у нас, кроме наличия ряда торжеств, связанных с некоторыми святыми, как у нас день рождения Пророка»» (с. 46-47).

Сила религиозных убеждений в сердцах русских - основная причина отсутствия у них преступлений. Не противоречат этому высказыванию, по мнению автора, жестокие поступки, совершаемые «членами революционного комитета» (видимо, эсерами. -Авт.): у них нет веры во что-нибудь по причине туманности их убеждений, заимствованных из атеистических книг французских философов.

Первое, что потребовали от Мухаммеда Талаата как редактора - написать несколько слов, обращенных к мусульманам. Это обращение было опубликовано в № 7 газеты «ат-Тильмиз» от 1 декабря 1906 г. в форме касыды под названием «К мусульманам» (с. 47-50). Смысл стихотворения сводится к тому, что в отставании в развитии некоторых сфер исламского общества от российского виноваты иноземцы, которые долгое время господствовали над нами. Мусульмане должны еще более укрепиться в своей вере, чтобы выйти из состояния отсталости и добиться прогресса. Здесь же автор касается женского вопроса, заявляя о том, что одной из причин отсталости исламского мира является то, что мусульманку оставили в невежестве, а между тем она своим молоком вскармливает сыновей-мусульман. К стихотворной форме изложения своих мыслей Мухаммед Талаат прибегает несколько раз (с. 12-13, 14-15, 66-67, 71-79).

«Мусульмане не угнетены в своей вере»,

- продолжает автор (с. 50). По его словам, их в России насчитывается 25 млн. (согласно переписи населения 1897 г., 14 млн. -Авт.). В российской столице проживает около 10 тысяч мусульман, главным образом, торговцев и ремесленников. Среди них есть значительные и богатые персоны. У столичных мусульман не было мечети, для моления они арендовали дом. «Через газету “ат-Тильмиз” мы призвали общественность подписаться, а также направили письмо всем главам мусульманских государств. На призыв ответил только бухарский эмир аль-Джалиль, который предоставил деньги на покупку земли для строительства мечети из собственного кармана. Это побудило население эмирата собирать средства. Был собран значительный капитал наряду с деньгами, которые удалось найти президенту Исламской благотворительной организации в Санкт-Петербурге, мусульманину-поляку.

Удалось купить большой дом на Невском проспекте, однако до сих пор больше ничего не сделано. Большую роль в подписке сыграл заслуженный и богатый мусульманин Мухаммед Алим Максудов-эфенди, благочестивый и бескорыстный человек с высокими помыслами и идеалами» (с. 50-51).

Далее Мухаммед Талаат переходит к характеристике экономического состояния России. Он пишет, что экономика страны находится в постоянном развитии и не отстает от других европейских стран, если не превосходит их (с. 51). Развиты многие отрасли промышленности. Здесь производится практически все, что создает Европа, много фабрик и заводов, очень хорошо развита лесообрабатывающая отрасль. На Урале добывается белое золото - платина (с. 52).

Сельское хозяйство, в основном, специализируется на производстве пшеницы в силу соответствующего климата и свойств русской земли. Выращивается также капуста, которая идет, как замечает автор, на приготовление русского супа (борща). Состояние сельского хозяйства - как у нас в Верхнем Египте, так как ждут таяния снегов и спада воды, а затем сеют. Помимо аграрного сектора развита и обрабатывающая промышленность. Женщины и дети занима-

ются укладкой фруктов - яблок, груш и т.д.

- в ящики, как у иностранных производителей и торговцев фруктами в Египте (с. 52).

Переходя к проблеме образования, Талаат пишет, что «имеются все виды многочисленных частных школ, кроме научных и религиозных учебных заведений, которые принадлежат правительству. В каждой школе, будь то казенная или частная, существует специальная ученическая форма. Это же касается людей ремесла - портных, слесарей, кучеров, одежда с эмблемами которых отличается пошивом, она также довольно изящна. Следует заметить, что ученики начальных и средних школ не имеют права посещать общественные места - кофейни и т.д., куда могут входить только учащиеся высших учебных заведений. В Египте, наоборот, азартные и развратные места заполнены молодежью, будь то учащиеся государственных или частных школ» (с. 53).

У мусульман Санкт-Петербурга есть «простейшие начальные школы», или кут-табы, на которые правительство не имеет никакого влияния, но очень мало среди них таких, которые находятся в руках знающих и образованных людей. Средства их существования - благотворительные (с. 54). У мусульман была возможность объединиться при основании большой школы в столице, однако они испытали при этом большие трудности. Тем не менее, считает Мухаммед Талаат, «русское правительство - это не французское правительство, которое основало промышленную школу в Тунисе на средства вакфов школы ас-Садыкийя, которая затем перешла в частные руки французских подданных. В ней училось не более шести мусульман, потому что французы считали, что образование портит мусульманские нравы» (там же). Более того, русские власти, по словам автора, уравняли в правах своих подданных. Можно видеть, что государственные гимназии принимают одновременно мусульманских мальчиков и девочек, так же как в высшие учебные заведения принимаются вместе русские юноши и девушки. То же самое происходит в военных училищах, после их окончания многие мусульманские выпускники делают карьеру вплоть до контр-адмирала. Однако рус-

ское правительство хотело бы перевести обучение в мусульманских школах на русский язык, а при обучении и использовании татарского языка прибегать к помощи русского алфавита.

Автор пишет, что состояние образования среди мусульман России улучшается стремительно, как бурный поток, не только среди прослойки богатых, но и бедных. В каждой деревне есть куттаб для изучения священного Корана; учителя ничего не получают от учеников, кроме связки дров, которую они приносят в качестве топлива для обогрева. Климат в России очень суров, и температура доходит до 30 градусов ниже нуля, в большинстве же случаев она колеблется от 20 до 25. Постоянный снегопад напоминает разлетающиеся хлопья хлопка.

Богатые, по словам автора, открывают в каждом квартале куттаб или несколько кут-табов. Один из богачей в Баку создал сто куттабов за свой счет. Обеспеченные люди стремятся помогать бедным, питают уважение к улемам, а также большую симпатию к арабам.

В целом, отмечает Мухаммед Талаат, положение российских мусульман сейчас намного лучше, чем их собратьев в остальном мире, с цивилизационной точки зрения, для них характерно постоянное движение вперед. Один из них, имея большое состояние, открыл куттаб в Харбине и, по мнению автора, несомненно преуспеет в распространении ислама в Китае среди русских мусульман (с. 56).

Санкт-Петербург поразил автора упорядоченным уличным движением. Совершенно удивительно в русской столице, замечает путешественник, что улица поделена на несколько полос - часть для пешеходов, другая - для повозок, третья - для трамваев, четвертая - для прогулок. На перекрестках улиц, как правило, разбиты скверы, в центре которых находятся памятники литераторам, полководцам, ученым, политикам, царям. Важнейшая магистраль города, Невский проспект, протянулась с востока на запад на 5 км. По обеим сторонам его находятся отели, театры, клубы, музеи, церкви, а также магазины, наполненные многообразными товарами (с. 57).

К удивительным явлениям, с точки зрения Мухаммеда Талаата, можно отнести то, что электрические трамваи всю зиму едут по замерзшему снегу из столицы в деревню под названием «Петербургская сторона». Снег замерзает на глубину до трех метров, а с наступлением мая его раскалывают, берут большие глыбы и хранят в подвалах под землей для использования летом. А лето у них с мая по начало сентября (с. 57).

К диковинкам автор относит и то, что мостов, перекинутых через Неву и протоки, насчитывается 150. Площадь озера Ладога достигает 18000 кв. км, длина - 200 км, а ширина - 158 км. Люди едут туда на отдых на небольших прогулочных судах, до него

- пять железнодорожных станций и двадцать одна остановка трамвая (с. 57).

Удивило путешественника обслуживание высокопоставленных особ, в частности, царской семьи: водители их автомобилей и карет носят одежду из красной парчи, расшитой позументом, офицеры носят также отличную одежду и отличное оружие (с. 58).

Каждая церковь в России связана с историческим моментом, пишет Талаат. В России есть особые традиции: в честь каждого важного исторического сражения, в котором одерживается победа, строится церковь, а при ней хранятся трофеи. Так, в Санкт-Петербурге есть церковь, перед которой расположены османские пушки (там же).

Перечисляя достопримечательности города, Мухаммед Талаат пишет: «Одна из диковинок Санкт-Петербурга, Египетский мост через Неву, построенный во времена Петра I, указывает на его стремление захватить наш дорогой Египет» (с. 59). Это утверждение нелепо уже потому, что Египетский мост был построен сто лет спустя после смерти Петра Великого, в 1826 г., и не через Неву, а через Фонтанку. Возможно, в столь своеобразной форме отразился слышанный автором когда-то факт высадки русского десанта в Стамбуле в 1833 г., предпринятой для того, чтобы предотвратить захват столицы Османской империи египетскими войсками.

Среди привычек русских Мухаммед Та-лаат называет их любовь к чаю. Его поку-

пают в многочисленных лавках и магазинах, где продавцами работают женщины. Только в винных магазинах покупателей обслуживают исключительно юноши и мужчины. Магазины открываются с 11 часов утра и работают до двух часов ночи. По воскресеньям все лавки закрыты, кроме тех, которые продают продукты, но и они открываются после полудня.

По словам автора, восхищение вызывает царская библиотека, которая располагается в просторном и строго оформленном помещении (с. 59). Там хранится около 1700 тыс. томов, 40 тыс. рукописей и 80 тыс. рисунков. «Я посетил библиотеку с Абдель Рашидом эфенди Ибрагимовым, - пишет автор, - ознакомился с экземпляром священного Корана. Говорят, что это экземпляр Корана Османа» (с. 60).

К достопримечательностям столицы, пишет далее автор, также относится известный музей, где хранятся экспонаты различных эпох. На территории музея, в двухэтажном здании, располагается картинная галерея. Там выставлены картины, изображающие военные сражения, а также знаменитых людей, полководцев, поэтов, писателей, царей и королей разных эпох, написанные кистью знаменитых художников. Есть полотна, изображающие Наполеона Бонапарта, пожар Москвы; там также выставлены картины на религиозную тему (с. 60). В залах музея можно увидеть начинающих художников и художниц, занимающихся копированием картин (с. 61).

Среди явлений, привлекших внимание автора, - деятельность благотворительной ассоциации, которая открыла бесплатные столовые для бедняков. Для тех, кто имеет свидетельство о том, что он - бедный, стоимость тарелки похлебки там не превышает трех копеек.

Впечатлений у Мухаммеда Талаата очень много, одно сменяет другое, часто они изложены в книге бессистемно. Так, автор упоминает, что в публичных домах нет ни одной мусульманки. Однажды, когда верхушка татарской общины в столице узнала о том, что в городе появилась группа мусульманок во главе с иностранкой с целью попасть на работу в публичный дом, она обратилась к властям с требованием,

чтобы они были высланы из столицы. Требование было удовлетворено (с. 61).

По наблюдению автора, согласно местным законам, желающий построить дом обязан был выделить помещение для общественных нужд (с. 61). Поэтому в Санкт-Петербурге отсутствуют общественные туалеты, принадлежащие местным властям (с. 62).

Привлек внимание Мухаммеда Талаата и тот факт, что власти издавали справочник о проживающих в городе независимо от пола и возраста каждые шесть месяцев. Для этого имелись специальные учетчики, фиксировавшие соответствующие изменения. «Если ты приедешь в Санкт-Петербург, например, и спросишь о местожительстве какого-нибудь человека, - отмечает автор, -то пишешь просьбу за три копейки в почтовом управлении, и тебе подскажут необходимый адрес. Для того, чтобы записать в справочнике адрес, у каждого швейцара в доме имеется амбарная книга, полученная от губернатора, в которой тот записывает сведения о новом жильце. Дома строятся в виде квадрата с обширным двором. Каждый дом имеет входы с внешней и внутренней стороны. У каждого крыльца с внешней стороны сидит швейцар в особой одежде и слуга, т.е. “бавваб”, который именуется “дворник”. В обязанность швейцара входит оповещение дворника о том, что происходит в доме, он же должен получать корреспонденцию от почтальона и вручать ее жильцам (с. 62). Таким образом, власти избавились от ночных сторожей и ограничились объездом города конной полицией в ночное время» (с. 63).

Любопытно, на взгляд Мухаммеда Та-лаата, что по заказу правительства печатается карта города, где очень внятно разными цветами помечены все государственные магазины, а также иностранные консульства, школы, благотворительные ассоциации, поликлиники и больницы, пожарные депо. К карте прилагается небольшая тетрадка, в которой содержатся указания для полиции и жителей города, и продается это все за 10 копеек (с. 63).

В Санкт-Петербурге, отмечает Мухаммед Талаат, нет арабов, кроме Антуна Хащ-щаба, очень скромного, благочестивого,

знающего, говорящего на арабском, французском, персидском и турецком языках. Он с самого детства учился в русских школах (с. 64), позднее служащим русского банка поехал работать в Иран. Там выучил персидский язык, через несколько лет вернулся в Россию. «Я покинул Россию в мае 1907 г. накануне его назначения в российский МИД на высокую должность, - пишет автор. - Антун-эфенди женат на достойной во всех отношениях русской женщине, которая являет собой совершенное чудо. Они сделали все возможное для меня, и я до сих пор премного им благодарен» (с. 65).

Раздувание нехороших слухов о России, порочащих ее престиж и авторитет, не имеет под собой никакого основания, считает Мухаммед Талаат. Возможно, это происходит потому, что здесь действует революционная организация, напоминающая младотурок. Она, однако, практикует убийство представителей власти, а также подрыв правительственных зданий с целью свержения режима. В стране, по мнению автора, не существует неразрешимых проблем между правительством и нацией, кроме раздела земли. Вся она принадлежит правящей семье и верхушке землевладельцев, которых называют по-русски «помещики». Все в России, кроме земельного вопроса, на уровне высокоразвитых цивилизованных стран (с. 65). Кстати, замечает автор, единица измерения земли на его родине называется «феддан», а в России - «десятина», которая примерно равна половине феддана (с. 66).

Мухаммед Талаат упоминает, что 2 марта 1907 г. он присутствовал на открытии второй Думы и слышал крестьян, которые кричали «Землю, землю!». Автор указывает, что мусульман в Думе насчитывалось немного по сравнению с представителями других религий, они были разобщены и не склонны примкнуть к какой-либо партии (с. 66).

Мухаммед Талаат заключает свой рассказ о мусульманах и партиях в России следующим образом: «Несомненно, несмотря на разбросанность во мнениях, которая ведет к ослаблению их голоса в Думе, они все же в лучшем положении, чем мусульмане в Египте, поскольку наше правительство ока-

залось полностью безвластным и положение стало настолько плохим, что мы потеряли все надежды на лучшее будущее» (с. 69). «Европейские страны, особенно оккупационная Англия, всячески противятся тому, чтобы мы взяли конституционную власть целиком в свои в руки, как в других независимых цивилизованных государствах. Если бы она принадлежала нам, - считает автор, - мы бы смогли распоряжаться финансами, образовательными институтами, армией. Что касается финансов, то господствовать над ними нам запрещают те, кто затянул страну в долги, а также помощь европейских государств этим должникам. В отношении же образования и армии речь идет не о европейских государствах вообще, а только об Англии, что обусловлено амбициями ее политических деятелей» (с. 69-70).

Автор покинул Санкт-Петербург в мае 1907 г., когда узнал от надежных людей, братьев по вере, о решении правительства закрыть арабскую газету «ат-Тильмиз» и турецкую газету «аль-Фатт». Второй причиной отъезда явилась задержка выплаты жалования, часть которого ему с большим трудом удалось получить с помощью уважаемого Аталлы-эфенди, владельца газеты «Нур», и учителя Императорской школы восточных языков Мухаммеда Сафа-эфен-ди (с. 79-80).

Несмотря на свой небольшой объем, книга Мухаммеда Талаата содержит многочисленную и разнообразную по тематике информацию о России. Многое из того, что он увидел, было для египтянина столь же экзотичным, как для русского человека -его родина, Египет. Примечательно, что Россия в целом произвела на Талаата самое благоприятное впечатление. С симпатией пишет он и о русских. Тем самым книга «Путешествия и наблюдения» внесла свой вклад в формирование положительного образа России и русских в Египте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.