УДК 378:37.015.3
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
© Чимбеева Стелла Дашинимаевна
соискатель кафедры педагогики Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты внедрения педагогической модели по формированию психологической готовности студентов к семейным отношениям. Разработанная в рамках модели программа нацелена на развитие мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, операционального компонентов готовности молодежи к семейной жизни. Рассматриваются этнокультурные и гендерные особенности результатов ее апробации.
Ключевые слова: педагогическая модель по формированию психологической готовности студентов к семейным отношениям; мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный, операциональный компоненты готовности к семейной жизни.
THE EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION
OF A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE FORMATION
OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO FAMILY RELATIONS
Chimbeeva Stella D.
post graduate student, department of pedagogy Buryat State University Ulan-Ude, Russia
E-mail: [email protected]
Results of introduction of pedagogical model on formation of psychological readiness of students for the family relations are presented in the article. The program developed within model is aimed at development of motivational, cognitive, emotional and estimated, operational components of readiness of youth for family life. Ethnocultural and gender features of its approbation are considered.
Keywords: pedagogical model of formation of psychological readiness of students for the family relations; motivational, cognitive, emotional and estimated, operational components of readiness for family life._
Существующая в настоящее время система обучения в современных вузах слабо ориентирована на развитие готовности студентов к семейной жизни. В то же время дефицит родительского внимания, снижение ценности семьи в обществе в целом приводят к тому, что необходимых условий для формирования готовности юношества к семейным отношениям не имеется. В этой связи в настоящей статье мы предлагаем разработанную и апробированную модель формирования психологической готовности студентов к семейным отношениям.
На рисунке 1 предложена структурно-функциональная модель формирования психологической готовности юношей и девушек к семейным отношениям. Рассмотрим, каковы структурные компоненты настоящей модели.
Целевой блок модели предполагает формирование психологической готовности к семейным отношениям. Анализ литературы позволил нам выделить основные составляющие, которые характеризуют формирование готовности к семейным отношениям:
• формирование конструктивных установок, способствующих эффективному семейному взаимодействию;
• формирование знаний по психологии личности, знаний о психологических особенностях взаимоотношений полов, об этнокультурных и гендерных особенностях семейных отношений;
• формирование высокой мотивации к созданию семьи, мотивов, основанных на любви и общности взглядов и ценностей;
• интериоризация ценностно-нормативных представлений о семейной жизни;
• развитие навыков саморефлексии, самокоррекции личности;
• выработка практических умений и навыков, необходимых для успешного семейного союза; высокий уровень коммуникативной компетентности.
Диагностический блок характеризуется использованием наблюдения, комплекса методик, сочинений, беседы со студентами до и после проведения эксперимента.
Содержательный блок включает в себя мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный, операциональный компоненты готовности к семейным отношениям.
В практическом блоке рассматривается программа формирования готовности к семейным отношениям, состоящая из теоретического (лекционного), практического (тренингового) и интегрированного (клуб «Тепло семейного очага») разделов, направленных на реализацию поставленной цели.
Предложенная нами модель позволяет выделить следующие функции в функциональном блоке: 1) образовательную — формирует у студентов систему знаний о семье, семейных отношениях, об эффективном семейном взаимодействии; 2) воспитательную — формирует в будущем семьянине жизненные установки и принципы, представления о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах семьянина; мотивы вступления в брак, основанные на любви и общности взглядов; 3) развивающую — способствующую формированию человека как личности и подготовке его к самостоятельной семейной жизни.
Результативный блок отражает психологическую готовность студентов к семейным отношениям. Ниже мы предлагаем схематично саму модель (рис. 1).
Работа по формированию психологической готовности юношества к семейным отношениям проводилась в течение двух учебных годов в соответствии с разработанной нами в рамках модели программой. Основой для ее создания являлись следующие теоретические положения об условиях и средствах формирования готовности к семейным отношениям: формирование психологической готовности происходит в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности; процесс формирования заключается в развитии у студентов знаний, умений, навыков, представлений, установок, определяющих готовность к семейным отношениям; программа формирования составлена с учетом гендерной и этнокультурной специфики и призвана обеспечить комплексное развитие мотивационных, когнитивных, эмоционально-оценочных, операциональных, поведенческих характеристик студентов.
В связи с этим программа состоит из разделов, направленных на развитие у студентов:
1) мотивационного компонента, представляющего собой систему ведущих мотивов вступления в брак как жизненной ценности и стимула поведения;
2) когнитивного компонента как систему знаний и представлений о предстоящей семейной жизни, о типах семейного взаимодействия, о содержательной стороне супружеских ролей; представления о значимости в семейной жизни любви, родительства, сексуальных отношений; представления о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
3) эмоционально-оценочного компонента, характеризующегося представлением о собственных личностных качествах, способностью к рефлексии, а также представлениями о личностных качествах будущего супруга; осознанием ценности и значимости другого человека, эмпатией;
4) операционального компонента, содержащего систему практических действий и умений, связанных с общением и взаимодействием, а также характеризующего тактики поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи предложенной программы реализовывались средствами таких форм деятельности, как лекция, социально-психологический тренинг, клуб «Тепло семейного очага».
При апробации программы нами применялись инновационные педагогические технологии: активная учебная лекция, «Жужжащие группы», игровое проектирование, мозговой штурм, групповая дискуссия, творческая мастерская.
Теоретический блок программы состоял из лекционного курса, составляющего 72 часа. В основе практического блока лежал социально-психологический тренинг, рассчитанный на такое же количество часов. Помимо теоретических и практических занятий раз в месяц проходили заседания клуба «Тепло семейного очага», в котором принимали участие кроме самих студентов их родители, бабушки и дедушки.
Социальный заказ — повышение устойчивости и качества семейных отношений как нравственной основы современного общества
Целевой блок
Цель: Формирование психологической готовности студентов к семейным отношениям
Развитие мотивов выбора брачного партнера на основе любви и общности взглядов Формирование конструктивных установок, способствующих эффективному взаимодействию Развитие саморефлексии, самокоррекции личности Выработка практических умений и навыков, необходимых в семейном взаимодействии
Содержательный блок Компоненты готовности к семейным отношениям
Мотивационный Когнитивный Эмоционально-оценочный -- Операциональный
|
л а о
л
■е
л
и а
<и Ч И <и
и «
л И а
Л
ч
I?
о и н
Диагностический блок Диагностика уровня сформированности компонентов готовности студентов
к семейным отношениям
Практический блок Процесс формирования готовности студентов к семейным отношениям
Теоретический раздел
Практический раздел
Интегрированный раздел
Функциональный блок
Функции
Образовательные ▼ Воспитательные Развивающие
Результативный блок Результат: формирование психологической готовности юношества к семейным отношениям
Рис. 1. Педагогическая модель по формированию психологической готовности студентов
к семейным отношениям
Лекционные занятия в большей степени были ориентированы на развитие когнитивного компонента, однако через него оказывалось воздействие и на эмоционально-оценочный, мотивационный и операциональный компоненты готовности к семейным отношениям. Это связано с тем, что изучаемые нами компоненты готовности являются системным конструктом.
При разработке содержания лекционного курса были изучены работы Н. И. Лащук, И. Ю. Зудили-ной, С. М. Пителина, Т. А. Флоренской и др., а также использованы авторские материалы.
Лекции были поделены на 5 разделов:
1. Общие сведения о семейной системе. Темы: «Семья и брак», «Семейные отношения», «Готовность к семейным отношениям», «Семья и ее функции», «Кризисы семейной жизни», «Трудности начального периода семейной жизни».
2. Особенности межличностных отношений юношей и девушек. Темы: «Гендерные особенности отношения к семейной жизни», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Любовь как основа семейных отношений», «Культура сексуальных отношений», «Семейные роли».
3. Основные ценности семьи. Темы: «Морально-психологический климат семьи», «Здоровый образ жизни», «Эмоционально-психотерапевтическая функция семьи», «Совместный труд на благо семьи», «Уважительное отношение к каждому члену семьи», «Совместный семейный досуг», «Профилактика семейного разлада», «Крепкая семья как результат ежедневного вклада каждого из супругов в ее укрепление».
4. Духовные и культурные традиции как основа крепкой и здоровой семьи. Темы: «Семья в русской культуре», «Семья в бурятской культуре», «Нравственные нормы брака в христианстве, буддизме, исламе».
5. Семья и дети. Темы: «Счастье родительства», «Стили семейного воспитания», «Типы семейного воспитания», «Трудности детско-родительских отношений».
Практический блок программы формирования готовности юношества к семейным отношениям включал в себя тренинговую программу, рассчитанную на 30 часов и проводимую во внеучебное время. Он был в большей степени ориентирован на развитие эмоционально-оценочного и операционального компонентов готовности к семейным отношениям.
Основой для создания тренинговой программы являлся системный подход, рассматривающий внутреннее функционирование и развитие любого психологического феномена и внешнее — в соподчинении и координации с более крупной системой, частью которой он является. Применительно к нашей программе можно сказать, что мы создали определенные внешние условия для участвующих в тренингах девушек и юношей. Эти условия способствовали развитию компонентов психологической готовности юношества к супружеству по нескольким направлениям:
- отношение к семейной жизни;
- отношение к себе как супругу;
- отношение к себе как родителю.
Данные направления являются подсистемами по отношению к системе психологической готовности к семейным отношениям в целом. Психолого-педагогическая программа формирования психологической готовности юношества к семейным отношениям основывается на принципах психокоррекции, предложенных К. М. Гуревич и А. А. Осиповой [1].
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач реализовывался следующим образом:
- коррекционная задача — коррекция отношения к семейной жизни в целом, отношения к себе как супругу, отношения к себе как к родителю;
- развивающая задача — развитие эмпатии, формирование доверия, ответственности, развитие компетентности и навыков рефлексивного поведения;
- профилактическая задача — повышение самооценки юношей и девушек, расширение знаний и представлений о гармоничных внутрисемейных отношениях.
Также при составлении программы учитывался деятельностный принцип психокоррекции, который определял тактику и стратегию проведения работы. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей клиента приводил в соответствие общепризнанные нормы психического и личностного развития личности и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждого человека.
Психологическим механизмом формирования готовности юношества к семейным отношениям является повышение психологической готовности к супружеству посредством развития компонентов
целостной системы готовности. Данная система включает, на наш взгляд, такие составляющие, как отношение к супружеской жизни, отношение к себе как супругу, отношение к себе как родителю.
Развитие представлений о семейных отношениях у юношей и девушек являет собой:
- формирование у них реалистичности и цельности восприятия себя и других;
- формирование правильных воззрений о соотношении любви и брака;
- преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни.
Все это возможно при эффективной и конгруэнтной я-концепции супругов. В основе создания собственной семьи лежит сложный социально-психологический процесс, который, по мнению Э. Эриксона, основывается на достаточно сформированной духовной зрелости, побуждающей человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества [4].
Формой реализации программы является личностно ориентированный психологический тренинг как метод преднамеренных прогрессивных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия [3].
Остановимся кратко на принципах работы тренинговой группы. Большое значение имеют правила работы группы, обсуждаемые на первом занятии. Ведущий объясняет участникам, что работа в группе подчинена жестким правилам, соблюдение которых обязательно. Ведущий, объясняя правила тренинга, должен вести себя твердо, но доброжелательно.
Программа формирования готовности к семейным отношениям построена в соответствии с общими принципами групповой работы (Н. Р. Битянова; К. Рудестам и др.):
- принцип добровольности участия в работе группы;
- принцип информированности: участники группы знают о целях работы и возможных результатах;
- принцип осознанности поведения, который предполагает перевод поведения с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный, с принятием личной ответственности за собственные действия и поступки;
- принцип обратной связи: непрерывное получение участником информации от других членов группы о чувствах, которые возникают в результате его действий в ходе тренинга;
- принцип оптимизации развития: в ходе тренинга осуществляется не только констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для формирования адекватной супружеской позиции;
- принцип активности и свободы выбора и ответственности за него: каждый активен, участник соблюдает правила группы, которые сам принимал, и несет ответственность за свой выбор [3].
Количественные и качественные характеристики группы: оптимальной для тренинга является группа из 10-14 человек. Наша экспериментальная группа (сорок человек) была поделена на 3 подгруппы: 14, 14, 12 студентов в каждой. Возраст участников варьировал от 17 до 20 лет (студенты 1-3 курсов). Каждое тренинговое занятие, согласно описанной выше методике, включало шесть обязательных этапов: краткое теоретическое введение, аргументация практического значения; инструктирование по правилам выполнения упражнений; непосредственное выполнение упражнений; обсуждение результатов упражнений тренинга на группе каждым участником; рефлексия на основе домашних заданий и проб; закрепление действия в умственном плане, которое, по мнению многих авторов, может происходить также после окончания тренинга.
Методические средства, используемые в программе:
• диагностические процедуры как средство для контроля эффективности тренинга и как средство самопонимания участников;
• информирование как средство подготовки к выполнению упражнений, раскрывающее в доступной форме некоторые малопонятные для неспециалиста психологические дефиниции. Также информирование бывает необходимо для описания и анализа ситуации, возникшей в ходе работы;
• психогимнастические упражнения как средство регуляции эмоционального состояния участников, активизация групповой динамики, развитие навыков самопредставления и самосознания;
• тематическое проективное рисование как средство отражения в рисунке личностных проблем, переживаний и последующее осознание их;
• анализ ситуаций как средство повышения компетентности участников в решении трудных жизненных ситуаций;
• музыкотерапия для поддержания определенного настроения участников;
• ролевые игры как средство отреагирования накопленных переживаний, отработки новых навыков и получение обратной связи;
• выполнение домашнего задания позволяет осмыслить полученный в группе опыт, закрепить новые навыки, подготовиться к следующему занятию;
• упражнения на межгрупповое взаимодействие как средство активизации групповой динамики, формирования чувства доверия друг к другу через разрешение конфликтов и более глубокого раскрытия участников (программа тренинга в приложении).
В процессе проведения тренинга мы обратили внимание на то, что большинство девушек и юношей русского этноса быстрее вступают в контакт, с большим интересом относятся к предлагаемым заданиям и охотнее их выполняют. Представители бурятского этноса (особенно юноши) не сразу вступают в контакт, реагируют менее эмоционально, к выполнению заданий подходят с некоторой осторожностью. Если рассматривать работу в тренинге с точки зрения гендерных различий, то более активно процесс овладевания умениями и навыками происходил у девушек, чем у юношей, что и отразилось на результатах формирующего эксперимента (у девушек больше показателей, по которым имелась положительная динамика).
Заседания клуба «Тепло семейного очага» проводились один раз в месяц. Кроме студентов активными участниками их были родители, бабушки и дедушки. Целью данной формы работы являлось укрепление межпоколенных семейных связей, передача опыта прародителей юношеству, ментального этнокультурного опыта, способствование осознанию студентами ценности семьи в жизни современного человека. Тематическое содержание заседаний клуба было направлено на формирование мо-тивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного и операционального компонентов готовности студентов к семейным отношениям: 1. «Встреча двух миров» (особенности добрачного периода и мотивы выбора будущего супруга) (6 часов). 2. «Взаимопонимание и взаимоуважение — основа крепкой семьи» (6 часов). 2. «Нужна ли семья в век индивидуализма?» (6 часов). 3. «Традиции русской и бурятской семьи — молодому поколению» (6 часов). 4. «Муж и жена («инь» и «янь», две половины одного целого)» (6 часов). 5. «Семья для меня — это...» (6 часов). 6. «Погода в доме» (6 часов). 7. «Я — счастливый родитель» (6 часов). 8. «Секреты семейного долголетия» (6 часов).
К примеру, заседание клуба «Традиции русской и бурятской семьи — молодому поколению» было посвящено формированию готовности к семейным отношениям через освоение студентами этнокультурных традиций. Содержание занятия было нацелено на развитие когнитивного компонента (этническая осведомленность — знания о семейных традициях русского и бурятского этносов, народного искусства, философии родного народа, которая обеспечивает осознание студентами себя как носителей культуры и ее части). Формирование эмоционально-оценочного компонента происходило через осознание юношами и девушками себя как представителей определенного этноса. Развитию операционального компонента способствовал процесс тесного взаимодействия со старшими поколениями в групповой работе, практических упражнениях, при знакомстве с традициями своего этноса.
В работе клуба применялись такие методы, как групповая дискуссия (свободная, программированная, межгрупповая), балинтовская сессия, творческая мастерская, мозговой штурм (индивидуальный, метод «635», челночный).
Наиболее сложной оказалась балинтовская сессия — публичное изложение сложной проблемы, помогающее кристаллизации мыслей и приближающее к решению этой проблемы. В рамках работы нашего клуба применение данного метода позволило достичь важных результатов: обучить участников анализировать информацию о реальных ситуациях, отделять важное от второстепенного, формулировать проблему, развить умение слушать, эмпатийные способности, научиться моделировать сложные ситуации, осознать многозначность и многоаспектность возможных решений.
Творческая мастерская основана на организации развивающего пространства, которое позволяет участникам в групповом поиске формировать новые знания по исследуемой проблеме, осмысливать ценности жизни. За счет коллективной интеграции и передачи знаний и умений происходит корректировка собственного опыта, деятельности и поведения [2].
Целью мозгового штурма является упорядочение, повышение организованности и рационализации творческого процесса. Метод «635» — письменный мозговой штурм. Письменно зафиксированные идеи отличаются лучшей обоснованностью и формулировкой [2].
Таким образом, проведенная апробация педагогической модели формирования готовности студентов к семейным отношениям показала ее эффективность. Для ее внедрения в образовательное пространство вуза необходимо, чтобы подготовка будущего семьянина стала одной из приоритетных задач воспитания юношей и девушек. Кроме того, важное значение имеет уровень подготовленности преподавателей, работающих со студентами в данном направлении.
Литература
1. Гуревич А. М. Ассессмент. Принципы подготовки и проведения. — М.: Речь, 2005. — 240 с.
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М.: Академия, 2009. — 192 с.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы, теория и практика. — СПб.: Питер, 1998. — 373 с.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
Literatura
1. Gurevich A. M. Assessment. Printsipyi podgotovki i provedeniya. — M.: Rech, 2005 — 240 s.
2. Panfilova A. P. Innovatsionnyie pedagogicheskie tehnologii. — M.: Akademiya, 2009. — 192 s.
3. Rudestam K. Gruppovaya psihoterapiya. Psihokorrektsionnyie gruppyi, teoriya i praktika. — SPb.: Piter, 1998. — 373 s.
4. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis. — M.: Progress, 1996. — 340 s.