УДК 376.5 ББК Ч 31.3
Елена Юрьевна Ольховская,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: art-koltsova@yandex.ru
Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого ребёнка
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания. Автор рассматривает одарённость как общее родовое понятие, которое может быть достаточно полно охарактеризовано только с позиций раскрытия своеобразия развития каждого одарённого ребёнка. Статья посвящена проблеме детской одарённости как целостного явления. Автор раскрывает психофизиологические и социально-культурные основы развития одаренности, рассматривает различные подходы к пониманию сущности одаренности с позиций соотношения биологического и социального в одарённом ребёнке. В статье показана проблема создания педагогических условий с учётом всей совокупности внутренних и внешних факторов для наиболее полной реализации способностей одарённого ребёнка. Также обосновывается характер соотношения развития личности и одарённости в зависимости от особенностей возраста, конкретных жизненных условий (среды), деятельности ребёнка, влияния значимых взрослых и социальных институтов.
Ключевые слова: детская одарённость, отраженная субъектность, предикторы развития одарённых детей, индивидуальные различия, воспитание одарённого ребёнка, элита.
Elena Yurievna Olkhovskaya,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: art-koltsova@yandex.ru
General Characteristic of the Role of Natural
and Social-cultural Factors Influence on a Gifted Child’s Development
The present period in the development of pedagogy and psychology is characterized by searching for a definition of the child’s giftedness nature and related problems of education. The author considers giftedness as a general generic concept that can be adequately described only from a perspective of developmental features of each gifted child. The article is devoted to the problem of child’s giftedness as an integral phenomenon. The author explores psycho-physiological and social-cultural foundations of giftedness development and examines different approaches to the understanding of giftedness nature from the viewpoint of biological and social correlation in the gifted child. The article concentrates on the problem of pedagogical conditions creation concerning the whole range of internal and external factors that are important for the fullest realization of the gifted child’s abilities. It concerns with the nature of relations between the person’s development and giftedness depending on age features, certain living conditions (environment), the child’s activity, the influence of significant adults and social institutions.
Keywords: child’s giftedness, reflected subjectivity, predictors of gifted children’s development, individual differences, gifted child’s upbringing, elite.
© Е. Ю. Ольховская, 2012
57
В настоящее время особую актуальность и востребованность приобрела проблема одарённости. На протяжении многовековой эволюции системы образования существовала проблема выявления особенностей развития, обучения и воспитания детей, обладающих высокими способностями, поскольку именно такие дети составляли впоследствии элиту общества, занимали ключевые позиции в различных сферах деятельности. В современной ситуации обострённого интереса к проблеме роли элиты в социокультурном развитии должно быть актуализировано решение задачи воспитания элиты, ответственной перед народом. В связи с этим данную социальную группу необходимо формировать из одарённых людей, способных своими инновационными идеями преобразовывать культуру -обретать свою идеальную представленность в других (персонализироваться в них) и изменять их бытие.
Современная образовательная политика придаёт большое значение дальнейшей разработке и внедрению проблемы развития детской одарённости и подготовки интеллектуальной элиты, ответственной перед народом, из одарённых детей и подростков. Реализация обозначенной проблемы в большей мере связана с решением задач выявления одарённых детей и создания условий для их образования, воспитания и развития с учётом специфики высокоспособного ребёнка.
В целом ряде правительственных решений обращается внимание на необходимость создания особого образовательного пространства для детей данной категории. В связи с этим перед педагогикой встаёт задача обоснования особенностей содержания методологии, теории и практики работы с детьми, уровень которых превосходит норму.
В основу методологии работы с одарёнными детьми должны быть положены идеалы природосообразного воспитания. Изложение его понимания предполагает, с одной стороны, построение педагогического процесса с учётом особенностей природы детства; с другой — учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Но кроме категории общего и единичного есть ещё и категория особенного, показывающая отличие одного изучаемого явления от другого. Одарённые дети по своей природе отличаются особыми
характеристиками, которые их выделяют среди других детей. Для современного этапа развития педагогики и психологии свойственен поиск определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания: более сложных игровых интересов, чем у остальных детей; нежелание подчиняться стандарту; несклонности к конформизму; погружённости в философские проблемы; нетерпимости к ощущению собственной неудовлетворенности; стремление к совершенству; сверхчувствительность; нереалистичность ценностей; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием и многим другим.
Одаренность как общее родовое понятие может быть достаточно полно охарактеризована только с позиций раскрытия своеобразия развития каждого одарённого ребёнка. Так как именно специфичность развития индивидуума является одним из наиболее ярких показателей детской одаренности. В науке существуют самые разнообразные подходы к характеристике понятия «индивидуальность». Вслед за В. М. Русаловым
Э. А. Голубева предлагает выделять в понимании данного феномена два ведущих и взаимосвязанных между собой компонента — организм и личность. Положение о единстве в человеке природного и социального предполагает комплексное изучение особенностей развития одарённого ребёнка на биологическом, психологическом и социальнокультурном уровне.
Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) являются условиями, обеспечивающими возможность развития психики. Индивидуальные различия в природных предпосылках и являются основой становления одаренности. Но при этом важно отметить, что не все системы организма имеют равное значение для полноценного становления способностей. Наиболее важная роль здесь принадлежит психофизиологическому созреванию - процессу, определяющему последовательность возрастных изменений. Предполагается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза (развития индивида) есть и своя типология индивидуального развития, одним из частных проявлений которой служит сохранение рангового места индивида в группе ровесников. Психофизиологические
характеристики, не только определяющие уровень развития ребёнка, но и прогнозирующие его, называются предикторами развития. Предикторами развития одарённых детей можно назвать как объективные показатели работы организма, говорящие о наличии у них способностей к какой-либо деятельности, так и среду одарённого.
Индивидуальность проявляется как в темпах созревания, так и в качестве морфологических и функциональных изменений. Задатки человека, на основе которых развиваются способности и созревают склонности, носят врождённый характер. Но сразу после рождения на их базе начинают формироваться мозговые механизмы различных способностей, которые являются неразделимым сплавом врождённого и приобретённого. Хотя набор задатков у всех физически здоровых новорожденных одинаков, степень и качество отдельных задатков могут быть различны не только межиндивидуально, но и внутрииндивидуально. В настоящее время проблема влияния биологических факторов на развитие одарённости изучена ещё недостаточно. В области этих исследований можно выделить два направления. Первое занимается исследованием конкретных биологических оснований, которые рассматриваются как благоприятные условия становления одарённости. Второе изучает различия в природных особенностях между высокоодарёнными и обычными людьми для выявления биологических источников одаренности. Каждый из подходов имеет свои недостатки. В первом за пределами остаётся анализ одарённости как целостного явления, которое может иметь не только природный источник. Во втором -диагностическая фиксация различий, которая не всегда способствует выявлению подлинных причин одарённости. В связи с этим эти подходы целесообразнее рассматривать как взаимодополняющие друг друга.
Изучение особенностей психологического развития одарённых детей ставит своей целью выявление биологических основ становления устойчивых психологических механизмов, свойственных человеку высоких способностей. Такой подход предполагает сочетание дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Дифференциальная психология разработала из-
мерительный способ изучения общих и специальных способностей. Дифференциальная психофизиология изучила биологическую и социальную природу индивидуальных различий и одарённости, используя измерительный и типологический подход, что дало возможность рассматривать получаемые результаты не только на физиологическом, но и психологическом уровне. Соотнесение концепции И. П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий (Э. А. Голубева) позволило охарактеризовать людей с преобладанием левого полушария как «мыслителей», правого - «художников». Большой вклад в изучение интеллекта внесли исследования В. М. Русалова, высказавшего гипотезу о необходимости рассматривать способности на трёх уровнях: 1) биологическом; 2) темпераменте, характеризуемом им как задатки общих способностей, интенсивность влияния на интеллект которых зависит от возраста и социализации; 3) самих общих способностей.
В науке существует утверждение (А. Р. Лурия, В. Д. Небылицын), что индивидуальные различия в способностях к переработке информации зависят от особенностей регуляторной системы мозга. Психофизиологическое направление рассмотрело взаимосвязь между типологическими показателями свойств нервной системы (силы, слабости и активированности), познавательными и коммуникабельными способностями (вербальности-невербальности). Было выделено два типа познавательных способностей: с преобладанием 1-й сигнальной системы (образного мышления), 2-й сигнальной системы (логического мышления). Большая роль в типологическом подходе уделяется эмоциям как основным организующим и контролирующим силам сознания и самосознания, обеспечивающим более быстрое переключение мышления при изменении ситуации.
В развитии индивидуально-психологических различий человека, в том числе и умственных способностей, большую роль играет не только наследственность, но и среда, которую, как правило, наследует ребёнок. Выделяют два типа соотношений генотипа и среды:
1) пассивный - его влияние на ребёнка может быть как отрицательным, так и поло-
жительным (положительное - среда соответствует способностям ребёнка; отрицательное - среда не соответствует способностям ребёнка; реактивное - родители, имеющие иные способности и склонности, чем у их детей, создают среду, соответствующую способностям ребёнка);
2) активный - ребёнок сам ищет среду, соответствующую его способностям.
В истории педагогики и психологии одарённости наряду с теориями, доказывающими ведущую роль наследственности в развитии высоких способностей, существуют и теории, неправомерно абсолютизирующие возможности воспитания (социальнокультурных факторов). Однако недооценива-ние роли социально-культурных факторов в развитии одарённости ребёнка являлось бы глубочайшей ошибкой. Принцип «родника» (утверждение, что подлинный талант, подобно роднику, всегда пробьётся на поверхность), особенно может оказаться губительным, когда речь идёт о становлении детских способностей и склонностей. По данным некоторых исследований, умственные способности к переработке информации формируются у ребёнка до 4 лет на 50 % и к 8 годам - 80 %. А в указанном возрасте ребёнок большую часть времени проводит с родителями, которые, как правило, осуществляют воспитание больше полагаясь на здравый смысл и ограниченный индивидуальный опыт; поэтому неудивителен тот факт, что к моменту завершения образования человек использует только 10-15 % своего мозгового потенциала.
Современная система умственного воспитания особенно дошкольников складывалась в течение многих лет стихийно, без глубокого знания познавательных возможностей. Более того, изменения в системе образования, даже её реформирование, не всегда проходило на достойной научной основе, что часто приводило к несоответствию системы образования потребностям и запросам детей, особенно тех, умственное развитие которых не совпадало с нормой (средним уровнем).
Одарённость как бы произрастает на почве природных предпосылок (индивидуальных и возрастных особенностях ребёнка) и развивается в рамках зарождающейся личности. Психологическое развитие ребёнка, подростка, юноши есть в то же время процесс
воспитания личности. Характер соотношения развития личности и одаренности зависит от особенностей возраста, конкретных жизненных условий (среды), деятельности ребёнка, влияния значимых взрослых и социальных институтов. Пробуждающаяся одарённость может воздействовать на становление личности, развитие её качеств (любознательность, настойчивость, трудолюбие и т. д.).
Наиболее существенным в понимании личности является её характеристика как субъекта деятельности и персоны, влияющей на жизнь окружающих (отраженной субъект-ности). Определяющим качеством личности является активность в выборе ценностной культуры, выражающаяся в наличии своей авторской позиции. При этом важно учитывать, что специфическая способность психики к приспособлению (пластичность нервной системы) имеет кроме положительной и негативную функцию (возможность манипулирования сознанием людей, понижением их активности). Излишний конформизм ведёт к потере человеком себя как субъекта культуры, а также к пониженной ответственности за свои действия. А принижение субъектного в человеке, распространение одномыслия особенно губительно для развития способностей и духовности одарённого ребёнка, так как одарённость человека раскрывается в проявлении индивидуального своеобразия и экологической ответственности за своё поведение.
Искусство воспитания состоит в постоянном балансировании внешних условий в соответствии с внутренними возможностями ребёнка. Как природные, так и социальнокультурные факторы лимитируют возможности развития индивида. Задатки как бы изнутри ставят предел возможностям развития человека даже при самых благоприятных условиях (не все люди, получившие блестящее образование, талантливы). Социальнокультурные факторы, в свою очередь, определяют степень реализации задатков, так как каждое последующее достижение в культуре базируется на предыдущем.
Воспитательный процесс для одарённых детей должен создавать условия для становления духовного человека и развития творческого подхода к процессу присвоения культуры. В связи с этим степень педагогического руководства детьми разных способ-
ностей должна быть различной. Для детей с богатыми природными задатками, которые могут развиваться, не требуя жёсткого стимулирующего влияния, значима возможность заниматься привлекательной деятельностью, доступ к информации и воспитание у них духовной ответственности за новаторские продукты деятельности. Тем, кто обладает меньшими интеллектуальными способностями, нужна мотивирующая и тренировочная среда, а также развитие готовности внедрять творческие идеи в культуру. То есть, свойства индивида, приобретаемые в процессе развития, не определяются однозначно внешними или внутренними факторами, а являются ре-
зультатом взаимодействия внешнего и внутреннего, результатом деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого. В силу своих особенностей одарённый ребёнок значительно ранее начинает осмысливать различные жизненные и научные проблемы с философских позиций и на основе этого вырабатывать свою собственную активность, определяться в ценностных позициях. Отсутствие образовательной среды, поддерживающей становление альтруистической направленности, духовности личности губительно как для развития одаренности, талантливости человека, так и для его социального окружения.
Список литературы
1. Одарённые дети / под ред. Т. В. Бурлинской и В. С. Слуцкого. М., 1991.
376 с.
2. Павлов И. П. Мозг и психика. Воронеж, 1996. 272 с.
3. Проблема способностей / под ред. В. Н. Мясищева. Л., 1962.
4. Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.
М., 1996. 409 с.
5. Способности и склонности. Комплексное исследование / под ред.
Э. А. Голубевой. М., 1989. 200 с.
6. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. М., 2000.
Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.