Научная статья УДК 330:378
doi 10.47576/2949-1894.2024.2.2.028
роль университетов в инновационном
развитии российского бизнеса
Иваев М. И.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Мкртчян М. С.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Фандикова И. В.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается роль университетов в инновационном развитии, в сфере программного обеспечения и компьютерных технологий, что привело к появлению доступных технологий и новых сфер применения информационных и коммуникационных технологий. Отмечается важность перехода России к экономике, основанной на знаниях, наукоемкому производству, высокотехнологичным и интенсивным инновациям, которые требуют трансформации системы высшего образования и формирования предпринимательских университетов. Проведен анализ основных проблем, связанных с цифровой трансформацией образования. Полученные данные могут быть использованы предпринимателями и студентами высших учебных заведений.
Ключевые слова: инновационные технологии; цифровизация; высшее профессиональное образование; инновации; роль университетов в развитии инноваций; финансирование науки; инновационный процесс; развитие высоких технологий, институт образования и науки.
Для цитирования: Иваев М. И., Мкртчян М. С., Фандикова И. В. Роль университетов в инновационном развитии российского бизнеса // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2024. - № 2. - С. 214-218. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.2.2.028.
Original article
the role of universities in innovative development of russian business
Ivaev M. I.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
Mkrtchyan M. S.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, milena [email protected]
Fandikova I. V.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the role of universities in innovative development in the field of software and computer technology, which has led to the emergence of accessible technologies and new areas of application of information and communication technologies. The relevance of the topic is conveyed by Russia's transition to a knowledge-based economy, knowledgeintensive production, high-tech and intensive innovation, which requires the transformation of the higher education system and the formation of entrepreneurial universities. An analysis of the main problems associated with the digital transformation of education was carried out. The data obtained can be used by entrepreneurs and for students of higher educational institutions.
Keywords: innovative technologies; digitalization; higher professional education; innovations; the role of universities in the development of innovations; financing of science; innovation process; development of high technologies; institute of education and science.
For citation: Ivaev M. I., Mkrtchyan M. S., Fandikova I. V. The role of universities in innovative development of russian business. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2024, no. 2, pp. 214-218. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.2.2.028.
В последние годы новые разработки, передовые технологии стали предметом пристального внимания и разработки исследователей, новаторов из-за экономического и социального давления, чему послужило быстрое внедрение цифровых инноваций практически во все сферы жизни.
Вопрос трансформации институтов высшего образования становится более актуальным в развитии взаимодействия с внешней средой, с бизнес-сообществом, в модернизации структуры университета в целях обеспечения ее динамичного развития и финансовой устойчивости. Те университеты, которым удалось пройти этот процесс трансформации наиболее эффективно, стали но-
выми полноправными членами общества знаний и получили в экономической литературе наименование предпринимательских университетов. Выполненный анализ и полученные результаты представляют интерес для предпринимателей и обучающихся высших учебных заведений.
Анализ научных исследований показывает, что проблеме внедрения цифровизации в процесс обучения уделяли внимание многие ученые: В. И. Загвязинский, С. Д. Поляков, В. М. Полонский, Н. Р. Юсуфбекова. А. В. Гар-цоев и др. [1].
Одна из причин низкой инновационной активности вузов - отсутствие типовых механизмов: алгоритмов, регламентов, мето-
68%
Рисунок 1 - Где именно респонденты проходили обучение
дик для организации их эффективной работы. Разработка таких механизмов позволит повысить эффективность работы вузов и достичь максимальной результативности участия вуза в инновационных процессах региональной экономики.
Цель работы - разработка механизма управления инновационной деятельностью вуза и рассмотрение модели «тройной спирали».
Роль учебных учреждений определяется развитием научных и инновационных структур, способных коммерциализировать идеи и разработки, степенью влияния учебного заведения на инновационную экономику региона и страны. Их деятельность и успех зависят от эффективного управления процессами взаимодействия науки и рынка.
Для разработки методики выбора приоритетных направлений модернизации и инновационного развития вуза необходимо
В 2021 г. компании обучали линейных сотрудников в первую очередь профессиональным компетенциям (72 % респондентов), собственным продуктам компании (60 %), базовым soft skills: эффективной коммуникации, продажам и переговорам, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту.
В 2022 г. сильных изменений по приоритетным темам не наблюдается: большинство компаний намерено продолжать обучение линейного персонала профессиональным навыкам. Тем не менее стоит отметить, что в связи с кризисной ситуацией на первый план вышли навыки, которые направлены на взаимодействие с клиентами, организацию собственной работы и развитие стрессоустойчи-вости.
Респонденты отметили, что будут обучать сотрудников навыкам продаж, способам
учитывать особенности элементов социально-экономической системы региона [2]:
1) стратегию государства - нормативные акты и методы государственной региональной политики;
2) функциональную специфику органов регионального управления, которые вырабатывают субъективные цели развития региона;
3) потребности регионального сообщества (социальной среды), как электората законодательных региональных органов и систему общественных организаций и неформальных движений;
4) наличие бизнес-организаций, лоббирующих свои интересы и создающих препятствия для объективного рассмотрения стратегических альтернатив развития;
5) потенциал научно-образовательной сферы, в которой появляются результаты интеллектуальной деятельности.
справиться со стрессом и освоению новых инструментов работы по всем направлениям.
С помощью разработанной инновационной стратегии выбираются приоритетные направления инновационного развития вуза, на основе которых выстраивается структура инновационной деятельности вуза и формируется механизм ее управления.
Модели «тройной спирали» - это концептуальная разработка, описывающая взаимодействие между тремя основными институтами современного общества: университетами, бизнесом и государством в процессе генерации, распространения и применения знаний и инноваций.
Основные положения модели «тройной спирали»:
1. В современной экономике, основанной на знаниях, инновации являются результа-
Таблица 1 - Приоритетные темы при обучении линейных сотрудников, 2021 г.
Фокус обучения %*
профессиональное обучение 72 %
обучение продуктам компании 60 %
обязательное обучение (охрана труда, промышленная безопасность и т.п.) 46 %
продажи и переговоры 41 %
лидерство и менеджмент 26 %
эмоциональный интеллект 24 %
управление проектами 17 %
цифровая грамотность 17 %
том взаимодействия науки (университеты), бизнеса и государственной политики.
2. Эти три института (спирали) играют ключевую роль в развитии инноваций, при этом границы между ними становятся все более размытыми.
3. Университеты берут на себя предпринимательские функции, создавая малые инновационные компании, бизнес все больше участвует в производстве знаний, а государство выполняет роль партнера и регулятора.
4. Институциональная триада максимизирует потенциал для появления инновацион-
ных организационных форм из внутренних сетей, пересекающихся с этими спиралями.
5. Взаимодействие между спиралями приводит к ожидаемым и неожиданным результатам в виде новых комбинаций знаний и ресурсов.
Модели «тройной спирали» подчеркивают важность сотрудничества и предпринимательского взаимодействия между университетами, бизнесом и властью для создания благоприятной среды для инноваций и экономического развития, основанного на знаниях [3-5].
Рисунок 2 - Сбалансированная модель «тройной спирали»
Итак, университеты выполняют роль платформы для обучения и развития предпринимательских навыков. Многие университеты предлагают программы по предпринимательству и инновациям, которые помогают студентам исследовать идеи, разрабатывать бизнес-планы и создавать собственные стартапы. Такие программы играют важную роль в формировании нового поколения предпринимателей и инноваторов.
В целом университеты являются важными двигателями инновационного развития российского бизнеса. Они создают условия для формирования и развития инновационного экосистемы, способствуют развитию науки и образования, а также обеспечивают взаимодействие между наукой и бизнесом.
В завершение отметим, что инновационные процессы в регионах идут стихийно, несмотря на некоторые усилия Правительства Российской Федерации и региональных органов в нормативно-правовом и организационном обеспечении инновационных процессов. Университет является ключевым механизмом построения модели инновационной экономики, направленным на решение целого комплекса задач регионального развития. Участие учебных заведений в инновационном развитии региона содействует развитию предпринимательского сектора экономики, а также создает определенные условия повышения конкурентоспособности предприятий путем профессиональной подготовки кадров и участия их в инновационных процессах.
Список источников
1. Богачева О. А., Драгавцева А. О. К вопросу об эффективности презентаций как вспомогательной формы обучения французскому языку в новых педагогических: сборник трудов конференции // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Среда, 2022. С. 13-18.
2. Булан И. Г Отношение студентов к дистанционному обучению // Калининградский вестник образования. 2022. № 1 (13). С. 3-10.
3. Некрасов Е. А. Дистанционное обучение: плюсы и минусы: сборник трудов конференции // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Среда, 2022.
4. Ольховая Т. А., Приходько О. В. Организация электронного обучения в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 11-14.
5. Сергачева Е. В. Электронное обучение и его роль в современном образовании / // Образование. Наука. Инновации. 2018. № 2 (48). С. 84-92.
References
1. Bogacheva O. A., Dragavtseva A. O. On the issue of the effectiveness of presentations as an auxiliary form of teaching French in new pedagogical: proceedings of the conference. Topical issues of the humanities and social sciences : materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary: Wednesday, 2022. Pp. 13-18.
2. Bulan I. G. The attitude of students to distance learning. Kaliningrad Bulletin of Education. 2022. No. 1 (13). Pp. 3-10.
3. Nekrasov E. A. Distance learning: pros and cons: proceedings of the conference. Socio-pedagogical issues of education and upbringing: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary: Wednesday, 2022.
4. Olkhovaya T. A., Prikhodko O. V. Organization of e-learning in a modern university. Modern problems of science and education. 2020. No. 3. Pp. 11-14.
5. Sergacheva E. V. E-learning and its role in modern education. Education. Science. Innovation. 2018. No. 2 (48). Pp. 84-92.
Сведения об авторах
ИВАЕВ М. И. - заместитель декана по научной работе, старший преподаватель кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
МКРТчЯН М. С. - студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
ФАНДИКОВА И. В. - студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Information about the authors
IVAEV M. I. - Deputy Dean for Research, Senior Lecturer at the Department of Digital Economics, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
MKRTcHYAN M. S. - student, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
FANDIKoVA I. V. - student, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]