растающего поколения молодых художников, а также в создании в необходимой им профессиональной башкирской школы живописи.
В становлении уфимской школы живописи большую роль сыграла педа -гогическая система первых профессиональных художников Башкортостана. Но она стала не только результатом преподавания первых профессиональных художников-педагогов, и их художественных методов обучения. Здесь также сыграли роль и различные художественные вузы страны. «Ее мажорный характер сложился на башкирской земле из сплава трудов тех, кто приехал в этот заповедный край, получив художественное образование на просторах тогдашней великой страны - Советского Союза: в Уфе, Москве, Петербурге, Вильнюсе, Таллинне, Казани, Харькове, Ташкенте, Пензе» [1, с. 127].
В 1960-х годах творчество башкирских художников на всероссийских и всесоюзных выставках было замечено и вызвало большой интерес у искусствоведов и зрителей, получило большую известность в художественной среде, и позволило говорить в специальной прессе, в искусствоведческой литературе о «формировании яркого, интересного художественного феномена в искусстве страны - уфимской школы живописи» [5, с. 120].
Список литературы:
1. Пикунова-У^давини Г. Кистью народного художника / Г. Пикунова-Уждавини // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 2. - С. 123-127.
2. Сорокина В.М. Я - земной человек... / В.М. Сорокина // Журн. Вельские просторы. - 2006. - № 7. - С. 144-147.
3. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Жизнь и творчество / Л.Н. Попова. -Китап, 2007. - 252 с.
4. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. - Л. :Художник РСФСР, 1978. - С. 87.
5. Голованов Н.Н. Рашид Нурмухаметов / Н.Н. Голованов. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - 26 с.
6. Янбухтина А.Г., Тюлькин А.Э. // Журн. Вельские просторы. - 2003. - № 10. - С. 120-128.
РОЛЬ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА
© Гичиева Д.Г.*
Дагестанский государственный педагогический, г. Махачкала
Несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ре -бёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.
* Соискатель.
Проблема умственной одарённости волнует с давних пор, где феномен одарённости изучается рядом научных школ, которые придерживаются двух основных направлений.
Гальтон Ф. является одним из представителем нейтивизма, с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, а также генетических, потенций. Гальтон Ф. считает, что вряд ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться, если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью работе и способностью к тяжелому труду [5]. Гальтону Ф. удалось показать, путем применения, так называемого генеалогического метода, что выдающиеся люди часто имели выдающихся родителей и что по мере уменьшения степени родства уменьшается и связь между талантливостью родственников. Вторым значительным представителем нейтивизма был Л.М. Термен. Под его руководством в Стенфордском университете (США) была реализована переработка «метрической шкалы интеллекта «Бине-Симона (получившей впоследствии название шкалы Стенфорд-Бине). Термен Л.М. в начале 20 в. запланировал провести лонги-тюдное исследование 1000 одарённых детей. При исследование выяснялся образовательный уровень родителей и социальный статус. К 1921 г. 150 семей было обследовано. Исследования констатировали, что большинство испытуемых имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей. Общий вывод сводился к тому, что наследственность имеет решающее значение [5], под которой понимаются вровденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.
Данный вывод является немотивированным, поскольку в половине обследованных семей один из родителей имел профессию, требующую высшего образования. Гальтон Ф. и Термен Л.М. выдвигали только один вид наследственности - генетический, поскольку они считали невозможным передачу выдающегося интеллекта по механизму генетической наследственности в остальных семьях, если он не был сформирован у родителей. Гальтон Ф. основываясь на факты, которые, объясняются частично - наследственностью социальной. На существование подобной наследственности в дальнейшем указывали П.П. Блонский [7], Л.С. Выготский [1], под данным термином понимая влияние на умственное развитие ребенка особо благоприятной в культурном отношении семейной среды.
Противостоящая концепция в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде, но не отвергает существенной роли природных задатков. Отечественные психологи задатки понимают как природные предпосылки способностей, которые реализуются посредством социальных механизмов, среди которых обучение и воспитание играет важнейшую роль [10]. Следовательно, способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности. Именно соотношением роли
задатков, способностей и культурно-воспитательной среды определяется широта концептуальных взглядов на проблему одарённости.
Исследователи считают, что исходные природные различия ме^ду людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки очень многозначны и развиваются в различных направлениях. Немалое значение придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности [10].
Все что приобрел ребенок в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поскольку главным институтом воспитания является и остается традиционно семья. Значимость семьи обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни ребёнок находится в ней, и ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй по продолжительности своего воздействия на личность. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Родители желающие воспитать творческого человека, с раннего детства должны включать ребенка к разнообразным видам творческой деятельности. Замечая определенные потребности и задатки в какой-либо деятельности ребенка, семья в данном занятии должна стимулировать его активность.
Родители, подмечая сложившиеся увлечения своего ребёнка, желая дальнейшего их развития, содействуют его становлению и формированию. Главным примером для своих детей всегда были и остаются родители, их увлечения, интересы, кругозоры, зачастую переходят детям. Детям необходимо видеть, поддержку, уважают увлечения и стремления, радуются успехам в детских начинаниях. Необходимо всегда подходить к ребенку с оптимистической гипотезой, закладывать в него лишь хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам. Семье необходимо помочь детям в свободе выбора, считает современная педагогика.
Специалисты по работе с одарёнными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И в этом заслуга семейной атмосферы, и в системе семейных ценностей.
В любой семье может родиться ребёнок с богатыми интеллектуальными задатками, если родители обладают полноценным здоровьем, независимо от их культурного уровня. А вот то, в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформированы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов [3].
Роль атмосферы в семье все же является решающим, несмотря на значительный вес и роль наследственных данных ребенка, или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одарённости ребёнка. Даже неблагоприятные условия (недостаточная материальная обеспеченность, плохой быт, неполная семья и т.д.) оказываются, безразличны для развития способностей.
Особенно важно для становления личности одарённого ребёнка, это повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одарённых детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это фактор является благоприятным обстоятельством, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребёнка.
Родители одарённых детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребёнка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых ме^ду ними появляются устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребёнка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях ме^ду родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но и негативные черты.
Целью нашего исследования является, выявление особенностей воздействия семьи на выявление, развитие и воспитание одаренного ребенка младшего школьного возраста в республике Дагестан.
Новизна исследования заключается в том, что впервые на территории республики Дагестан исследуется роль семьи в выявлении и развитии одаренности детей младшего школьного возраста, впервые выявлен ряд факторов родительского отношения, оказывающих воздействия на выявление и развитие, а также воспитания одаренного ребенка.
Семьи обследованных нами одарённых детей в Республики Дагестан, очень отличались ме^ду собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребёнка (вплоть до игнорирования высоких способностей). Однако их объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов от ребёнка.
Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается роль родителей, поскольку родители - важнейший элемент в системе воспитания одарённости у детей. Сила у родителей не столько в том, что они дают ребёнку еще до рождения (гены), сколько в том, что они способны ему дать после рождения.
Мы видим, что при всех различиях в существующих взглядах неоспоримым является следующее положение: биологические задатки составляют обязательное условие развития умственной одарённости, однако столь же необходима благоприятная культурно-воспитательная среда.
Роль особо благоприятной культурно-воспитательной среды в генезисе высокой умственной одарённости не может быть выявлена путем одной лишь фиксации социального статуса и образовательного уровня родителей ребёнка. Необходимо, помимо этого, обратиться к анализу самих проявлений умственной одарённости. Такие черты как, неуемная любознательность, постоянное стремление загружать себя все новыми и новыми умственными задачами, необычайное пристрастие к чтению, говорят о том, что разнообразная умственная активность самого ребёнка выступает как важнейшее условие генезиса его одарённости. Однако это условие может быть реализовано, прежде всего в семье, где ребёнок постоянно видит читающих, пишущих, обсуждающих прочитанное или написанное взрослых и где его собственные умственные усилия всегда поощряются, находят заинтересованного рецензента, советчика.
Мы обследовали 50 выявленных нами одаренных детей младшего школьного возраста, в республике Дагестан города Махачкала г. Буйнакска, с. Гу-ниб. Наряду с выяснением условий и характера семейного воспитания исследование выяснялся и социальный статус, образовательный уровень родителей, количество детей в семье, национальность и какое место в числовом ряду ребёнок занимает. Все 50 детей были из благополучных полных семей, а также 44 родителя имели высшее образование, а 6 из них имели среднее специальное образование. Большинство наших испытуемых, имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей. Мы пришли к выводу, что решающее значение в развитии одарённости ребёнка имеет -образовательный уровень родителей, а также и социальный статус семьи, поскольку большее количество детей из материально благополучных семей. Благосостояние семье позволяет максимально расширять потенциал ребенка. Дети имеют возможность заниматься изобразительной деятельностью, конструированием, логическими играми и другими учебными делами используя различные ресурсы. Богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.
Полученные данные подтверждают гипотезу, что, несмотря на значительную роль и вес наследственных данных ребёнка, а так же влияние целенаправленного обучения и воспитания, на выявление и развитие одаренности младшего школьного возраста влияют особенности семейного воспитания республики Дагестан.
В умственной деятельности наших испытуемых был выявлен ряд таких регулятивных навыков, которые, с одной стороны, в решающей степени способствуют ее эффективности, а с другой - могут возникнуть лишь в результате подражания родителям. К этим характерным для деятельности интеллектуалов навыкам присовокупляется ряд столь же специфических
видов излюбленных занятий, таких, как печатание на компьютере, составление и чтение рассказов, литературно-художественное творчество и т.д. Все это качества, которыми не владеет не только подавляющее большинство школьников, но и многие люди с высшим образованием.
Вместе с тем представленные данные заставляют несколько по-иному взглянуть на саму сущность умственной одарённости. Она предстает перед нами как явление тотального превосходства в умственной сфере. Мы имеем в виду как количественную характеристику (опережение в отношении возрастных норм умственного развития), так и качественный его аспект, т.е. как развитие, гораздо более богатое в содержательном отношении. При этом обе стороны дополняют и обусловливают друг друга.
Следовательно, по мере взросления одарённый ребёнок как бы оказывается в новой для него культурно-воспитательной среде, в условиях которой сохранить свой статус превосходства он может только при опережающем появлении у него дальнейших новообразований.
В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Необходимо бережно относиться к одаренности детей, для развития духовных, интеллектуальных способностей человека. Родители, не имеющие, никаких интересов вряд ли смогут воспитать одаренного ребенка, и вряд ли раскроют все возможности его дарования. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М., 1984.
2. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. -СПб., 1975.
3. Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одарённости // Вопросы психологии. - 1990. - № 4.
4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости // Вопр. психол. - 1988. - № 4. - С. 98-107.
5. Лейтес Н. С. Способности и одарённость в детские годы. - М., 1984.
6. Матюшкин A.M., Сиск Д. Одарённые и талантливые дети // Вопр. психол. - 1988. - № 4. - С. 88-98.
7. Никольская А.А. О психологических воззрениях П.П. Блонского // Вопр. психол. - 1974. - № 3. - С. 3-20.
8. Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики // Педагог. сб. -1889. - № 1, 3, 4.
9. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.