Научная статья на тему 'Мнение городского населения об организации и качестве диспансеризации детей'

Мнение городского населения об организации и качестве диспансеризации детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
315
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА / КАЧЕСТВО / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гасанов Аликсер Нариманович, Абдулагаджиева Оксана Саидовна

Работа выполнялась в 2010 году на базе трех детских поликлиник г. Махачкалы (№№ 1, 2 и 3). Методом анкетирования изучено мнение городского населения об организации и качестве диспансеризации детей. В опросе приняли участие 1835 человек, пришедших с детьми в детскую поликлинику. Исследование показало, что в 75,1% случаев респонденты положительно относятся к проводимым профилактическим обследованиям. На степень удовлетворенности медицинской помощью оказывает влияние как качество ее профессиональной составляющей, так и условия ее получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гасанов Аликсер Нариманович, Абдулагаджиева Оксана Саидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение городского населения об организации и качестве диспансеризации детей»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 616-00-5-053.2.6

МНЕНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

© 2012 Гасанов А.Н., Абулагаджиева О.С.*

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет ^Махачкалинская детская поликлиника №1

Работа выполнялась в 2010 году на базе трех детских поликлиник г. Махачкалы (№№

1, 2 и 3). Методом анкетирования изучено мнение городского населения об организации и качестве диспансеризации детей. В опросе приняли участие 1835 человек, пришедших с детьми в детскую поликлинику. Исследование показало, что в 75,1% случаев респонденты положительно относятся к проводимым профилактическим обследованиям. На степень удовлетворенности медицинской помощью оказывает влияние как качество ее профессиональной составляющей, так и условия ее получения.

The work was carried out in 2010 on the basis of three children's polyclinics in the city of Makhachkala (# 1, 2 and 3). The authors studied the urban population’s views on organizing the prophylactic medical examination of children and its quality by the method of survey.

1835 people took part in the survey, who came with the children in the children's polyclinic. The study showed that in 75.1% of cases, the respondents had a positive attitude towards the conducted preventive examinations. The degree of satisfaction with medical care has an influence upon both the quality of its professional component and conditions of its getting..

Ключевые слова

диспансеризация.

качество,

удовлетворенность, детская поликлиника,

Keywords: satisfaction, children's polyclinic, quality, prophylactic medical examination.

Наиболее актуальной для

здравоохранения на современном этапе является проблема качества

диспансеризации детского населения. В «Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» [3] большое внимание уделено

совершенствованию профилактического направления здравоохранения. Цель

настоящего исследования - изучить степень удовлетворенности населения организацией и качеством

диспансеризации в детских

поликлиниках города Махачкалы.

Материалы и методы исследования

Работа выполнялась в 2010 году на базе трех детских поликлиник (№№ 1, 2 и 3) г. Махачкалы Республики Дагестан.

Для сбора материала была разработана специальная «Анкета изучения отношения городского населения к профилактическим осмотрам и диспансеризации», которая включала 25 вопросов по 4 группам факторов, влияющих на качество медицинской помощи: социально-профессиональных,

медико-организационных, социально-психоло-гических и удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи. В опросе приняли участие 1835

человек, пришедших с детьми в детскую поликлинику.

В исследовании использовались статистический и социологический методы.

Результаты и ихобсуждение

Анализ полученного материала показал, что среди респондентов 92,5% составили женщины, мужчины - 7,5%. По возрастной структуре среди мужчин превалировали лица в возрасте 20-29 лет, среди женщин - 30-39 лет (50,6%).

По социально-профессиональному положению наибольший удельный вес среди опрошенных имели безработные (42,3%), пенсионеры (28,8%), служащие (20,7%), студенты (8,2%). Проведенный опрос населения показал, что 75,1% респондентов положительно относятся к проводимым профилактическим

обследованиям, а 4,9% считают профилактические осмотры ненужными. Лица молодого возраста негативно относятся к профилактическим осмотрам, но с увеличением возраста растет положительное отношение к ним.

На вопрос: «Какие трудности Вы испытываете, когда дети приходят на профилактический осмотр?» были получены следующие ответы: 35,6%

опрошенных отметили очереди у врачей, 31,8% - очередь в регистратуру, 17,2% -недостаточное внимание со стороны медицинского персонала, 13,9% -

длительное ожидание в доврачебном кабинете, 8,7% указали на низкую

культуру обслуживания, 6,9% указали, что врачи при осмотрах не дают соответствующих рекомендаций, 3,6%

отметили невозможность осуществления дальнейших оздоровительных

мероприятий, 2,7% - трудности,

связанные с консультациями.

Населению хотелось бы встретить со стороны врача во время профилактических медицинских осмотров внимательное отношение (46,4%), высокое

профессиональное мастерство (29,2%), доброжелательность (23,5%), тактичное отношение (15,8%), откровенность (11,4%), умение выполнять обещание (9,5%).

Анализ данных показал, что детей возрастной группы от 1 года до 3 лет

(57,5%) в поликлинику сопровождают матери. Детей более старшего возраста, как правило, сопровождают бабушки. Результаты исследования показывают, что отцы и бабушки детей чаще, чем матери, заранее интересуются графиком приема врача-педиатра по телефону.

Изучение затрат времени на посещение поликлиник, по данным анкетирования, показало, что третья часть (34,8%) матерей затрачивает на посещение поликлиник до 1 часа, 42,7% - до 2 часов и 25,6% - 3 и более часов. Респонденты отметили, что особенно трудно попасть к узким специалистам: невропатологу (39,1%), ортопеду (30,5%), хирургу (25,6%),

отоларингологу (9,2%), окулисту (8,5%) и ревматологу (7,4%).

Как известно, основной целью введения медицинского страхования являлось улучшение качества медицинской помощи, однако большинство опрошенных (60,8%) считают, что качество медицинского обслуживания не изменилось, а некоторые (8,2%) указали на его ухудшение. При этом респонденты отметили, что оснащенность поликлиник остается низкой, в связи с чем пациентам приходится обращаться за медицинскими услугами в платные медицинские учреждения. Лишь 31% опрошенных отметил, что за последние 10 лет качество медицинской помощи улучшилось. При этом они указали на повышение доброжелательности и внимания со стороны медицинского персонала (71%), возможность выбора поликлиники (87,2%) и врача (75,6%).

Одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является медицинская активность населения, в частности, поведение матери в период возникновения у ребенка заболевания [1,

2, 4, 6, 8]: в нашем исследовании 89% матерей сразу обращаются к врачу, каждая десятая мать вообще не обращается и занимается самолечением, из которых 4% обращаются за советом к родственникам и знакомым; 5,5%

родителей ребенка безразличны к заболеванию ребенка. Большая часть матерей (82,5%) строго и в полном

объеме выполняет назначение лечащего врача, 15,8% - частично, не выполняют 2,7%.

Исследование причин, по которым назначения врача выполнялись частично или не выполнялись совсем, позволил выявить, что каждая пятая мать ссылалась на нехватку времени, остальные руководствовались

собственным мнением или с недоверием относились к назначениям врача. Приведенный анализ позволяет сделать вывод о недостаточной работе,

проводимой педиатром и участковой медицинской сестрой среди родителей.

Анализ степени удовлетворенности работой медицинского персонала показал, что работой своего участкового врача удовлетворены 87,3% опрошенных, не удовлетворены - 9,4%, затруднились с ответом - 3,3%. Лица, не удовлетворенные работой участкового врача, указали

следующие причины: невнимательность, торопливость на приеме (31,5%), грубое, нетактичное отношение к пациентам (20,5%), низкая квалификация врача

(17,7%), длительное ожидание приема (16,8%), несвоевременное обслуживание вызовов на дому (8,5%). Работой

Вместе с тем 32,9% опрошенных не совсем удовлетворены, а 9,1% - не удовлетворены работой рентгеновского кабинета, кабинета ультразвукового исследования, лаборатории и

регистратуры; воздержались от ответа 6,6%. При этом респонденты отметили ряд негативных явлений в работе данных кабинетов: большие очереди на УЗИ (53,7%), на рентген (50,3%), в лабораторию (48,5%), плохая

участковых медицинских сестер

удовлетворены 80,7% опрошенных, не удовлетворены - 11,3%, затруднились с ответом - 8% опрошенных. Причинами неудовлетворенности работой

медицинских сестер были: отсутствие

постоянной медсестры (39%),

несвоевременное и неполноценное выполнение назначений врачей (24,6%), нетактичное отношение к пациентам (13,4%).

По данным многих исследователей, 80% обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают лечение в условиях поликлиники [5, 7] Исходя из этого объем предлагаемых медицинских услуг влияет на удовлетворенность работой

медицинского учреждения.

Удовлетворенность населения

амбулаторно-поликлинической помощью в значительной степени зависит от деятельности лечебно-диагностических и вспомогательных кабинетов. По данным анкетирования, более половины опрошенных (51,4%) полностью удовлетворены работой этих

структурных подразделений (табл.).

оснащенность (32,4%), частая потеря амбулаторных карт в регистратуре (18,6%), грубое, нетактичное отношение медицинского персонала (11,8%). Большинство опрошенных (62,5%) хотели бы, чтобы поликлиника работала в субботние и воскресные дни.

По данным анкетирования, деятельностью поликлиник в целом удовлетворены 64,7% опрошенных, не удовлетворены - 30,7%, воздержались от

Таблица

Степень удовлетворенности посетителей лечебно-диагностических кабинетов поликлиник (в % к итогу)

Лечебно-диагностические и вспомогательные кабинеты Полностью удовлетворены Не совсем удовлетворены Не Удовлетворены Воздержались от ответа

регистратура 50,1 34,6 7,3 8,0

лаборатория 44,0 36,1 12,4 7,5

рентгеновский кабинет 45,3 38,4 9,6 6,7

кабинет УЗИ 47,8 36,5 10,3 5,4

процедурный кабинет 65,4 20,3 8,0 6,3

физиотерапевтический кабинет ,6 10 5 31,3 7,3 3,8

в среднем 51,4 32,9 9,1 6,6

ответа - 3,6%. Основными причинами неудовлетворенности работой

поликлиник явились низкая

оснащенность современным

оборудованием (32,6%), очереди во вспомогательные кабинеты (31,5%), отсутствие узких специалистов (29,7%), недостаточная квалификация врачей (27,5%), грубость, неуважение к больным со стороны медицинского персонала (11,6%), нерациональный график и

Примечания

режим работы поликлиник (16,3%) и другие организационные недостатки (4%).

Таким образом, социологические опросы для органов управления здравоохранением могут служить важным инструментом оперативного контроля и управления качеством амбулаторно-поликлинической помощи в условиях страховой медицины.

1. Гаджиев Р. С., Гасанов А. Н. Качество диспансеризации детей в городских детских поликлиниках // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М., 2005. № 4. С. 34-37. 2. Калининская А. А., Королев О. П. Формы профилактической работы медицинских учреждений // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М., 2005. № 3. С. 29-31. 3. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года, утвержденная Правительством РФ от 16.02. 2005 г. М., 2005. С. 19-24. 4. Кузьмичев Ю. Г., Дымова И. А. Показатели здоровья детей раннего возраста в зависимости от медицинской активности семьи // Охрана материнства и детства. М., 2003. № 1-2. С. 45-47. 5. Куликов О. А., Демидова О. М. Проблемы амбулаторно-поликлинической службы в настоящее время и возможные пути их решения // Вестник семейной медицины. М., 2008. № 7. С. 62-63. 6. Молчанова Л. Ф., Кудрина Е. А. Улучшение медицинской функции современной семьи как основа повышения здоровья населения // Общественное здоровье и здравоохранение. Казань, 2007. № 1. С. 9-11. 7. Соколов Д. К. Применение социологических методов при изучении отношения населения к своему здоровью и амбулаторно-поликлинической помощи // Здравоохранение в Российской Федерации. 1985. № 12. С. 18-20. 8. Юрьев В. К. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. 2008. № 1. С. 57-60.

Статья поступила вредакцию 10.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.