Список литературы:
1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69-71.
2. Аминов И.Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38). - С. 26-28.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. -С. 239-242.
5. Предметы ведения местного самоуправления [Электронный ресурс] // Библиотекарь.ру. - Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/ (дата обращения: 28.03.16).
6. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.
8. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации Российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. -№ 43. - С. 57-60.
МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ИНДИИ
© Яковлев А.Ю.1
Государственный университет управления, г. Москва
Статья о месте и роли законодательных и исполнительных органов в противодействии терроризму в России и Индии.
Ключевые слова: Индия, терроризм, антитеррор, противодействие терроризму, органы безопасности.
1 Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.
В современном государстве вне зависимости от его размера и политического веса имеются законодательные и исполнительные органы власти. Одним из направлений их деятельности выступает антитеррор.
Парламенты стран, в частности, заняты разработкой и принятием антитеррористических законов. В Индии этим занимается Раджья Сабха (верхняя палата) и Лок Сабха (нижняя палата). Последняя занимает более значимое положение, т.к. она избирает премьер-министра и из ее состава набираются министры, хотя председатель верхней палаты является по должности вице-президентом государства.
В свою очередь, верхняя палата России, Совет Федерации Федерального Собрания РФ:
- рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности [в т.ч. в сфере противодействия терроризму - А.Я.];
- утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Основная нагрузка ложится на исполнительную власть. Многое падает на правительства стран. Главным образом они вырабатывают концептуальные подходы и определяют магистральные направления реализации государственной антитеррористической политики.
В России Правительство РФ занимается следующими вопросами в сфере противодействия терроризму:
- определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий его проявлений;
- организует обеспечение антитеррористической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления необходимыми силами, средствами и ресурсами;
- устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В южно-азиатском государстве ключевая роль отводится гражданской и военной полиции. В России значение сил правопорядка важно, но не столь
существенно в противодействии терроризму, как органов ФСБ России. Подавляющее большинство задач по выявлению и нейтрализации террористов лежит именно на сотрудниках этой спецслужбы. Это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Руководит ее деятельностью Президент России. Он назначает главу ведомства, отправляет его в отставку и контролирует работу службы.
ФСБ России представляет собой целую систему органов, каждый из которых выполняет свои антитеррористические функции:
- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, т.е. центральный аппарат ФСБ России;
- управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- управления (отделы, службы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы);
- другие управления (отделы), осуществляющие отдельные полномочия или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения.
Помимо ФСБ России, вклад в противодействие терроризму вносят МВД России, СВР России, ФСО России, Росфинмониторинг, в некоторой степени МЧС России, Минобороны России, ФСКН России, ФМС России. Важно отметить, что эти структуры подчиняются главе государства.
МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Также как и ФСБ России, у МВД России довольно разветвленная сеть органов в федеральных округах, субъектах федерации, городах, районах, имеются подразделения на транспорте, режимных объектах, учебные и научные учреждения и др.
Помимо противодействия терроризму полиция в России занимается защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействует преступности, охраняет общественный порядок, собственность, обеспечивает общественную безопасность.
СВР России обеспечивает безопасность российских учреждений, находящихся за пределами страны, их сотрудников и членов семей от посягательств террористов, а также осуществляет сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.
ФСО России занимается прогнозированием и выявлением угроз жизненно важным интересам высших должностных лиц страны со стороны террористов. Под пристальным вниманием сотрудников службы находятся здания и территории государственных органов власти, места постоянного и временного пребывания руководства России, трассы проезда, аэропорты и иные объекты.
Росфинмониторинг менее известная широким массам служба, что во многом объясняется характером ее деятельности. Она имеет довольно небольшую численность, в особенности, если сравнивать с ФСБ России и ФСО России, - в центральном аппарате и территориальных органах работает менее 900 сотрудников.
Данный орган осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
За 10 с небольшим лет Росфинмониторинг доказал свою полезность для антитеррористической безопасности России. Только в 2014 г. заморожены счета и активы более 1,5 тыс. лиц, имеющих отношение к терроризму. Произошло сокращение объемов сомнительных операций - в 2 раза, обналичивания - в 1,5 раза, вывода средств за рубеж - в 1,7 раза.
МЧС России задействуется в антитеррористических мероприятиях после совершения теракта для оказания помощи пострадавшим, спасения выживших и осуществляет иные действия по минимизации и ликвидации последствий террористических актов.
Минобороны России привлекается в последнее 10-летие не часто, хотя в середине 90-х гг. ХХ в. и начале 2000-х подразделения министерства принимали самое активное участие в борьбе с террористами на Северном Кавказе.
ФСКН России ведет правоохранительную деятельность в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но т.к. наркоторговля является одним из основных источников финансирования терроризма, служба осуществляет обмен информацией с иными силовыми органами и участвует в совместных антитеррористических мероприятиях на территории России и за ее пределами.
ФМС России еще одна служба, вносящая вклад в общую копилку противодействия терроризму. Она осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции. В виду того, что в подготовке и исполнении терактов часто задействуются иностранцы, нередко находящиеся на территории страны нелегально, роль ФМС России достаточно высока.
Работа всех перечисленных органов исполнительной власти была бы практически сведена на нет, если в стране отсутствовали структуры в сфере уголовного судопроизводства. Их задача заключается в расследовании уголовно-наказуемых деяний. В Индии - это Центральное бюро расследований и Национальное агентство расследований. В России также имеется ряд органов, обладающих правами в области уголовного судопроизводства.
Наиболее авторитетным является СК России. Именно к его подследственности относятся тяжкие преступления, в т.ч. убийства, похищения, дача взятки, получение взятки, а также совершение теракта, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем и др.
Комитет имеет внушительную структуру, состоящую из главных управлений и управлений центрального аппарата, территориальных органов по субъектам РФ и иным территориям, специализированных следственных органов, подразделений в муниципальных образованиях и военного следствия, учебных заведений. В общей сложности в комитете работает около 23 тыс. сотрудников.
СК России обладает довольно большой самостоятельностью. В частности, недопустимо вмешательство в деятельность и воздействие на сотрудников комитета со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-Ф3 «О безопасности».
2. Федеральный закон от 03.04 1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
4. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году. - М., 2014.
5. Гатауллин Т.М., Малыхин В.И., Гончаров Л.Л. Революции в управлении // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - № 10.
6. Гатауллин Т.М., Николотова С.В. Новая индустриализация страны // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№ 2.
7. Жукова Л.А. Россия в начале ХХ века // Российская история. - 2003. -№ 5.
8. Киселев С.Г. Цивилизации и война: монография. - М., 1998.
9. Киселев С.Г., Яшкова Т.А. Глобальные изменения и модернизация России. - М., 2006.
10. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.
11. Яковлев П.Ю. Деятельность следователя при расследовании дачи взятки // Государственное и муниципальное управление в XXI века: теория, методология, практика. - 2014. - № 12.
12. Яковлев П.Ю. Особенности деятельности следователя на первоначальном этапе расследования дачи взятки // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19.
13. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17.
14. Яковлев П.Ю. Региональные корни взяточничества в России: правовые аспекты // Стратегия устойчивого развития регионов. - 2014. - № 21.
15. Яшкова Т.А. Политическая модернизация России в условиях глобальных трансформационных вызовов. - М., 2007.