3. Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14. - Ст. 1549.
4. Борисов, А.Н. Комментарии к Федеральному закону Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» / А.Н. Борисов. - М.: Норма. 2014. - 345 с.
5. Овчинников В.А. Согласие или согласование назначения на должность законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации должностных лиц исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере республик Российской Федерации) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№ 7. - С. 40-48.
6. Рубашкин В.В. Возможна ли идеальная система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации? // Современное право. -2015. - № 7. - С. 155-160.
7. Хорьков В.Н. К вопросу о реформе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 2. - С. 29-32.
8. Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 ноября 1991 г. № 1741-1 «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 42. - Ст. 1328.
РОЛЬ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ГОСУДАРСТВА И СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИНДИИ)
© Яковлев А.Ю.1
Государственный университет управления, г. Москва
Статья о роли президентов и совещательных органов в обеспечении безопасности и противодействии терроризму в России и Индии.
Ключевые слова Индия, терроризм, антитеррор, совещательные органы, совет безопасности.
1 Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.
В последние десятилетия среди задач, которые решают различные должностные лица государств, все большее связано с вопросами национальной безопасности и антитеррора. В каждом государств свои особенности строения системы обеспечения безопасности страны.
В России в силу территориальных масштабов и исторической предопределенности систему управления государством стараются строить централизованной и функционирующей на принципах единоначалия. Во многом именно поэтому значительная часть полномочий, в т.ч. в вопросах, касающихся противодействия терроризму, концентрируется у главы государства. В Индии, наоборот, президент страны не имеет практически никаких серьезных рычагов влияния на процессы, происходящие в государстве. Из наиболее весомых можно выделить подписание законов и роспуск нижней палаты в случаи невозможности сформировать коалицию для избрания премьер-министра страны.
Среди множества полномочий, которыми наделен Президент РФ, выделим те, которые касаются антитеррористической сферы:
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
- принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
- назначает с согласия Государственной Думы ФС РФ Председателя Правительства РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
- принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории России формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против России либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Из приведенного хорошо видно, что Президент России принимает самое непосредственное участие в вопросах противодействия терроризму на всех этапах начиная от разработки концептуальных документов и направлений деятельности до возможностей введения чрезвычайного положения. Также он глубоко интегрирован в саму систему обеспечения, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, возглавляя Совет Безопасности РФ, формируя структуру исполнительной власти и назначая Председателя Правительства РФ, его членов, руководителей органов исполнительной власти и членов Национального антитеррористического комитета (НАК).
Крайне важное место в системе противодействия терроризму занимают координационно-совещательные органы. В Индийской Республике - Совет национальной безопасности (СНБ), в России - Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ). Советы безопасности представляют собой структуры, образованные для сбора информации о национальной безопасности страны, обсуждения наиболее острых вопросов, выработки решений и последующем мониторинге их выполнения.
Интересными представляются составы. В Индии орган более компактный (6 чел.), его возглавляет премьер-министр и входят министры внутренних дел, обороны, иностранных дел, финансов и заместитель председателя Плановой комиссии. На заседания могут приглашаться и другие должностные лица.
В отличие от южно-азиатской страны, в России СБ РФ - конституционный орган и по основному закону председателем является Президент России. Помимо главы государства туда входят постоянные члены (Председатель Правительства РФ, председатели Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ, Руководитель Администрации Президента РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, директора некоторых служб и др. лица) и члены (Генеральный прокурор РФ, министры финансов, юстиции, чрезвычайных ситуаций, начальник Генштаба ВС РФ, директор ФСКН России, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Мэр Москвы, Губернатор Санкт-Петербурга). В общей сложности в настоящий момент в совет, включая председателя, входят 30 чел.
К полномочиям СНБ относится:
- внешняя безопасность и сценарии изменения обстановки;
- угрозы, связанные с атомной энергетикой, космосом и высокими технологиями;
- тренды мировой экономики и угрозы экономической безопасности в сфере энергетики, внешней торговли, продовольствия, финансов и экологии;
- внутренняя безопасность, включая контрмятежные, антитеррористические, контрразведывательные вопросы;
- социальные, общественные и региональные аспекты развития страны;
- угрозы трансграничной преступности (контрабанда, нелегальный ввоз оружия и наркотиков);
- координация разведывательной деятельности, постановка перед органами разведки задач по фокусированию на наиболее актуальных для нации вопросах.
СБ РФ, в свою очередь, призван решать следующие задачи:
- обеспечение условий для осуществления Президентом России полномочий в области обеспечения безопасности;
- формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
- прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
- подготовка предложений Президенту РФ;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом России решений в области обеспечения безопасности;
- оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Из состава и полномочий СНБ и СБ РФ можно сделать вывод, что несмотря на совещательный характер органов, они играют важную роль в вопросах противодействия терроризму.
Довольно интересной деталью является то, что Россия в вопросе советов безопасности превзошла Индию, т.к., помимо того, что СБ РФ - конституционный орган, он появился сразу после принятия основного закона страны в 1993 г., а решения по образованию, наделению полномочиями и формированию СНБ прошли в 1998-1999 гг.
Одним из существенных отличий в системах противодействия терроризму 2-х стран является и наличие в России такого важного специализированного координационного органа как НАК, роль которого тяжело недооценить.
Он был образован в 2006 г. после ряда громких терактов. Комитет по должности возглавляет директор ФСБ России. В состав входят представители законодательной власти и руководители федеральных органов исполнительной власти силового блока.
НАК - орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.
Его основными задачи являются:
- подготовка предложений Президенту РФ по формированию госполитики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию российского законодательства в указанной области;
- координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
- разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
- участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, в т.ч. в подготовке проектов международных договоров России в этой области;
- подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
- решение иных задач по противодействию терроризму.
НАК стоит во главе целой системы антитеррористических органов в стране, в рамках которой, в частности, действует Федеральный оперативный штаб, являющийся силовым звеном в НАК. В него входят руководители спецслужб, правоохранительных и иных органов. Также на уровнях субъекта федерации (республики, края, области, города федерального значения и пр.) действуют антитеррористические комиссии субъектов РФ, возглавляемые губернаторами, и оперативные штабы регионов. В муниципальных образованиях (районах, городах, сельских и городских поселениях) действуют свои антитеррористические комиссии. Плюс в крупных организациях государственного и муниципального сектора имеются локальные антитеррористические комиссии. Таким образом, в России функционирует 4-х уровневая система координационных органов во главе с НАК в области противодействия терроризму. За 10-ти летний период такая система показала свою высокую эффективность и помогла предотвратить и минимизировать последствия множества террористических актов в разных регионах страны.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.2012 № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации».
3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете. Утверждено Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116.
4. Cabinet Secretariat Resolution № 281/29/6/98/TS. The Gazette of India: Extraordinary. Part I - Sec.1. New Delhi, 16.04.1999.
5. Гатауллин Т.М., Малыхин В.И., Гончаров Л.Л. Революции в управлении // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - № 10.
6. Гатауллин Т.М., Николотова С.В. Новая индустриализация страны // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№ 2.
7. Жукова Л.А. Россия в начале ХХ века // Российская история. - 2003. -№ 5.
8. Киселев С.Г. Цивилизации и война: монография. - М., 1998.
9. Киселев С.Г., Яшкова Т.А. Глобальные изменения и модернизация России. - М., 2006.
10. Яковлев П.Ю. Деятельность следователя при расследовании дачи взятки // Государственное и муниципальное управление в XXI века: теория, методология, практика. - 2014. - № 12.
11. Яковлев П.Ю. Особенности деятельности следователя на первоначальном этапе расследования дачи взятки // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19.
12. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17.
13. Яковлев П.Ю. Региональные корни взяточничества в России: правовые аспекты // Стратегия устойчивого развития регионов. - 2014. - № 21.
14. Яшкова Т.А. Политическая модернизация России в условиях глобальных трансформационных вызовов. - М., 2007.