doi 10.47576/2949-1886.2024.2.2.004
удк 004
Фандикова И. В.,
студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия
Кудряшов А. А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия
Гостев Д. В.,
ассистент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия
использование цифровых инструментов для оценки достижений обучающихся в условиях
дистанционного обучения
Статья посвящена исследованию использования цифровых инструментов в контексте оценки достижений обучающихся в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются основные проблемы, связанные с процессом оценки в онлайн-образовании, предлагаются методы использования цифровых средств для более объективной и эффективной оценки учебных результатов. Исследование включает в себя обзор существующих цифровых инструментов, их плюсы и минусы, а также предлагает практические рекомендации для повышения качества оценки обучающихся в дистанционном формате обучения.
Ключевые слова: образовательный процесс; дистанционное обучение; сервис; формы контроля.
Fandikova I. V.,
student, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
Kudryashov A. A.,
PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Digital Economics, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
Gostev D. V.,
Assistant Professor of the Department of Digital Economics, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
THE use of digital tools to assess the achievements of students in the conditions of distance learning
This scientific article is devoted to the study of the use of digital tools in the context of assessing the achievements of students in distance learning. The article examines the main problems associated with the assessment process in online education and suggests methods of using digital tools for a more objective and effective assessment of educational results. The study includes an overview of existing digital tools, their pros and cons, and offers practical recommendations to improve the quality of assessment of students in a distance learning format.
Keywords: еducational process; distance learning; service; forms of control.
Традиционный контроль знаний, так же как и сама система обучения, имеет глубокий исторически сложившийся подход и уже устоявшиеся виды контроля: текущий, тематический и итоговый. Кормам контроля относятся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- уплотненный.
Следует отметить, что только организация слаженной работы всех компонентов традиционного контроля, куда входят и способы, и модели, и целый ряд других составляющих проверки знаний, даст в совокупности качественную оценку учащегося.
Большая роль в традиционном контроле знаний сосредоточена на непосредственном контакте педагога и студента, чего невозможно произвести в системе дистанционного образования и как следствие его контроля.
Используя термин дистанционный контроль знаний, чаще всего имеют в виду оценку качества обучающегося при помощи использования интернет-технологий. Технология здесь выступает в роли организации взаимодействия, а также инструментом связи. На контроль знаний в дистанционной работе возлагается еще более важная задача, поэтому кроме вышеперечисленных требований добавляются:
- Оперативность, а именно решение поставленной задачи в установленный проме-
жуток времени, проверка, выставление соответствующей оценки.
- Массовость - за ограниченный промежуток времени исследовать наибольшее число учащихся.
- Требование - демократичность для того, чтобы обеспечить всем тестируемым равные права.
При соблюдении данных требований вероятность в итоге получить эффективную учебную среду значительно возрастает.
Следует создать такие педагогические условия, которые бы позволили каждому обучающемуся показать реальный итог усвоения той или иной темы и умение применить результат на практике.
Наличие различных интернет-источников усложняет получение истинного набора знаний у обучающегося. Следовательно, из множества возможных путей получения ответа важно выбрать оптимальный, который обеспечит наибольшую вероятность честного ответа, который основывается на индивидуальных особенностях личности, типе мышления, быстроте решения поставленной задачи.
Согласно исследованиям российского рынка онлайн-образования в 2021 г. россияне впервые потратили на онлайн-образо-вание больше, чем на офлайн [1]. В 2022 г. ситуация повторилась. Траты россиян на онлайн- и офлайн-образование представлены на рис. 1 [2].
Рисунок 1 - Диаграмма трат на офлайн- и онлайн-образование
Траты на офлайн-образование в 2022 г. составили 213,7 млрд рублей, на онлайн-обра-зование - 226 млрд рублей. Таким образом, россиянами было потрачено на онлайн-об-разование на 12,3 млрд рублей больше, чем на офлайн. Это позволяет говорить о возможной тенденции на онлайн-образование, что также подчеркивает важность вопроса использования цифровых инструментов и сервисов для оценки достижений, обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Для того чтобы рассмотреть онлайн-плат-формы, цифровые инструменты и сервисы, подходящие для оценки достижений студентов, как можно более предметно, следует детально изучить три формы контроля обучения.
Индивидуальная форма контроля знаний заключается в выполнении студентом индивидуального здания. После проверки заданий происходит комментирование проделанной работы. Причем обсуждать процесс выполнения заданий имеет смысл в порядке очереди: сначала высказываются студенты, выполнившие задания на оценку «удовлетворительно», после них те, кто получили оценку «хорошо», в конце - те, кто получили «отлично». Такой подход позволит поэтапно увеличивать сложность и глубину понимания проделанной работы, что сделает процесс обсуждения максимально эффективным [3].
При фронтальном контроле вопрос или задача ставится перед всей группой студентов. Задача данной формы контроля состоит в привлечении обучаемых к обсуждению. С помощью фронтального контроля преподаватель способен проверить правильность восприятия и понимания изучаемого материала, а также того, насколько хорошо студенты запомнили материал [4]. Последнее особенно важно из-за длительности занятий. На протяжении полуторачасовой лекции студент легко может потерять нить повествования, неправильно понять или упустить какой-то важный момент, что в будущем способно крайне негативно отразиться на общем понимании материала.
Вопрос, заданный преподавателем во время лекции, способен сразу выявить проблемные места и объяснить их дополнительно, что способно сэкономить время студента, который сразу усвоит материал верно и, как следствие, ему будет проще готовиться к
зачету или экзамену. Преподавателю также будет проще проработать пробелы в понимании материала на месте, пока они не оказали существенного влияния на дальнейшее изучение дисциплины.
Уплотненная (комбинированная) форма контроля включает в себя сочетание устного и письменного контроля [5]. Данная форма позволяет преподавателю достаточно быстро проверять знания студентов. Преподаватель, задавая студенту вопросы во время защиты лабораторной или практической работы, также прибегает к комбинированной форме контроля: проверка лабораторной или практической работы является письменным контролем знаний студента, а вопросы, которые ему задаются, - устным.
Уплотненную форму контроля можно эффективно использовать во время зачета или экзамена, разделив его на теоретическую устную и практическую письменную части.
Исходя из описанных выше форм контроля знаний студентов становится ясно, что наиболее эффективное их использование заключается в правильном комбинировании. Фронтальный метод контроля продуктивнее применять во время лекционных занятий ввиду их длительности и большого числа студентов, внимание которых нужно удерживать. Вопросы по ходу изложения материала позволят поддерживать фокус на лекционном материале. Индивидуальная форма контроля лучше всего подойдет для проведения лабораторных и практических работ, которые предполагают различные варианты для каждого из студентов [6]. Если при защите лабораторной или практической работы студенту задаются вопросы, то индивидуальная форма совмещается с уплотненной, что позволяет дополнительно оценить уровень восприятия и понимания материла. Уплотненная форма контроля также является наиболее эффективной для проведения итогового контроля знаний за определенный академический период времени.
Возможность проверить знания студентов как устно, так и письменно позволит сформировать наиболее объективную оценку о степени понимания материала, минимизируя фактор волнения, который может распространяться на устный или письменный ответ.
Для наилучшего контроля знаний необходимо совмещать индивидуальную, фрон-
тальную и уплотненную форму контроля. Следовательно, стоит выбирать такую систе -му для дистанционного образования, функциональные возможности которой позволят осуществлять все три формы.
Оценивание знаний в условиях дистанционного обучения осуществляется с применением образовательных технологий, которые обеспечивают передачу данных на дистанции между преподавателем и обучающимся.
В словосочетании «оценивание дистанционного обучения» автоматически подразумевается обмен материалом путем использования онлайн-сервисов и инструментов.
При выборе платформы дистанционного обучения рекомендуется опираться на то, в какой форме проходит проверка знаний на занятии [7]. Например, для лекций будет достаточно системы видео-конференц-связи, которая удовлетворит требование по количеству пользователей. Помимо этого, в системе должна быть возможность демонстрировать экран, чтобы сопровождать лекцию презентационным материалом, и чат для реализации фронтальной формы контроля знаний.
В случае с практическими и лабораторными занятиями, помимо системы видео-кон-ференц-связи, может также потребоваться канал связи с преподавателем, по которому будет осуществляться обмен сообщениями с выполненными заданиями и комментариями по факту выполнения работ.
В зависимости от уровня освоения различных мессенджеров и личных предпочтений
перечень платформ может существенно различаться. Самым простым и нетребовательным в плане освоения является электронная почта.
Преимущества электронного почтового ящика как канала связи с преподавателем заключаются в том, что на сегодняшний день каждый студент и преподаватель имеет электронную почту, знаком с ее функциональными возможностями. Все современные почтовые сервисы позволяют обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и файлами различных типов. Так, студент в электронном пись -ме может отправить преподавателю не только отчет, составленный в текстовом редакторе, но и презентацию, таблицу, диаграмму, документ с программным кодом, файлы, содержащие базы данных, расчеты в специальных программах, например Mathcad и МаАаЬ, чертежи, модели, аудиофайлы и видеофайлы и т. д. Таким образом, электронная почта способна стать универсальным средством связи с преподавателем любой дисциплины.
Семинарские занятия, предполагающие выступления студентов, также можно проводить с использованием платформ для видео-конференц-связи с возможностью демонстрации презентационного материала для сопровождения выступлений.
Дистанционное проведение экзаменов или зачетов - это достаточно сложный процесс из-за необходимости контроля соблюдения студентами правил проведения экзамена или зачета. В качестве дополнительной
Л И2С2!
Чаш Дисциплина АуДкГЬ^мн Прг пщрнпм
0410 -№15
МгН-1130
ИД) - 1Ы5
Финлисадь л иег^д^чснг ПрЭ^ИЧНК^и Е44»ЛНДрСК|1Е иН»11ЛН 2-10-СЭ Трегнйяур^ УИ-11 группа Стафаисш Кнл/ья
1Ь30 ■ 1И5 Лаворлгсрщ* даагми МОИ УИ-11 ГМ1« ДМнЛ (ккпкК"
17Я5 . 1М0 Прамиедгьм Препнчншч-н [«ммрскнЕ иижпнн Трсый 1урс ТИ-11 груПГТЛ Шсрсчн* Евгений
Рисунок 2 - Расписание занятий на портале Поволжского государственного университета
телекоммуникаций и информатики
меры контроля соблюдения данных правил целесообразно проводить экзамен или зачет со включенными веб-камерами. Студенту, который выполняет задание перед камерой, существенно труднее списать.
Важным аспектом, который следует учесть при организации дистанционного обучения, является доступность выбранных систем. Платформа для видеоконференцсвя-зи должна иметь либо мобильный клиент, либо работать через браузер с мобильного устройства. Это необходимо из-за того, что не у всех студентов может быть персональный компьютер.
Значимым элементом процесса обучения является расписание занятий, к которому у студентов должен быть постоянный доступ (рис. 2).
На рисунке представлен раздел «Мое портфолио» на портале Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, в котором студенты могут отслеживать свои достижения: курсовые работы, публикации в научных изданиях различных уровней, представление на гранты, полученные гранты, награды за участие и победу в научных конкурсах, выставках и олимпиадах, патенты и т. д.
Представленный выше раздел позволяет студентам отслеживать результаты сдачи зачетов и экзаменов, а также оценки за выпол-
С помощью расписания занятий студенты ориентируются в распорядке учебного дня. Расписание занятий в рамках дистанционного обучения помимо привычной информации о времени, названии дисциплины, типа занятия, а также преподавателя должно содержать ссылку для присоединения к сеансу видео-конференц-связи или информацию о направленном задании, в зависимости от того, какое именно занятие значится в расписании.
Для контроля успеваемости студентами и учета их достижений можно также использовать портфолио и электронные версии зачетных книжек (рис. 3-4). Обычно эти возможности реализованы на портале учебного заведения.
нение курсовых работ.
Своевременный контроль успеваемости позволяет осознанно подходить к процессу обучения, а также помочь в случае возникно -вения академической задолженности.
Проанализировав методическую литературу, научные статьи, можно сделать вывод, что контроль был и остается важной главой в обучающем процессе, и с переходом на дистанционное обучение он не утратил свои функции, а лишь приобрел новые формы.
Популярные цифровые онлайн-сервисы позволяют преподавателю автоматизиро-
Рисунок 3 - Раздел «Мое портфолио» на портале Поволжского государственного университета
телекоммуникаций и информатики
Сведения об успеваемости
Специальность: Инноез,тгикп
rtfWfcJ с—мжгр BlDfKV-CtUKip TpttVH CNKip EHRrp Восшы [ПИ
* rip^i+i Оцшк* jet thai
1 tfmjiTpjнчын игым Зачет Зачтено а та
2 \Я к-ф-Of? м л г И И * Зачтет 1 ios
3 wefii-рни [и£ ?&рйм f&idhh. н£#йй1цйл tirftofm*] □ТЛйчн-й i iao
4 Математика зкздыём Отлично 1 j14
5 Промышленные твэшолягнн и и ииоиоцн и Экммен i it«
6 кнндилиыл Эи 6 11*
Рисунок 4 - Раздел «Сведения об успеваемости» на портале Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
вать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории контроля учащихся, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчеты. Благодаря комбинации различных сервисов и систем возможно достичь наиболее полного и глубокого контроля знаний студентов, применяя три формы контроля: индивидуальную, фронтальную и уплотненную.
Одними из главных факторов, на которые стоит обратить внимание при выборе систем для организации дистанционного обучения, являются их доступность, простота в освоении и удобство использования. Помимо каналов связи с преподавателями, студентам необходимо отслеживать собственную успеваемость, наличие различных достижений, полученных в процессе обучения, а также расписание.
Список источников
1. Кудряшов А. А. Особенности внедрения програм -мы стартап как ВКР // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий : материалы XI Российской научно-методической конференции. Самара: ПГУТИ, 2023. С. 127-128.
2. Пильщикова М. Ю., Кудряшов А. А. Методика повышения качества подготовки специалистов, деятельность которых связана с инновационными проектами // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий : материалы XI Российской научно-методической конференции. Самара: ПГУТИ, 2023. С. 37-38.
3. Кудряшов А. А. Преимущества применения ви-
деоконтента в образовательном процессе // X Российская научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов : материалы конференции, Самара, 22-25 марта 2022 года. Самара: ПГУТИ, 2022. С. 24-25.
4. Иваев М. И. Практикум по дисциплине «Основы управленческой деятельности» // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий : материалы XI Российской научно-методической конференции. Самара: ПГУТИ, 2023. С. 126.
5. Катайкин А. А., Аникин С. А., Иваев М. И. Достаточны ли образование и навыки менеджмента для успешного управления организацией? // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 4. С. 33-35.
6. Берняев А. В. Информационные технологии и средства коммуникации в образовании // Студенческий форум. 2022. № 12-2(191). С. 8-11.
7. Филиппов Н. В., Авдеева Е. А., Иваев М. И. Эффективность образовательного процесса в вузах в современных условиях цифровизации // Kant. 2021. № 2(39). С. 115-121.
References
1. Kudryashov A. A. Features of the startup program implementation as a WRC. Actual problems of higher education in the field of information and communication technologies: materials of the XI Russian Scientific and methodological Conference. Samara: PGUTI, 2023. Pp. 127-128.
2. Pilshchikova M. Yu., Kudryashov A. A. Methodology for improving the quality of training of specialists whose activities are related to innovative projects. Actual problems of higher education in the field of information and communication technologies: materials of the XI Russian Scientific and Methodological Conference. Samara: PGUTI, 2023. Pp. 37-38.
3. Kudryashov A. A. Advantages of using video content in the educational process. X Russian scientific and methodological conference of teaching staff, researchers and postgraduates: conference materials, Samara, March 22-25, 2022. Samara: PGUTI, 2022. Pp. 24-25.
4. Ivaev M. I. Practicum on the discipline "Fundamentals of management activity". Actual problems of higher education in the field of information and communication technologies: materials of the XI Russian Scientific and methodological conference. Samara: PGUTI, 2023. P. 126.
5. Kataikin A. A., Anikin S. A., Ivaev M. I. Are education and management skills sufficient for successful management of an organization? Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2022. No. 4. Pp. 33-35.
6. Bernyaev A.V. Information technologies and means of communication in education. Student Forum. 2022. No. 12-2(191). Pp. 8-11.
7. Filippov N. V., Avdeeva E. A., Ivaev M. I. Efficiency of the educational process in universities in modern conditions of digitalization. Kant. 2021. No. 2(39). Pp. 115-121.