Научная статья на тему 'Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел'

Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
832
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INSTITUTIONAL CONTROL / НАЧАЛЬНИК / КОМИССИЯ / COMMISSION / РЕГИСТРАЦИОННО-УЧЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА / REGISTRATION AND ACCOUNTING DISCIPLINE / CHIEF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ф Ф. Анюров

В статье исследованы вопросы ведомственного контроля регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел. Особое внимание уделено рассмотрению правовой природы и места ведомственного контроля руководителя органа внутренних дел, работе комиссии по проверке регистрационно-учетной дисциплины данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of institutional control in strengthening the discipline during registration and accounting in the interior bodies

In the article the questions of institutional control in strengthening the discipline during registration and accounting in the interior bodies are considered. Particular attention is paid to the legal nature and to the role of institutional control performed by the head of the interior body, to the work of the commission to check the discipline of the registration and accounting in this field of activity.

Текст научной работы на тему «Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел»

I_

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Ф.Ф. АНЮРОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел

В статье исследованы вопросы ведомственного контроля регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел. Особое внимание уделено рассмотрению правовой природы и места ведомственного контроля руководителя органа внутренних дел, работе комиссии по проверке регистрационно-учетной дисциплины данного направления деятельности.

ведомственный контроль, начальник, комиссия, регистрационно-учетная дисциплина.

Укрепление регистрационно-учетной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Данному праву корреспондируется обязанность соответствующих органов принять, зарегистрировать, проверить, вынести законное и обоснованное решение по данному обращению и сообщить об этом заявителю.

Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, ведомственными актами и обязателен для всех правоохранительных органов.

Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей

организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.

Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ. Осуществление ведомственного контроля возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, создаваемых в органах внутренних дел комиссий по проверке порядка регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации [1, 2].

Ряд авторов условно разделяют процесс до-следственной проверки на следующие этапы, связанные с организацией приема, регистрацией сообщений о преступлениях и принятием по ним решений:

1) принятие сообщений о преступлениях;

2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;

3) проверка сообщений о преступлениях;

4) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);

5) контроль (ежесуточный, ежедекадный, ежемесячный) за рассмотрением сообщений и принятием по ним решений [6].

Исследуя этапы контроля за рассмотрением сообщений о преступлениях в органах внутренних дел, отметим, что руководитель органа внутренних дел обязан организовывать его на всех этапах доследственной проверки, не обособляя этот процесс.

УПК Российской Федерации в ч. 1 ст. 144 регламентирует обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следствен-

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

ного органа принять и проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в указанный законом срок.

Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и в полной мере определяется ведомственным нормативным актом — Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333, утвердившим Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее — Инструкция).

В этом же документе предусмотрены следующие функции для начальника органа внутренних дел:

— персональная ответственность за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;

— ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также — правильностью ведения книги учета сообщений о преступлениях (далее КУСП), что подтверждается соответствующей записью в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства;

— в случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях — принятие безотлагательных мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

На первоначальном этапе приема сообщений о преступлении деятельность руководителя заключается в осуществлении контроля за обеспечением полноты регистрации как в дежурных частях органа внутренних дел, подразделениях делопроизводства и режима, территориальных пунктах милиции, так и на рабочих местах сотрудников органа внутренних дел.

Поступающие сообщения вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, с нарочным, по почте, телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи.

Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники и предпринимать дальнейшие действия в соответствии с требованиями, установленными

Федеральным законом Российской Федерации «О милиции» и указанной Инструкцией. Полученное сотрудником сообщение о происшествии передается с нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки готовящегося или совершенного преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках готовящегося или совершенного террористического акта, согласно п. 13 Инструкции без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Поступившие по почте анонимные заявления о признаках готовящегося или совершенного террористического акта регистрируются в порядке, определенном разделом III указанной Инструкции.

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, его принявший, фиксирует полученную информацию в журнале учета обращений по телефону доверия, излагает ее рапортом, передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении [1].

Для сверки полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба.

Комиссия, в соответствии с установленной начальником органа внутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации поступившей в орган внутренних дел информации о происшествиях в КУСП и результаты разрешения этих сообщений, а также сверяет сведения, содержащиеся в КУСП и полученные из других источников информации, проверяя, например, корешки талонов-уведомлений.

S н и о X

л

<

И

н «

:|5 О X

Л

<

И

н S X

а, X о о

оэ %

С

<

bS S н

bS а,

с

к S а

о

И

н

27

к н и

0

1

л

<

и н к

0

1

л

<

и н к

I

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а о и н

28

Члены комиссии сверяются с алфавитным журналом, журналами входящей корреспонденции органа внутренних дел, учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, учета административного производства, а также со специальным номенклатурным делом, с документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.

При выявлении членами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел для решения вопроса о направлении их в прокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 п. 43 Инструкции.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.

Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также — определение ее границ. Практика показывает, что от определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении контролирует ее проверку.

Эта процедура заключается в определенном порядке действий.

В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен незамедлительно. Если же имеется необходимость в уточнении признаков преступления для возбуждения уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать, какие обстоятельства необходимо уточнить либо какие действия следует выполнить. Это позволит избежать неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.

При ведомственном контроле проверки сообщений о преступлениях руководителю органа внутренних дел необходимо осуществить следующие мероприятия:

— определить исполнителя;

— изучить материалы проверки и дать по ним указания;

— проконтролировать сроки проведения проверки.

Определение исполнителя, изучение материалов проверки и дача по ним указаний являются элементами каждодневного контроля руководителя за состоянием регистрационно-учетной работы подчиненного органа внутренних дел, определяемыми ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.

Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель отвел трехдневный срок для принятия решения, однако в определенных законом случаях возможно увеличить его до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток.

Изучение статистических данных и практической деятельности показывает, что во многих органах внутренних дел начальник либо лицо, его заменяющее, следит лишь за тем, чтобы срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях не выходил за пределы десяти суток. Из всех рассмотренных органами внутренних дел в 2007 г. 11 158 047 сообщений о преступлениях до трех суток рассмотрено 6 055 921 сообщение, от трех до десяти суток — 4 730 309 сообщений. В

ММЫ 2072-9391

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

2008 г. рассмотрено всего 11 199 289 (+ 0,4 %) сообщений о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 353 382 (+ 0,5 %) сообщения, от трех до десяти суток — 4 561 415 (— 3,7 %) сообщений. В 2009 г. рассмотрено 11 408 862 (+ 1,9 %) сообщения о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 717 712 (+ 5,8 %) сообщений, от трех до десяти суток — 4 443 019 (— 2,7 %) сообщений.

Аналогичным образом ориентированы и работники дежурных частей, осуществляющие контроль за своевременностью разрешения информации о преступлениях и представляющие начальнику органа внутренних дел сведения об этом. При таком подходе часто не выясняется, почему решение не принято в течение трех суток и какие обстоятельства повлекли увеличение срока производства предварительной проверки. Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля является одним из условий ситуации, когда десятидневный срок разрешения заявления (сообщения) о преступлении из исключительного случая превратился в обычный, что отрицательно сказывается на обеспечении прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.

В п. 33 Инструкции о порядке приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщается, что по результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) по сообщению о преступлении — о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);

2) по иным сообщениям о происшествии — о возбуждении дела об административном правонарушении, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии, о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче на рассмотрение по подведомственности, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии.

Исследование статистических данных за 2007—2009 гг. показывает, что при увеличении общего количества обращений граждан в органы внутренних дел по сообщениям о происшествиях количество возбужденных уголовных дел неизменно уменьшается, а число отказов в возбуждении уголовных дел — увеличивается. Так, из

зарегистрированных в 2008 г. 21 499 523 (+ 4,7 %) сообщений о происшествиях было возбуждено 2 632 572 (— 12,0 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 317 087 (+ 6,2 %). В 2009 г. зарегистрировано 22 788 829 (6 %) сообщений о происшествиях, возбуждено 2 445 492 (- 7,1 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 640 693 (+ 6,1 %).

Отметим, что вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является основным приемом сокрытия преступлений. Не случайно из анализа результатов оперативно-служебной деятельности за 20072009 гг. следует, что количество выявленных нарушений учетно-регистрационной дисциплины увеличивается, происходит рост числа сокрытых преступлений и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Так, за 2008 г. выявлено 251 943 (+ 7,1 %) нарушения регистрационно-учетной дисциплины, сокрытых преступлений - 92 269 (+ 35,3 %), из них - 87 878 (+37,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельный вес которых составляет 95,2 % от всего количества укрытых преступлений. За 2009 г. выявлено 269 849 (+7,1 %) нарушений, сокрытых преступлений — 105 852 (+ 14,7 %), из них - 100 921 (+14,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельным весом 95,3 % [6].

К основным факторам, оказывающим влияние на нарушение законности и регистрационно-учетной дисциплины следует отнести несовершенство уголовно-процессуального законодательства, подробно исследованного в работах профессора Б.Я. Гаврилова и других авторов [3, 4, 5].

Также факторами, влияющими на динамику данного вида нарушений, являются низкое качество доследственных проверок, отсутствие контроля со стороны руководителей структурных подразделений за работой подчиненных в процессе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, игнорирование начальниками органов внутренних дел требований совместных приказов, указаний, регламентирующих порядок вынесения и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ненадлежащее качество доследственных проверок по материалам приводит к тому, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев надзирающими прокурорами признаются незаконными, необоснованными и возвращаются в органы внутренних дел для проведения дополнительной проверки.

Отметим, что в ведомственных нормативных актах МВД России, регламентирующих оценку

К н и о X

л

<

и н к

О X

л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а О и н

29

s н u о X

л

<

ы н к

:'5

0

1

Л

<

ы н S I

X о о

вэ %

С

<

S н

iC

с

к S а

О ы н

30

оперативно-служебной деятельности, в качестве одного из основных критериев в неочевидной форме остается пресловутый процент раскрываемости преступлений. Для создания благоприятной картины оперативной обстановки руководитель органа внутренних дел сознательно принимает решения, нарушающие законность и регистрационно-учетную дисциплину.

Сложившееся положение дел обусловлено неэффективным использованием внедряемых форм и методов контроля соблюдения законности и регистрационно-учетной дисциплины, включающих распределение обязанностей и контрольных функций между руководителями органов внутренних дел на всех стадиях прохождения и разрешения информации о противоправных деяниях. Кроме того, низкий образовательный и профессиональный уровень исполнителей, их незаинтересованность в полной регистрации сообщений о происшествиях приводит к нарушениям законности и регистрационно-учетной дисциплины.

Для решения данных проблем необходимо укреплять контролирующую функцию за состоянием закона при регистрации и разрешении сообщений о происшествиях со стороны руководителя, что является одним из компонентов

укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

Список литературы

1. Об утверждении Инструкции о порядке приема,

регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

2. О едином учете преступлений: Межведомствен-

ный приказ Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399.

3. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал Российского права. 2006. № 7.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовно-правовая политика России: цифры и факты: монография. - М., 2008.

5. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16.

6. Регистрационно-учетная дисциплина в органах внутренних дел и основные направления ее укрепления: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Кононова. - М., 2006.

E-mail: [email protected]

В.А. БЫКАДОРОВ, заместитель начальника Академии управления МВД России

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

контртеррористическая операция (КТО); участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму.

еррористический акт, случившийся в еррористический акт, случившийся в

I московском аэропорту «Домодедово» X 24 января 2011 г., еще раз заставил мировое сообщество обратить внимание на это уродливое явление. В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос: сколькими человеческими жизнями нужно еще заплатить, чтобы систему антитеррористической защиты привести в соответствие с современными угрозами? Нами приведены только наиболее резонансные террористические акты (табл. 1), произошедшие на территории России в период 1995—2011 гг., и их перечисление дает основание для вывода: данный вид преступления стал одним из наиболее кровавых на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.