Научная статья на тему 'Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования'

Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ПАТРИОТИЗМ / HUMANIZATION / SPIRITUAL BRACES / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Наталия Алексеевна

Гуманизация высшего образования возможна при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Это в большей степени будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации патриотического сознания в патриотическое отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL BRACES OF SOCIETY AS A PRINCIPAL MARK OF HIGHER EDUCATION HUMANIZATION

Humanization of higher education is possible under the frequent use of an educational potential of teaching subjects. It would promote to a greater extent a mindset formation of students, their patriotic education and development of national identity, self-identity and personality’s self-determination that eventually would lead to the transformation of patriotic identity into patriotic position and later — into certain actions for the good of motherland.

Текст научной работы на тему «Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования»

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОБЩЕСТВА КАК ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Агеева Наталия Алексеевна

канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

E-mail: [email protected]

SPIRITUAL BRACES OF SOCIETY AS A PRINCIPAL MARK OF HIGHER

EDUCATION HUMANIZATION

Nataliya Ageeva

candidate of philosophical sciences, associate professor of the chair of History and Philosophy, Rostov State Medical University, Russia Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

Гуманизация высшего образования возможна при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Это в большей степени будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации патриотического сознания в патриотическое отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины.

ABSTRACT

Humanization of higher education is possible under the frequent use of an educational potential of teaching subjects. It would promote to a greater extent a mindset formation of students, their patriotic education and development of national identity, self-identity and personality's self-determination that eventually would lead to the transformation of patriotic identity into patriotic position and later - into certain actions for the good of motherland.

Ключевые слова: гуманизация; духовные скрепы; патриотизм.

Keywords: humanization; spiritual braces; patriotism.

Гуманизация высшего образования осуществляется на концептуальной основе, суть которой заключается в переходе к новой

человекоориентированной модели образования. Это возможно при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Стержнем процесса гуманизации высшего образования является наполнение его духовным содержанием, в основе которого лежат смысложизненные ценности, имеющие общечеловеческую основу.

Президент РФ В.В. Путин 12 декабря 2012 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <...> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [4].

Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная активность задает смысловое направление развитию основных интенций высшего образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыслению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности задает направление развития не к частным, узким социальным образцам профессионализма, а к уникальному и целостному формированию будущего специалиста, способного к диверсификации своей профессиональной деятельности.

В начале XX века И.А. Ильин отмечал, что современный мир переживает глубокий кризис — религиозный, духовный и национальный. В деле возрождения духовности философ большую роль отводил воспитанию будущего гражданина в семье и социуме. Люди вольно или невольно постоянно воспитывают друг друга всяким своим проявлением: ответом и интонацией,

улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, просьбой и требованием, общением и бойкотом, деланием и неделанием. «Человек с детства воспринимает в душу поток чужого воспитывающего волеизъявления; уже тогда, когда сила очевидности еще не пробудилась в его душе и сила любви еще не одухотворилась в нем для самовоспитания, в душу его как бы вливалась воля других людей, направленная на определение, оформление и укрепление его воли; еще не будучи в состоянии строить себя самостоятельно, он строил себя авторитетным, налагавшимся на него изволением других, — родителей, церкви, учителей, государственной власти, — научаясь верному, твердому воленаправлению» [3; с. 407].

В 1990 году газета «Комсомольская правда» опубликовала брошюру А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», в которой автор подчеркнул, что семья — основное звено спасения нашего будущего, но учебно-воспитательному процессу в школе также необходимо уделять пристальное внимание. По его мнению, начинать процесс улучшения качества образования нужно не с детей, а с педагогов, «начинать менять, спасать истинные знания — надо с программ институтских» [5; с. 20].

В условиях духовного кризиса общества вновь актуализируется проблема подготовки кадров для системы образования. Педагогос — в пер. с греч. означает «ведущий детей». Вести за собой может только лидер, человек с яркой индивидуальностью, богатым духовным миром и творческими способностями. Человек со скупым сердцем, спящим разумом и ведомой душой ничему хорошему не может научить подрастающее поколение.

Гуманистический тип образования обеспечивает всестороннее развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляет свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. На наш взгляд, гуманизация системы образования и «свобода творчества человеком своей судьбы через поиск им смысла жизни и

составление жизненных планов и программ» является эффективным механизмом перехода от мифологического мышления к рациональному и действенным способом выхода общества из духовного кризиса [1; с. 187].

Человек, культура, патриотизм и творчество — главные ценности гуманистического образования. Основополагающим свойством человека традиционной культуры является его способность к культурной идентификации. Для студента российского вуза полем культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная культура — от ее истоков до наших дней. Ценностные основания и целевые установки гуманитарного образования связываются с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, ориентированного на национальные ценности.

Для современной духовной жизни российского общества весьма актуально обоснование идеи, способной сплотить нацию. Многие ученые и государственные деятели выдвигают в этом качестве патриотизм, хотя понимают его суть и содержание по-разному. На наш взгляд, патриотизм в структурном отношении представляет собой диалектическое единство связанных между собой элементов: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность и патриотические организации. В патриотизме, как комплексном духовно-практическом образовании, определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансформация сознания в отношение, а затем в конкретные дела. Истинный патриотизм — это любовь к Родине не на словах, а в поступках.

В современных условиях возникла острая потребность в принятии всесторонних мер со стороны государственных, военных и других общественных организаций по преодолению негативных последствий, вызванных разнузданной кампанией последних лет прошлого века по депатриотизации общественного сознания, поэтому значение воспитательной деятельности разнообразных общественных организаций в формировании патриотизма граждан очень высоко. На наш взгляд, ведущую роль в этом

процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для их приобщения к истокам русской культуры.

Патриотизм — это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной философии, отражающая положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженная в чувствах любви к нему, проявляющаяся в деятельности на его благо. В формировании патриотизма участвуют государственные, общественные организации и другие субъекты. В основе патриотизма лежит духовное самоопределение, именно поэтому в человеке можно пробудить чувство любви к Родине, но не навязать. «Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Иными словами, общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [2; с. 63].

В российских вузах необходимо развивать не только теоретическое мышление, но и формировать мировоззрение личности студента, ее базисных компонентов, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества, обеспечивающий его выживание и развитие. Современные гуманитарные науки призваны решать не только разного рода гносеологические проблемы, но и формировать ценностные ориентации личности, доминанты, модусы, установки, а это особенно актуально в тех вузах, студенты которых в своей профессиональной деятельности будут работать в модели «человек-человек».

Огромное значение для формирования менталитета граждан новой России имеет изучение курсов «История Отечества», «Культурология», «Психология», «Педагогика», «Философия», «Социология», «Политология», «Биоэтика» и др. Знакомство студентов с русской культурой, историей, философией позволит им

лучше понять своеобразие менталитета русского народа, раскроет истинно духовные ценности в культурном наследии России. Все это в большей степени будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации патриотического сознания в патриотическое отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины.

Список литературы:

1. Агеева Н. А. Возвращение к проблеме судьбы в мифомышлении XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2006. — № 2. — с. 186—187.

2. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 3. — с. 63.

3. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2008. — 912 с.

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 12.11.2013).

5. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? М., 1990. — 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.