УДК 378
РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Татьяна И. Отческая1- @
1 Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 125993, Россия,
г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9
@
Поступила в редакцию 07.05.2018. Принята к печати 29.06.2018.
Ключевые слова:
юрист, образование, вуз, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, использование судебной практики.
Аннотация: Переход на многоуровневую систему образования повлек за собой изменение методов преподавания учебных дисциплин. Решение задачи по воспитанию творческой личности зависит от высокоорганизованного учебного процесса, в котором должны широко применяться написание обучающимися докладов, рефератов, статей; подготовка сообщений; решение задач. При этом самостоятельная работа обучающихся формирует у них самоорганизацию на примере совершенствования юридического образования и юридической науки. Действующие образовательные стандарты предполагают, что студенты значительную часть времени в процессе обучения даже по очной форме должны уделять самостоятельной подготовке, объем которой нередко сопоставим с объемом контактной работы с профессорско-преподавательским составом. Понимая особое практическое значение юридического образования и социальную роль юриста, в процессе реализации образовательных программ требуется уделять значительное внимание практической деятельности, формированию навыков публичных выступлений, оттачиванию мастерства письменной речи. Безусловно, для формирования компетенций квалифицированных юристов студенты в процессе всего обучения в университете должны особое внимание уделять актуальным вопросам правоприменения, разбирать практические задачи. В статье показана потребность научно-педагогических работников вузов организовать, провести и методически обеспечить самостоятельную работу студентов.
Для цитирования: Отческая Т. И. Роль юридического образования и юридической науки в подготовке высококвалифицированных специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 20-24.
Произошедшие в Российской Федерации изменения подходов в образовании существенно затрагивают практически каждого гражданина нашего государства. Ведь до недавнего времени юристов готовили не только в известных юридических вузах страны либо знаменитых образовательных учреждениях, но и в многочисленных филиалах, которые были размещены в небольших городах, не имели достаточной учебной базы, профессорско-преподавательского состава, где качество образования оставляло желать лучшего.
Переход на многоуровневую систему образования повлек за собой переосмысление многих, казалось бы, устоявшихся методов преподавания учебных дисциплин. Основной задачей высшего образования сегодня является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самореализации. Эта задача может быть решена только при переориентировании студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца [1].
Успешное решение задачи по формированию творческой личности специалиста во многом зависит от высоко организованного учебного процесса в вузе.
Все дисциплины, которые проводит кафедра Организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) по прокурорскому надзору в бакалавриате, магистратуре и в будущем специалитете, обеспечены рабочими учебными программами, в которых отражены не только цели освоения указанной дисциплины, профессиональные задания, к выполнению которых готовится студент, но и формируют у него общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Практически по каждой программе кафедрой Организации судебной и прокурорско-следственной деятельности МГЮА подготовлены учебники (учебные пособия) с тем, чтобы облегчить студентам поиск учебного и научного материала к будущим практическим занятиям, на которых используется широкий спектр образовательных технологий: подготовка рефератов, докладов, анализ конкретных ситуаций, участие в дискуссиях, приглашение практических работников, ветеранов прокуратуры, правоохранительных, судебных органов при проведении учебных занятий.
Совершенствованию данного образовательного процесса в значительной мере способствует активизация и повышение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
Всеми исследователями и практиками самостоятельная работа интерпретируется как сложная, многозначная в смысле целенаправленной, активной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося [2].
Е. Н. Трущенко рассматривает самостоятельную работу студентов как «внутренне мотивированную деятельность, предполагающую осознание ее цели, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизацию во времени и самоконтроль в выполнении» [3].
Если обратиться к учебным планам, то общая трудоемкость учебной дисциплины «Прокурорский надзор» в бакалавриате Института прокуратуры МГЮА для студентов очной формы обучения составляет 3 зачетных единицы - 108 часов. Формой контроля является зачет.
При количестве лекций в 20 часов, практических занятий - 34 часа - на самостоятельную работу студентов запланировано 54 часа, т. е. половина от запланированных часов на изучение данной дисциплины.
В этой связи вопрос, связанный с самостоятельной работой студентов, которых в будущем мы хотим видеть высококвалифицированными специалистами, крайне актуален. Тем более что самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации [4]. (Имеется в виду диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга).
Действующие и принятые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, предусматривая общие требования, обязательные при реализации основных образовательных программ высшего образования, каких-либо конкретных правил организации самостоятельной работы студентов не устанавливают.
Нормативное регулирование вопроса самостоятельной работы студентов носит формальный характер. Так, из п. 53 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 13671, следовало, что учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподава-
телем и в форме самостоятельной работы обучающихся. Ныне действующий Порядок, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301, устанавливает открытый перечень форм образовательной деятельности, включающий в себя контактную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, самостоятельную работу обучающихся и иные разрабатываемые образовательной организацией формы2.
В качестве общих требований при реализации основных образовательных программ высшего образования названо наличие специальных помещений для самостоятельной работы, которые должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Однако любая самостоятельная работа студента начинается с работы преподавателя. Не секрет, что большинство студентов-юристов видят в период учебы только «вершину» своей карьерной лестницы, не всегда задумываются над тем, что в скором будущем у них будут суровые будни, где полученные в процессе обучения знания будут крайне необходимы.
В Российской Федерации сегодня остро стоит вопрос о соблюдении интересов общества в проводимых в стране преобразованиях, поэтому значительно повышается роль прокуратуры как важнейшего государственного института.
Без усиления прокурорской защиты публичного интереса в экономике невозможно продвижение социально-ориентированных реформ и решение задач защиты общества, его граждан, обеспечения устойчивого экономического роста.
Этот пример судебной и прокурорской практики наглядно подтверждает то, что частные интересы предпринимательского корпуса должны быть согласованы с интересами защиты прав рядовых граждан как потребителей качественных товаров и услуг, защиту их здоровья.
Так, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов к продукции, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 30000 до 40000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
1 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (ред. от 15.01.2015) (утратил силу) // Российская газета. 2014. № 56.
2 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 // Официальный интернет-портал правовой информации (№ 0001201707170035). Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона №2 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, и сроки годности которых истекли.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно ст. 7 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа или услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Материалами дела № А03-19069/2014, рассмотренного Арбитражным судом Алтайского края, установлено, что 16.09.2014 прокуратурой Локтевского района Алтайского края совместно со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю проведена проверка исполнения предпринимателем обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в магазине.
В ходе данной проверки выявлены нарушения обязательных требований к продукции, процессам ее хранения и реализации, несоблюдение которых может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В частности, на витринах магазина выставлены для продажи пищевые продукты с истекшими сроками годности; при наличии оформленных ценников находилась продукция, на которую проведена предпродажная расфасовка в потребительскую упаковку (полиэтиленовые пакеты, пластиковые емкости); осуществлялась реализация печенья сдобного без информации о дате его изготовления; производилась реализация парфюмерно-косметических средств с истекшим сроком годности. Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического надзора от 16.09.2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 03.10.2014 прокурором постановления о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, и обращения
в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Г. Д. Фомину о привлечении к административной ответственности.
Решением от 03.12.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное прокурором требование удовлетворено. Г. Д. Фомин привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях Г. Д. Фомина состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений при проведении проверки и оформлении фактов выявленных нарушений.
Суд кассационной инстанции признал выводы судов правомерными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Постановлением Верховного Суда РФ от 31.08.2015 жалоба индивидуального предпринимателя Г. Д. Фомина была оставлена без удовлетворения, поскольку допущенные им нарушения обязательных требований к продукции и процессам ее реализации создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения.
При этом суд второй кассационной инстанции указал, что вопреки доводам подателя жалобы, нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не установлено; срок привлечения предпринимателя к административной ответственности соблюден, штраф назначен в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Обсуждая с будущими прокурорами и судьями данное дело, которое им поручалось изучить самостоятельно, преподаватели кафедры решают различные задачи в рамках формирования у студентов той или иной компетенции, добиваются применения полученных знаний в подготовке ими докладов, рефератов и статей в научные сборники.
Так, по инициативе кафедры Организации судебной и прокурорско-следственной деятельности в ноябре 2016 г. шесть магистрантов Института прокуратуры Университета им. О. Е. Кутафина по магистерской программе «Прокурорская деятельность» подготовили свои статьи в рамках проводимой юридическим факультетом Новосибирского государственного технического университета Всероссийской студенческой научно-практической конференции, которые были проверены научными руководителями, скорректированы по оформлению и рекомендованы к публикации.
Все они были опубликованы в сборнике, индексируемом в РИНЦ, в январе 2017 г. Магистранты на защите своих магистерских диссертаций выражали искреннюю признательность своим научным руководителям, называя эти статьи «первым шагом в науку».
В этой связи написание обучающимися рефератов, статей способствует логически верно, аргументиро-
ванно и ясно строить свою письменную речь, повышать уровень своей профессиональной компетенции. Подготовка сообщений и докладов способствует освоению методов получения, хранения и переработки информации. Решение задач направлено на применение обучающимися актов норм материального и процессуального права в правоприменительной деятельности. Все формы самостоятельной работы обучающихся формируют у них способности самоорганизации и самообучения [5, с. 27-33].
Только самоорганизованному юристу по плечу будет разрешение многочисленных письменных обращений граждан в прокуратуру. Статистика свидетельствует, что только в 2016 г. в органы прокуратуры поступило 4,7 млн таких обращений, из которых 2,1 млн разрешено по существу, 405 тыс. обращений удовлетворено
[6, с. 18]. Это подтверждает, что активная правозащитная деятельность прокуратуры вызывает возрастающее доверие российских граждан, что ко многому обязывает нынешних студентов и преподавателей.
Не вызывает сомнений, что имеющийся в судебной и прокурорской системе научный потенциал, накопленный опыт, профессионализм судей и прокуроров, их ответственность будут способствовать повышению и эффективной защите прав граждан, хозяйствующих субъектов и государства в экономике.
Однако на сегодняшний день все научно-педагогические работники вузов должны уметь организовать, провести и методически обеспечить самостоятельную работу обучающихся с тем, чтобы подготовить из нынешних студентов высококвалифицированных специалистов.
Литература
1. Панкратова Г. В. Самостоятельная работа студентов, цели и особенности организации // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 02.03.2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/03/02/samostoyatelnaya-rabota-studentov (дата обращения: 20.04.2018).
2. Суржикова Т. Б. Системный подход к организации самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе обучения экономической теории: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. 206 с.
3. Трущенко Е. Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 168 с.
4. Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 250 с.
5. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 27-33.
6. Буксман А. Э. Прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в современных условиях // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 1. С. 16-25.
THE ROLE OF LEGAL EDUCATION AND LEGAL SCIENCE IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS
Tatyana I. Otcheskaya@
1 Kutafin Moscow State Law University■ 9, Sadovaya-Kudrinskaya St., Moscow, Russia, 125993 @ [email protected]
Received 07.05.2018. Accepted 29.06.2018.
Keywords: lawyer, education, high school, educational process, independent work of students, use of judicial practice.
Abstract: The transition to a multi-level educational system entailed a change in the methods of teaching academic disciplines. The solution of the task of educating a creative personality depends on a highly organized educational process, in which the writing of lectures, abstracts, and articles should be widely used, as well as reports and problem solving. At the same time, independent work of students forms their self-organization by the example of improving legal education and legal science. The current educational standards suggest that even full-time students should devote most of their time to self-preparation, the amount of which is often comparable with the amount of contact work with the faculty in the process of training. Realizing the special practical importance of legal education and the social role of a lawyer, the process of implementing educational programs requires considerable attention to practice, formation of public speaking and writing skills. Of course, for the formation of the competencies of qualified lawyers, students should pay special attention to current issues of law enforcement, to understand practical problems. The article shows the need for scientific and pedagogical workers of higher educational institutions to organize, conduct and methodically provide independent work for students.
For citation: Otcheskaya T. I. Rol' iuridicheskogo obrazovaniia i iuridicheskoi nauki v podgotovke vysokokvali-fitsirovannykh spetsialistov [The Role of Legal Education and Legal Science in the Training of Highly Qualified Specialists]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2018): 20-24.
References
1. Pankratova G. V. Samostoiatel'naia rabota studentov, tseli i osobennosti organizatsii [Independent work of students, goals and organizational features]. 02.03.2014. Available at: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/03/02/samostoyatelnaya-rabota-studentov (accessed 20.04.2018).
2. Surzhikova T. B. Sistemnyi podkhod k organizatsii samostoiatel'noi raboty studentov tekhnicheskogo vuza v protsesse obucheniia ehkonomicheskoi teorii. Diss. kand. ped. nauk [System approach to the organization of independent work of students of a technical university in the process of teaching economic theory. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Omsk, 2004, 206.
3. Trushchenko E. N. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov vuza na osnove kompetentnostnogo podkhoda kprofessional'noi podgotovke spetsialistov. Diss. kand. ped. nauk [Organization of independent work of university students on the basis of competence approach to professional training of specialists. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2009, 168.
4. Yushko G. N. Nauchno-didakticheskie osnovy organizatsii samostoiatel'noi raboty studentov v usloviiakh reitingovoi sistemy obucheniia. Diss. kand. ped. nauk [Scientific-didactic bases of organization of independent work of students in conditions of rating system of training. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Rostov on Don, 2001, 250.
5. Ershova I. V., Enkova E. E. Samostoiatel'naia rabota studentov: teoretiko-prikladnye lakuny i kollizii [Self-Study of Students: Theoretical and Applied Gaps and Conflicts]. Iuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, no. 2 (2017): 27-33.
6. Buksman A. E. Prokurorskii nadzor za ispolneniem federal'nogo zakonodatel'stva v sovremennykh usloviiakh [Prosecutor's supervision over execution of federal legislation in modern conditions]. VestnikAkademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, no. 1 (2017): 16-25.