Научная статья на тему 'Ролевая игра как способ активизации деятельности врачей-интернов'

Ролевая игра как способ активизации деятельности врачей-интернов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач-интерн / профессиональная компетенция врача / практическая подготовка / ролевая игра

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жексембаева Саркен Орынбасаровна

Организация практической подготовки врачей–интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков врачебной деятельности. Использование ролевых игр в учебном процессе позволяет раскрыть творческие способности врачей–интернов, сформировать умение находить решения в различных клинических ситуациях, развить клиническое мышление. Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно-профилактического учреждения посредством учебной игры позволит лучше подготовить врача-интерна к оптимальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жексембаева Саркен Орынбасаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как способ активизации деятельности врачей-интернов»

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ Жексембаева С.О.

Жексембаева Саркен Орынбасаровна - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра внутренних болезней № 1, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: организация практической подготовки врачей-интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков врачебной деятельности. Использование ролевых игр в учебном процессе позволяет раскрыть творческие способности врачей-интернов, сформировать умение находить решения в различных клинических ситуациях, развить клиническое мышление. Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно-профилактического учреждения посредством учебной игры позволит лучше подготовить врача-интерна к оптимальной деятельности.

Ключевые слова: врач-интерн, профессиональная компетенция врача, практическая подготовка, ролевая игра.

Одним из наиболее эффективных способов передачи информации врачам-интернам в медицинском вузе является интерактивное занятие, представляющее собой подготовку через осмысление собственных действий [1]. Формирование профессиональных компетенций врача - интерна предполагает овладение им не только системой профессиональных знаний, но и умений, навыков, владений.

Однако практический опыт показал, что многие выпускники медицинских вузов, владеющие достаточным объёмом теоретических и практических навыков в различных областях медицины, считают себя не готовыми приступить к самостоятельной работе врача ввиду отсутствия опыта общения с пациентами, их родственниками, а также коллегами по работе. Большинству из них не хватает умения межличностного общения, необходимого для успешного выполнения функциональных обязанностей врача [2, 3].

Целью данной работы - является изучение повышение эффективности образовательного процесса при подготовке врачей - интернов общей медицины по модулю «Кардиология».

Результаты исследования и их обсуждение. Организация практической подготовки врачей - интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков врачебной деятельности. Во время практических занятий врачи - интерны основное свое время находиться у постели больного, участвуют в его обследовании, в обсуждении полученного результата с лечащим врачом, преподавателем, участвуют в разборе тематических больных. Клинический разбор больного проводиться по методике структурированной групповой дискуссии, по аналогии проведению врачебного консилиума.

Ролевые игры характеризуются тем, что перед интернами ставится определенная задача или проблема и распределятся роли между участниками её решения. Деловая игра используется как метод обучения профессиональной деятельности посредством её моделирования, близкой к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации. При этом используется в игре ситуации, которые являются актуальными, реальными, типичными, способными к росту и развитию. В клинической игре «Консилиум», кроме лечащего врача

участвуют консультанты, следовательно, разные играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки.

Демонстрация больного проводиться лечащим врачом, то есть интерном. При демонстрации больного были освещены: основные паспортные данные, жалобы при поступлении в клинику, анамнез настоящего заболевания, анамнез жизни больного, объективное клиническое обследование больного, обоснование предварительного диагноза, результаты дополнительного обследования больного, проведение дифференциальной диагностики и обоснование клинического диагноза, лечение заболевания с подразделением лечебных мероприятий на этиотропные, патогенетические и симптоматические.

Заслушаны результаты консультации узких специалистов. Каждый консультант выдвигает свою точку зрения и по результатам обсуждения принимается одно решение, тактика ведения (обследования и лечения). Врач - интерн эксперт проводит анализ данного клинического случая. Эксперт - интерн пошагово анализирует работу всех участников игры. В этом анализе должны быть освещены: правильность постановки клинического диагноза, правильно ли было проведено дополнительное обследование больного, правильно ли лечение получает больной в настоящее время, нуждался ли больной в госпитализации в более ранние сроки. Необходимо отметить, что результатом использования в процессе преподавания методов ролевого игра «Консилиум» является формирование и совершенствование у интернов профессиональной компетенций и развитие клинического мышления, позволяющего поставить правильный диагноз, провести дифференциальную диагностику клинически сходных заболеваний, выбрать оптимальную тактику ведения, лечения.

В заключение преподаватель отметил положительные стороны и недостатки исполнителей ролей, побуждал к дискуссии, дал возможность участникам защитить отдельные позиции.

Для оценки использование в процессе преподавание метода ролевого игра «Консилиум» интернам было предложено высказать пожелания и предложения. По мнению врачей - интернов использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача и повышает интерес к занятию, так и к предмету вообще.

Таким образом, использование ролевых игр в учебном процессе позволяет раскрыть творческие способности врачей - интернов, сформировать умение находить решения в различных клинических ситуациях, развить клиническое мышление.

Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно -профилактического учреждения посредством учебной игры позволит лучше подготовить врача - интерна к оптимальной деятельности.

Учебная игра в высшем медицинском образовании - это моделирование клинической работы врача, смысл которых - создать максимально реальную модель профессиональной работы врача с больным.

Список литературы

1. Положенцева Ю.С. Внедрение деловых игр в учебный процесс // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: сборник тезисов докладов II Всероссийской научно-методической конференции. Рязань: Редакционно-издательский центр РГРТУ, 2011. С. 120-123.

2. Ехалов В.В., Слива В.И., Лященко О.В., Клигуненко Е.Н. Принципы подготовки врачей - интернов разных специальностей по циклу «Неотложные состояния» // Медицина неотложных состояний, 2011. № 4 (35). С. 126-128.

3. Овсянников Е.С., Дробышева Е.С. Методы активного обучения в процессе преподавания внутренних болезней // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: межд. конф. Тамбов, 2014. С. 135-136.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСВОЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Рамазанова Э.А. , Корелова Ю.Д.

1Рамазанова Эльмира Асановна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Корелова Юля Диогеновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизаций. Обозначены роль и значение игр-драматизаций в усвоении содержания литературных произведений детьми младшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), показатели и уровни усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: усвоения литературного текста, игра-драматизация, критерии, показатели и уровни усвоения литературного текста дети младшего дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У младших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.

Основным в усвоении литературного текста является способность к восприятию содержания художественного произведения и его дальнейшее воспроизведение. Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Восприятие литературных произведений, понимание его содержания и средств художественной выразительности рассматривалось в разных аспектах психологами и лингвистами (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Арнаудов, П.М. Якобсон, О.И. Никифорова, Д.Н. Овсянико-Куликовский, М.М. Бахтин).

По данным ряда исследований, процесс восприятия произведений искусства требует определенного творчества (Д.Н. Овсянико-Куликовский), он связан с активной ответной позицией воспринимающего (М.М. Бахтин), пониманием логики изложения поступков героев художественного произведения (П.Я. Гальперин). Художественное восприятие должно быть «думающим» (П.М. Якобсон): оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.