<Тешетневс^ие чтения. 2016
Сопоставление обобщенных (по всем наборам) результатов диагностики уровня адаптации КГ на начальном и завершающем этапах эксперимента с результатами экспериментальной группы ЭГ4 за все время (2010-2015 гг.)
Библиографические ссылки
1. Адольф В. А., Савчук А. Н. Прогнозирование, становление профессиональной компетентности выпускника вуза : моногр. Красноярск, 2013. 428 с.
2. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 166-168.
3. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.
4. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. С. 84-88.
5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Здоровьесбере-гающее направление как социально значимое в аксиологической модели профессиональной адаптации студентов // Образование и общество. 2013. № 5. С. 27-30.
References
1. Adol'f V. A., Savchuk A. N. Prognozirovanie stanovlenia professional'noi kompetentnosti vypusknika vuza. [Prediction formation of professional competence of University graduate]. Krasnoyarsk, 2013, 428 p.
2. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [The adaptation of students to the engineering profession from the perspective of axiological approach]. Teoria i praktika ob-shchestvennogo razvitia. 2013, No. 9, pp. 166-168. (In Russ.)
3. Adol'f V. A., Kovalevich I. A., Churlyaeva N. P. [Design of vocational education system in terms of "School-University-Enterprise"]. Kazanskii psik-hologicheskii gurnal. 2011, No. 4, P. 77-87.
4. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [Axiological model professional adaptation of undergraduate engineering specialties]. Istoricheskaia i sozial'no-obrazovatel'naia mysl'. 2013, No. 4, P. 84-88.
5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [The health-friendly direction as socially important in an axiological model of the students' vocational adaptation]. Obra-zovanie i obshchestvo. 2013. No. 5. Pp. 27-30.
© Дашкова А. К., Зандер Ф. В., 2016
УДК 378
РОЛЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Е. М. Дорогайкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются актуальные вопросы здоровья для студентов и педагогов в процессе образования в условиях современного технического вуза.
Ключевые слова: здоровье, биологические, психологические и социальные факторы становления здоровья, вуз, студенты, преподаватели, повышение эффективности обучения.
ROLE OF HEALTH FOR STUDENTS AND TEACHERS IN MODERN INSTITUTION
OF HIGHER EDUCATION
E. M. Dorogaykina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The purpose of this article is to consider significant issues of health for students and teachers in the course of education in the conditions of modern technical college.
Keywords: health, biological, psychological and social factors of formation of health, higher education institution, students, teacher learning, efficiency increase.
Эффективность действующей системы и качества образования напрямую зависит от здоровья каждого ее участника. Среди важнейших задач жизни современного общества задача улучшения качества жизни и здоровья людей всегда остается важнейшей. Не составляет исключения и здоровье студентов, молодежи и преподавателей вузов, которые объективно являются общественной ценностью нашей страны, в том числе в аэрокосмической отрасли, в высшей школе. В условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий население становится более мобильным, а социально-экономические и культурные преобразования в России привели к совершенно новым тенденциям в отношении к собственному здоровью у молодежи и студентов [1—5].
В последнее время роль высшей школы как социального института становится все значимее. Вуз формирует не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие эстетические идеалы [3].
Об актуальности выбранной нами темы говорят многочисленные монографии и исследования, проводящиеся в России по различным методикам. Здоровье студентов (иногда совместно с ними и преподавателей) изучается с разных точек зрения: характер поведения людей по отношению к собственному здоровью, самосохранительное поведение, удовлетворенность самочувствием, информированность о заболеваниях и способах их профилактики, отношение к медицине и валеологии. Исследуется влияние на здоровье студенческой молодежи таких факторов, как качество питания, физические и умственные нагрузки, соблюдение гигиенических правил, стресс, наличие вредных привычек.
Занимаясь преподаванием на факультетах в учреждении высшего профессионального образования, в частности в сфере инженерного образования в аэрокосмической отрасли, совместно со специалистами-медиками, а также всеми, интересующимися проблемами социологии и здоровья, мы ставим целью данной статьи рассмотрение актуальных вопросов здоровья студентов в условиях современного технического вуза.
Современная Россия переживает кризис, факторы которого отражаются на составе населения России,
в частности, снижение численности здоровых абитуриентов, поступающих в вузы, что, в свою очередь, говорит об общем спаде численности здоровой молодёжи. Решение данной проблемы мы видим в активном участии в российских программах по изучению причин ухудшения здоровья, а также в реализации педагогического аспекта данных исследований.
Сегодня все чаще и чаще бытует мнение, что здоровье становится не только медицинской областью, но и областью педагогики. Как отмечает Т. А. Кривенко, человек - это зачаток телесных, психических и духовно-нравственных сил. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова [3]. Нарушение природосообразности в учебно-воспитательном процессе приводит к нарушению здоровья. «Работа учебного заведения, где учатся и работают люди, должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. И только тогда эта работа будет считаться полноценной и эффективной, когда в ней в полной мере реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Этого можно достичь совместными усилиями преподавателей и студентов. Совместная работа должна быть направлена на формирование, укрепление и корректировку профессионального здоровья специалиста - базовый социально-экономический потенциал новой России» [4].
В рамках данного небольшого исследования нами были приняты ранее разработанные диагностические вопросы (далее - анкета) для изучения уровня здоровья некоторых студентов социально-экономических специальностей, а также получения информации об уровне осведомленности данных студентов о здоровье в целом и о здоровье как области педагогики. В данной анкете 25-ти студентам предлагалось анонимно ответить на следующие вопросы:
1. Что для вас здоровье?
2. Относитесь ли вы к какой-либо медицинской группе?
3. Каковы причины отнесения к медицинской группе. (По желанию студент мог их объяснить).
4. Кто чаще всего болеет?
5. Считаете ли вы здоровье проявлением внутренней культуры?
6. Что вы думаете о здоровье ваших педагогов?
7. От чего ухудшается здоровье?
8. Можно ли считать здоровье областью педагогики?
Решетневс^ие чтения. 2016
9. Тревожна ли ваша жизнь?
10. Переживаете ли вы негативно введение новшеств?
Также в вопросах предлагалось оценить по 3-балльной шкале питание, сон, двигательную активность и закаливание, которые получают студенты в обычной жизни.
Анализ результатов показал, что студенты ответили на все предлагаемые вопросы, и мы получили разнообразные результаты, которые объединились в определенные (наиболее частотные, подобные) ответы. Таким образом, по вопросу № 1 о формулировке здоровья наиболее интересными показались такие: «Здоровье - это состояние организма человека, при котором он чувствует себя комфортно», «Наивысшая ценность в жизни», «Здоровье - это состояние организма человека, а также психическое состояние, состояние души», «Здоровье - это активная жизнь без проблем», «Отличное самочувствие», «Полное физическое и психическое удовлетворение», «Бодрость», «Спорт», «Хорошее настроение», «Запас прочности организма», «Режим дня и отсутствие вредных привычек», «Полный порядок во всем организме, радость», «Здоровье -это разум!». В данном вопросе мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в России давно уже действуют законы рыночной экономики (налажена во многом платная медицина, лечение обходится дорого), студенты самостоятельно осознают, что здоровье - это их частная физическая и интеллектуальная собственность. Здоровье, по их мнению, - это капитал, который они напрямую не отождествляют с большими финансовыми вложениями, но стараются сохранить и приумножить своими силами.
Из 25 только один студент относится к специальной медицинской группе с редким заболеванием, о котором знает все и адаптируется к учебному процессу с помощью регулярного лечения.
На вопрос о частотности болезней в ходе исследования выяснилось, что чаще всего, по мнению студентов, болеют студенты старших курсов; дети (20 % ответов); пожилые люди (40 % ответов); люди с плохой физической подготовкой; люди с низким иммунитетом; люди с тяжелыми условиями труда; курящие люди; недовольные люди; люди, не способные одеваться по сезону. По данному вопросу только одна анкета указывала на самого отвечающего, т. е. студент осознает, что является часто болеющим.
В вопросе о культуре и здоровье 80 % опрошенных студентов посчитали здоровье проявлением внутренней культуры и силы воли, 5 % не смогли определиться в данном мнении и 10 % опрошенных не находят связи между культурой и здоровьем.
О здоровье педагогов студенты высказались достаточно критично, считая, что педагоги-преподаватели вузов должны тщательнее следить за своим здоровьем, не позволять себе пропусков занятий по причине болезней. Также прослеживается мнение о том, что педагоги зачастую очень боятся заболеть, стараются уберечь себя от заражения простудными заболеваниями в периоды эпидемий, например, зимой. Около 60 % студентов в целом считают своих преподавателей здоровыми.
Как показали результаты анкеты, здоровье студентов и педагогов ухудшается от неправильного образа жизни, вредных привычек, плохой экологии, малоподвижного образа жизни, отношения к самим себе и своим близким, например, несоблюдения правил гигиены или халатное отношение к выбору сезонной одежды. Меньший процент студентов написали причиной ухудшения здоровья нагрузки и условия труда. Также нужно отметить мнения о том, что среди ответов есть и психологические факторы: пессимистическое настроение людей, бранная речь и негативные мысли. 5 % ответов отметили сложную ситуацию в системе здравоохранения.
Примечательно, что 50 % респондентов отнесли здоровье к области педагогики. Студенты не против включения дополнительных семинаров, помогающих им сберечь здоровье во время учебы. 30 % не относят здоровье к педагогике, считая данную меру воспитания исключительно личной либо семейной. 20 % анкет показали неопределенное мнение.
На вопросы о стрессе и отношении к нововведениям студенты отметили следующие актуальные факторы, влияющие на них негативно: изменения в расписании, трудности в адаптации к учебе вначале учебного года, период сессии. 60 % студентов легко приспосабливаются к введению новшеств в учебном процессе.
Подводя итоги анкет, мы приходим к выводу, что здоровье является одной из самых главных проблем, с которой сталкиваются студенты и педагоги ежедневно. Это не только привыкание и приспособление для студентов к системе обучения, но и часто к условиям самостоятельной студенческой жизни вне университета. Процесс адаптации зависит от разных факторов и проходит по-разному у каждого. Студенты усред-ненно оценивают свое питание, сон, двигательную активность и низкое закаливание.
Подводя итоги данного исследования, мы подтверждаем тезис о том, что важнейший урок психологии и педагогики здоровья заключается в том, что здоровье не является уделом одной лишь области физического благополучия, но оказывается также биопсихосоциальным состоянием. Состояние здоровья человека обусловлено взаимодействием целого ряда факторов: биологических, психологических и социальных. Как только мы признаем, что в поддержании здоровья и в заболевании участвуют, помимо биологических, также психологические и социальные факторы, становится очевидным, что хорошее здоровье обретается, скорее, в ходе сознательных усилий по ведению здорового образа жизни [6]. Необходимо также выгодно использовать ресурсы ежегодных спортивных мероприятий, проводящихся в университетах, но данный аспект темы требует отдельного рассмотрения.
Здоровье - важный элемент становления личности студентов. Если поставить целью обучения не только овладение определенным уровнем знаний по предметам, но и правильное отношение к своему здоровью, внутренней культуре, томожно добиться более высокой мотивации к учебе и, соответственно, более высоких академических результатов.
Библиографические ссылки
1. Деребко С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. 1999. № 2.
2. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева ; Институт социологии РАН. М., 2012. С. 252.
3. Кривенко Т. А. Как сохранить и укрепить здоровье студента и педагога // Актуальные вопросы современной науки : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (25 июня 2012, г. Краснодар) / отв. ред. Т. А. Петрова. Краснодар, 2012. С. 142-143.
4. Программа «Вуз здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://umotnas.ru/umot/ programma-vuz-zdorovogo-obraza-jizni/ (дата обращения: 10.09.2016).
5. Психология здоровья и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/ psihologiya-zdorovya-i-zdorovyi-obraz-jizni.html (дата обращения: 10.09.2016).
References
1. Derebko S., Yasvin V. Otnosheniye k zdorov'yu i zdorovomu obrazu zhizni: metodika izmereniya // Direktor shkoly. 1999. № 2.
2. Zdorov'ye studentov: sotsiologicheskiy analiz / otv. red. I. V. Zhuravleva ; Institut sotsiologii RAN. M., 2012. S. 252.
3. Krivenko T. A. Kak sokhranit' i ukrepit' zdorov'ye studenta i pedagoga // Aktual'nyye voprosy so-vremennoy nauki : materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Krasnodar, 25 iyunya 2012 g.) / otv. red. T. A. Petrova. Krasnodar, 2012. S. 142-143.
4. Programma "Vuz zdorovogo obraza zhizni" [Elektronnyy resurs]. URL: http://umotnas.ru/umot/ programma-vuz-zdorovogo-obraza-jizni/ (data obrashche-niya: 10.09.2016).
5. Psikhologiya zdorov'ya i zdorovyy obraz zhizni [Elektronnyy resurs]. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/ psihologiya-zdorovya-i-zdorovyi-obraz-jizni.html (data obrashcheniya: 10.09.2016).
© floporaHKHHa E. M., 2016
УДК 378
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ
Е. П. Дубиненко, В. В. Фадеева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева,
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Исследуются основные принципы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях математики. Приведены примеры практических заданий для студентов. Эти приёмы обучения направлены на подготовку квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности на математике.
COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS INTENSIFICATION IN MATHEMATICS
E. P. Dubinenko, V. V. Fadeeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article contains basic principles and methods of students' cognitive activity in mathematics. It presents examples of practical tasks for students. The purpose of these methods is to train well-qualified specialists in rocket-space industry.
Keywords: cognitive activity intensification in mathematics.
В настоящее время актуальными становятся тре- Но действительность показывает обратное: сего-бования к личностным качествам современного сту- дня студенты не имеют привычки и желания учиться дента - умению самостоятельно пополнять свои зна- последовательно, по учебникам, а скорее склонны ния, вести самостоятельный поиск необходимых ма- обучаться в форме участия, экспериментирования, териалов, быть творческой личностью. решения реальных ситуаций. Они привыкли к изби-