консультант ВОЗ по борьбе с костно-мышечны-ми заболеваниями, член редакционного совета журналов "Ортопедия, травматология и протезирование", "Казанский медицинский журнал", "Врач", "Травматология и ортопедия России".
Большое внимание Александр Федорович уделяет развитию здравоохранения в стране, в частности новым формам медицинского обслуживания населения. По его инициативе в 1992 г. в университете создана кафедра семейной медицины. В 1994 г. издано первое в России двухтомное руководство "Семейная медицина". За разработку и внедрение программ подготовки семейного врача А.Ф. Краснову, Г.П. Котельнико-ву, Р.А. Галкину и Б.Л. Мовшовичу присуждена премия Правительства РФ. Александр Федорович — кавалер многих орденов и медалей, одним из первых был награжден медалью Ассоциации травматологов-ортопедов России им. Н.Н. При-
УДК 614
Профилактическая направленность, улучшение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи населению относятся к числу важнейших задач на современном этапе реформирования здравоохранения [1, 2]. Совершенствование оказания медицинской помощи рассматривается в контексте не только повышения уровня диагностики и лечения, но и предупреждения развития болезней, организации медицинского обслуживания и обеспечения удовлетворенности самих потребителей, населения и пациентов [3].
В связи с этим целью настоящей работы было изучение мнения пациентов о практической работе и качестве медицинской помощи, оказываемой различными специалистами и врачами общей практики на базе центра здоровья №2 г. Душанбе.
Опрос проводился анонимно по специально разработанным социологическим картам, в которых были учтены возраст, пол, образование, социальное положение и профессия пациентов. К нескольким вопросам предлагались различные варианты ответов, направленных на выявление качества профилактической работы и медицинского обслуживания врачами общей практики и узкой специализации (невропатолог, хирург, оф-620
орова.
На протяжении всей своей жизни и по сей день он остается талантливым педагогом. Его занятия со студентами, интернами, аспирантами проходят на высоком эмоциональном подъеме, с охватом знаний не только по медицине, но и культуре поведения, этике и деонтологии.
Желаем уважаемому Александру Федоровичу крепкого здоровья и творческого долголетия.
Коллектив кафедры травматологии, ортопедии
и экстремальной хирургии Самарского государственного медицинского университета, правление ассоциации травматологов-ортопедов Самарской области, коллектив сотрудников и студентов Самарского государственного медицинского университета, редакционная коллегия "Казанского медицинского журнала"
тальмолог, оториноларинголог). Изучалось мнение 300 пациентов, консультированных разными специалистами, и 205 пациентов, наблюдавшихся у врачей общей практики. Из общего числа опрошенных большинство (54,6%) составляли женщины, на долю мужчин приходилось 45,4%. От 21 до 39 было 26,9% пациентов, от 40 до 59 лет — 33,1%, 60 лет и старше — 32,6%. Меньше всех было молодых людей в возрасте до 20 лет (7,4%).
По социальному положению распределение было следующим: рабочих — 32,9%, работающих пенсионеров — 20,8%, служащих — 19,1%, домохозяек и безработных — 12,9%, студентов и неработающих пенсионеров — соответственно 6,5% и 6,1%, учащихся — 1,7%. Все пациенты были представителями разных профессий: чаще встречались учителя, продавцы, бухгалтеры, инженеры, водители, слесари и др. Все обратившиеся на прием пациенты отмечали трудности при посещении специалистов-консультантов: 45% пациентов — отоларинголога и невропатолога, почти 30% — офтальмолога, более чем 20% — хирурга. Об очередях в регистратуру указали в анкетах 35% пациентов оториноларинголога, 29% — хирурга, 28% — офтальмолога, 69% — невропатолога, 45% —хирурга, более 20% — оториноларинголога.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
роль врачей общей практики в организации лечебной и
профилактической помощи
Салохидин Раджабович Миралиев, Сохиб Зарипович Зарипов
Республиканский учебно-клинический центр семейной медицины (директор — канд. мед. наук Т.С. Джаббарова), г. Душанбе, e-mail: [email protected]
Полученной консультацией у специалистов остались довольны большинство пациентов (96%), они отметили их внимательность, сочувствие и предупредительность. Реже подчеркивались эрудированность, откровенность и отсутствие торопливости врачей. Коэффициент социальной удовлетворенности, определяющийся как отношение числа пациентов, довольных оказанной им медицинской помощью, к общему их числу составил 0,99. Абсолютно неудовлетворенными консультацией остались 3 пациента хирурга и по 2 пациента невропатолога и отоларинголога, причем все они отказались аргументировать свое отношение к оказанной им консультации. В случае повторного направления большинство больных (67%) предпочитают получить консультацию у предыдущего специалиста, 30% отвечали нейтрально, а 3% предпочли обратиться к другому специалисту-консультанту.
С момента организации приема докторами общей врачебной практики обслуживался наибольший процент опрошенных (36%). 23% пациентов наблюдались у данного врача, ранее участкового терапевта, в течение многих лет. Менее 6 месяцев получали медицинскую помощь у врачей общей практики 20% опрошенных и впервые пришли на прием 21% пациентов.
На вопрос, изменилось ли качество оказания медицинской помощи при переходе к обслуживанию по принципу врача общей практики, 46% анкетированных отметили положительные сдвиги. Аргументация была следующей: удобство в обслуживании (наличие у врача отдельного кабинета, отсутствие очереди в регистратуру, знание врачом своих пациентов, быстрый его визит по вызову домой, меньшее число больных, ожидающих приема) отметили 23% пациентов. На вежливость и внимательность врачей указали 22% пациентов, на оказание большего объема медицинских услуг (осмотр врачами смежных специальностей, выполнение ряда диагностических процедур) —15,7% и на доступность консультаций у смежных специалистов — 6,2%. По мнению 25% пациентов, изменения в положительную сторону были незначительными, 28% — никаких изменений. 4 человека отметили ухудшение медицинской помощи, отказавшись аргументировать свой ответ.
На вопрос, удовлетворены ли они оказанием медицинской помощи у врача общей практики, 85,6% больных ответили положительно. У 11,5% респондентов были отдельные замечания и совсем недовольными остались 9 (2,2%).
Пациенты, неудовлетворенные медицинским обслуживанием, оказались представителями разных возрастных групп, профессий, с различным уровнем образования. Большинство из них составляли женщины. Таким образом, коэффициент социальной удовлетворенности среди пациентов, посетивших врачей общей практики, составил 0,86.
Среди пожеланий пациентов были уменьшение нагрузки на врача и налаживание взаимосвязи со специалистами-консультантами других лечебно-профилактических учреждений. Во всех случаях врачи общей практики уделяли особое внимание профилактике и пропаганде здорового образа жизни. При этом они проявляли индивидуальный подход к больным, поскольку были хорошо информированы о них. Не случайно, на вопрос о том, где в дальнейшем анкетированные планируют получать медицинскую помощь, большинство (90,5%) из них ответили, что будут наблюдаться у своего врача общей практики. Перейти на обслуживание к участковому терапевту хотели бы 6,9%, к у другому врачу общей практики — 2,6%.
В результате проделанной работы было установлено, что даже при имеющихся замечаниях к врачам-консультантам большинство пациентов довольны полученной консультацией, несмотря на сложности, возникающие при переходе к системе обслуживания по принципу врача общей практики. По их мнению, с введением должности врача общей практики медицинское обслуживание улучшилось, особенно в отношении профилактической его направленности. Замечания и предложения опрошенных имеют существенную ценность и должны быть учтены при дальнейшей работе врачами общей практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов А.А., Мирзоева З.А., Тиллоев А.И., Хисомо-ва Х.К. Укрепление и охрана здоровья путем первичной профилактики // Семейная мед. и здор. чел. /Мат. науч.- практ. конф. с междунар. участием. — Душанбе, 2005. — С. 33—36.
2. Кондрашова О.В., Федорова Д.А., Сафронова О.В. и др. Качество медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики и специалистами-консультантами в поликлинике: мнение пациентов/ // Росс. сем. врач. — 1999. — № 2. — С. 40—42.
3. Скромец Н.М., Чернова Т.В., Елфимов П.В., Бородина З.И. Результаты анкетирования пациентов врача общей практики//Здравоохр. Росс. Фед.— 1997.— № 3.— С. 20—21.
Поступила 26.05.09.