УДК 950/960+956.95
ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭМИРАТА ТРАНСИОРДАНИЯ В ПЕРИОД БРИТАНСКОГО МАНДАТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
А.В. Сагимбаев
Система мандатного управления ближневосточными территориями разработанная в ходе Парижской мирной конференции и утвержденная Советом Лиги Наций в 1922 г. является довольно сложным историческим явлением. Сформулированный в ходе длительных дискуссий 1918-1921 гг. механизм управления подмандатными владениями Великобритании на Ближнем Востоке, отражал стремление британского руководства несколько видоизменить методы своей традиционной колониальной политики, с учетом собственных финансово-экономических и внешнеполитических трудностей, а также учитывал, в определенной степени, специфику данного региона. Для народов населявших подмандатные территории, период управления европейских держав ознаменовался заметным прогрессом в становлении и развитии политической культуры и национального самосознания, преодолении клановой, племенной и этноконфессиональной замкнутости, а также формировании основ будущей государственности, что в решающей степени предопределило, в дальнейшем, особенности развития ближневосточных государств. Ключевые слова: Ближний Восток, политика Великобритании, мандатная система Лиги Наций, территориальное размежевание, эмират Трансиордания.
После окончания Первой мировой войны территории, расположенные к востоку от реки Иордан, формально оказались в сфере компетенции дамасского «правительства» Фейсала аль-Хашими и были включены в одну из зон ответственности британской оккупационной администрации Э. Алленби. Юрисдикция Фейсала над Заиорданьем была, однако, практически номинальной, а британские оккупационные власти не обладали достаточными военными ресурсами для контроля над данными территориями. По итогам состоявшейся в апреле 1920 г. конференции держав Антанты в Сан-Ремо они были переданы под мандатное управление Великобритании и включены в состав Палестины. В Заиорданье было направлено несколько британских политических офицеров, подчинявшихся британскому верховному комиссару в Палестине Х. Самуэлю. Ситуация в данном регионе продолжала, тем не менее, оставаться весьма напряженной из-за не прекращавшихся межплеменных столкновений и участившихся набегов бедуинов и радикальных ваххабитов - ихванов с территории Неджда [5; p..301-302, 305, 326, 343].
Летом 1920 г., вскоре после ввода французских войск в Сирию, Х. Самуэль созвал в эс-Солте собрание представителей племенной знати и немногочисленного городского населения Заиорданья, на котором было объявлено о намерении правительства Великобритании предоставить данным территориям режим самоуправления, основы которого должны были формироваться при помощи британских советников и экспертов [6; p. 159].
Ситуация на территориях к востоку от реки Иордан резко изменилась в начале 1921 г. Один из сыновей шерифа Хусейна, Абдаллах, потерпевший ранее поражение в столкновении с войсками Абд аль-Азиза ибн Сауда, обосновался с отрядом сторонников в оазисе Маан, который Хашимиты рассматривали как часть хиджазских владений. Он заявил о своем намерении двинуться на Дамаск, с целью восстановления там власти своего брата Фейсала. К Абдаллаху присоединился ряд приверженцев Фейсала, бежавших из Сирии. В связи с этим участились столкновения между арабскими отрядами и французскими подразделениями в полосе размежевания подмандатных владений Великобритании и Франции. Появление Абдаллаха вблизи границ сирийских владений вызвало серьезное раздражение французской стороны и дало ей повод для резких обвинений в адрес Лондона. Британское правительство, со своей стороны, рассматривало действия Абдаллаха как серьезный дестабилизирующий фактор, всерьез опасаясь ответных силовых акций Франции на территории Заиорданья [5; p. 345-346, 362].
Ситуация на заиорданских территориях стала одним из важнейших пунктов повестки имперской конференции проходившей в марте 1921 г. в Каире под председательством министра по делам колоний У. Черчилля. Окончательное решение проблемы Заиорданья должно было устранить возникшее перед британским правительством противоречие между необходимостью сохранить контроль над стратегически важным «коридором», связывавшим Персидский залив со Средиземным морем, и отсутствием ресурсов для прямого контроля над данными территориями. Абдаллах, не связанный с местными племенными и клановыми элитами, в этой связи, естественным образом становился, с точки зрения Лондона, наиболее подходящим кандидатом на роль главы будущего государства. Осознавая всю степень искусственности будущего
государственного образования с его весьма аморфными границами и фактическим отсутствием административной структуры, руководство Восточного департамента министерства по дела колоний предусмотрело установление над ним «опеки» со стороны администрации верховного комиссара Палестины, которая должна была оказывать финансовую помощь, направлять гражданских и военных советников, обеспечивать с помощью подчиненных воинских частей и подразделений ВВС безопасность создаваемого трансиорданского эмирата [7; р.87].
По окончании конференции в Каире, 28 марта 1921 г., У. Черчилль направился в Иерусалим, где начал длительные и сложные переговоры с Абдаллахом, в которых участвовали также Х. Самуэль и глава Восточного департамента Т.Э.Лоуренс [1; с. 419]. В ходе обсуждения плана создания иорданского государства, на особых условиях входящего в состав палестинской подмандатной территории, Абдаллах выдвинул ряд условий своего сотрудничества, многие из которых были совершенно неприемлемы для британской стороны. Он настаивал, в частности, на активной поддержке Великобританией Хусейна в его борьбе с Абд аль-Азизом, на ее отказе от поощрения еврейской колонизации Палестины. Кроме того, Абдаллах требовал создания независимого государства в Сирии и выдвигал различные проекты ее объединения с Палестиной, Заиорданьем, а также с Ираком. В результате различного рода уговоров и значительных финансовых посулов, он все же выразил общее согласие с британскими предложениями, оговорив при этом свое желание, перед окончательным решением, проконсультироваться с отцом и братом Фейсалом [4; р. 471 - 473].
В соответствии с достигнутыми по итогам переговоров договоренностями, предусматривался шестимесячный переходный период, в течение которого в Заиорданье должны были быть созданы исходные условия для формирования будущей государственной структуры. Абдаллах обязался воздерживаться от антифранцузских и антиеврейских действий и пропаганды, а также согласился оказывать Великобритании все возможное содействие в строительстве дорожных коммуникаций через территорию его владений и обеспечения их безопасности [3; Р.318]. Оценивая результаты переговоров в Иерусалиме, У. Черчилль отмечал в послании к главе кабинета Д. Ллойд-Джорджу от 30 марта: «Нет необходимости преувеличивать тот факт, что данный план является не менее предпочтительным, чем предполагавшаяся ранее посылка войск, но будет стоить гораздо меньше и позволит избежать нам многих возможных затруднений...»[7; р-132].
Возникновение в 1921 г. на территории Заиорданья отдельного государственного образования во главе с представителем Хашимитов привело к серьезному осложнению взаимоотношений Великобритании с Францией и Недждом. Важнейшей проблемой межгосударственных отношений явилось разрешение возникших в этой связи территориальных споров и проблем.
Англо-французские консультации по поводу согласования разграничительной линии между Сирией и Заиорданьем начались еще в августе 1920 г. Британская сторона опасалась возможности продвижения французских войск к югу от линии, установленной соглашением Сайкса-Пико, и оккупации ими заиорданских территорий, находившихся ранее под формальной юрисдикцией «правительства» Фейсала. В связи с возникшей угрозой, 7 августа лорд Керзон направил послу Великобритании в Париже лорду Дерби предписание потребовать от французского правительства соблюдения достигнутых в Сан-Ремо соглашений, предусматривавших включение Заиорданья в состав британских подмандатных территорий [5; р.338]. 6 декабря 1920 г. в результате переговоров между верховным комиссаром Палестины Х. Самуэлем и генеральным консулом Франции в Иерусалиме М. Руисом было достигнуто предварительное соглашение об установлении пограничной линии между Заиорданьем и Сирией. Согласно его положениям, будущая граница должна была в целом совпадать с линией, намеченной в соглашении Сайкса-Пико, и проходить примерно в 12 милях к югу от населенных пунктов Деръа, Бусра эш - Шам и Салькад [5; р.409].
Росту взаимного напряжения способствовала бесконтрольность ситуации в приграничной полосе, значительная часть которой проходила через малонаселенные районы Сирийской пустыни. Условия местности зачастую не позволяли эффективно использовать наземные пограничные посты. В связи с этим стороны были вынуждены прибегнуть к схеме воздушного контроля над пограничной зоной. С этой целью на территории Трансиордании было размещено несколько эскадрилий британских ВВС. В их функции входил, в первую очередь, контроль над миграциями кочевых племен и пресечение незаконных попыток пересечения ими пограничной полосы[9; р.141].
Несмотря на серьезное недоверие, испытываемое Францией по отношению к Абдаллаху, разрешение пограничных проблем требовало согласованных действий сторон. В мае 1923 г. в Аммане представителями французской администрации и иорданского правительства при участии делегата верховного комиссара Палестины был подписан договор, регулировавший таможенный режим на границе между Сирией и Трансиорданией[9; р.142]. Тем не менее, первая совместная конференция, посвященная разрешению пограничных проблем, состоялась лишь в ноябре 1929 г. В начале 1930 г. была создана пограничная комиссия, занявшаяся организацией работ по демаркации сирийско-иорданской границы. В ее состав вошли делегаты администраций верховных комиссаров Палестины и Леванта, а также представители правительств Иордании и Сирии. Непосредственная демаркация пограничной линии продолжалась в течение 1931-1932 гг. 31 октября 1932 г. представители заинтересованных сторон подписали совместный протокол о завершении деятельности специальной комиссии. Весь объем документов, касавшихся демаркации границ между Трансиорданией и Сирией был рассмотрен и утвержден Советом Лиги Наций в 1934 г. [9; р.257].
В соответствии с решениями, принятыми в ходе конференции в Сан-Ремо, подмандатные владения Великобритании должны были включать в свой состав оазис Маан, порт Акабу и северную часть области Вади ас-Сирхана, которая обеспечивала связь Заиорданья с Ираком [8; р.546]. В специальном меморандуме Форин Офиса от 29 ноября 1920 г. содержалось предложение о проведении в дальнейшем при посредничестве Великобритании переговоров между правительствами Хиджаза и иорданского государства по поводу разрешения пограничных проблем [5; р.399].
Осуществляя подготовку к захвату Хиджаза, Абд аль-Азиз стремился нейтрализовать союзников Хусейна аль-Хашими. Отсутствие официально признанной пограничной линии, а также многочисленные инциденты, вызванные столкновениями иорданских и недждийских племен, предоставили правителю Неджда повод для организации вторжения на территорию Трансиордании. В июле 1922 г. отряды радикально настроенных ваххабитов-ихванов захватили оазисы Джауф, Тайма и Табук, заставив местное население присягнуть на верность Абд аль-Азизу. Продвигаясь далее на север, ихваны вышли на подступы к Амману и заняли Вади ас-Сирхан, перерезав, таким образом, «коридор», связывавший подмандатные владения Великобритании. Для защиты Аммана были использованы британские ВВС, а также подразделения формировавшегося в Заиорданье под руководством английских офицеров Арабского легиона, вынудившие ихванов покинуть пределы страны [11; р.291].
В ноябре 1922 г. в Эль-Укайре по инициативе Великобритании открылась конференция с участием представителей Неджда, Ирака, Кувейта и Трансиордании, основной задачей которой являлось согласование пограничных линий и разрешение территориальных споров. Несмотря на достигнутые в ходе переговоров положительные результаты, вопрос о границе между владениями Абд аль-Азиза и Трансиорданией остался неразрешенным. В ноябре 1923 г. при решающем британском участии на территории Кувейта была организована очередная встреча представителей Неджда, Ирака и Трансиордании. Переговоры по поводу урегулирования пограничных проблем, продолжавшиеся с перерывами до апреля 1924 г., вновь не привели к каким-либо практическим результатам [10; November 17, 1923, April 12, 1924].
С целью не допустить оказания военной помощи Хиджазу со стороны Трансиордании, летом 1924 г. Абд аль-Азиз отдал распоряжение своему вассалу - эмиру Джабель Шаммара Абд аль-Азизу ибн-Мусаиду подготовить и провести вторжение на иорданскую территорию. В августе ополчение недждийских племен и отряды ихванов общей численностью до 4 000 человек захватили пограничную крепость Каф и, практически не встречая сопротивления, продвинулись до окрестностей Аммана. Для защиты иорданской столицы по распоряжению командующего Арабским легионом Ф. Г. Пика были направлены механизированные подразделения, поддержанные авиацией. Не выдержав атаки бронеавтомобилей и ударов с воздуха, недждийские войска начали поспешное отступление, потеряв убитыми по данным британских офицеров, участвовавших в бою, не менее 500 человек [11; р.294].
Второе поражение в Трансиордании окончательно убедило Абд аль-Азиза в том, что Великобритания, отказавшись от поддержки Хиджаза, намерена, тем не менее, жестко ограничить экспансию Неджда в северном направлении. Он был вынужден отказаться от дальнейших масштабных военных вторжений на территорию британских подмандатных владений и прибегнуть к исключительно дипломатическим механизмам разрешения пограничных проблем. Великобритания, со своей стороны, стремясь избежать прямого конфликта с Недждом,
намеревалась добиться урегулирования вопроса о южной границе Трансиордании до окончательного завоевания Абд аль-Азизом Хиджаза. С этой целью британская дипломатия отказалась от прежней практики созыва конференций и сделала ставку на двухсторонние переговоры.
В октябре 1925 г. в лагерь Абд аль-Азиза, расположенный между хиджазскими селениями Бахра и Хадда на дороге Мекка-Джидда, прибыл специальный представитель правительства Великобритании Г. Клейтон, наделенный всеми необходимыми полномочиями для обсуждения путей и механизмов урегулирования пограничных проблем. В ходе переговоров, продолжавшихся в течение трех недель, правитель Неджда согласился пойти на серьезные уступки в отношении определения северных рубежей своих владений в обмен на официальное признание британской стороной аннексии Хиджаза.
Второго ноября в Хадде было заключено соглашение, явившееся, фактически, первым юридическим документом, определявшим границу между владениями Абд аль-Азиза и Трансиорданией. В соответствии с его положениями, граница начиналась на северо-востоке от точки пересечения тридцать второго градуса северной широты и тридцать девятого градуса западной долготы, где заканчивалась граница между Ираком и Недждом, и шла по прямой линии до точки с координатами тридцать один градус 30 минут северной широты и тридцать семь градусов восточной долготы. Затем пограничная линия следовала по тридцать седьмому меридиану до его пересечения с параллелью тридцать одного градуса 25 минут северной широты, а из этой точки шла по прямой до пересечения тридцать восьмого меридиана с тридцатой параллелью, и далее - по параллели двадцать девятого градуса 35 минут северной широты. Таким образом, Абд аль-Азиз был вынужден отказаться от требования установить прямую границу Неджда с Сирией и согласился на существование «коридора», связывавшего Трансиорданию с Ираком. Кроме того, он обязался не допускать вторжения недждийских вооруженных сил на иорданскую территорию. В соответствии с положениями документа, набеги племен на территорию сопредельного государства, повлекшие человеческие жертвы и материальные потери, должны были рассматриваться как акты агрессии. Для расследования подобных инцидентов предполагалось создание по согласованию правительств Неджда и Трансиордании специального судебного органа во главе с представителем третьей стороны. В целях налаживания взаимного сотрудничества в урегулировании пограничных проблем предполагалась организация регулярных встреч британского уполномоченного в Трансиордании и правителя недждийской провинции Вади ас-Сирхан, или их представителей. Положениями документа обуславливался также порядок перехода границы иорданскими и недждийскими племенами. Оказавшись на сопредельной территории, они должны были пользоваться одинаковыми правами с племенами, находящимися под юрисдикцией данного государства, при условии соблюдения местного законодательства. Британская сторона, кроме того, предоставляла твердые гарантии безопасности недждийским торговым караванам, следовавшим через иорданскую территорию в Сирию [2; л. 1].
Несмотря на все достигнутые договоренности, Абд аль-Азиз отказался обсуждать вопросы о принадлежности Маана и Акабы и определения иорданско-хиджазской границы. Ситуация на южных рубежах Трансиордании продолжала оставаться напряженной. Для охраны границ и предотвращения набегов во второй половине 1920-х гг. по распоряжению Абдаллаха был создан корпус «полиции пустыни», в состав которого набирались иорданские бедуины, проходившие подготовку под руководством английских офицеров. С помощью британской авиации была организована система воздушного контроля над пограничной зоной. Принятые меры позволили к началу 1930-х гг. существенно стабилизировать обстановку на границе с владениями Абд аль-Азиза, и способствовали прогрессу в процессе переговоров по поводу установления взаимопризнанной границы.
В марте 1933 г. премьер-министр Трансиордании и министр иностранных дел Саудовской Аравии обменялись посредством представителя Верховного комиссара Палестины посланиями, в которых выражалась готовность к взаимному признанию и установлению дружественных отношений. В мае в Джидду прибыла иорданская правительственная делегация, в составе которой находился, в качестве эксперта по пограничным проблемам командующий Арабским легионом Дж. Глабб. Переговоры, в которых активное участие принимали британские представители, продолжались в течение двух месяцев. В июле 1933 г. делегации Трансиордании и Саудовской Аравии встретились в Иерусалиме и, после непродолжительных консультаций, подписали договор о дружбе и добрососедстве, а также протокол о посредничестве. В соответствии с положениями договора, предусматривалось установление отношений дружбы и взаимопонимания между двумя
странами, урегулирование всех конфликтных ситуаций посредством арбитража, организация системы совместного контроля над перемещениями племен в пограничной зоне и предотвращение набегов на территорию сопредельного государства. Важнейшим следствием договора явилось фактическое признание Абд аль-Азизом южной границы Трансиордании и включение в ее состав Акабы и Маана [2; л. 2].
Договор, подписанный в июле 1933 г. в Иерусалиме, явился заключительным в серии международно-правовых актов, определивших в 1920-х - начале 1930-х гг. границы эмирата Трансиордания. Созданный в данный период механизм урегулирования территориальных споров и пограничных проблем послужил основой для последующего развития двухсторонних отношений между иорданским государством и Саудовской Аравией. Установление государственных границ, наряду с активной политикой по прекращению межплеменных столкновений и налаживанию эффективного контроля над кочевыми племенами явилось одним из важнейших направлений деятельности формировавшейся властной структуры эмирата, осуществлявшейся при тесном содействии и поддержке со стороны администрации британского верховного комиссара в Палестине. С 1928 г. взаимоотношения между Великобританией и Трансиорданией стали строиться на договорной основе, что означало, по крайней мере, формальное признание Лондоном относительной самостоятельности иорданского государства. В конечном итоге, возникшее в начале 1920-х гг. на территории Заиорданья государственное образование, первоначально рассматривавшееся Великобританией, лишь как «коридор» между ее подмандатными владениями, доказало свое право на существование и превратилось в последующие десятилетия в одного из активных участников сложных политических процессов, происходивших на Ближнем Востоке.
Mandate management system developed during the Paris Peace Conference for the Middle East territories and approved by the Council of the League of Nations in 1922 is a rather complex historical phenomenon. Identified during the lengthy deliberations in 1918-1921 management mechanism of British mandate territories in the Middle East, reflects the desire of the British leadership to modify the traditional colonial policy, taking into account their financial, economic and foreign policy challenges, but also took into account the specificity of the region. For the peoples inhabiting the mandate territories, the period of control of European powers saw remarkable progress in the formation and development of political culture and national identity, overcoming clan, tribal and ethnic isolation, as well as forming the foundations for future statehood, which was critical to the predetermined, in the future, the features of the development of the Middle East States.
The key words: Near East, British policy, Mandate management system of the League of Nations, territorial delimitation, the Emirate of Transjordan.
Список литературы
1. Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи: 1781-1997. М., 2010.
2. РГАСПИ. Ф. 532, оп. 4, д. 20.
3. Antonious G. The Arab Awakening. The Story of Arab National Movement. L., 1965.
4. Busch B.C. Britain, India and Arabs, 1914-1921. Berkley University Press, 1971.
5. Document on British Foreign Policy. Ser. 1 (1918-1939), L, 1949-1961. Vol. 13.
6. Kirk G.E. A Short History of the Middle East: From the Rise of Islam to Modern Times. N.Y.,
2004.
7. Klieman A.S. Foundations of British Policy in the Arab World: The Cairo Conference of 1921. Baltimore and London, 1970.
8. Lenczowski G. The Middle East in World Affairs. N.Y., 1957.
9. Longrigg S. H. Syria and Lebanon under French Mandate. N.Y., 1971.
10. Mansor M. Arab World. Political History, 1900-1967: A Chronological Study. Vol. 1 (19001941). The University of Wisconsin Press, 1972.
11. Philby H. Saudi Arabia. L., 1955.
The political and territorial establishment of the Emirate of Transjordan during the British mandate administration.
Sagimbaev A.V.
Bryansk State University.