УДК 159.9:34+377
РОЛЕВАЯ ИГРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
С. Е. Борисова
Рассматриваются вопросы профессиональной психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции с использованием современных методов активного социально-психологического обучения — ролевой игры, групповой дискуссии, анализа проблемных профессиональных ситуаций. Игровое моделирование позволяет изучать процесс взаимоотношений инспектора Госавтоинспекции с несовершеннолетними, корректировать профессиональные действия инспектора, воспитывать безопасное поведение пешеходов.
Ключевые слова: ролевая игра, профессиональная психологическая подготовка, участники дорожного движения, пешеходы, подросток, сотрудник Госавтоинспекции.
Одним из направлений государственной политики России является повышение уровня безопасности дорожного движения. Об этом свидетельствует принятие Государственной Думой Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» и утверждение Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», одной из основных задач которой является сокращение детского дорожнотранспортного травматизма. Огромная роль в решении данной задачи принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) и, прежде всего, инспекторам по пропаганде безопасности дорожного движения и инспекторам дорожнопатрульной службы ГИБДД, от которых требуется учет человеческого фактора и знание психологии несовершеннолетних.
Правосознание личности формируется с момента рождения человека, а наиболее значимым институтом правовой социализации для него выступает семья; приучение родителями ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности с раннего детства способствует тому, что по мере взросления он будет им следовать самостоятельно. В то же время формирование правомерного поведения личности происходит не только в семье, но и в образовательных учреждениях. Важнейшими институтами правовой социализации являются средства массовой информации и, несомненно, органы государственной власти, к которым относятся подразделения ГИБДД.
Сотрудники Госавтоинспекции в процессе взаимоотношений непосредственно разъясняют правила поведения на дороге, дисциплинируя участников дорожного движения, которыми могут быть несовершеннолетние дети и подростки. Выполнение профессиональных функций сотрудниками Госавтоинспекции требует от них профессиональной компетентности, включающей психологическую составляющую. Поэтому представляется
актуальной профессиональная психологическая подготовка сотрудников Госавтоинспекции с использованием элементов активного обучения, а именно — метода ролевой игры.
Целью нашего исследования является изучение метода «ролевая игра», научное и методическое обоснование его использования в профессиональной психологической подготовке сотрудников Госавтоинспекции. Для достижения сформулированной цели применялись такие методы познания, как анализ теоретических источников, обобщение и систематизация данных, имеющихся в науке и практике, моделирование.
Отметим, что, согласно одному из существующих определений, ролевая игра — это метод расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению 1.
Ролевая игра как метод активного обучения обладает существенными достоинствами, подробно охарактеризованными в литературе 2. Рассмотрим их, основываясь на анализе теоретических источников и собственном опыте.
1. Активизация познавательной и творческой деятельности ее участников.
Обеспечивается благодаря ряду условий, в числе которых большую роль выполняют грамотно сформулированные цель и задачи, применение совокупности методов активного обучения — моделирования, исполнения ролей, дискуссии, анализа профессиональных ситуаций, проблемного метода. В результате усиливается творческий характер деятельности обучаемых, повышается заинтересованность, происходят сопереживание и анализ происходящего, обеспечиваются спонтанность и естественность поведения.
Важным моментом, способствующим усилению познавательной и творческой активности обучаемых, является использование вспомогательного материала. Он может включать вводные к игре, фотографии, видеоматериалы, инструкции игровым коллективам, справочный материал, образцы документов, предметы, позволяющие создать антураж (например, средства фото- и видеофиксации, макеты дорожных знаков, светоотражающие элементы, используемые в одежде подростков).
Кроме того, существенным обстоятельством выступает продуманная организация пространства ролевой игры. Например, имеется схема размещения малых круглых столов, которая идеальна для формирования рабочих групп в аудиторных условиях и позволяет максимально обеспечить вовлеченность в процесс игры (рис. 1).
2. Обеспечение практической направленности подготовки.
В ходе игрового взаимодействия происходит более глубокое знакомство и усвоение опыта профессиональной деятельности. В ролевой игре осуществляется моделирование игровых ситуаций, исполнение ролей и выполнение определенных действий
Рис. 1. Схема размещения пространства ролевой игры
в контексте профессиональной деятельности, с учетом проблем и потребностей практики. Следовательно, ролевая игра способствует обеспечению практической направленности профессиональной психологической подготовки.
3. Высокий развивающий потенциал ролевой игры.
Основан на групповом взаимодействии, повышающем обучающий и развивающий эффект, а также на интенсивном эмоционально окрашенном общении друг с другом. Благодаря эмоциональной вовлеченности в игровой процесс, неравнодушному отношению к обсуждаемым и моделируемым явлениям происходит пересмотр убеждений, переоценка ценностей, нахождение новых смыслов, а значит, достигается развитие и совершенствование профессиональной компетентности.
4. Рассмотрение широкого круга комплексных проблем.
Моделирование ситуаций неизбежно сопровождается отражением в ролевой игре разных вопросов профессиональной деятельности, связанных, например, с психологией взаимоотношений сотрудников Госавто-инспекции с несовершеннолетними участниками дорожного движения, с одной стороны, и правовыми аспектами реализации Кодекса об административных правонарушениях РФ, с другой.
5. Наглядность.
Проявляется в том, что, по сути, любая модель изучаемого явления или процесса сама по себе отличается наглядностью, тем более, если речь идет о реальной модели, изображаемой в конкретной ситуации ролевой игры. Наглядность проявляется и в том, что в ролевой игре есть право на ошибку, а значит, имеется возможность выявить и проанализировать отрицательные последствия некорректных или недостаточно профессиональных действий, недопустимых в работе сотрудника Госавтоинспекции.
6. Наличие «обратной связи».
Ролевая игра основана на интенсивном общении ее участников, их диалогичном взаимодействии, обмене мнениями и репликами. Такая обратная связь, осуществляемая в атмосфере доверия, позволяет обучаемым контролировать и направлять свое поведение. Моделирование игровых ситуаций основано на собственном опыте обучаемых, который нередко недостаточен (на-
пример, у курсантов вуза МВД России). Поэтому при проведении ролевых игр целесообразно привлечение независимых экспертов из числа опытных сотрудников практических подразделений Госавтоинспекции.
Здесь же стоит сказать о том, что благодаря обратной связи ролевая игра может предполагать неоднократное моделирование одной и той же ситуации, что способствует более качественному и прочному формированию профессионально значимых умений.
7. Сочетание ролевой игры с другими методами профессиональной психологической подготовки, усиливающими его эффективность — упражнением, проблемным методом, групповой дискуссией, анализом ситуаций.
Приведем краткий вариант использования ролевой игры в профессиональной психологической подготовке обучаемых вуза МВД России и сотрудников Госав-тоинспекции к осуществлению пропаганды безопасности дорожного движения и решению задачи направленных на сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
При этом участниками ролевой игры могут быть курсанты и слушатели вуза МВД России, обучаемые по специальности «правоохранительная деятельность», специализации «административная деятельность органов внутренних дел (профиль подготовки — деятельность подразделений ГИБДД)», а также сотрудники подразделений ГИБДД. Ведущими занятия выступают преподаватели вуза МВД России, психологи и наиболее опытные сотрудники, в том числе руководители подразделений ГИБДД.
На подготовительном этапе ролевой игры ее участники продумывают фабулу и свое поведение в моделируемой игровой ситуации. Вводные к ролевой игре могут быть приготовлены заранее и основываться на предварительных беседах с опытными сотрудниками Госав-тоинспекции.
Примером игровой ситуации может являться следующая фабула: инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения участвует в мероприятии по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и предупреждению нарушений Правил дорожного движения РФ несовершеннолетними, наблюдает за участниками дорожного движения и проводит разъяснительную работу. В зоне видимости нерегулируемого пешеходного перехода в неустановленном месте проезжую часть пересекает подросток 13-15 лет.
После определения фабулы происходит моделирование, а для создания антуража игры могут использоваться заранее подготовленные фото, на которых изображены ситуации для ролевой игры (контакт инспектора и подростка на дороге; переход подростком улиц и др.).
При этом исполнители игровых ролей и эксперты из числа участников ролевой игры или специально приглашенных опытных инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения и инспекторов дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) ГИБДД выполняют свои задачи.
Задачи, соответствующие роли инспектора ДПС ГИБДД или инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения: действовать в соответствии с законодательством РФ, учитывать психологические особенности пешехода подросткового возраста, применять психологические приемы пропаганды безопасности дорожного движения, разрешить проблемную ситуацию приемлемыми способами.
Задачи, соответствующие роли пешехода-подро-стка: отстаивать свою точку зрения, ставить под сомнение целесообразность требований инспектора Госавто-инспекции, демонстрировать недостаточную осведомленность о Правилах дорожного движения РФ. В случае понятности и убедительности действий инспектора — подчиниться его требованиям.
Задачи экспертов: оценить ситуацию в соответствии с такими критериями, как типичность (распространенность) ситуации, степень ее проблемности и актуальности, правдоподобность ситуации, использование приемов пропаганды безопасности дорожного движения, умение инспектора учесть психологические особенности собеседника.
Участники ролевой игры могут применять материалы, регламентирующие деятельность сотрудников Го-савтоинспекции (Кодекс РФ об административных правонарушениях, Правила дорожного движения, законы, приказы, положения).
В ходе основного этапа игры происходит моделирование ситуации и непосредственное исполнение ролей представителями игровых коллективов.
На этапе анализа организуется обсуждение результатов моделирования каждой ситуации. Примерные комментарии ведущего ролевой игры и экспертов, адресованные участнику, выполняющему роль инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения или инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, приводятся ниже.
Беседы и наблюдения в ходе ролевой игры показывают, что относительно поведения участника ролевой игры, выступающего в роли инспектора, может быть дан совет обращаться к подростку персонально, используя имя или слова «юноша», «молодой человек»; имеет смысл подчеркивать необходимость формирования у подростка способности оценивать обстановку на дороге (расстояние до транспортных средств и скорость их движения) и умение переходить дорогу быстрым шагом, но не бегом. Также, по нашему опыту, стоит давать более подробные пояснения, касающиеся необходимости соблюдать Правила дорожного движения РФ, убеждаясь при этом в их понятности для подростка.
Далее предлагается моделировать взаимоотношения с подростком повторно, с учетом высказанных замечаний, а затем происходит обсуждение ситуации экспертами по имеющимся у них критериям.
Примерные комментарии экспертов, судя по опыту проведения ролевой игры, могут содержать указание на проблемный характер игровых ситуаций, заключающийся, в частности, в слабом прогнозировании подростка-
ми последствий своих поступков, возрастающей потребности в усилении пропаганды безопасности дорожного движения, разработке и распространении наглядных материалов, которые позволяли бы объяснить Правила дорожного движения на доступном уровне. Эксперты также уточняют, что на практике в подобных ситуациях инспектор уточняет фамилию, имя и отчество несовершеннолетнего и образовательное учреждение, где он учится, заполняет карточку о нарушении Правил дорожного движения РФ подростком, которая направляется в учебное заведение, где дополнительно с ним проводится воспитательная беседа.
Кроме того, на этапе анализа после моделирования ситуации целесообразна демонстрация видеосюжетов, отражающих специфику поведения подростков на дороге и их психологические особенности, требующие их учета сотрудниками Госавтоинспекции.
В ходе занятия (в зависимости от его продолжительности) моделируются, несомненно, не одна, а несколько разных ситуаций.
В завершающей части важно получение каждым участником ролевой игры обобщенной информации об эффективности работы на занятии и возможности применения полученных результатов в профессиональной деятельности. Здесь же ведущий обобщает содержание занятия, констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки и подводит итоги.
Следует сказать, что после такого моделирования в учебных условиях, где не только роль сотрудника Гос-автоинспекции, но и роль пешехода выполняют сами обучаемые, целесообразно моделирование аналогичных ситуаций, где в качестве пешеходов будут выступать подростки 13-15 лет. В данном случае речь идет о выездных занятиях в общеобразовательных учреждениях, организуемых совместно с педагогами. В таком варианте ролевой игры последующий ее анализ будет направлен и на поведение школьников, проявляющееся в дорожных ситуациях, коррекцию этого поведения и, как следствие, пропаганду безопасности дорожного движения и профилактику детского дорожнотранспортного травматизма.
В заключение подчеркнем значимость высокого профессионального уровня ведущего ролевой игры, его психологической и педагогической компетентности, а также тщательной продуманности своих действий и основательной организационно-методической подготовки.
1 Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. М., 2009. С. 159.
2 См. об этом: Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. М., 2008. С. 116-128; Педагогические технологии: учеб. пос. / под ред. В. С. Ку-кушина. М., 2004. С. 93-97; Панфилова А. П. Указ. соч. С. 159-160; Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пос. М., 2008. С. 150-159; Таунзенд Д. Тренер: карманный справочник / пер. с англ. М., 2004. С. 114.