ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
СТУДЕНТОВ Жексембаева С. О.
Жексембаева Саркен Орынбасаровна - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра внутренних болезней № 1, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в современных условиях в практической профессиональной деятельности врачей отмечается недостаток квалифицированных врачей, способных качественно проанализировать результаты клинических исследований. КБЬ (research-basedleammg) является активным методом обучения и позволяет эффективно развивать практические навыки и способствует развитию умения у студентов навыка коллективной работы. Метод проектов позволяет формировать качество умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности.
Ключевые слова: метод научных проектов, поисковая и исследовательская деятельность, анкетирование студентов, личностные качества студентов.
УДК 61(07)
В настоящее время в практике обучения студентов клиническим дисциплинам широко используется метод научных проектов. Групповая работа над проектом позволяет учиться навыкам совместного труда в коллективе и проанализировать свои действия глазами других [1].
Однако в современных условиях в практической профессиональной деятельности врачей отмечается недостаток квалифицированных врачей, способных качественно проанализировать результаты клинических исследований. Помимо получения клинических знаний и навыков будущие врачи должны быть готовы к участию в научно-исследовательской деятельности [2, 3]. Проектную деятельность студентов определяют как поисковую и исследовательскую деятельность, которая предусматривает достижение результата, оформленного в виде конкретного практического выхода [4, 5].
Целью данной работы является изучение роли научно-проектного обучения в развитии профессионально исследовательской компетенции и личностных качеств у студентов специальности «Общая медицина».
Материал и методы исследования. Во время выполнения научно - проектных заданий студенты использовали данные клинического и лабораторно -инструментального исследования пациентов из архивной истории болезни и амбулаторной карты. Определена последовательность действий:
- определение темы и вытекающие из неё задачи исследования;
- выдвижение гипотезы решения проблемы;
- обсуждены статистические методы исследования;
- обсуждены способы оформление конечных результатов (презентации);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- оформление результатов в виде презентации;
- защита презентации.
Одним из инструментов анализа клинических и медицинских данных является математическая статистика. На практических занятиях студенты изучали методы
математической статистики, выполняли задания по применению этих методов, а также работали над научным проектом.
В технологии проектного обучения преподаватель снимает с себя функцию основного источника знаний для студента. Педагог является тьютором в процессе выполнения научного проекта. В период завершения проектирования после обобщения и оценки проекта, преподавателем формируются выводы о полноте выполнения задания и допуске к защите. В случае наличия замечаний и ошибок проект дорабатывается. Результаты проекта оформляли в виде презентации с последующей защитой проекта. Студенты на защите проекта докладывают свои результаты перед преподавателями и группы студентов, отвечают на вопросы и защищают свои выводы. Защита проекта вырабатывает у студентов навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний.
Результаты. Для оценки влияния научно проектного обучения на формирование исследовательских компетенции было проведено анкетирование студентов.
Статистическая обработка результатов показала, что проектное обучение способствовало формированию научно- исследовательской компетенции студентов.
По мнению студентов, работа над проектом способствует осмысленности обучения и повышает мотивацию к изучению дисциплины. Проектная работа является для большинства студентов незнакомым, но интересным и творческим видом деятельности.
Заключение. По данным литературных источников, установлено, что обучающиеся с исследовательским опытом имеют значительно более высокую уверенность и мотивацию к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности, чем те студенты, которые не имеют опыта исследований. Являясь методом активного обучения, RBL (research-based learning) позволяет эффективно развивать практические навыки, и развитию умения у студентов навыки коллективной работы.
Метод проектов, это групповой проект, когда действует небольшой коллектив. Групповой проект позволяет формировать качество умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. Метод научных проектов должен включатся в учебный процесс как дополнительное средство, способствующее развитию личностных качеств студентов.
Список литературы
1. Ходжаян А. Б., Агранович Н. В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные исследования, 2011. № 11 (1). С. 149-153.
2. Рослякова Е. М., Бисерова А. Г., Хасенова К. Х Опыт внедрения интерактивных методов в модульном обучении. // «Международный журнал экспериментального образования», 2015. № 3 (часть 3). С. 328-329.
3. Емельянова Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня, 2011. № 3. С. 82-84.
4. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении // учебное пособие. М.: Флинта, 2014. 144 с.
5. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал, 2012. № 2. С. 21-27.