Научная статья на тему 'Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям'

Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
753
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ / READINESS FOR FAMILY RELATIONS / CONTENT OF READINESS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чимбеева Саяна Дашинимаевна, Санжаева Римма Дугаровна

В статье рассматриваются компоненты психологической готовности юношества к семейным отношениям; готовность юношества к супружеству как один из факторов, определяющий стабильность молодой семьи. Приведены результаты корреляционного анализа, имевшего целью выявление статистически значимых связей внутри компонентов готовности к супружеским отношениям у девушек русского и бурятского этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role Attitudes and Anticipations as a Factor of Youth's Readiness To Have Family Relations

The article studies elements of psychological readiness of youth to family relations, their readiness for matrimony as one of the factors which defines stability of a young family. Results of a correlation analysis (a study of Buryat and Russian girls) which was aimed to reveal statistically significant connections in components of readiness for matrimonial relations are given.

Текст научной работы на тему «Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям»

УДК 37.015.38 ББК 88.40

С. Д. Чимбеева, Р. Д. Санжаева

г. Улан-Удэ, Россия

Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям

В статье рассматриваются компоненты психологической готовности юношества к семейным отношениям; готовность юношества к супружеству как один из факторов, определяющий стабильность молодой семьи. Приведены результаты корреляционного анализа, имевшего целью выявление статистически значимых связей внутри компонентов готовности к супружеским отношениям у девушек русского и бурятского этноса.

Ключевые слова: готовность к семейным отношениям, содержание компонентов готовности.

S. D. Chimbeyeva, R. D. Sanzhayeva

Ulan-Ude, Russia

Role Attitudes and Anticipations as a Factor of Youth’s Readiness To Have Family Relations

The article studies elements of psychological readiness of youth to family relations, their readiness for matrimony as one of the factors which defines stability of a young family. Results of a correlation analysis (a study of Buryat and Russian girls) which was aimed to reveal statistically significant connections in components of readiness for matrimonial relations are given.

Keywords: readiness for family relations, content of readiness components.

Готовность юношества к семейным отношениям - один из факторов, определяющих стабильность молодой семьи. Это система социальнопсихологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [ 2 ].

На основе анализа литературы были выделены компоненты психологической готовности юношества к семейным отношениям: когнитивный, мотивационно-рефлексивный, операциональный [1; 4]. В когнитивный компонент входит усвоение и принятие личностью системы знаний, представлений о предстоящей семейной жизни, о функциях семьи, о содержательной стороне супружеских ролей. К мотивационно-рефлексивному компоненту относятся: выработка соответствующих мотивов и установок личности, осознание и принятие их в качестве жизненных ценностей и стимулов поведения и деятельности; закрепление ориентаций на высокие духовные ценности гармоничной семьи: любви, преданности, готовности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям; осознание человеком себя как уникальной, неповторимой и самоценной личностью, рефлексия отношений. Операциональный компонент готовности предполагает овладение личностью системой практических действий и умений, связанных с супружескими ролями.

Как известно, любая система имеет один из важных признаков - взаимосвязь отдельных составляющих системы. Для выявления статистически значимых корреляционных связей между компонентами и внутри них был проведен метод корреляционного анализа результатов исследования по тестам «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина, 1987), «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова, Трапезникова, 1985) [3], методике Лири (модифицирована Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко), опроснику диагностики эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Корреляционный анализ проводился в четырех группах: девушки-бурятки, девушки-русские, юноши-буряты, юноши-русские, всего в количестве четырехсот восьми человек.

Рассмотрим значимые корреляционные связи внутри когнитивного компонента готовности к семейным отношениям у девушек-буряток. Параметр «ориентация на долг по сравнению с удовольствием» связан с установкой на значимость детей в семейной жизни (г = 0,269; р < 0,01), с установкой на патриархальный или эгалитарный тип семейного взаимодействия (г = 0, 289; р < 0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что наличие детей в семье тем значимее для супругов, чем более выражена у них ориентация на долг по сравнению с удовольствием. Если исполнение долга является большей ценностью по сравнению с получением удовольствия в жизни,

206

© Чимбаева С. Д., Санжаева Р. Д., 2011

Психология

то дети являются главным смыслом и целью создания семьи. Выбор испытуемыми ориентации на долг или на удовольствие обуславливает, на наш взгляд, и выбор типа семейного уклада - эгалитарного или патриархального. Предпочтение традиционного патриархального семейного уклада наиболее вероятно у студенток с выраженным чувством долга. Напротив, если девушка выбирает эгалитарное семейное взаимодействие, т. е. ориентирована на равноправные взаимоотношения, то она стремится более полно реализоваться в жизни, в том числе и в стремлении к получению удовольствия (от профессиональных успехов, от качественного выполнения супружеской и материнской роли, от осознания собственной внешней привлекательности и пр.).

Корреляционные связи параметров «отношение к разводу» и «романтическая любовь» показывают, что, чем в большей степени отношения до брака строятся на основе романтической любви, тем менее лояльно девушки относятся к разводу (г = 0,230; р < 0,01). Также имеется связь параметров «отношение к разводу» и «оценка значимости сексуальной сферы в семейной жизни». Это может объясняться тем, что при недостаточной оценке значимости сексуальной сферы в семейном взаимодействии одним из супругов, другой может чувствовать себя отвергаемым, у него возникают мотивы для исправления ситуации, что, в свою очередь, влечет к дисгармониза-ции отношений и к разводу. И, напротив, если оба супруга высоко оценивают значение сексуальной сферы в семейных отношениях, то это является одной из составляющих гармоничного союза.

В операциональном компоненте параметр «родительско-воспитательская функция семьи» коррелирует с эмоционально-терапевтической функцией (г = 0,701 ; р < 0 ,01), с социальной активностью (г = 0,69; р < 0,01). Полученные результаты мы объясняем тем, что семья выполняет эмоционально-терапевтическую функцию для всех ее членов, включая детей. Мы предполагаем, что эта связь обосновывается тем обстоятельством, что выполнение родительско-воспитательских функций будет происходить более эффективно, если оба родителя реализуются социально. Когда матери занимаются только домохозяйством, они менее уверены в себе, часто склонны к депрессиям, жизнь их, как правило, однообразна. В связи с этим профессиональное выражение женщины хотя и уменьшает количество времени, проводимое с детьми, но, что подтверждает и имеющаяся в литературе информация [1], качественно улучшает его.

В когнитивном компоненте в выборке девушек-русских параметр «установка на значимость роли детей в жизни человека» отрица-

тельно коррелирует с установкой на бережливое отношение к деньгам (г = - 0,356; р < 0,01). Это объясняется, на наш взгляд, тем, что процесс рождения и воспитания детей всегда сопряжен с определенными денежными затратами, и если у человека имеется установка на значимость детей, то и должна быть установка на необходимость и закономерность трат при этом. Параметр «ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни» связан с установкой на романтическую любовь (г = 0,383;

р < 0,01). Такая же корреляция имеет место и у девушек-буряток. Мы объясняем это тем, что если семья создается на основе любви, то любящие супруги будут стремиться к совместной деятельности во всех сферах семейного взаимодействия. Параметр установка на лояльное отношение к разводу коррелирует с установкой на запретность обсуждения сексуальной темы между супругами (г = 0,445; р < 0,01). Чем больше существует запретных тем в супружеских отношениях, чем больше ограничений, определенных рамок, тем более высока неудовлеворенность супругов семейными отношениями. Каждый из партнеров должен иметь возможность быть услышанным, понятым, его чувства, потребности, желания -быть удовлетворенными в интимном общении. Соответственно, если в семье существует запрет на обсуждение важной темы сексуальных отношений, возникает вероятность пути, ведущего к разрыву отношений. В мотивационно-рефлексивном компоненте параметр «представление о себе-реальной как о доминантной» у русских девушек коррелирует с представлением о себе-реальной как об уверенной в себе (г = 0,606; р < 0,01), как о требовательной (г = 0,657; р < 0,01), как о скептичной (г = 0,476; р < 0,01). Также имеются связи с представлением об идеале супруга как об уступчивом (г = 0,425; р < 0,01), добросердечном (г = 0,518; р < 0,01), отзывчивом (г = 0,563; р < 0,01). Другими словами, если девушки признают у себя доминантность, властность, то они считают себя уверенными, требовательными, относящимися к жизни с некоторым скептицизмом. В то же время у идеального супруга приветствуются такие качества, как уступчивость, добросердечие, отзывчивость. Корреляционные связи в операциональном компоненте таковы, что параметр «установка на личностную идентификацию с партнером» коррелирует с эмоционально-терапевтической функцией семьи (г = 0,515; р < 0,01), с установкой на значимость внешней привлекательности и соответствия стандартам моды (г = 0,305; р < 0,01), с родительско-воспитательской функцией (г = 0,378; р < 0,01). Полученные результаты мы объясняем тем, что, если партнеры имеют установку на поддержание общности взглядов,

принципов, ценностей, если они хорошо чувствуют и понимают друг друга, то семья выполняет эмоционально-психотерапевтическую функцию для ее членов.

Таким образом, нами рассмотрены статистически значимые корреляционные связи внутри компонентов готовности девушек к семейным отношениям. Выделив основные компоненты готовности личности к семейным отношениям, мы видим возможность для организации целенаправленной работы по формированию у юношества

необходимых качеств для создания гармоничного брака. Это организация системы тренингов для старшеклассников и студентов, внедрение спецкурса «Формирование психологической готовности юношества к семейным отношениям» в учебный процесс университета и другие формы работы. Важно осознание того, что формирование данных компонентов позволит будущим молодоженам более конструктивно подходить к организации своей семейной жизни.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.

578 с.

2. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. М.: Просвещение, 1991. 170 с.

3. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. М.: Эксмо, 2005. 992 с.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1992. 190 с.

Рукопись поступила в издательство 10 февраля 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.