Научная статья на тему 'Роль визуальных искусств в популяризации культуры финно-угорских народов'

Роль визуальных искусств в популяризации культуры финно-угорских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФИННО-УГОРСКАЯ КУЛЬТУРА / МОРДОВИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КИНО / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО / ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / VISUALIZATION / VISUAL ANTHROPOLOGY / FINNO-UGRIC CULTURE / MORDOVIA / ETHNOGRAPHIC CINEMA / DOCUMENTARY FILMS / FESTIVAL / COMPETITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агеева Галина Михайловна, Антипкина Елена Николаевна, Сидоркина Татьяна Николаевна

Рассматривается популяризация финно-угорской культуры средствами визуальных искусств; осмысливается опыт различных организаций по созданию фотои видеопродукции этнографического характера; освещается участие Мордовского госуниверситета в IV Международном фестивале визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Агеева Галина Михайловна, Антипкина Елена Николаевна, Сидоркина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the visual arts in promoting the culture of Finno-Ugric peoples

The article considers the popularization of Finno-Ugric culture by means of visual arts. It interprets the experience of various organizations in developing ethnographic photo and video data. It highlights the role of Mordovia State University in the participation in the IV International Festival of Visual Arts of the Finno-Ugric peoples “Tuyvezh”.

Текст научной работы на тему «Роль визуальных искусств в популяризации культуры финно-угорских народов»

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Г. М. АГЕЕВА,

доктор культурологии, профессор кафедры библиотечно-информационныхресурсов ФГБОУВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Е. Н. АНТИПКИНА,

кандидат философских наук, заведующий учебно-научно-практической лабораторией цифровой обработки мультимедиаресурсов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Т. Н. СИДОРКИНА,

кандидат культурологии, директор Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Для современной культуры характерна ситуация, когда визуальное все более доминирует над вербальным. Во многом это обусловлено развитием средств коммуникации, обеспечивших быстроту и легкость передачи изображений и сделавших потребление визуальных текстов максимально комфортным.

Существенно изменились повседневные практики передачи и получения информации, формой реакции на социально значимые события стало не написание тестов, а создание фотоматериалов и видеосюжетов. Возросло число людей, которые заняты производством подобных информационных продуктов и предоставлением их широкой аудитории. Культура «экранная» человеку становится ближе, чем «ли-тературоцентричная».

Соответствующие термины и приемы используются сегодня в разных сферах человеческой деятельности, являются важными компонентами исследования социальных процессов. Говорится о необходимости визуализации научно-теоретического знания, формирования визуализированных образов и способов подачи научного материала.

Во второй половине XX в. возникла научная дисциплина / культурное на-

правление - визуальная антропология, предметом которой «выступают визуальные репрезентации, дающие о себе знать в науке и массовой коммуникации, мире медиа и политики, мире искусства и власти» [1, 5]. Это - своеобразная стратегия «исследования визуальных систем и их использования разными социальными группами» [1, 5], результатами которой могут быть фотографии, рисунки, документальные и игровые фильмы и другие изобразительные объекты. Внимание уделяется образному ряду, на его основе отбирается материал для анализа. Методы визуальной антропологии активно используются в междисциплинарных исследованиях.

Визуализация, безусловно, облегчает восприятие самой разной информации, снимает языковой барьер, хотя и требует знания средств изобразительности, понимания языка, на котором разговаривает художник или создатель изображения со своим зрителем. Тема визуальности является чрезвычайно актуальной для современного искусства.

Визуализированная форма подачи материала - важнейшее средство популяризации и трансляции культуры этнической и национальной. Сохранение и развитие Агеева Г. М., Антипкина Е. Н., Сидоркина Т. Н., 2016

языка, традиций и обычаев разных народов успешно осуществляется благодаря визуальным искусствам.

С 1991 г. в Екатеринбурге действует Независимое творческое объединение этнографов, дизайнеров, кинорежиссеров «Этнографическое бюро» (http://ethnobs.ru). На его базе создана «Этнографическое бюро студия», занимающаяся производством документальных, антропологических фильмов. Часть киноработ этого объединения выставлена в свободном доступе на канале YouTube.

В 1998 г. в Салехарде прошел первый в России фестиваль визуальной антропологии. Одной из первостепенных рекомендаций, выдвинутых в ходе фестиваля членами образованной Российской ассоциации визуальной антропологии, стало пожелание проведения регулярных выездных школ. В очередной школе, проходившей в 2003 г. в д. Венеция Дюртю-линского района Башкортостана, приняли участие слушатели из Уфы, Самары, Ульяновска, Казани, Ижевска, Глазова и Саранска. Каждый слушатель имел возможность приобрести навыки обращения с видеокамерой, ознакомиться с принципами видеомонтажа. Нашу республику представляла Татьяна Петровна Про-кина - заведующий отделом мордовской культуры Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Результатом работы стал фильм «Тыпырдык» (автор-оператор Т. П. Прокина).

С 2009 по 2014 г. в Москве ежегодно проходил Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» ^йр://еШпостета. ги), в рамках которого публика знакомилась с лучшими мировыми образцами документальной этнографической видеопродукции.

Летом 2015 г. в Перми состоялся десятый, юбилейный, фестиваль этнической культуры «KAMWA» (http://www.kamwa. ги). Были представлены фильмы о финно-угорских народах: карелах, вепсах, удмуртах, коми-пермяках, марийцах, венграх, хантах, манси.

Можно привести и другие примеры мероприятий, в программу которых вошли показы этнографического кино. Важно, что эти формы культурного самовыражения, ориентированные на зрительное восприятие, привлекательны для молодежи. Создание документальных и игровых фильмов, мультфильмов требует от юных авторов освоения всех этапов кинопроизводства, от написания сценария до видеомонтажа, знакомства с обширным этнографическим материалом, знания родного языка, а главное, желания сделать свою культуру близкой, понятной и интересной другим народам. В России проходят конкурсы юных кинематографистов, форумы детского и юношеского киновидеотворче-ства, фестивали экранного творчества детей: «Десятая муза», «Бумеранг», «Московские каникулы» и др.

С 27 по 30 октября 2015 г. в Сыктывкаре проходил IV Международный фестиваль визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» («Перекресток»). Данное мероприятие, объединившее профессионалов и любителей кино- и фотоискусства финно-угорского мира, состоялось в столице Коми Республики уже в четвертый раз, расширив географию участников и число номинаций, в которых оценивались работы. Первый «Туйвеж» состоялся в Сыктывкаре в октябре 2009 г. в рамках Российско-Финляндского культурного форума, с этого времени фестиваль проводится в Республике Коми регулярно раз в два года.

В программных документах фестиваля четко определена его цель - «сохранение и развитие языка, культуры, самобытности народов через популяризацию и продвижение произведений кино-, теле-, фотоискусства как в финно-угорском сообществе, так и в России и других государствах» [2]. «Туйвеж» проводится в целях «углубления сотрудничества в области визуальных искусств, развития новых форм проката произведений искусства в рамках финно-угорского международного сотрудничества, расширения международных контактов творческой интеллигенции и творческих организаций. Уни-

I^Ijyfj Финно-угорский мир. 2016. № 1

кальное значение этого кинофорума заключается в том, что он дает возможность широким слоям зрительской аудитории познакомиться с произведениями кино-, теле-, фотоискусства финно-угорского сообщества, авторов из российских регионов и других государств» [3].

Организаторами конкурса выступили АУ РК «Комикиновидеопрокат» и Министерство культуры Республики Коми. Соорганизаторами мероприятия явились ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк», ГАУ РК «Центр культурных инициатив «Югор», Филиал ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», кинотеатр «Рублион Синема», МАУК ЦДК «Октябрь», МАУК «Сыктывдинский районный Дом культуры». В числе партнеров - Агентство по туризму Республики Коми, Управление культуры АМО ГО «Сыктывкар» и др.

В состав жюри вошли режиссеры документального кино из Санкт-Петербурга Д. Желковский и И. Трахтенгерц, руководитель филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» Т. Барахова и фотограф А. Станиславский.

В конкурсе участвовали фотографии и короткометражные видеоматериалы продолжительностью от 2 до 30 мин. Подготовка мероприятия подробно освещалась в социальных сетях (одноименная группа «Туйвеж» (https://vk.com/tuivej) ВКон-такте). Участниками данной группы стали 152 чел. из разных уголков России и из-за рубежа. На странице группы регулярно размещались новости, видеоработы: конкурсанты в различных номинациях. Пользователям данной социальной сети было предложено поддержать понравившийся фильм или ролик - оставлять комментарии, ставить «лайки». Так определялся претендент на приз зрительских симпатий.

Пять месяцев продолжался прием заявок, было получено около 140 видео- и фоторабот из разных регионов России и из-за рубежа. Было отобрано 39 документальных, анимационных фильмов, музыкальных клипов и социальных видеоро-

ликов, 11 фотографий. В программу фестиваля вошли фильмы и фотографии авторов из 13 регионов России, а также из Финляндии, Эстонии и Беларуси. Видеоработы были показаны в течение двух дней в Центре культурных инициатив (ЦКИ) «Югор», фото в формате А3 были выставлены в Серебряном зале центра и на странице группы «Туйвеж» ВКонтакте.

Конкурсные фильмы были представлены в шести номинациях:

- «Короткометражный документальный фильм (профессионал)»;

- «Короткометражный документальный фильм (любитель)»;

- «Короткометражный игровой фильм»;

- «Короткометражный анимационный фильм»;

- «Социальный ролик и музыкальный клип»;

- «Короткометражный этнографический фильм».

На странице группы ВКонтакте подробно освещались этапы подготовки и проведения конкурса, промежуточные и окончательные итоги. Работы победителей после завершения фестиваля были размещены на сайте АУ РК «Комикиновидеопрокат» (www.komikino.ru).

Из перечня номинаций следует, что в конкурсной программе соседствовали произведения как специалистов киноотрасли, так и любителей. Последних было гораздо больше. Организаторы фестиваля постарались развести работы разного профессионального уровня по разным номинациям, однако четкого разделения не получилось, так как при оценке жюри ориентировалось прежде всего на то, как авторы сами определяли уровень своей компетентности. Среди создателей фильмов, не являющихся профессионалами, - работники музеев, вузовские преподаватели, представители других сфер деятельности, на первый взгляд далеких от кинематографа.

Тематика видеоработ разнообразна: история, традиции, быт финно-угорских народов, рассказы о выдающихся современниках - мастерах своего дела, проблемы семьи, молодежи, инвалидов (от-

ношения, статус, самоопределение). В год 70-летия Великой Победы военная тема также была представлена достаточно широко, в том числе и в краеведческом аспекте. Увековечение памяти героев Великой Отечественной войны осуществлялось не только на уровне документального кино, но и в социальных роликах, анимационных фильмах.

Среди авторов конкурсных работ было много детей и молодежи, задействовались разнообразные техники: песочная и пластилиновая анимация, рисованные изображения, коллаж и др. Индивидуальное и коллективное фото- и видеотворчество детей и подростков осуществляется в медиаклубах, детских студиях, детско-юношеских центрах, региональных общественных организациях детского, молодежного и семейного досуга в разных городах России. Эти организации и направили на фестиваль визуальных искусств «Туйвеж» работы своих воспитанников. Деятельность указанных досуго-вых учреждений строится с учетом интересов современной молодежи, которые часто лежат в «видеоплоскости». Доступность новых информационных технологий для широкого круга пользователей, особая их востребованность и высокая степень освоения молодежной аудиторией, - все это позволяет создавать произведения в различных техниках, с использованием разных программных средств, добиваться хороших результатов, экспериментировать. В работах молодых авторов звучат глубокие философские вопросы: «Мог бы мальчик, которым я был, гордиться мужчиной, которым я стал?» (короткометражный документальный фильм (любитель) «Ноль», автор Н. Белорусов, г. Сыктывкар).

Таким образом, на фестивале были показаны как работы, непосредственно посвященные культуре финно-угров, так и те, проблематика которых непосредственно не связана с этническими и национальными вопросами, принадлежащие финно-угорскому миру исключительно по территориально-географическому принципу (место, за-

печатленное на фотографии, связанное с сюжетом фильма или место проживания авторов). В программе конкурса были и произведения, не попавшие ни в одну из указанных групп, но представляющие несомненный интерес с точки зрения оригинальности режиссерского и операторского решения, задействованных средств выразительности, образного ряда, качества исполнения визуальных произведений, являющиеся своеобразным эталоном жанра. Например, в номинации «Короткометражный документальный фильм (профессионал)» победу одержал фильм «Шаги над водой» белорусского автора Ю. Тимофеева, повествующий о судьбе художника-инвалида.

Материальная и духовная культура финно-угорских народов получила широкое отражение в видеофильмах, представленных в различных номинациях, а не только в рубрике «Короткометражный этнографический фильм». Что касается работ, выставленных на суд зрителя именно в этой номинации, то все они - «Би-армия» (А. Пивкин), «Кандра» (А. Аликов), «Знакомство с вепсами» (А. Мяха-нова), «Сурт кайык - еш поянлык» («Домашняя птица - семейное богатство») (С. Гаврилова) - несут в себе большой образовательный и просветительный потенциал, поскольку визуальная интерпретация и трансляция этнографической информации позволяют успешно задействовать ее в общественной деятельности, учебном процессе, как при чтении соответствующих курсов этнографического содержания, так и в качестве иллюстративного материала для решения задач различного рода, способствуют расширению аудитории, которой интересна подобная тематика. Этнографические фильмы ценны прежде всего натурными съемками, иллюстративным материалом - рисунками, фотографиями, бытовыми предметами, большую часть которых можно увидеть только в музейных экспозициях. Это кино дает объемную картину этнокультурного многообразия мира, в динамике раскрывает традиции и обычаи самых разных народов.

Финно-угорский мир. 2016. № 1

Республику Мордовия на фестивале представлял короткометражный документальный фильм «Не дать исчезнуть», посвященный искусствоведу, театральному режиссеру, педагогу, исследователю мордовской культуры В. С. Брыжинско-му. Фильм к юбилею ученого был создан в Мордовском государственном университете, авторы: Е. Антипкина, Т. Клюки-на, операторы: В. Иванов, А. Цыпкайкин. Фильм был удостоен специального приза филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» в номинации «За создание видеорассказа о творческой судьбе талантливого представителя мордовского народа».

Конкурсный отбор также прошли две работы слушательницы Школы современной фотографии Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Ю. Чест-новой «Диалог поколений» и «Прет-а-порте». Автор была удостоена диплома.

В программе фестиваля были обучающие мероприятия: мастер-классы «Искусство фотографии» (А. Станиславский), «Режиссура телевизионного кино» (Д. Жел-ковский), «Роль сценария в документальном кино» (И. Трахтенгерц). Участникам была предложена богатая культурная программа, знакомящая с традициями коми

народа: посещение Национальной галереи Республики Коми, Дома народных ремесел «Зарань», Этнопарка в селе Ыб.

Республика Мордовия участвовала в данном фестивале не впервые. По итогам III Международного фестиваля «Туйвеж» (2013) дипломом «За кинематографическое решение актуальной темы» был отмечен игровой фильм «Мордвин», автор - В. Ларин. На II фестивале (2011) победителем в номинации «Документальные любительские фильмы» стала работа молодежной киностудии из Саранска «ЛиК-фильм» ГУ ДОД «Республиканский детско-юношеский Центр эстетического воспитания» (руководитель В. Ларин) «Моя баба Сёка» (http:// www.probumerang.tv/video/280), авторы: В. Князькин, Д. Кандрин.

Таким образом, развитие документального кино как средства популяризации наследия финно-угорских народов свидетельствует о приоритетности форм трансляции культуры, ориентированных на зрительное восприятие, разнообразии творческого самовыражения молодежной аудитории, существенном переходе этнографического дискурса в визуальную «плоскость», расширении финно-угорского сотрудничества именно в этом направлении.

Поступила 18.01.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Визуальная антропология : новые взгляды на социальную реальность : сборник научных статей / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Крут-кина. - Саратов : Научная книга, 2007. -527 с.

2. Фестиваль «Туйвеж» в третий раз пройдет в столице Коми [Электронный ресурс] / Комиинформ // Комиинформ : ин-форм. агентство. - 2013. - 4 июля. - Режим доступа: http://www.komiinform.ru/ news/102149.

3. IV Международный фестиваль визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» («Перекресток») [Электронный ресурс] // Strana.ru : информ. портал. -[Б. м.], 2010-2013. - Режим доступа: http:// strana.ru/afisha/24105661.

1. Yarskaya-Smirnova, E. R., Romanov, P. V., Krutkin, V. L., eds. (2007), Visual anthropology: new views on social reality: collection of articles, Saratov: Scholarly book.

2. Komiinform news agency (2013), For the third time Festival "Tuyvezh" will be held in the capital of the Komi Republic, available: http://www.komiinform.ru/news/102149.

3. Strana.ru news agency (2013), IV International

Festival of Visual Arts of the Finno-Ugric peoples "Tuyvezh" ("Crossroads"), available: http://strana.ru/afisha/24105661.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.