Научная статья на тему 'Роль Великобритании в становлении иорданской государственности: держава-колонизатор или долгосрочный союзник?'

Роль Великобритании в становлении иорданской государственности: держава-колонизатор или долгосрочный союзник? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
726
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОРДАНО-БРИТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / JORDANIAN-BRITISH RELATIONS / ТРАНСИОРДАНИЯ / TRANSJORDAN / ХАШИМИТЫ / HASHEMITES / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / BRITAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулынская Елена Владимировна

Статья исследует происхождение иордано-британских отношений, истоки которых лежат в начале XX в., когда Хашимитские правители и правительство Соединенного Королевства начали стратегическое партнерство с целью противостоять Османской империи. После Первой мировой войны на политической карте мира возник эмират Трансиордания, при прямой финансовой, политической и военной поддержке Великобритании. Великобритания преследовала собственные интересы с целью контролировать территорию большой стратегической важности. Однако колониальная держава не только создала новое государство, но и поддерживала его на протяжении десятилетий, поскольку экономически и политически слабое образование не могло выжить без помощи могущественного союзника. В настоящее время между двумя государствами успешно поддерживается высокий уровень взаимовыгодного стратегического и экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Great Britain in the formation of Jordanian statehood: colonial power or long-term ally?

The article studies the origins of Jordanian-British relations, which date back to the early 20th century, when Hashemite rulers and the government of the United Kingdom began their strategic partnership in order to confront Ottoman Empire. After the First World War Emirate of Transjordan came into existence with the direct financial, political, and military support of Great Britain. The latter pursued its own interests in order to control the territory of the great strategic importance. However the colonial power not only created a new state, but it had also supported it over decades, as economically and politically the weak entity could not survive without the aid of a powerful ally. At present both countries enjoy a high level of strategic and economic cooperation, successfully maintaining partnership of mutual importance.

Текст научной работы на тему «Роль Великобритании в становлении иорданской государственности: держава-колонизатор или долгосрочный союзник?»

Е.В. Гулынская

РОЛЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СТАНОВЛЕНИИ ИОРДАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ:

держава-колонизатор или долгосрочный союзник?

Статья исследует происхождение иордано-британских отношений, истоки которых лежат в начале XX в., когда Хашимитские правители и правительство Соединенного Королевства начали стратегическое партнерство с целью противостоять Османской империи. После Первой мировой войны на политической карте мира возник эмират Трансиордания, при прямой финансовой, политической и военной поддержке Великобритании. Великобритания преследовала собственные интересы с целью контролировать территорию большой стратегической важности. Однако колониальная держава не только создала новое государство, но и поддерживала его на протяжении десятилетий, поскольку экономически и политически слабое образование не могло выжить без помощи могущественного союзника. В настоящее время между двумя государствами успешно поддерживается высокий уровень взаимовыгодного стратегического и экономического сотрудничества.

Ключевые слова: иордано-британские отношения, Трансиордания, Ха-шимиты, стратегическое партнерство.

Иорданский «правящий класс» рассматривал и продолжает рассматривать Великобританию как ведущего внешнеполитического и внешнеэкономического партнера, отношения с которым постоянно расширяются. В марте 2013 г. Иорданское Ха-шимитское королевство посетил наследник британского престола принц Чарльз. В совместном заявлении король Иордании Абдалла II и его гость выразили обоюдное удовлетворение высоким уровнем сотрудничества двух стран, имеющего многочисленные возможности к дальнейшему развитию1. Для Ближнего Востока такое

© Гулынская Е.В., 2014

плодотворное взаимодействие с западной державой далеко не типично, прежде всего в силу того, что в подавляющем большинстве стран этого региона Великобритания всегда рассматривалась как держава-колонизатор.

Однако Соединенное Королевство сыграло жизненно важную роль в становлении современной Иордании. Реализуя собственные стратегические интересы, эта держава не просто способствовала появлению нового государственного образования на политической карте мира, но и всесторонне содействовала его становлению и успешному развитию. Такое неспецифическое для колониальной практики отношение выглядит еще более уникальным в свете продолжающегося сотрудничества обеих стран и после обретения Иорданией политической самостоятельности. Истоки иордано-британского партнерства лежат без сомнения в истории становления этого государства.

Отцом основателя иорданской правящей династии эмира Абдал-лы был хашимитский правитель Хиджаза шериф Хусейн ибн Али. В начале XX в. Хиджаз формально являлся частью Османской империи, но курс правителя этой территории был направлен на то, чтобы добиться максимально возможной самостоятельности в отношениях со Стамбулом. Приход к власти младотурок, программа которых отталкивалась от тюркизации империи, лишь усиливала сепаратистские настроения правителя Хиджаза2. Выехавший в марте 1914 г. для переговоров в Стамбул сын Хусейна ибн Али эмир Абдалла не смог убедить султанскую администрацию пойти навстречу его отцу в ряде насущных вопросов. Предвидевший такой поворот событий шериф уполномочил сына установить контакт с англичанами. Через месяц, на обратном пути в Мекку эмир Абдалла встретился в Каире с лордом Китчинером, полномочным представителем Великобритании в Египте, с которым провел предварительные консультации относительно возможности получения британской поддержки в случае, если в Хиджазе начнется антитурецкое восстание3.

Одновременно недовольство младотурецкой политикой усиливало националистические настроения в сирийских вилайетах империи и в Бейруте4, о чем было известно хиджазскому шерифу. В 1914 г. он отправил с миссией в Дамаск другого своего сына - эмира Фейсала. По итогам тайной встречи с лидерами сирийских националистов был сформулирован и передан Хусейну ибн Али «Дамасский протокол», содержавший призыв к Великобритании о признании независимого арабского государства в пределах от «исторической Сирии»5 до Йемена и оказании поддержки арабскому восстанию против турок6. Выбор союзника определился пониманием того, что

для свержения владычества османов требовалась помощь не менее могущественной внешней силы и ею в то время могла выступать ведущая мировая держава и основной внешнеполитический игрок на Ближнем Востоке - Соединенное Королевство7.

Начало Первой мировой войны подтолкнуло Великобританию к диалогу с правителем Хиджаза. Восстание арабов могло позволить Англии разгромить Османскую империю, сохранив при этом собственные ресурсы, в первую очередь людские8. Между июлем

1915 и мартом 1916 гг. шериф Хусейн и сэр Генри Мак-Магон, британский Верховный комиссар в Египте, обменялись несколькими письмами. Выступая от имени «арабской нации», шериф потребовал признания Великобританией независимости арабов на всем Аравийском полуострове и в пределах «исторической Сирии». Британия выразила готовность оказать поддержку арабам в обретении независимости, внеся определенные территориальные коррективы в проект Хусейна9.

Весной 1916 г. шериф Мекки согласился присоединиться к союзникам и провозгласил начало восстания, обычно квалифицируемое в арабской историографии как «великая арабская революция». Великобритания всесторонне поддерживала своих хиджазских союзников, снабжая их деньгами, оружием и военными экспертами, из которых ведущую роль сыграл Томас Эдвард Лоуренс, позднее прозванный Аравийским. К концу осени 1917 г. турки были полностью выбиты с территории Аравийского полуострова, 24 сентября ими был оставлен Амман, а через несколько дней - Дамаск, в который 1 октября 1918 г. вошла арабская армия под командованием эмира Фейсала10.

Эмир Фейсал провозгласил создание Сирийского Арабского Королевства на всей территории «исторической Сирии»11. Представители ее различных регионов провели в мае 1919 г. Сирийский Национальный конгресс, который 8 марта 1920 г. принял итоговый документ, признававший независимость Сирии, а эмира Фейсала ибн Хусейна - ее конституционным королем12. Одновременно собрание нотаблей Ирака провозгласило эмира Абдаллу ибн Хусейна «королем Месопотамии»13. Однако участники апрельской конференции Лиги Наций 1920 г. в Сан-Ремо учитывали предшествующие договоренности союзников, объявив введение англо-французского мандатного управления на бывших ближневосточных владениях Османской империи.

Основу этих договоренностей составило достигнутое в мае

1916 г. «Соглашение Сайкс-Пико»14, реализация которого в послевоенных условиях позволила передать Ирак, Трансиорданию15

и Палестину под контроль Великобритании, Сирию и Ливан -Франции. Еще одним учитывавшимся Лигой Наций документом была Декларация Бальфура: 2 ноября 1917 г. лорд Артур Бальфур, министр иностранных дел Великобритании, в своем послании лорду Ротшильду, представителю Всемирной сионистской организации в Соединенном Королевстве, подтверждал поддержку правительством Его Величества создания национального еврейского очага в Палестине16.

На основании постановлений Лиги Наций французские войска, разгромив армию Фейсала, заняли в июле 1920 г. Дамаск17. Вмешательство союзников в региональную ситуацию, как и поддержка Великобританией еврейской иммиграции в Палестину, заложили основу негативного отношения к Соединенному Королевству - оно стало восприниматься в качестве предателя договоренностей с арабами.

Весть о падении хашимитского правления в Сирии, а вместе с ним - крушении планов шерифа Хусейна о создании объединенного арабского королевства, вызвала обеспокоенность в Хиджазе18. Эмир Абдалла во главе небольшого двухтысячного вооруженного отряда выступил в направлении Трансиордании19, территория которой не контролировалась британскими войсками и служила укрытием для бежавших из Сирии националистов20. 21 ноября 1920 г. эмир прибыл в город Маан, где обратился к жителям «великой Сирии» с призывом подняться на борьбу с французскими захватчиками под знаменами его армии21. 2 марта 1921 г. Абдалла вступил в Амман, намереваясь собравшись с силами проследовать дальше - в Дамаск22. Франция незамедлительно обратилась к Великобритании с требованием пресечь антифранцузскую деятельность на подконтрольных Соединенному Королевству территориях23. При этом сама Великобритания оказалась застигнута врасплох, поскольку окончательное решение о характере управления подмандатными территориями еще не было принято.

В конце 1920 г. в Лондон был приглашен эмир Фейсал, которому предложили занять трон Ирака и попросили убедить отца и брата не предпринимать против союзников Великобритании враждебных действий24. 12-24 марта 1921 г. в Каире прошла конференция британских специалистов по региону под председательством министра по делам колоний Уинстона Черчилля. Касательно Трансиордании было выработано следующее решение: предложить эмиру Абдалле создать на этой территории арабскую администрацию и взять под контроль антифранцузские и антисионистские выступления25. Страна превращалась в буфер между Палестиной

и Ираком, вследствие чего достигался четкий раздел зон французского и британского влияния26.

28-30 марта 1921 г. в Иерусалиме состоялись переговоры У. Черчилля и эмира Абдаллы, по итогам которых было заключено временное соглашение о создании в Трансиордании национального правительства во главе с эмиром, полной административной самостоятельности этого правительства и гарантиях финансовой помощи ему со стороны Великобритании в размере 180 000 фунтов стерлингов для укрепления безопасности страны. С этой же целью планировалось размещение в Аммане британской военной базы и аэродрома27.

2 апреля 1921 г. Абдалла ибн Хусейн провозгласил в Аммане создание эмирата Трансиордания, а 6 октября 1922 г. он был приглашен в Лондон для обсуждения предварительных условий будущего англо-трансиорданского договора28, подписание которого, однако, состоялось только через шесть лет. 25 мая 1923 г. Великобритания официально признала «независимость» правительства Трансиорда-нии29, при этом сохранив контроль над финансами вновь возникшего государства, его внешней политикой и военным строительством30.

Зависимое положение главы Трансиордании позволяло ему, тем не менее, извлекать существенные выгоды из британской поддержки. В октябре 1924 г. власть над Хиджазом захватил правитель Неджда Абдель Азиз ибн Сауд, положив конец правлению Хашимитов в этой части Аравии. В экспансионистские намерения саудитов входило распространение власти на север31. Первый серьезный рейд войск ибн Сауда на территорию Трансиордании был предпринят еще в 1922 г.32, второй - в августе 1924 г.33 Лишь британская военная поддержка помогли Абдалле отбить атаки саудовцев на границы Трансиордании34. В 1925 г. с помощью Великобритании была демаркирована нынешняя иордано-саудовская граница, что, в частности, позволило английской армии беспрепятственно передвигаться с Синайского полуострова в иракскую Басру по территории дружественного государства35.

К 1926 г. власть эмира Абдаллы в Трансиордании была окончательно стабилизирована. Благодаря действиям сформированного англичанами Арабского легиона и Трансиорданских пограничных сил мятежные настроения в эмирате были нейтрализованы и обеспечена безопасность границ, в частности от продолжавшихся набегов саудовских войск. Административная и финансовая сферы полностью контролировались страной-мандатарием через многочисленных британских советников эмира Абдаллы36.

Спустя шесть лет после переговоров в Лондоне, 20 февраля 1928 г. в Иерусалиме был подписан договор, разграничивший

полномочия эмира и мандатных властей. Согласно этому документу прерогативой эмира являлись лишь внутриполитические вопросы. Внешнеполитические сношения, финансы и экономика Трансиордании контролировались Соединенным Королевством. Для поддержания порядка Великобритания имела право размещать на территории эмирата свои вооруженные силы. Все административные расходы, а также содержание британского персонала и военных лежали на Трансиордании. Однако страна-мандатарий обязывалась выплачивать финансовую помощь эмирату, неспособному самостоятельно нести эти расходы37. Особая важность договора заключалась в том, что он содержал гарантии самого существования эмирата и его правящей династии38. Документом предусматривалось создание трансиорданской конституции, которая была опубликована 16 апреля 1928 г. Работа над ее проектом велась несколько месяцев при участии британской стороны39.

Таким образом, важнейшим обстоятельством, определившим приоритетный характер Великобритании для современной Иордании, стало многостороннее участие этой державы в становлении и сохранении иорданской государственности. Но есть и второе обстоятельство, оказавшее немалое воздействие на сохранение этой ситуации и в сегодняшнем мире. Оно связано с тем, что Иордания40, не обладая значимыми запасами природных ископаемых, занимает стратегически важное положение в центре ближневосточного региона. Несмотря на то что иордано-британское партнерство всегда подвергалось критике, как в самой Иордании, так и в соседних арабских странах, реальность заключается в том, что без тесных отношений с «державой-колонизатором» экономическая и политическая отсталость Трансиордании не позволили бы ей построить современную инфраструктуру и создать государственность. Без британской военной поддержки независимость данной страны вряд ли могла выдержать угрозы, которым она неоднократно подвергалась на протяжении всего XX века.

1

Примечания

См.: Ал-малик: ал-алакат ал-урдунийя ал-британийя асхамат би муаджаха ал-тахаддийат уа бинаи ширакат фаала (Король [Абдалла II]: иордано-британские отношения способствовали решению проблем и построению эффективного партнерства) // Ал-Рай. 2013. 12 марта.

См.: Extract from confidential handbook No. 93 prepared by the Historical Section of the Foreign Office, "Syria and Palestine", April 1919, includes "II. Political

15

16

History" - a chronological summary, 1535-1917 and "Syria since 1799". Records of Syria 1918-1973. Antony Rowe Ltd, Chippenham, 2005. I. P. 79-80. См.: Note on Amir Abdullah's visit to Constantinople, prepared by Ronald Storrs, Cairo, 19 April 1914. Records of the Hashemite dynasties. Antony Rowe Ltd, Chippenham, 1995. V. P. 13-14.

См.: Extract from confidential handbook No. 93 prepared by the Historical Section of the Foreign Office, "Syria and Palestine", April 1919, includes "II. Political History" - a chronological summary, 1535-1917 and "Syria since 1799". Records of Syria. I. P. 79'81.

В арабской исторической географии термин «историческая Сирия» относится к территории, на которой в настоящее время расположены Сирия, Ливан, Иордания, Израиль и Палестинская Национальная Администрация (ПНА). См.: Baker R. King Husain and the Kingdom of Hejaz. Cambridge, 1979. P. 64-65. См.: Shlaim A. Lion of Jordan: the life of king Hussein in war and peace. L., 2007. P. 4.

См.: Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. М., 2003. С. 66. См.: Exchange of letters between King Hussein and Sir H. McMahon, 1915-1916. Records of Jordan (1919-1965). L., 1996. I. P. 253-257.

См.: Хэйр Х. Ал-хайя ан-нийабийя фи ал-урдун (Парламентская жизнь в Иордании). Амман, 1993. C. 1; Baker R. Op. cit. P. 97, 119-121. См.: Ал-БатушБ. Ат-тарбия ал-ватания (Патриотическое воспитание). Амман, 2007. С. 54.

См.: Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 68-69; Хэйр Х. Указ. соч. С. 14. См.: Mr. E. Scott to Lord Curzon, 24 September 1920 with enclosure: names of Mesopotamian members of Damascus Conference which proclaimed the Emir Abdullah as King of Mesopotamia. Records of Jordan. I. P. 240-242. См.: Arrangement of May 1916, commonly known as the Sykes-Picot Agreement. Ibid. P. 260-261.

Британское обозначение территорий к востоку от реки Иордан.

См.: The Balfour Declaration of 1917 (dated 2 November 1917) // The United

Nations Information System on the Question of Palestine (UNISPAL) [Electronic

resource]. UN., 2012. URL: http://unispal.un.org/UNISPAL.NSF/0/E210CA73E

38D9E1D052565FA00705C61 (date of reference: 23.08.2013).

См.: Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 69; Хэйр Х. Указ. соч. С. 14.

См.: Baker R. Op. cit. P. 175; Extract from Notes on the Middle East, No. 4, 24 May

1920. Records of the Hashemite Dynasties. VI. P. 48.

См.: Котлов Л.Н. Иордания в новейшее время. М., 1962. С. 27; Baker R. Op. cit. P. 178.

См.: Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 71; Shlaim A. Op. tit. P. 11. См.: Sir H. Samuel to Lord Curzon, 6 December 1920. Records of Jordan. I. P. 190; Sir H. Samuel to Lord Curzon, 20 December 1920 with enclosure: summary of recent events in Transjordan by Sir W. Deeds, 16 December 1920. Ibid. P. 211-213.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

17

18

19

20

См.: Ал-Баттуш Б. Указ. соч. С. 60; Extract from report on political situation in Transjordan, March 1921. Records of the Hashemite Dynasties. VI. P. 75. См.: Sir H. Samuel to Lord Curzon, 10 December 1920. Records of Jordan. I. P. 196. См.: Conference on Middle Eastern affairs to meet in Cairo, March 1921; telegraphic communications: Prime Minister to Mr. W. Churchill, 16 March 1921. Ibid. P. 299. См.: Conference on Middle Eastern affairs to meet in Cairo, March 1921; telegraphic communications: No. 1 Mr. W. Churchill to Colonial Office, 15 March 1921; telegraphic communications: no. 6 Mr. W. Churchill to Prime Minister, 18 March 1921; no. 9 Prime Minister to Mr. W. Churchill, 22 March 1921; no. 10 Mr. W. Churchill to Prime Minister, 23 March 1921. Ibid. P. 298, 303-304, 306-308. См.: Shlaim A. Op. tit. P. 21-22.

См.: Ал-Баттуш Б. Указ. соч. С. 60-61; Хэйр Х. Указ. соч. С. 16, 26; First, second and third conversations on Transjordan, 28 March, 1921. Records of Jordan. I. P. 323-331.

См.: Ал-Баттуш Б. Указ. соч. С. 62; Memorandum by Sir G. Clayton, 11 November 1922 with druft for suggested agreement regarding future status of Transjordan, 2 November 1922. Ibid. P. 618-624.

См.: Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 73; Duke of Devonshire to Sir Herbert Samuel, Jerusalem, 2 May 1923. Records of the Hashemite Dynasties. VI. P. 239.

См.: Col. C. Cox to Sir H. Samuel, 20 August 1924. Records of Jordan. II. P. 197-200 См.: Article from The Times, 16 October 1924, "The fall of Mecca". Ibid. P. 473474; Shlaim A. Op. tit. P. 15-16.

См.: Telegram from Sir H. Samuel to Secretary of State for the Colonies, 16 August 1922. Records of Jordan. I. P. 691. См.: Shlaim A. Op. tit. P. 16-17.

См.: Котлов Л.Н. Указ. соч. С. 32; Article by Dr. H. Kohn, March 1927, "The road to India". Records of Jordan. III. P. 13.

См.: Котлов Л.Н. Указ. соч. С. 38; Agreements with the Sultan of Nejd regarding certain questions relating to the Nejd-Transjordan and Nejd-Iraqy frontiers, December 1925. Records of Jordan. II. P. 584-588.

См.: Chief British Representative (Colonel Cox) to Lord Allenby, 12 April 1927. Records of the Hashemite Dynasties. VI. P. 332.

См.: Ал-муахада ал-британийя ал-урдунийя (Англо-трансиорданский договор 20 февраля 1928 г.). Цит. по: Хэйр Х. Указ. соч. С. 129-135. См.: Котлов Л.Н. Указ. соч. С. 41-42.

См.: Ал-канун ал-асасий ли-шаркий ал-урдун (дустур сана 1928). (Основной закон Трансиордании [Конституция 1928 г.]). Цит. по: Хэйр Х. Указ. соч. С. 115-128; Foreign Office to Under-Secretary of State, Colonial Office, 26 January 1928. Records of the Hashemite Dynasties. VI. P. 341-343. 25 мая 1946 г. эмират Трансиордания был переименован в Трансиорданское Хашимитское Королевство. Позднее, приставка «транс» была устранена.

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.