актуальная тема
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (71) 2008 ■
Приобретение дорогих вещей - яхт, домов, автомобилей и украшений -должно подвергаться проверке налоговыми органами. Об этом говорит Александр Коган, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, один из авторов последней «налоговой амнистии», закончившейся в январе 2008 года.
Роскошные налоги
Александр ТРУШИН
— Александр Борисович, вы были автором существенных поправок к закону о налоговой амнистии. В вашем варианте и был принят документ. Какие изменения вносили ваши поправки?
— Мы вынуждены были практически полностью переписать закон, подготовленный Министерством финансов. Первоначальная редакция предполагала неприемлемые вещи. Например, контакт налогоплательщика с налоговыми органами. Мы считали этот контакт излишним. Надо было упростить порядок декларирования средств. Это даже не «налоговая амнистия», этот термин придумали журналисты. Амнистия — это процедура прощения неуплаты налогов за прошлые годы. Мы же называем это упрощенным порядком декларирования гражданами своих доходов. То есть предложили мягкий, максимально комфортный для налогоплательщиков вариант платежа.
— В чем заключалась ваша концепция закона?
— Концепцию поправок делал не один я, была совместная работа и в нашем Комитете, и в правительстве. Для нас главной целью было — вызвать у граждан доверие к государству. Оно не спрашивало у граждан о происхождении этих доходов. Главные изменения, на которых мы настаивали — чтобы не было контакта граждан с налоговыми органами. Мы дали гражданам право самостоятельно определить свои доходы, сделать расчеты и уплатить в банк подоходный налог в 13%. Для этих платежей был открыт специальный счет Федерального казначейства. Платежный документ, который гражданин получил от банка, и является платежной декларацией. И если налоговый инспектор придет и будет предъявлять гражданину претензии, тот может показать ему этот документ.
— Информация об этой декларации пойдет в налоговую службу?
— Нет. Налоговая служба знает лишь общий объем поступивших средств, но не имеет информации ни о количестве граждан, ни тем более о конкретных фамилиях.
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (71) 2008
актуальная тема | 19
— То есть налоговая по своим базам данных может все же предъявлять претензии гражданам?
— А гражданин может в ответ на эти претензии показать платежку.
— Вы удовлетворены результатом завершившейся кампании?
— Как вам сказать... Собрали 3,6 млрд. рублей. То есть граждане задекларировали около 28 млн. рублей своих доходов. Конечно, мы планировали больше, ориентировочная сумма платежей была около 10 млрд. рублей. Но, повторяю, мы выбрали комфортный для налогоплательщиков вариант, и никто не ста-
вил задачу выжимать деньги любой ценой. Ведь главное, чтобы налогоплательщики знали, что внесенные ими суммы будут направлены на социальные программы в их регионах, поскольку подоходный налог идет не в федеральный бюджет, а остается в муниципальных и региональных бюджетах. Конечно, если говорить о доходах, которые граждане могли показать, то сумма могла бы быть гораздо выше. Если посчитать «черные» и «серые» зарплаты, то налог может составить, по оценкам экспертов, 300 млрд. рублей.
— Будет ли какое-то продолжение налоговой амнистии или второй ее этап, как это было, например, в Казахстане?
— Нет. И в ближайшее время такой вопрос рассматриваться не будет.
— А что будет?
— Нам необходимо ввести контроль за расходами граждан. Конечно, никто не будет контролировать абсолютно все покупки. Но приобретение дорогих вещей — яхт, роскошных домов, шикарных автомобилей, украшений — должно подвергаться проверке налоговыми органами. Надо приучить граждан к тому, что уплата подоходного налога — это их обязанность. Я не согласен с предложениями о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Это было бы шагом назад. Ведь с тех пор, как мы ввели плоскую шкалу, собираемость подоходного налога выросла на порядок .
— Как будет осуществляться контроль за расходами граждан?
— Сейчас обсуждается концепция законопроекта, в котором будет определено, покупки сверх какой суммы подвергать контро-
лю. Смысл обсуждения в следующем. Если вы покупаете автомобиль за 5—6 млн. рублей, у вас должен быть уплачен подоходный налог не менее 650 тыс. рублей. Понятно, что люди не приобретают такие автомобили на последние деньги. Но если человек собирается сделать дорогую покупку, он должен сначала легализовать свои доходы. Разумеется, этот закон не коснется людей, живущих на зарплату, с которой работодатель уплачивает подоходный налог при выдаче денег.
— Президент Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2005 году говорил следующее: «Необходимо
разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы. Необходимо, чтобы при этом они выполнили лишь два условия—уплатили 13% подоходный налог и внесли соответствующие суммы на счета в российские банки. Эти деньги должны работать на нашу экономику, а не болтаться в офшорных зонах». С 13 процентами проблему решили. А как быть с теми болтающимися капиталами?
— Понимаю, что имел в виду Владимир Владимирович. И мы задачу, поставленную президентом, разделили на две части. Первая — это уплата гражданами подоходного налога с незадекларированных доходов. А что касается второй части—денег, которые «болтаются в офшорных зонах», то с ними сложнее. Вернуть в экономику эти средства путем «налоговой амнистии» вряд ли возможно. У нас значительная часть управляющих крупных холдинговых компаний до сих пор находилась за рубежом, в тех самых офшорных зонах. Потому что там они платили налоговую ставку на прибыль 5%. Значит, надо сделать так, чтобы деньги не уводились из российской экономики.
Мы приняли поправки к закону о холдингах (№ 76-ФЗ). Теперь документ устанавливает для российских холдинговых компаний ставку «ноль дивидендов». То есть мы не сняли налог на прибыль, потому что дивиденды все равно надо считать, но применили ставку 0%.
Эту льготу получат стратегические инвесторы, компании, которые в течение не менее 365 дней непрерывно владеют пакетом
50% плюс одна акция в уставном капитале предприятия. Оценочная стоимость этой доли должна превышать 500 млн. руб. Закон вступил в силу с 1 января 2008 года. Конечно, мы будем смотреть, как документ станет работать, и при необходимости вносить поправки. Но надеюсь, что он поможет решить несколько проблем.
Деньги не будутуходить за пределы страны, закон стимулирует создание холдингов на территории России. Это важно для деятельности таких структур, как, например, «Объединенная авиастроительная корпорация». Новый закон поможет урегулировать взаимоотношения между управляющими структурами и дочерними предприятиями и решить проблемы трансфертного ценообразования.
— Будет ли ужесточение борьбы с «черными» и «серыми» доходами?
— Если говорить о криминальных доходах — а это торговля оружием, наркотиками, проституция, то безусловно. Но это дело правоохранительных органов. Налоговым службам, конечно, надо более строго относиться к зарплатам «в конвертах». К сожалению, у нас многие работодатели живут какими-то устаревшими представлениями. Особенно строительные компании, торговые. Понятно, что не все хотят показывать реальную прибыль. Было время, когда за «обналичку» банки брали 1—2%. Но сейчас контроль над такими операциями стал более жестким, «обналичка» стоит уже до 11%. Так какой смысл этим заниматься? У нас ведь налоговое законодательство самое либеральное в мире. Можно было понять предпринимателей, когда налоговая нагрузка достигала 80%. Но сейчас ее снизили почти в два раза. Но мне удивительно вот что: ставка подоходного налога лишь на два процента выше стоимости «обналички». Не лучше ли работать «в белую», ведь разница небольшая. Уплати подоходный налог, отдай эти два процента государству и живи спокойно.
— Да, но есть ведь еще и единый социальный налог (ЕСН), и налог на добавленную стоимость (НДС), которые вместе с подоходным и забирают, как говорят эксперты, более 50% от фонда заработной платы предприятия. Видимо, не случайно Президент Путин 8 февраля на заседании Госсовета заявил о необходимости снижения НДС. Министр финансов Кудрин, в свою очередь, сказал, что это дело неблизкого будущего. А ваше мнение?
— Разговоры о замене НДС на налог с продаж идут давно. С одной стороны, НДС — это один из самых больших налогов в бюджете. В то же время налог с продаж легче поддается администрированию. И там, и там есть плюсы и минусы. Надо все хорошо взвесить. Ц
Александр Коган:
«Мы дали гражданам право уплатить подоходный налог. А теперь будем контролировать их расходы»