Научная статья на тему 'Место и роль органов законодательной и исполнительной властей в противодействии терроризму в России и Индии'

Место и роль органов законодательной и исполнительной властей в противодействии терроризму в России и Индии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОР / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев А. Ю.

Статья о месте и роли законодательных и исполнительных органов в противодействии терроризму в России и Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль органов законодательной и исполнительной властей в противодействии терроризму в России и Индии»

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69-71.

2. Аминов И.Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38). - С. 26-28.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. -С. 239-242.

5. Предметы ведения местного самоуправления [Электронный ресурс] // Библиотекарь.ру. - Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/ (дата обращения: 28.03.16).

6. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.

8. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации Российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. -№ 43. - С. 57-60.

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ИНДИИ

© Яковлев А.Ю.1

Государственный университет управления, г. Москва

Статья о месте и роли законодательных и исполнительных органов в противодействии терроризму в России и Индии.

Ключевые слова: Индия, терроризм, антитеррор, противодействие терроризму, органы безопасности.

1 Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

В современном государстве вне зависимости от его размера и политического веса имеются законодательные и исполнительные органы власти. Одним из направлений их деятельности выступает антитеррор.

Парламенты стран, в частности, заняты разработкой и принятием антитеррористических законов. В Индии этим занимается Раджья Сабха (верхняя палата) и Лок Сабха (нижняя палата). Последняя занимает более значимое положение, т.к. она избирает премьер-министра и из ее состава набираются министры, хотя председатель верхней палаты является по должности вице-президентом государства.

В свою очередь, верхняя палата России, Совет Федерации Федерального Собрания РФ:

- рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности [в т.ч. в сфере противодействия терроризму - А.Я.];

- утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Основная нагрузка ложится на исполнительную власть. Многое падает на правительства стран. Главным образом они вырабатывают концептуальные подходы и определяют магистральные направления реализации государственной антитеррористической политики.

В России Правительство РФ занимается следующими вопросами в сфере противодействия терроризму:

- определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

- организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий его проявлений;

- организует обеспечение антитеррористической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления необходимыми силами, средствами и ресурсами;

- устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В южно-азиатском государстве ключевая роль отводится гражданской и военной полиции. В России значение сил правопорядка важно, но не столь

существенно в противодействии терроризму, как органов ФСБ России. Подавляющее большинство задач по выявлению и нейтрализации террористов лежит именно на сотрудниках этой спецслужбы. Это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководит ее деятельностью Президент России. Он назначает главу ведомства, отправляет его в отставку и контролирует работу службы.

ФСБ России представляет собой целую систему органов, каждый из которых выполняет свои антитеррористические функции:

- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, т.е. центральный аппарат ФСБ России;

- управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

- управления (отделы, службы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);

- другие управления (отделы), осуществляющие отдельные полномочия или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения.

Помимо ФСБ России, вклад в противодействие терроризму вносят МВД России, СВР России, ФСО России, Росфинмониторинг, в некоторой степени МЧС России, Минобороны России, ФСКН России, ФМС России. Важно отметить, что эти структуры подчиняются главе государства.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Также как и ФСБ России, у МВД России довольно разветвленная сеть органов в федеральных округах, субъектах федерации, городах, районах, имеются подразделения на транспорте, режимных объектах, учебные и научные учреждения и др.

Помимо противодействия терроризму полиция в России занимается защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействует преступности, охраняет общественный порядок, собственность, обеспечивает общественную безопасность.

СВР России обеспечивает безопасность российских учреждений, находящихся за пределами страны, их сотрудников и членов семей от посягательств террористов, а также осуществляет сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

ФСО России занимается прогнозированием и выявлением угроз жизненно важным интересам высших должностных лиц страны со стороны террористов. Под пристальным вниманием сотрудников службы находятся здания и территории государственных органов власти, места постоянного и временного пребывания руководства России, трассы проезда, аэропорты и иные объекты.

Росфинмониторинг менее известная широким массам служба, что во многом объясняется характером ее деятельности. Она имеет довольно небольшую численность, в особенности, если сравнивать с ФСБ России и ФСО России, - в центральном аппарате и территориальных органах работает менее 900 сотрудников.

Данный орган осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

За 10 с небольшим лет Росфинмониторинг доказал свою полезность для антитеррористической безопасности России. Только в 2014 г. заморожены счета и активы более 1,5 тыс. лиц, имеющих отношение к терроризму. Произошло сокращение объемов сомнительных операций - в 2 раза, обналичивания - в 1,5 раза, вывода средств за рубеж - в 1,7 раза.

МЧС России задействуется в антитеррористических мероприятиях после совершения теракта для оказания помощи пострадавшим, спасения выживших и осуществляет иные действия по минимизации и ликвидации последствий террористических актов.

Минобороны России привлекается в последнее 10-летие не часто, хотя в середине 90-х гг. ХХ в. и начале 2000-х подразделения министерства принимали самое активное участие в борьбе с террористами на Северном Кавказе.

ФСКН России ведет правоохранительную деятельность в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но т.к. наркоторговля является одним из основных источников финансирования терроризма, служба осуществляет обмен информацией с иными силовыми органами и участвует в совместных антитеррористических мероприятиях на территории России и за ее пределами.

ФМС России еще одна служба, вносящая вклад в общую копилку противодействия терроризму. Она осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции. В виду того, что в подготовке и исполнении терактов часто задействуются иностранцы, нередко находящиеся на территории страны нелегально, роль ФМС России достаточно высока.

Работа всех перечисленных органов исполнительной власти была бы практически сведена на нет, если в стране отсутствовали структуры в сфере уголовного судопроизводства. Их задача заключается в расследовании уголовно-наказуемых деяний. В Индии - это Центральное бюро расследований и Национальное агентство расследований. В России также имеется ряд органов, обладающих правами в области уголовного судопроизводства.

Наиболее авторитетным является СК России. Именно к его подследственности относятся тяжкие преступления, в т.ч. убийства, похищения, дача взятки, получение взятки, а также совершение теракта, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем и др.

Комитет имеет внушительную структуру, состоящую из главных управлений и управлений центрального аппарата, территориальных органов по субъектам РФ и иным территориям, специализированных следственных органов, подразделений в муниципальных образованиях и военного следствия, учебных заведений. В общей сложности в комитете работает около 23 тыс. сотрудников.

СК России обладает довольно большой самостоятельностью. В частности, недопустимо вмешательство в деятельность и воздействие на сотрудников комитета со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-Ф3 «О безопасности».

2. Федеральный закон от 03.04 1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».

4. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году. - М., 2014.

5. Гатауллин Т.М., Малыхин В.И., Гончаров Л.Л. Революции в управлении // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - № 10.

6. Гатауллин Т.М., Николотова С.В. Новая индустриализация страны // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№ 2.

7. Жукова Л.А. Россия в начале ХХ века // Российская история. - 2003. -№ 5.

8. Киселев С.Г. Цивилизации и война: монография. - М., 1998.

9. Киселев С.Г., Яшкова Т.А. Глобальные изменения и модернизация России. - М., 2006.

10. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.

11. Яковлев П.Ю. Деятельность следователя при расследовании дачи взятки // Государственное и муниципальное управление в XXI века: теория, методология, практика. - 2014. - № 12.

12. Яковлев П.Ю. Особенности деятельности следователя на первоначальном этапе расследования дачи взятки // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19.

13. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17.

14. Яковлев П.Ю. Региональные корни взяточничества в России: правовые аспекты // Стратегия устойчивого развития регионов. - 2014. - № 21.

15. Яшкова Т.А. Политическая модернизация России в условиях глобальных трансформационных вызовов. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.