1.4. РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Волченко Анастасия Владимировна, соискатель кафедры конституционного и муниципального права НИУ «БелГУ» г. Белгород
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье представлено обобщение опыта защиты Уполномоченным по правам человека граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, а также обоснованы некоторые способы совершенствования этого правозащитного направления.
Ключевые слова: граждане, защита, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, жалоба, доклад, сотрудничество
THE ROLE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE PROTECTION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SERVICE BEYOND
Volchenko Anastasia Vladimirovna, applicant and the Department of Constitutional Municipal Law NIU «BSU» Belgorod
Annotation: The article presents a synthesis of experience protecting the Human Rights Commissioner of Russian citizens who are abroad, as well as justified some of the ways of improving the human rights areas.
Keywords: citizens, protection of, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the complaint report, report, the interaction
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в обязанности Уполномоченного входят1:
- защита прав и свобод граждан России внутри страны и за рубежом, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) на территории России;
- совершенствование процедур и механизмов защиты прав человека на основе изучения передового международного опыта.
По традиции указанные направления работы Уполномоченного по правам человека принято относить к его международной деятельности, хотя, подобное определение носит во многом условный характер2.
В целях выявления роли Уполномоченного по правам человека в защите граждан Российской Федера-
1 Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997, 4 марта.
2 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2009 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // Российская газета. - 2009,
17 апреля.
ции, находящихся за ее пределами, нами были проанализированы его ежегодные доклады в период с 2000 г. по 2010 гг. Результаты показали, что в двух из них раздела/рубрики, которые были бы посвящены заявленной проблеме вообще не имеется (2001 г.3, 2003 г.4, 2010 г.5). В целом же в контексте данного вопроса российским омбудсменом в своих докладах раскрыты такие рубрики как: «защита прав граждан России за рубежом» (2009 г.6, 2006 г.7, 2005 г.8), «права российских граждан за границей» (2004 г.9); «международная деятельность» (2008 г., 2007 г.10, 2002 г.11). В докладе за 2000 г. обособлена тематика «Беженцы и вынужденные переселенцы. Лица, ищущие убежище на территории Российской Федерации. Соотечественники» 2 Однако, ее содержание напрямую не касается защиты российских граждан, находящихся за границей. Применительно к нашему исследованию в указанном докладе может быть полезна только информация о соотечественниках. Уполномоченным по правам человека был положительно оценен принятый Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»13, а также рекомендовано:
- выработать протекционистскую политику в отношении организаций соотечественников за рубежом для развития экономических и культурных связей с Россией;
- повысить роль российских общественных организаций, осуществляющих контакты с соотечественниками;
- обеспечить поддержку, в том числе из бюджета, наиболее крупных и популярных изданий соотечественников в странах Балтии и СНГ.
При этом российский омбудсмен особое внимание обратил на потенциал положения Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995
3 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году» // Российская газета. - 2002, 22, 25 июня;
18 июля.
4 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» // Российская газета. - 2004, 28, 29 июля.
5 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. // www.ombudsman.gov.ru
6 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010, 28 мая.
7 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год» // Российская газета. - 2007, 13 апреля.
8 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год» // Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.
9 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 // Российская газета. - 2005, 31 марта.
10 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12 февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008,
14 марта.
— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году» // Российская газета. -2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 июля; 7 августа 2003.
— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году» // Российская газета. - 2001, 16 мая; 27 июня; 21, 24 июля; 10 августа.
— Федеральный закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Российская газета. - 1999, 1 июня.
Волченко А. В. ЗАЩИТА ГРАЖДАН РФ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
г.14, а также двусторонних соглашений Российской Федерации с рядом государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Полагаем, предложения высказанные Уполномоченным по правам человека, в части рекомендаций, являются праксеологическими и актуальны современным правозащитным вызовам.
Уточним, что российский омбудсмен в своей деятельности исходит из того, что обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан России за рубежом возложено на дипломатические и консульские учреждения МИД России. На практике это означает, что поступающие к Уполномоченному по правам человека жалобы граждан России, временно или постоянно пребывающих за пределами нашей страны, обычно направляются им по принадлежности в МИД России с соответствующими комментариями и рекомендациями. Жалобы этой категории граждан ставятся Уполномоченным на контроль, объектом которого являются действия, предпринимаемые заграничными учреждениями или подразделениями центрального аппарата МИД России для разрешения ситуации по существу15.
Главная проблема, с которой сталкивается российский омбудсмен на заявленном участке работы, состоит в том, что вдобавок к российскому гражданству его корреспонденты зачастую имеют и гражданство страны проживания. При отсутствии между Россией и страной их проживания соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства все лица этой категории в соответствии с международными нормами рассматриваются последней как исключительно ее граждане без учета их принадлежности к российскому гражданству. В таких случаях правовых оснований для выступления в защиту российских граждан, проживающих или временно пребывающих в стране второго гражданства, у России не имеется. Однако, с точки зрения ее членства в современном международном сообществе имеются основания апеллировать к справедливости и гуманизму.
В качестве примера такого конструктивного и эффективного взаимодействия России с государством-партнером в целях обеспечения прав и интересов своих граждан является решение вопроса, возникшего в связи со сносом старого кладбища в столице Азербайджана г. Баку.
В 2009 г. к федеральному Уполномоченному обратился гражданин России К., ранее проживавший в г. Баку. Заявитель указывал на невозможность перезахоронения своих родственников, покоившихся на этом кладбище. Уполномоченный направил запрос в МИД России и выяснилось, что с конца 2007 г. посольство России в Азербайджане во взаимодействии с Координационным советом организаций российских соотечественников отслеживало обстановку, настойчиво привлекало внимание местных властей к фактам нарушения прав граждан России, чьи родственники были захоронены на намеченном к сносу старом кладбище в Наримановском районе г. Баку.
— Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Заключена в г. Минске 26.05.1995 г.) // Российская газета. - 1995, 23 июня.
— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12 февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008, 14 марта.
В последствии при содействии российского посольства коллективные обращения соотечественников были направлены Президенту Азербайджана и в Правительство. К решению вопроса о переносе могил была привлечена общественность республики, представители различных ее конфессий. В результате предпринятых усилий перезахоронение - в случаях, когда у умерших не осталось родственников в Азербайджане,
- было произведено за государственный счет16.
Однако имеются и противоположные примеры, один из них связан с нарушениями имущественных прав граждан России, постоянно проживавших в Республике Абхазия. Так, жилье этих граждан, покинувших Абхазию, стали признавать бесхозяйным и передавать в собственность другим владельцам. Жалобы по этому поводу поступали и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Заявители сообщали, в частности, о Постановлении Народного собрания Республики Абхазия от 15 мая 2006 г, предписывающем всем судам Республики «отказывать в принятии исков о спорах, вытекающих из права собственности на жилые помещения, ранее принадлежавшие гражданам, покинувшим территорию Республики Абхазия, а находящиеся в производстве гражданские дела по таким искам, равно как и исполнение по уже принятым решениям - приостановить». Вплоть до осени 2008 г. помочь заявителям не представлялось возможным: официальных каналов взаимодействия с непризнанным государством у России не было, а обращения к властям Грузии не имели практического смысла.
С конца 2008 г. предпринятые по линии МИД России усилия для решения вопроса оказались безрезультатны. В связи с этим Уполномоченный по правам человека обратился в Правительство Российской Федерации с предложением о том, чтобы в качестве последнего средства воздействия на суверенные власти Абхазии рассмотреть вопрос о целевом направлении части средств, выделяемых ей из российского бюджета в виде помощи, на выплату компенсаций указанной категории граждан. Отрицательный ответ на это предложение пришел из Минфина России. Из ответа следовало, что предоставляемая Россией финансовая помощь Республике Абхазия не предназначена для компенсации потерь, понесенных гражданами России от действий Республики Абхазия17.
Особо следует сказать о том, что Уполномоченный по правам человека не располагает никакими законными средствами защиты прав российских граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории так называемых «самопровозглашенных государств». Большинство жителей этих территорий приобрели российское гражданство, что является основанием для обязанности России по защите их прав. Выполнить же эту обязанность затруднительно как в рамках международного права, так и на основе российского законодательства. В силу отмеченных причин неоднократные попытки Уполномоченного по правам человека добиться восстановления прав российских граждан, проживающих или пребывающих,
— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010, 28 мая.
17 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010, 28 мая.
например, в Южной Осетии, по их обращениям, как правило, заканчиваются неудачей.
Вместе с тем, имеется положительный опыт подписания российским омбудсменом соглашения о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике (2007 г.). При этом Уполномоченный по правам человека в России не касался политической проблемы международного признания республики и руководствовался исключительно соображениями практического взаимодействия с учетом объективно неполитической природы правозащитной проблематики18.
Отдельно необходимо отметить поступающие к Уполномоченному по правам человека обращения российских граждан в связи с незаконным, по их мнению, привлечением к уголовной ответственности органами иностранного государства; просьбы о направлении ходатайства о помиловании российского гражданина компетентному органу иностранного государства, о переводе российского гражданина для дальнейшего отбывания наказания в исправительных учреждениях Российской Федерации.
Так, в ноябре 1999 г. в г. Усть-Каменогорске правоохранительными органами Казахстана по обвинению в попытке «насильственного захвата власти» была задержана группа российских граждан. В июне 2000 г. все они были приговорены к длительным срокам лишения свободы.
Все последующие годы российской стороной при активном участии Уполномоченного по правам человека предпринимались безуспешные попытки добиться перевода осужденных для отбывания оставшейся части наказания из Казахстана в Российскую Федерацию. Причина в том, что между Россией и Казахстаном отсутствует двусторонний договор о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания, а Россия к тому же не ратифицировала Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания, принятую в 1998 г. государствами СНГ19.
Ценой немалых усилий на политическом уровне в ноябре 2003 г. удалось добиться сокращения сроков отбывания наказания для многих членов «устькамено-горской группы». В конце 2007 г. истек срок отбывания наказания последним участником группы. Во избежание подобных ситуаций российским омбудсменом предложено заключение двусторонних договоров о передаче осужденных в страну их гражданства со всеми странами СНГ20.
Таким образом, отметим, что не вполне удовлетворительно решаются вопросы передачи в Россию для отбывания наказания лиц, приговоренных за рубежом к лишению свободы по ряду причин: отсутствует соответствующее межгосударственное соглашение (например, у России и Узбекистана, Казахстана и др.); требуется возмещение причиненного ущерба от осуж-
— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12 февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008,
14 марта.
— Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для
дальнейшего отбывания наказания (Заключена в г. Москве
06.03.1998 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1998. - № 1. -
С. 47-53.
20 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12
февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008,
14 марта.
денного россиянина (например, по законодательству Объединенных Арабских Эмиратов); затруднено подтверждение принадлежности к гражданству Российской Федерации. Сложсти возникают и при обращении к Уполномоченному по правам человека лиц, имеющих наряду с российским еще и гражданство страны пребывания.
Так, отечественное законодательство не содержит запрета на приобретение гражданами Российской Федерации гражданства других стран. Проблема, однако, в том, что при отсутствии специального соглашения о двойном гражданстве носитель двух гражданств -России и конкретного государства - на территории этого государства не может рассчитывать на защиту своих прав и покровительство со стороны России. А на территории России - на защиту своих прав со стороны государства, гражданство которого приобрел в дополнение к российскому. С учетом этого важного обстоятельства мандат Уполномоченного по правам человека не распространяется, например, на носителей российского и израильского гражданства, пребывающих на территории Израиля. В тех случаях, которые Уполномоченный по правам человека в силу разных причин склонен рассматривать как исключительные, он готов использовать авторитет своего института для прямого обращения к органам государственной власти другого государства в поисках справедливости, гуманизма или снисхождения для конкретных лиц, имеющих гражданство Российской Федерации21.
В поле зрения Уполномоченного по правам человека все чаще оказываются конфликты, между гражданами России, состоявшими ранее в браке с гражданами других государств. Эти спорные ситуации связаны с их совместными детьми.
Полной статистики разрешения конфликтов этой категории не имеется, но, с позиции российского омбудсмена, общее впечатление таково, что иностранные суды во многих случаях принимают решения не в пользу граждан России. Причем, как правило, со ссылкой на то, что наша страна до сих пор не присоединилась к Конвенции ООН о гражданских аспектах международного похищения детей, принятой в Гааге 25 октября 1980 г.22 Изучив текст Конвенции, федеральный Уполномоченный нашел ее декларативной и, как следствие, не вполне функциональной, но не противоречащей российскому законодательству, в связи с этим, по его мнению, целесообразно присоединение России к указанному международному акту. В том числе и потому, что такой шаг лишил бы возможности ссылаться на неучастие России в ней для обоснования решений, принимаемых иностранными судами не в пользу граждан России23.
В целом обращения российских граждан, проживающих на постсоветском пространстве, чаще всего связаны с нерешенными социально-экономическими проблемами, такими, как невозможность получения выплат по трудовым увечьям или погашения задолжен-
21 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2009 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // Российская газета. - 2009, 17 апреля.
22 Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей (Заключена в г. Гааге 25.10.1980 г.) // Международное частное право. Сборник документов. - М.: БЕК, 1997. - С. 704712.
23 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010, 28 мая.
Волченко А. В. ЗАЩИТА ГРАЖДАН РФ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
ности по заработной плате со стороны обанкротившихся государственных предприятий этих стран, компенсации по вкладам, хранившимся в отделениях Сбербанка СССР бывших советских республик24.
Особое внимание следует обратить на то, что уже не первый год на контроле у Уполномоченного по правам человека находится вопрос о соблюдении прав российских моряков торгового флота. Эта проблема связана с тем, что российско-греческое межправительственное Соглашение о торговом судоходстве содержит норму, не позволяющую морякам-гражданам одной из сторон обращаться в суды другой стороны с исками к судовладельцу без согласия своего консульского учреждения. Минтранс России давал устные заверения в том, что для защиты прав российских моряков он совместно с МИД России разработают соответствующую инструкцию. Со своей стороны Уполномоченный по правам человека считает регулирование вопроса субъективных прав путем принятия ведомственных инструкций принципиально неприемлемым.
По вопросам нарушений прав российских граждан за рубежом Уполномоченный обращается компетентные публичные органы. В целом Уполномоченный по правам человека позитивно отмечает подобное взаимодействие, однако в отдельных случаях он обращает внимание на случаи волокиты и формализма.
Так, еще в 2005 г. гражданин Российской Федерации Ш. жаловался на нарушение его гражданских прав сотрудниками Генерального консульства Российской Федерации в Бонне.
После вмешательства Уполномоченного по правам человека Консульский департамент МИД России в январе 2006 г. сообщил о том, что Генконсульству России в Бонне даны указания о выдаче Ш. российского паспорта. Несмотря на эти заверения, по состоянию на конец 2006 г. паспорт Ш. выдан не был.
Руководствуясь пожеланиями постоянно проживающих за границей граждан России, Уполномоченный по правам человека неоднократно ставил вопрос о выдаче им «паспортов граждан Российской Федерации» по месту жительства перед МИД и МВД России. К сожалению, должного понимания со стороны этих ведомств пока не найдено. Уполномоченный считает необходимым продолжить рассмотрение изложенного вопроса с целью выработки политически верного и справедливого решения25.
Немалая часть поступающих обращений содержит просьбы разъяснить порядок и процедуру подачи заявлений в Европейский Суд по правам человека, другие международные органы, а также выслать тексты решений по тем или иным «российским делам». С одной стороны, это свидетельствует о повышении правовой культуры россиян, с другой - о все еще ограниченном доступе граждан, в особенности тех, кто проживает в отдаленных регионах России или находится в местах лишения свободы, к правовой и правозащитной информации26.
Исходя из осуществленного анализа, отечественного законодательства, а также ежегодных докладов Упол-
24 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год» // Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.
25 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год» // Российская газета. - 2007, 13 апреля.
26 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год» // Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.
номоченного по правам человека на предмет его участия в защите российских граждан, находящихся за рубежом, необходимо отметить следующее:
- востребованность данного правозащитного института у граждан;
- необходимость обязательного включения и обособления в отдельной рубрике ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека информации, связанной исключительно с правами рассматриваемой категории граждан, так как включение ее «Международное сотрудничество», в полной мере не позволяет отграничить действия российского омбудсмена в обозначенных направлениях;
- в связи с возросшим количеством обращений граждан Российской Федерации, состоящих в браке с иностранцами и проживающими за границей на нарушение их родительских прав, считаем целесообразной подготовку специализированного доклада Уполномоченного на данную тему. Указанные проблемные вопросы в настоящее время приобретают все более массовый характер и одним из направлений их решения, представляется, может стать аналитический доклад Уполномоченного с указанием состояния российской законодательной базы, эффективности деятельности в этом отечественных публичных органов и институтов гражданского общества;
- использование всего комплекса полномочий российского омбудсмена, полагаем, перспективно в сфере защиты заявленной группы граждан.
Список литературы:
1. Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997, 4 марта.
2. Федеральный закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Российская газета. - 1999, 1 июня.
3. Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей (Заключена в г. Гааге 25.10.1980 г.) // Международное частное право. Сборник документов. - М.: БЕК,
1997. - С. 704-712.
4. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Заключена в г. Москве 06.03.1998 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. -
1998. - № 1. - С. 47-53.
5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Заключена в г. Минске 26.05.1995 г.) // Российская газета. - 1995, 23 июня.
6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. // www.ombudsman.gov.ru
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010, 28 мая.
7. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2009 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // Российская газета. - 2009, 17 апреля.
8. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12 февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008, 14 марта.
9. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год» // Российская газета. - 2007, 13 апреля.
10. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2005 год» // Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.
11. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 // Российская газета. - 2005, 31 марта.
12. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» // Российская газета. - 2004, 28, 29 июля.
13. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году» // Российская газета. - 2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 июля; 7 августа 2003.
14. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году» // Российская газета. - 2002,
22, 25 июня; 18 июля.
15. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году» // Российская газета. - 2001, 16 мая; 27 июня; 21, 24 июля; 10 августа.
References:
I. The Federal Constitutional Law of the Russian Federation of February 26, 1997, № 1-FKZ «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. - 1997, MSrcThe Federal Law of May 24, 1999 № 99-FZ «On the State Policy of the Russian Federation towards Compatriots Abroad» // Rossiyskaya Gazeta. - 1999, June 1.
3. The Convention on the Civil Aspects of International Child Abduction (Over-the key in the city of The Hague 25.10.1980) // Private International Law. A collection of documents. - M.: Beck, 1997. - Р. 704-712.
4. The Convention on the Transfer of Sentenced to prison for further punishment (concluded in Moscow 06.03.1998, the) // Commonwealth. Information Bulletin of the Council of Heads of State and Council of CIS Heads of Government. - 1998. - № 1. - Р. 47-53.
5. CIS Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms (concluded in Minsk 26.05.1995) // Rossiyskaya Gazeta. - 1995, June
23.
6. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2010 // www.ombudsman.gov.ru
7. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation of February 17, 2010 «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2009» // Rossiyskaya Gazeta. - 2010, May 28.
8. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation of February 17, 2009 «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in 2008» // Rossiyskaya Gazeta. - 2009, April 17.
9. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation of February 12, 2008 «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2007» // Rossiyskaya Gazeta. - 2008, March 14.
10. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2006» // Rossiyskaya Gazeta. - 2007, April 13.
II. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2005» // Rossiyskaya Gazeta. - 2006, 15, 21, June 29.
12. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2004 // Rossiyskaya Gazeta. - 2005, March 31.
13. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation in 2003» // Rossiyskaya Gazeta. - 2004, 28, July 29.
14. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation OO Mironov, 2002» // Rossiyskaya Gazeta. - 2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 July and 7 August 2003.
15. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation in 2001» // Rossiyskaya Gazeta. - 2002, 22, June 25, July 18.
16. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian
Federation in 2000» // Rossiyskaya Gazeta. - 2001, May 16, June 27, 21, July 24, 10 August.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Роль Уполномоченного по правам человека в защите граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами», подготовленную соискателем кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета Волченко Анастасией Владимировной.
Согласно Конституции (ч. 2 ст. 62), Российская Федерация гарантирует своим гражданам покровительство и защиту за своими пределами. Этот важный постулат относится и к институту гражданства, и к вопросам обеспечения правового статуса лиц, и к отношениям между государствами. Подобное триединство не только актуализирует тематику, но и свидетельствует о ее комплексном характере. Соискатель А. В. Волченко выделила для разработки в рамках рецензируемой статьи роль Уполномоченного по правам человека в защите российских граждан, находящихся за границей. Актуальность и сложность темы поддерживают реальные сюжеты, в которых оказываются россияне за границей.
В рецензируемой работе А.В. Волченко осуществлен конституционно-отраслевой, формально-юридический, проблемно-практический анализ отношений, складывающихся в связи с защитой омбудсменом российских граждан, находящихся за пределами своей страны. Соискатель весьма скрупулезно проработала соответствующие договоры межгосударственного уровня, содержание ежегодных докладов российского омбудсмена.
Автор статьи пришла к обоснованным выводам, изложенным в ее заключении. Есть все основания согласиться с необходимостью обязательного включения и обособления в отдельной рубрике ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека информации, связанной исключительно с правами российских граждан, находящихся за границей. В связи с возросшим количеством обращений граждан Российской Федерации, состоящих в браке с иностранцами и проживающих за границей на нарушение их родительских прав, действительно, целесообразно подготовить специализированный доклад Уполномоченного на данную тему. Указанные проблемные вопросы в настоящее время приобретают все более массовый характер, и одним из направлений их решения мог бы стать аналитический доклад федерального Уполномоченного по правам человека с указанием состояния российской законодательной базы, эффективности деятельности в этом секторе отечественных публичных органов и институтов гражданского общества.
Вышеизложенное позволяет заключить, что заявленная и раскрытая соискателем проблема, касающаяся защиты федеральным омбудсменом российских граждан за границей, относится к актуальным. Представленная А.В. Волченко статья отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Профессор,
д.юн. М.В. Мархгейм