физических факторов эрозионной устойчивости пахотных почв Брянской области. Демиховым В. Т., Долгановой М. В., Селюти-ным В. С. осуществляется научно-исследовательская работа по проекту РФФИ «Исследование зависимости почвенно-эрозион-ных проявлений на территории Брянской области от основных параметров климата». Результаты исследований могут служить основой для прогнозирования интенсивности эрозионных процессов, разработке систем противоэрозионных мероприятий и перспективного территориального планирования развития сельскохозяйственных предприятий, использоваться для создания проектов землеустройства на региональном уровне, управления земельными ресурсами в Брянской области.
Таким образом, основные направления по исследованию эрозионной устойчивости земель и созданию научных и прикладных основ охраны почв и рационального использования земельных ресурсов эрозионно-опасных территорий, разрабатываемые Г. В. Бастраковым, получают дальнейшее развитие на базе новых экспериментальных данных, теоретических исследований и современных информационных, в том числе и геоинформационных, технологий.
Дальнейшее развитие научных идей профессора Г.В. Бастракова будет продолжено в рамках созданной им научной школы.
In the article the analysis of scientific heritage in the field of erosion resistance of lands and the contribution of Professor G. V Bastrakova in the solution of problems of land tenure and use of land in terms of soil erosion, demonstrated the basic results obtained in this field representatives of the scientific school created by the Professor.
Keywords: G. V. Bastrakov, erosion resistance, soil erosion, rational organization of the use of land and land-tenure
Список литературы
1. Бастраков Г. В. Эрозионная прочность почвенного покрова и оценка противоэрозионной устойчивости территорий // Современные аспекты изучения эрозионных процессов. Новосибирск, 1980. С. 33-39.
2. Бастраков Г. В. Оценка и прогноз противоэрозионной устойчивости склоновых земель. Методическое пособие. Брянск, 1983. 45 с.
3. Бастраков Г. В. Исследование противоэрозионной устойчивости склонов: дис. ... доктора. географ. наук. Брянск, 1985. 268 с.
4. Бастраков Г. В. Эрозионная устойчивость рельефа и противоэрозионная защита земель. Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. 260 с.
5. Бастраков Г. В. Экспресс-обоснование создания эрозионно-устойчивых агроландшафтов. Брянск: Изд-во БГУ 2005. 36 с.
6. Демихов В. Т. Эрозионные свойства почв пахотных земель некоторых территорий Европейской части России: дис. ... канд. сельхоз. наук. Брянск, 2001. 139 с.
7. Долганова М. В. Почвозащитная противоэрозионная способность культурной и естественной растительности: дис. ... канд. биолог. наук. Брянск, 2005. 230 с.
8. Золотов А. И. Эрозионная устойчивость пахотных земель Ульяновского Поволжья: дис. ... канд. геогр. наук. Казань, КГУ 2003. 145 с.
9. Лобанов Г. В. Анализ оползневой опасности склонов территории г. Брянска: дис. ... канд. географ. наук. Калуга, КГПУ 2003. 159 с.
10. Смирнова Е. А. Сопротивление размыву руслоформирующих грунтов и горизонтальные деформации русла р. Десны в среднем течении (в пределах Брянской области): дис. ... канд. географ. наук. Казань, КГУ 2009. 172 с.
11. Хорина Е. В. Эрозионная устойчивость пахотных земель Брянской области: дис. ... канд. географ. наук. Воронеж, ВГУ 2013. 124 с.
12. Чучин Д. И. Анализ эрозионной устойчивости пахотных земель с использованием ЭВМ: дис. ... канд. географ. наук. Брянск, БГПУ. 1997. 229 c.
Об авторах
Долганова М.В. - кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и землеустройства естественно-географического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Демихов В.Т. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры географии и землеустройства естественно-географического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Чучин Д.И. - кандидат географических наук, доцент кафедры географии и землеустройства естественно-географического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 581.9
РОЛЬ УСАДЕБНЫХ ПАРКОВ В ПОВЫШЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РЕГИОНА
Е.П. Елисеенко
В ходе полевых флористических обследований усадебных парков Брянской области проведена инвентаризация флоры. В составе флоры выявлено три группы видов: естественные или аборигенные; интродуцированные; адвентивные (инвазийные) чужеродные виды. Обнаружены редкие и охраняемые виды растений: Iris sibirica Epipactis helleborine Lister aovata, Dactylorhiza incarnate, Carpinus betulus, Anemonoides nemorosa Digitalis grandiflora. На территории парков выявлено 97 видов чужеродных видов, многие из них являются трансформерами. Ключевые слова: усадебные парки, интродукция, инвазия, чужеродные виды, редкие виды.
Усадебные парки являются уникальными культурно-историческими и природными объектами. Интерес к изучению обоснован наличием в природном компоненте парков разнообразных видов растений входящих в состав растительных сообществ. Флористические обследования на территории парков, имеющих историко-культурную ценность, необходимые для осуществления мониторинговых исследований, выявления негативных тенденций в развитии их растительного покрова.
На территории Брянской области в настоящее время сохранилось чуть более 30 усадеб. Большая часть из них нахо-
дится в плачевном полуразрушенном состоянии. От некоторых усадеб почти ничего не осталось. Большинство усадеб Брянской области были основаны в 19в.[6,7,8].
В ходе полевых флористических обследований в усадебных парках Брянской области за период 2010-2014гг. были обнаружены более 200 видов растений, весьма разнообразных как в таксономическом , так и эколого-биологическом отношениях. Флору парков можно разделить на З группы.
Естественные или аборигенные виды, в это группе кроме тривиальных видов встречаются и редкие, охраняемые: Iris sibirica L. (2), здесь и далее статус вида в Красной книге Брянской области [9], Epipactis helleborine (L.) Crantz (З). Lister aovata (L.) R. Br. (З). Dactylorhiza incarnata (L.) Soo (З). Carpinus betulus L. (З). Anemonoides nemorosa (L.) Holub (З). Digitalis grandiflora Mill. (З).[4].
Вторая группа - интродуцированные древесные и кустарниковые виды, лесоводы их называют экзотами [З,5,8]. В ходе создания усадебных парков нередко использовались растения, привозимые из других регионов и стран, являющиеся адвентивными для данного региона. Известный дендролог, профессор Б.В. Гроздов в 19З2 году отмечал в усадебном парке Любин Хутор наличие целого ряда экзотов: Picea glauca, Pinus nigra и Pinus sibirica, Aesculus glabra, Juglans cinerea, Catalpa sp., Gleditsia sp, Carya sp, Caragana frutex [8]. В настоящее время данные виды при исследовании не обнаружены. Ряд находок интродуцированных растений выявил П.З. Босек [1]: Picea rubra («Вьюнки»), Pinus strobus («Вьюнки», «Любин Хутор»), Pinus montana («Вьюнки»), Pinus sibirica («Ляличи», «Хотылёво»), Spiraea hypericifolia («Вьюнки», «Любин Хутор»), Sorbaria sorbifolia («Кокино», «Любин Хутор»).
Многие виды имеют возраст более 100 лет (Larix decidua, Picea pungens, Pinuspallasiana, P. strobus, Tilia platyphyllos что свидетельствует об их успешной интродукции.
Третья группа - адвентивные (инвазийные) чужеродные виды. На территории парков таких видов выявлено 97. В табл.1 приведен таксономический состав этих видов. Таблица 1
Адвентивные виды растений, обнаруженные в ходе полевых исследований 2010-2014 гг. Pinaceae Lidl.
Larix decidua Mill. L. sibiricaLedeb.
Picea ajanensis (Lindl. & Gordon) Fisch. & Carr
P. pungens Engelm. Pinus contorta Dougl. ex Loud. P pallasiana (Lamb.) Holmboe P. strobus L.
Cupressceae Rich. exBartl.
Juniperus sabina L. Thuja occidentalis L. Araceae Juss. Acorus calamus L. Iridaceae Juss. Iris germanica L. Salicaceae Mmirb. Populus alba L. P. balsamifera L. P. deltoides Marsh. P. laurifolia Ledeb. Juglandaceae Lindl. Juglans cinerea L. J. mandshurica Maxim. Fagaceae Dumort. Quercus rubra L. Ulmaceae Mirb. Ulmus minor Mill. Polygonaceae Juss. Reynourtria japonica Houtt. Amaranthaceae Juss. Amaranthus retroflexus L. Caryophyllaceae Juss. Saponaria officinalis L. Ranunculaceae Juss.
Aconitum x cammarum L. (A. napellus L. s.l. x A. variegatum L.s.l.^
Aquilegia vulgaris L.
Berberidaceae Juss.
Berberis vulgaris L.
Brassicaceae Burnett
Bunias orientalis L.
Lepidium densiflorum Schrad.
Grossulariaceae DC.
Grossularia reclinata (L.) Mill
Hydrangeaceaae Juss. - Гортензиевые
Philadelphus coronariusL.
Rosaceae Juss. - Розоцветные
Amelanchier spicata (Lam. ) C. Koch Cotoneaster lucidus Schleicht C. melanocarpus Fisch. ex Blytt Crataegus monogyna Jacq. C. pentagyna Waldst. et Kit. C. sanguinea Pall. Malus domestica Borkh. Physocarpus opulifolius (L.) Maxim. Prunus domestica L.
Rosa glabrifolia C. A. Mey. Ex Rupr. (R. majalis Herrm. p.p.) R. glauca Pourr.
R. pimpinellifolia L. (R. spinosissima L. p.p. nom. ambig..)
R. rugosa Thunb.
Rubacerparviflorum (Nutt.) Rydb.
Sorbaria sorbifolia (L.) A. Br.
Spiraea alba Du Roi
S. chamaedryfolia L. s.l.
S. media Franz Schmidt
S. salicifolia L.
Fabaceae Lindl.
Caragana arborescens Lam.
C. flutex (L.) C. Koch.
Robinia pseudoacacia L.
Vicia saliva L.
Geraniaceae Juss.
Geranium sibiricum L.
Oxalidaceae R. Br.
Oxalis stricta L.
Euphorbiaceae Juss. - Молочайные
Euphorbia cyparissias L. Aceraceae Juss. - Кленовые
Acer negundo L. A. tataricum L.
Hippocastanaceae Torr. et. Gray
Aesculus glabra Willd. A. hippocastanum L. Balsaminaceae A. Rich. Impatiens glandulifera Royle I. parviflora DC. VitaceaeJuss.
Parthenocisissus inserta (A. Kern.) Fritsch.
Tiliaceae Juss.
Tilia platyphyllos Scop.
T. americana L.
T. europaea L.
Malvaceae Juss.
Alcea rosea L.
Malva pusilla Sm.
Violaceae Batsch
Viola odorata L.
Onagraceae Juss.
Epilobium adenocaulon Hausskn.
Oenothera biennis L.
Apiaceae Lindl.
Conium maculatum L.
Heracleum sosnowskyi Manden.
Oleaceae Hoffmgg. et Link
Fraxinus pensylvanica Marsh.
Ligustrina amurensis Rupr.
Syringa josikaeaJacq. fil.
S. vulgaris L.
Apocynceae Juss.
Vinca minor L.
Boranginaceae Juss.
Symphytum caucasicum Bied.
S. x uplandicum Nym.
Caprifoliaceae Juss.
Lonicera tatarica L. Sambucus nigra L. S. racemosa L. Cucurbitaceae Juss.
Echinocystis lobata (Michx.)Torr.et Gray Thladiantha dubia Bunge. Asteraceae Dumort.
Aster x salignus Willd. Centaurea diffusa Lam Cichorium intybus L. Conyza canadensis (L.) Cronq. Cosmos bipinnatus Cav. Erigeron annuus (L.) Pes. Galinsoga parviflora Cav. Helianthus tuberosus L. Matricaria recucita L. Rudbeckia hirta L. Rudbeckia laciniata L. Solidago canadensis L. S. gigantea Ait.
В последнее время процессы, связанные с воздействиями чужеродных видов на аборигенные ценозы, принято именовать биологическими инвазиями. В качестве инвазий рассматривают все случаи проникновения живых организмов в экосистемы, расположенные за пределами их первичного (обычно, естественного) ареала. В настоящее время особое внимание уделено чужеродным видам, изменяющим природные фитоценозы (Виноградова и др., 2011). В зависимости от степени выраженности этих характеристик виды объединены в группы с разной категорией статусов (Richardson et al., 2000). Особый интерес представляет группа видов-трансформеров по D.M. Richardson et al., 2000 . Эти виды активно внедряются в естественные и полуестественные, синантропные сообщества, изменяют их облик, нарушают сукцессионные связи, выступает в качестве эдификатора и доминанта, образуя значительные по площади одновидовые заросли, вытесняет и (или) препятствуют возобновлению видов природной флоры.
Чужеродные инвазийные виды, как правило, травянистые, активно внедяются в естественные сообщества усадебных парков: Conyza canadensis, Echinocystis lobata, Erigeron annuus, Thladiantha dubia, Oenothera biennis, Impatiensglandulifera,
1. parviflora. Некоторые инвазионные виды на территории парков формируют монодоминантные маловидовые сообщества: Aster x salignus, Amelanchier spicata, Rudbeckia laciniata, Solidago canadensis, S. gigantea, Heracleum sosnowskyi, Partheno-cisissus inserta, Spiraea alba, Sorbaria sorbifolia, Robiniapseudoacacia [12, 16-19]. Существенное увеличение площади этих сообществ представляет угрозу флористическому разнообразию парков, особенно для редких аборигенных видов.
During field floristic inspections of farmstead parks of the Bryansk region flora inventory is spent. As a part of flora it is revealed three groups of species: natural or native; intoducentis; invasions alien species. Rare and protected kinds of plants are found out: Iris sibirica, Epipactis helleborine Lister ovata, Dactylorhiza incarnate, Carpinus betulus, Anemonoides nemorosa Digitalis grandiflora. In territory of parks 97 invasions species much of them are revealed are transformers.
Keywords: farmstead parks, introductions, invasions species, rare species.
Список литературы
1. Босек П.З. Растения Брянской области. Брянск, 1975. 464 с.
2. Булохов А.Д., Величкин Э.М. Определитель растений Юго-Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области). Брянск, 1998. 380 с.
3. Волкова О.М. Флора усадебных парков Тверской области.дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук. М.,2007. 187с.
4. Виноградова Ю.К., Майоров С.Р., Нотов А. А. Черная книга флоры Тверской области: чужеродные виды растений в экосистемах Тверского региона. М: КМК, 2011. 292 с.
5. Елисеенко Е.П. Флористические находки в усадебных парках Брянской области // Изучение и охрана флоры Средней России: матер. VII научного совещания по флоре Средней России (Курск, 29-30 января 2011г.). М., 2011. С. 64-66.
6. Елисеенко Е.П., Панасенко Н.Н. Дендрофлора усадебных парков Брянской области // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. биология и экология. Вып. 25, №3. С. 76-81.
7. Горностаев О.О. Дворцы и церкви юга. М., 1914. 127с.
8. Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины Тула, 1980
9. Городков В.Н. По старинным аллеям. Тула, 1983
10. Красная книга Брянской области. Растения. Грибы. Брянск, 2004. 272 с.
11. Красная книга РСФСР Растения. М., 1988. 590 с.
12. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части России. М., 2006. 600 с.
13. Панасенко Н.Н, Ивенкова И.М., Елисеенко Е.П. Сообщества неофитов в Брянской области // Российский журнал биологических инвазий. М.,2012. 160 с.
14. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область/В. П. Выголов (отв.ред.) М.,1996. 640с.
15. Черепанов, С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств. СПб., 1995. 992 с.
16. Панасенко Н.Н. Черный список флоры Брянской области // Российский Журнал Биологических Инвазий. 2014. №
2. С. 127-131.
17. Булохов А.Д., Клюев Ю.А., Панасенко Н.Н. Сообщества неофитов в Брянской области // Бот. журн. 2011. Т. 96. № 5. С. 606-621.
18. Панасенко Н.Н., Анищенко Л.Н., Поцепай Ю.Г. Новые сведения о сообществах инвазионных видов в Брянской области // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2013. Т. 118. № 1. С. 73-80.
19. Панасенко Н.Н., Харин А.В., Ивенкова И.М., Елисеенко Е.П. Растения-трансформеры и их сообщества на территории Брянской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 1 (4). С. 1092-1096.
20. Панасенко Н.Н., Харин А.В., Ивенкова И.М., Куликова Е.Я. Сообщества растений-трансформеров: ассоциация Urtico dioicae-Heracleetum sosnowskyi // Бюллетень Брянского отделения Русского ботанического общества. 2014. № 2 (4). С. 48-53.
20. Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств (в пределах бывшего СССР).- СПБ.: «Мир и семья -95», 1995. 992 с.
21. Richardson D.M., Pysek P., Rejmanek М., Barbour M.G., Dane Panetta F., West C.J. 2000. Naturalization and invasion of alien plants: concepts and definitions // Diversity and distributions. No. 6. P. 93-107.
Об авторе
Елисеенко Е.П. - аспирантка кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 371.7:378:616-084
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ЗДОРОВЬЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Е.Л. Ковалева
Предложены вопросы анкетного исследования факторов риска здоровью учащихся, апробированные в школе здоровья. Даны исследования по школам здоровья в областях Нечерноземья России, которые складываются при реализации учебно-воспитательного процесса. Выяснены и объяснены предпочтения учащихся, отношение школьников к учебе, характер взаимоотношений между учащимися и педагогами, а также тенденции, характеризующие состояние здоровья учащихся, систему их жизненных ценностей, планы на будущее. Представлен полный перечень вопросов анкеты, которую рекомендовано использовать для проведения массовых межпредметных исследований. Эффективно оценить факторы риска здоровья необходимо для планирования здоровьесберегающей среды. Высказаны общие рекомендации для организации здоровьесберегающей среды в учебных заведениях.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, факторы риска здоровью, популяционное здоровье, Брянская область.
Комплексно-целевая программа развития образовательных учреждений включает раздел «Здоровье и программы по его сохранению», обязательно реализуемых для организации современного образовательного процесса [1, 2, 8, 10]. Мониторинг популяционного здоровья детей и юношества - многогранный процесс с обязательным установлением факторов риска физическому, психическому и социальному здоровью и оптимизация учебного и воспитательного процесса. Выбор необходимого инструментария для массовых скрининговых работ и правильная интерпретация результатов - актуальная проблема междисциплинарных педагогических и социально-экологических изысканий, которая должна решаться с привлечением коллектива образовательных учреждений и учёных [3, 4, 7, 9]. Результат взаимодействия коллективов - формирование здорового образа жизни детей и подростков, педагогического состава учебных заведений на основе выявленных факторов риска и эколого-гигиенической оценки качества жизни.
Цель работы - представить результаты метода анкетирования для планирования здоровьесберегающей среды образовательных заведений. Эффективно оценить факторы риска здоровью позволяет метод анкетирования, который апробирован нами на примере «Школы здоровья» (гимназия № 6, Брянск). Учебное заведение внедряет здоровьесберегающие техо-логии в учебный процесс и проводит образовательный процесс с использованием курса «Валеология». Анонимное анкетирование проведено с целью выяснения эффективности «Школы здоровья» и выявление внутришкольных факторов риска здоровью. Вопросы анкеты, предлагаемой учащимся, родителям и педагогам отражены ниже и включают исследования мнений учащихся, родителей и педагогов. А) Опросник для учащихся: 1. Как вы чувствуете себя в классном коллективе? 2. Какую характеристику Вы дадите своему классу? 3. Сплоченный ли твой классный коллектив? 4. Выбери ответ - Как ты относишься к учебной работе (всегда охотно включаюсь в работу, Довольно часто, иногда, довольно редко, никогда). 5. По всем ли школьным предметам Вы удовлетворены своими успехами (Да, не всегда, трудно сказать, по определенным предметам нормально, дело плохо). 6. Как Вы считаете, какова обучаемость класса, в котором вы учитесь? 7. На каких предметах вы испытываете скуку, вам нечего делать? 8. От каких условий зависит Ваш интерес к предмету? 9. Оцените личные качества школьных учителей? 10. Принимая какое-либо важное решение, чье мнение, прежде всего Вы учитываете?11. Допишите ответ на вопрос «Когда иду в школу, то обычно...». 12. Каковы первоочередные задачи школы на Ваш взгляд? 13. Если Вам не подходит школа, в которой и обучаетесь, в первую очередь предпочтете: изменить ее программы, сменить учителя, сменить школ. 14. Выделите ряд значимых причин, по которым Вы учитесь? 15. Дайте оценку своему обычному самочувствию. 16. какие недомогания Вы испытываете в школе? 17. Какие дни недели наиболее «тяжелы» для Вас? 18. Сколько времени вы затрачиваете на подготовку домашних заданий? 19. В сложных ситуациях есть ли у Вас возможности получения помощи психологической, социальной, юридической, педагогической? 20. Обращались ли Вы в различные службы социально-психологической помощи? 21. Какие проблемы Вас волнуют в настоящее время? 22. Имеются ли у вас проблемы с питанием? 23. Назовите наиболее значимые для вас жизненные ценности. 24. Планируете ли вы продолжить образование после окончания школы? 25. Предполагаете ли Вы продолжить образование за пределами области? 26. Выберите ответ: считаете себя наиболее подготовленными к продолжению образования, к организации своего досуга, к выбору профессии.
Б) Опросник для педагогов. 1. Укажите свой пол, возраст, образование, преподаваемый предмет. 2. Выскажите свое отношение к своей профессии? 3. Уделяется ли в школах достаточно внимания процессу обучения учащихся (их интеллектуальному развитию, стимулированию познавательной деятельности, развитию личности ребенка, повышению уровня его знаний)? 4. Созданы ли в школе необходимые условия для развития и профессиональной самореализации личности педагога? 5. Каковы первоочередные задачи школы на настоящем этапе развития? 6. Удовлетворены ли вы своими отношениями с учениками? 7. Оцените степень готовности учащихся к включению после окончания школы в различные сферы деятельности. 8. Дайте оценку своему самочувствию.9. Как вы оцениваете условия своей работы? 10. Проводите ли Вы внеурочные