фессиональных и лингвосоциокультурных концептов «инофонной речевой сообщности».
Формирование компетентностей у будущих специалистов - выпускников вузов осуществляется при реализации следующих возможностей: социокультурные возможности, отражающие востребованность специалистов, обладающих высоким уровнем языковой компетентности; социально-психологические возможности, связанные с принятием вузовскими преподавателями единого содержания знаний, умений, навыков, профессионально-важных индивидных, индивидуальных, личностных и субъектных качеств специалистов; педагогические возможности, ориентирующие учебно-воспитательный процесс на структурно-динамическую модель лингвогуманитарной компетентности, поиск личностных смыслов иноязычного образования и обучения. Реализация выделенных возможностей предполагается при наличии объективных, субъективных и объективно-субъективных факторов оптимизации процесса формирования компетентностей специалиста.
Новая парадигма образования вносит определенные коррективы в традиционную трактовку целей образования. Формирование ключевых компетенций: психолого-педагогической, коммуникативной, информационной, социокультурной - в своей совокупности становятся главной целью образования личности в соответствии с требованиями современного информационного поликультурного мира. Иностранный язык для будущих специалистов выступает как средство коммуникации в их профессиональной деятель-
ности. Следствием этого является изменение требований к иностранному языку как учебному предмету в высшей профессиональной школе, в число которых входит приобретение студентами коммуникативной компетентности и знаний социокультурного фона. Иностранный язык необходим будущим специалистам как средство коммуникации и как источник профессионального роста, так как он предоставляет богатую возможность приобщения к мировому опыту, способствует самоопределению, самореализации и социальной адаптации личности.
Библиографические ссылки
1. Буракова Г. Ю. Гуманитаризация процесса обучения. М.: Просвещение, 1999г.
2. Данилкова М. П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 17-19.
3. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. М. : Просвещение, 2004.
References
1. Burakova G. Yu. Training process humanita-rization. M. : Education, 1999.
2. Danilkova M. P. To a question of valuable aspects of modern arts education//philosophy Questions. 2003, no. 6. P. 17-19.
3. Kravets A. S. Gumanization and humanitarization of the higher education. M. : Education, 2004.
© Литовченко В. И., 2014
УДК 316.647.5
РОЛЬ ВУЗА В ВОСПИТАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
И. С. Лысенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается проблема воспитания межэтнической толерантности в профессиональном образовании среди студенчества.
Ключевые слова: толерантность, молодёжная среда, воспитание, образование, межэтнические отношения. THE ROLE OF THE UNIVERSITY IN THE ETHIC TOLERANCE FORMATION
I. S. Lysenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]
We consider the problem of inter-ethnic tolerance education in vocational education among the students. Keywords: tolerance among young people, education, inter-ethnic relations.
Актуальность проблемы межэтнических отношений для вузов возрастает с каждым годом, поскольку во многом социальное настроение подрастающего
поколения определяет будущее общества и межэтнических отношений. И насколько сегодня молодёжь студенческого возраста проявит уважение друг к дру-
Решетневскуе чтения. 2014
гу независимо от национальной принадлежности, настолько социальный климат приобретёт созидательный характер в будущем. Мировоззрение, сферы интересов, степень креативности, социальная активность - всё это определяет будущее нашего края.
Социологические исследования, проводимые в последние годы в Красноярском крае, показывают, что в молодёжной среде не всё благополучно в области межэтнических отношений. Социологическое исследование, проведённое в 2012 году в молодёжной среде города Красноярска, выявило следующие показатели: 45 % мужчин и 39 % женщин «скорее недовольны» фактом их проживания в многонациональной среде. Лишь 7 % мужчин 10 % женщин ответили, что «скорее довольны» [3, с. 13]. Половина опрошенных респондентов отрицательно оценивают роль мигрантов в экономике края [3, с. 27].
В Уставах российских вузов подчёркивается их активная роль в решении важных социально-экономических задач общества Необходимость участия Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёвав решении важных социальных задач зафиксирована в Уставе и миссии вуза. В числе задач, которые сегодня стоят передуниверситетом - это сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к народу, национальным традициям и духовному наследию России; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня [4, с. 4]. В определении миссии университета отмечается, что вуз помимо удовлетворения научно-образовательных потребностей общества, формирует в будущих высокопрофессиональных специалистах способность ставить и решать актуальные задачи, имеющие важнейшее социальное значение для государства. Воспитание межэтнической толерантности является важнейшей задачей, которая сегодня встаёт перед студенчеством.
Один из пунктов политики руководства СибГАУ в области качества связан с совершенствованием воспитательной работы [2].
Вопросы толерантности в процессе профессионального обучения поднимаются в рамках гуманитарных дисциплин, таких как философия, политология, история, культурология, психология и др. Вместе с тем проблема межэтнической толерантности актуализируется не только в рамках учебных дисциплин, она поднимается в рамках воспитательной работы, которую проводит вуз.
Межнациональный студенческий фестиваль «Студенчество без границ» относится к одному из проектов, который решает важнейшие воспитательные, развивающие и образовательные задачи в области межэтнической толерантности. Этот проект реализуется ежегодно с 2006 года ведущими вузами Красноярского края. Впервые проект начал реализовываться в стенах Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва. В настоящее время каждый год право проведения фестиваля передаётся разным вузам. Студенты более
чем из 25 стран мира, обучающиеся в ВУЗах края, представляют свою культуру, знакомятся с культурами других народов. Следует отметить, что многие студенты, обучающиеся в аэрокосмическом университете, являются членами молодёжных движений, действующих при национально-культурных объединениях Красноярского края [1, с. 39]. Представляя свою культуру, они, в том числе и делятся интереснейшим опытом по созданию атмосферы межнационального согласия в крае.
Тем самым вузы, организуя и развивая подобные проекты, восполняют дефицит информации в СМИ о позитивных тенденциях в повседневной жизнедеятельности народов, проживающих на территории Красноярского края. В то время как негативные события в сфере межэтнических отношений гораздо чаще находят отражение в средствах массовой информации, что не может не влиять на климат в сфере межэтнических отношений.Так, социологическое исследование 2012 года показало, что большинство опрошенных, представляющих молодое поколение, считают, что необходимо увеличивать в молодёжной среде объём знаний о современных межэтнических отношениях [3, с. 38.]. При этом они считают, что именно образование, учебные заведения, лекции по этой проблематике, молодёжные форумы, землячества, конкурсы, молодёжные программы, концерты, наряду с телевидением в большей мере способствуют распространению знаний о межэтнических отношениях среди молодёжи.
Вне всякого сомнения, важно и нужно в рамках непосредственного образовательного процесса на занятиях обращаться и обсуждать вопросы межэтнической коммуникации. Но именно на таких проектах, которые представляют собой уникальную коммуникационную среду, студенты на практике, самым непосредственным образом получают опыт общения и приобретения уникальных знаний, которые позволяют развенчивать мифы, предубеждения, предрассудки. Получают возможность знакомства в непринуждённой обстановке, что способствует формированию уважения друг к другу и в целом к иной культуре и народу.
Библиографический список
1. Лысенко И. С. Молодёжные движения в национально-культурных объединениях Красноярска // Красноярскому краю - творчество молодых исследователей : материалы межвуз. науч-практ. конф. Красноярск, 2004. 86 с.
2. Политика руководства в области качества. 20 сентября 2013 год.
3. Труфанов Д. О. Национальный вопрос глазами молодёжи: по результатам социологического исследования мнений учащихся учреждений начального профессионального образования и среднеспециаль-ных учебных учреждений г. Красноярска. Красноярск : Поликор, 2012. 127 с.
4. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика
М. Ф. Решетнёва» (новая редакция). 27 мая 2011 год. № 1866.
References
1. Lysenko I. S. Molodezhnye dvyzheniya v nacionalno-kulturnyh obyedineniyah Krasnoyarska // Krasnoyarskomy Krayu - tvorchestvo molodyh issledovatelei: materialy mezhvyzovskoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Krasnoyarsk, 2004. 86 s.
2. Politika rukovodstva v oblasti kachestva. 20th of September 2013.
3. Tryfanov D. O. Nacionalnyi vopros glazami molodezhi: po rezyltatam sociologicheskogo issledo-vaniya mneniy uchaschihsya uchrezhdeniy nachalnogo
professionalnogo obrazovaniya I srednespecialnyh uchebnyh uchrezhdenii nachalnogo professionalnogo obrazovaniya I srednespecialnyh uchebhyh uchrezhdenii g. Krasnoyarska. Krasnoyarsk : Polikor, 2012. 127 s.
4. Ustav federalnogo gosudarstvennogo budzhetnogo obrazovatelnogo uchrezgdeniya vysshego professio-nalnogo obrazovaniya "Sibirskii gosydarstvennyi aerokosmicheskii universitet imeni akademika M. F. Reshetneva" (Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev) (novaya redakcia). 27th of May 2011.
© Лысенко И. С., 2014
УДК 304.9
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОММУНИКАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены факторы развития отрасли профессиональной коммуникации, механизмы преодоления негативных тенденций в восприятии инноваций и инновационной проблематики, продвижения науки и научных достижений. Анализируются возможности научных проектов, направленных на формирование благоприятного общественного мнения в отношении ядерно-космического кластера.
Ключевые слова: коммуникативные технологии, продвижение инноваций.
TENDENCIES OF MODERN COMMUNICATIONS RESEARCH IN TECHNICAL COLLEGES
S. Y. Piskorskaya
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
There are showed factors of the development of the professional communication industry and mechanisms to overcome the negative trends in the perception of innovation and innovation issues, as well, and promotion of science and scientific achievements. There are analyzed possibilities of research projects aimed at creating a favorable public opinion with regard to the nuclear and space cluster.
Keywords: communication technologies, the promotion of innovation.
Развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать. Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность) [1].
Не является исключением и отрасль профессиональной коммуникации, динамика развития которой обеспечивается стремительными социально-экономи-
ческими и технологическими изменениями. По мнению авторов доклада академии общественных связей РФ, ее развитие в ближайшее время будет обусловлено следующими факторами:
- значительное увеличение потока информации и усиление конкуренции за ресурс внимания;
- развитие интегрированных коммуникаций, сочетающих различные типы коммуникационного инструментария;
- развитие digital-коммуникаций (включая весь сегмент new media и социальные сети);
- переход традиционных СМИ на новые мультимедийные платформы;