А. КЛИМОВ, доцент Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ
Роль университетов Российской империи в разработке «Положения о производстве в учёные степени»
В контексте перехода современной российской высшей школы на уровневую структуру высшего образования исключительно важный методологический смысл приобретает обращение к богатому отечественному опыту развития научного правосознания. В частности, актуальное значение имеет практика разработки законодательства Российской империи об ученых степенях. Особый интерес для современного читателя представляет исторический опыт участия научно-педагогического сообщества в выработке соответствующих нормативных документов.
Источниковой базой исследования данного вопроса стали три архивных дела: «Дело об установлении единого порядка сдачи экзаменов на получение учёных степеней», «Дело о доставлении университетами сведений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов» и «Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении ». Содержание документов впервые вводится в научный оборот.
В основу обсуждения вопроса о едином порядке сдачи экзаменов для получения «университетских достоинств » положены три основных документа, а именно: «Представление Совета Казанского университета », адресованное на имя министра народного просвещения кн. А.К. Разумовского от 8 февраля 1815 г. № 72, «Таблица, показывающая по каким наукам может кто-либо требовать себе испытания, для получения докторского или магистерского достоинства, с означением как главных, так и вспомогательных наук по каждой части» и «Отношение А.К. Разумовского к попечителю
Московского учебного округа П.И. Голенищеву-Кутузову» от 14 июня 1815 г. № 1682.
В «Представлении» сообщалось, что в отделение словесных наук было подано прошение в связи с возникшими разногласиями относительно порядка производства в учёную степень доктора словесных наук. Для разрешения затруднений вопрос был вынесен на обсуждение Совета Казанского университета. Для составления единых для всех факультетов правил о производстве экзаменов на высшие учёные степени был образован комитет, состоящий из деканов факультетов, профессоров Ф.К. Броннера (физико-математический) и А.С. Лубкина (историко-филологический) под председательством ректора университета И.С. Брауна. Результат работы комитета - «единые правила» - были представлены 1 февраля
1815 г. на обсуждение Совета университета. Суть их сводилась к следующему:
«1. Согласно мнениям факультетов науки к одному отделению причисленные, но по своей особенности, не имеющие между собой необходимой связи, составляют под-отделения факультетов, так что имеющие преимущественные по сим наукам сведения могут быть производимы в университетские степени, соразмерно своим знаниям. Таким образом, нравственно-политический факультет разделён на четыре отделения, а именно: 1) богословское, 2) философское, 3) юридико-политическое, 4) политико-юридическое. Физико-математический на четыре, а именно: 1) математическое, 2) физико-химическое, 3) естественной истории, 4) экономических наук. Факультет словесных наук на пять, а именно: 1) российской словесности, 2) латинс-
кой словесности, 3) греческой словесности, 4) восточных языков, 5) историко-географических наук.
2. Науки, в коих надлежит производить испытание, различаются на главные и вспомогательные.
3. Как словесные, так и письменные вопросы по жребию выбираются только из главных или коренных наук испытуемого, вообще из всех. А не из каждой порознь, по четыре для доктора и по два для магистра (на основании § 98 устава).
4. Из наук близких к главным, во вспомогательных делать только произвольное словесное испытание.
5. При предварительном испытании, кроме надлежащих сведений в общих пред-уготовительных науках, нужно особенно смотреть, чтобы экзаменующийся основательно знал природный язык и достаточно был бы опытен в правильном письменном изложении своих мыслей, или мог бы на оном сочинять по правилам риторики » Ш-
Далее отмечалось, что «правила » соответствуют уставу университета и служат для факультетов и отделений руководством при производстве испытаний на высшие учёные степени. Поэтому Совет университета просил министра народного просвещения А.К. Разумовского об их утверждении и разрешении ими руководствоваться в повседневной университетской жизни.
Данное «Представление» послужило толчком к обсуждению «правил» другими университетами и разработке «единых правил» для университетов Российской империи. Об этом красноречиво свидетельствовало отношение от 14 июня 1815 г., которое министр народного просвещения направил попечителю Московского учебного округа П.И. Голенищеву-Кутузову. В нём отмечалось: «Желательно, чтобы во всех факультетах университетов производство в учёные степени имело единообразный и постоянный ход, исключая производства в медицинские достоинства, для которого существуют особые правила. На сей конец,
составлена особая таблица, с показанием, по каким наукам может кто-либо требовать себе испытания для получения докторского или магистерского достоинства, с означением как главных, так и вспомогательных наук по каждой части, при том некоторых правил, кои при испытании наблюдать должно. Препровождая при сем таковую таблицу, прошу ваше превосходительство предложить её университету, с тем, чтобы оный по рассмотрении и соображении её, представил свои замечания, если какие-либо нужными признает, так чтобы при производстве в учёные степени можно было впредь всегда уже руководствоваться таблицей, какая после сего дана быть имеет, не отступая ни в чём от оной» [2]. Аналогичные отношения были направлены в Дерптский, Харьковский и Виленский университеты.
В предложениях университетов отчётливо просматривается тенденция к обсуждению вопросов состава и распределения испытаний на получение университетских достоинств.
Сводные данные свидетельствовали о том, что университеты имели право производить в университетские достоинства в рамках нравственно-политического отделения по таким наукам, как 1) богословские, 2) философские, 3) юридико-политические и 4) политико-юридические.
Предлагалось науки (предметы) испытаний на учёные степени подразделить, выделив в них как главные, так и вспомогательные. Причём по главным наукам устные и письменные испытания должны были проводиться по билетам (жребию), в которых для испытуемого на университетское достоинство магистра содержалось два вопроса, а для доктора - четыре, однако не из каждой в отдельности главной науки, а из всех.
Основу архивного «Дела о доставлении университетами сведений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов» (13.11.1816 - 24.01.1817) состави-
ли отношение Департамента министра народного просвещения о правилах производства в учёные степени в российских университетах и документах, выдаваемых лицам с учёными степенями в них, с одной стороны, и опыт реализации правил, принятых каждым университетом, с другой.
В отношении, направленном директором департамента И.И. Мартыновым от 13 ноября 1816 г. в Московский, Казанский, Дерптский, Харьковский и Виленский университеты, сообщалось, что «Департамент просит университет доставить в непродолжительном времени подробные сведения, каким порядком происходит в оном производство в учёные степени: студентов, кандидатов, магистров и докторов; от каких мест выдаются на звания сии свидетельства или дипломы, то есть от правления, от факультета или от Совета и представляют ли удостаиваемые означенных званий университетскому Совету для утверждения в оных; при чём приложить формы свидетельств, аттестатов и дипломов, выдаваемых на каждую учёную степень » [3].
Вот как выглядит правоприменительная практика в сфере производства в учёные степени, представленная университетами Российской империи (1814-1819 гг.).
Порядок производства в степень магистра, предложенный университетами, значительно разнится. Мы обобщили эти предложения, и вот какая последовательность здесь получилась.
1. Желающий получить степень магистра подавал ректору прошение.
2. Ректор препровождал прошение в отделение, которое, рассмотрев рассуждение желающего получить степень магистра, назначал ему дату экзамена.
3. Декан, пригласив двух профессоров, которые преподавали в отделении вспомогательные науки, проводил с ними в отношении испытуемого предварительный искус (предварительное испытание). О результатах его декан докладывал отделению. В случае их одобрения оно обращалось в Совет университета о выделении двух де-
путатов из других отделений, избранных по жребию, для их участия в экзаменационной комиссии.
4. Из определённого числа вопросов, касающихся главных наук отделения, испытуемый выбирал по жребию два и решал их устно (предложение Харьковского университета). Казанский университет предлагал вопросы не только из главных наук, но и из наук, имеющих с ними ближайшую связь (четыре вопроса - два устно и два письменно).
5. Затем следовало произвольное словесное (устное) испытание и в других пред-метах(предложение Харьковского и Казанского университетов). Экзамены для получения магистерского достоинства продолжались обычно четыре-пять заседаний (предложение Казанского университета). Виленский университет предлагал проведение одного заседания отделения, на котором назначенные профессора в течение трёх часов экзаменовали испытуемого по тем наукам, которые он заявил.
6. После этого испытуемому предлагали прочитать одну лекцию (на латинском языке - предложение Казанского университета) по предмету, назначенному отделением (предложения Харьковского и Казанского университетов).
7. Испытуемый представлял в отделение магистерскую диссертацию, написанную на латинском языке. Если отделение одобряло её, то копия с журнала заседаний отделения, в который были внесены порядок и результаты проведения каждого испытания, и диссертация направлялась в Совет университета. Он, в свою очередь, давал разрешение на публичную защиту магистерской диссертации, назначал время её защиты и трёх возражателей (оппонентов) из профессоров того же отделения по ней (предложения Харьковского и Казанского университетов).
8. Потом испытуемый, сформулировав тезисы магистерской диссертации на латинском языке, печатал необходимое их количество и рассылал представителям научной
общественности (предложение Казанского университета).
9. Затем испытуемый в отделении публично защищал магистерскую диссертацию на латинском языке (предложения Харьковского и Казанского университетов).
10. В прениях (диспутах), проводимых на латинском языке, принимали участие сначала «посторонние возражатели», а затем три профессора-оппонента того же отделения (предложение Казанского университета).
11. После успешного окончания диспута отделение принимало решение об удос-тоении испытуемого степени магистра и представляло его в Совет университета на утверждение. Рассмотрев ходатайство отделения, Совет утверждал его решение о присуждении испытуемому степени магистра и доводил своё решение до ректора.
12. Процедура завершалась вручением диплома «на магистерскую степень» на торжественном годичном собрании университета (предложение только Московского университета).
Порядок производства на степень доктора, предложенный университетами, складывался из следующих последовательно связанных между собой действий.
1. Желающий получить степень доктора подавал ректору прошение.
2. Ректор препровождал прошение в отделение, которое, рассмотрев рассуждение желающего получить степень доктора, назначал ему дату экзамена.
3. Декан, пригласив двух профессоров, которые преподавали в отделении вспомогательные науки, проводил с ними в отношении испытуемого предварительный искус. О результатах его декан докладывал отделению. Если оно одобряло, то обращалось в Совет университета о выделении двух депутатов из других отделений, избранных по жребию, для их участия в экзаменационной комиссии (предложения Московского, Харьковского и Казанского университетов).
4. Из определённого числа вопросов,
касающихся главных наук отделения, испытуемый выбирал по жребию четыре и решал их устно (предложение Харьковского университета). Казанский университет предлагал вопросы не только из главных наук, но и из наук, имеющих с ними ближайшую связь (четыре вопроса устно и четыре письменно).
5. Затем следовало произвольное словесное (устное) испытание и в других пред-метах(предложение Харьковского и Казанского университетов). Экзамены для получения докторского достоинства продолжались обычно семь-восемь заседаний (предложение Казанского университета). Виленский университет предлагал проведение одного заседания отделения, на котором назначенные профессора в течение трёх часов экзаменовали испытуемого по тем наукам, которые он заявил.
6. После этого испытуемому предлагали прочитать три публичные лекции (на латинском языке - предложение Казанского университета) по предмету, назначенному отделением (предложения Харьковского и Казанского университетов).
7. Затем испытуемый представлял в отделение докторскую диссертацию, написанную на латинском языке. Если отделение одобряло её, то копия с журнала заседаний отделения, в который были внесены порядок и результаты проведения каждого испытания, и диссертация направлялись в Совет университета. Он, в свою очередь, давал разрешение на публичную защиту докторской диссертации, назначал время её защиты и трёх возражателей (оппонентов) из профессоров того же отделения по ней (предложения Харьковского и Казанского университетов) или иностранных докторов наук (предложение Виленского университета).
8. Потом испытуемый, сформулировав тезисы докторской диссертации на латинском языке, печатал необходимое их количество и рассылал представителям научной общественности (предложение Казанского университета).
9. Затем испытуемый в отделении публично защищал докторскую диссертацию на латинском языке (предложения Харьковского и Казанского университетов).
10. В прениях (диспутах), проводимых на латинском языке, принимали участие сначала «посторонние возражатели», а затем три профессора-оппонента того же отделения (предложение Казанского университета) или иностранные доктора наук (предложение Виленского университета).
11. После успешного окончания диспута отделение принимало решение об удос-тоении испытуемого степени доктора и представляло его в Совет университета на утверждение. Он, в свою очередь, рассмотрев ходатайство отделения, утверждал его решение о присуждении испытуемому степени доктора и доводил своё решение до начальства, т.е. ректора (предложения Московского, Харьковского и Казанского университетов).
12. Процедура завершалась вручением диплома «на докторскую степень» на торжественном годичном собрании университета (предложение только Московского университета).
Архивное «Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816 - 06.07.1828)» посвящено разработке первого «Положения о производстве в учёные степени» в университетах Российской империи.
Толчком к его разработке стало постановление Комитета министров от 7 ноября
1816 г. В нём отмечалось: «Комитет по выс-лушании прилагаемой при сем записки управляющего Министерством просвещения, о незаконном производстве в Дерптском университете Вальтера и Вебера в доктора правоведения, положил поручить ему:
1. Об уничтожении дипломов на докторское достоинство, известить министра юстиции.
2. Относительно тончайшей ответственности при производстве на будущее время в
учёные степени, сообразить всё до сего касающиеся узаконения и с особым мнением внесть записку на утверждение Комитета.
При подписании журнала генерал от артиллерии граф Аракчеев объявил, что Государь Император, по рассмотрении ме-мории Комитета, положение оного высочайше утвердить соизволил.
Комитет определил: для исполнения сей Высочайшей воли, сообщить управляющему Министерством просвещения выпиской из сего журнала» [4].
Концентрированным выражением мнений и предложений отдельных профессоров и адъюнктов отделений и Совета Императорского Казанского университета стали Правила, сформулированные и оформленные 22 декабря 1816 г. доктором обоих прав Г. И. Солнцевым [5]. Он впервые в университетской среде представил научноправовую концепцию производства в учёные степени в отделении нравственно-политических наук, предложив обоснованную структуру Правил, включающих следующие параграфы: 1) предварительные правила об испытаниях; 2) правила частные о самом акте испытания; 3) правила о диспутах; 4) правила о производстве в учёные степени; 5) права и привилегии лиц, получивших учёные степени.
Приведу содержание каждого из пунктов.
Первый параграф - «Предварительные правила об испытаниях» - предусматривал: 1) перечень учёных степеней (кандидат, магистр, доктор); 2) перечень наук, по которым можно получить учёные степени (богословские, юридические, философские и политические); 3) перечень наук, принадлежащих к подотделению, по которым должны проводиться испытания (главные или фундаментальные, вспомогательные частные, вспомогательные общие, состав наук);
4) перечень лиц, которые могут быть допущены к испытаниям (студенты, кандидаты, магистры, адъюнкты, профессора; лица, имеющие достаточные познания; дворяне, чиновники, на службе состоящие или от-
ставные, духовные в светском звании);
5) перечень лиц, которые не могут быть допущены к испытаниям (купцы, мещане, крепостные люди, казённые крестьяне, вольноотпущенники, все те, которые платят государственные подати); 6) безусловную обязанность при производстве в учёные степени подвергнуться законному испытанию в силу § 93 университетского устава; 7) признание в России только отечественных дипломов, выдаваемых учёным в итоге производства их в учёные степени; 8) поступление на государственную службу испытуемым на учёные достоинства в юриспруденции для приобретения практических знаний и практического опыта в сфере делопроизводства гражданского и уголовного; 9) строгую последовательность в производстве учёных степеней (кандидат, магистр, доктор) и сроки их присуждения между ними (кандидата - через три года, магистра - ещё через три года, доктора -ещё через четыре года); 10) перечень документов, представляемых испытуемым (учебное свидетельство, служебный аттестат, формулярный список, свидетельство о состоянии); 11) дату проведения испытания на факультете.
Второй параграф Правил, называемый «Правила частные о самом акте испытания», предписывал: 1) состав экзаменаторов (декан отделения, ординарные и экстраординарные профессора); 2) язык испытаний (латинский); 3) порядок проведения испытаний на учёную степень кандидата (письменно и устно ответить по два вопроса из всех главных наук, выбранных по билету; устно ответить на вопросы, заданные экзаменаторами, из главных и вспомогательных наук; представить кратко опыт работы в сфере отечественного практического делопроизводства; продолжительность заседания, связанного с испытаниями, не могла превышать двух часов, количество их не менее четырёх); 4) порядок проведения испытаний на учёные степени магистра и доктора (выдержать предварительный искус в главных и вспомогатель-
ных науках в присутствии декана и двух профессоров, преподающих вспомогательные науки; основательно знать российский и латинский языки, иметь достаточный опыт в правильном письменном изложении своих мыслей, уметь сочинять произведения по правилам грамматики и риторики; письменно основательно и подробно ответить на два вопроса испытуемому на степень магистра и на четыре вопроса - испытуемому на степень доктора, выбранных по билету, из всех главных наук; устно ответить с доказательством на два вопроса испытуемому на степень магистра и на четыре вопроса - испытуемому на степень доктора, выбранных по билету, из главных наук с приведением примеров из опыта отечественного практического делопроизводства гражданского и уголовного; чтение лекций по темам, предложенным факультетом: одной - испытуемому на степень магистра, трёх - испытуемому на степень доктора, с представлением затем на факультет конспектов прочитанных лекций; представить и публично защитить сочинение или диссертацию на латинском языке по теме, назначенной отделением из главных наук, или самостоятельно выбранной теме самим испытуемым по одному из важных умозрительных или практических предметов. Публичность защиты диссертации направлена на выяснение двух основных моментов: а) сам ли испытуемый сочинил диссертацию и б) скопирована ли она с других каких-либо сочинений; 5) уголовную ответственность испытуемого «за списание с чужих сочинений» и экзаменаторов «за исправление диссертации относительно смысла» и (или) «предоставление собственного сочинения для копирования испытуемым».
В третьем параграфе Г.И. Солнцев впервые в отечественной юридической науке представил «Правила о диспутах и о приличныхпри сем обрядах». Здесь: 1) даны основания, позволяющие испытуемому защищать диссертацию в общем университетском собрании (выдержать устные и письменные испытания, прочитать лекции, пред-
ставления в Совет университета материалов об испытаниях); 2) приведено время, наиболее приемлемое для публичной защиты диссертации (после 8.00 часов); 3) приведены дни, когда не следовало бы проводить заседаний Совета университета по защите диссертаций (воскресные и праздничные дни); 4) указано количество дней, за которое должны были извещены о защите диссертации заинтересованные лица (за три дня); 5) указано место защиты диссертации (большой университетский зал); 6) представлен порядок ведения деканом заседания Совета университета по защите диссертации; 7) представлен порядок диспута по результатам диссертационного исследования (посторонние посетители, любители учёности, университетские чиновники и студенты, три профессора того же факультета по старшинству); 8) определён язык диспута (латинский); 9) предложена форма диспута (в форме силлогизмов); 10) приведены права декана при диспутах (делать «пристойное и учтивым образом напоминание на несоблюдение правил»; воспретить лицу, не соблюдающему правила, дальнейшее выступление; поддерживать испытуемого в момент «затруднений ответов на замечания выступающих»); 11) дано право декану на заключительную речь; 12) оппоненты диссертации обязаны представить Совету университета отзывы об успехе защиты диссертации испытуемым.
В четвёртом параграфе Правил, именуемом «О самом производстве и о приличных на сей случай обрядах», показан порядок возведения испытуемого в учёную степень после публичной защиты диссертации, который предусматривал: 1) представление протокола голосования Совета университета по результатам публичной защиты диссертации; 2) подготовку выписки из заседания отделения об изготовлении диплома по установленной форме; 3)изготовление в университетской типографии диплома; 4) подготовку свидетельства о правах и привилегиях лица, возведённого в учёную степень; 5) дату и время проведения чрез-
вычайного университетского собрания для вручения диплома и свидетельства лицу, возведённому в учёное достоинство; 6) порядок проведения чрезвычайного университетского собрания; 7) структуру и образец диплома; 8) порядок приведения лица, возведённого в учёную степень, к присяге университетским священником; 9) заключительное поздравительное слово декана факультета; 10) завершение чрезвычайного университетского собрания симфонией.
Пятый параграф Правил содержал сведения о правах и преимуществах лиц, возведённых в учёные степени в университетах Российской империи. Они касались: 1) чинов; 2) освобождения от экзаменов для чиновников, предусмотренных указом от 1809 г.; 3) преимущественного права занятия должностей и ношения мундиров в отечественных университетах; 4) преимущественного права лиц, имеющих учёную степень доктора в области юриспруденции, занимать должности губернских стряпчих, губернских прокуроров, асессоров, советников и председателей палат, юрисконсультов.
С момента представления Г.И. Солнцевым концепции «Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических, и о правах и привилегиях, означенные степени, по надлежащем испытании получивших» прошло более 190 лет, но и сегодня большинство пунктов этих Правил заслуживают повышенного внимания законодателей при совершенствовании «Положения о порядке присуждении учёных степеней » в Российской Федерации.
Литература
1. Дело об установлении единого порядка сда-
чи экзаменов на получение учёных степеней // РГИА. Ф. 733, оп. 86, д. 391.
2. Правила для производства испытаний на
учёные степени по отделению нравственно-политических наук // РГИА. Ф.733, оп. 86, д. 419.
3. Дело о доставлении университетами све-
дений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов // РГИА. Ф. 733, оп. 86, д. 418.
4. Дело о выработке правил для получения
учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении // РГИА. Ф. 733, оп. 86, д. 419.
5. Правила об испытаниях и производстве в
университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических, и о правах и привилегиях означенные степени, по надлежащем испытании полученных. 22 декабря 1816 г. // Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении // РГИА. Ф. 733, оп. 86, д. 419.
Г. ВОЛКОВА, аспирант Московский региональный социально -экономический институт
Переход России в середине XIX в. к индустриальному развитию выявил широкий круг противоречий в экономической, социально-политической и культурной областях жизни российского общества и определил необходимость проведения серии либерально-демократических реформ. Существенное место среди них занимают реформы 1864 г. в области народного образования и местного самоуправления.
В условиях дореформенного периода спрос на образование среди трудящегося населения Российской империи был незначительным. Он инициировался в основном различными заинтересованными ведомствами, стремившимися дать необходимый минимум общеобразовательных и профессиональных знаний тем слоям населения, от которых предполагалась реальная производственная отдача. Военному ведомству требовались элементарно грамотные рекруты. Фабричной и заводской промышленности - грамотные рабочие, способные освоить современную машинную техникуи промышленные технологии в связи с начавшимся в 40-е гг. XIX в. в стране промышленным переворотом.
Созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ во главе с мини-стром-реформатором графом П.Д. Киселевым проявляло заинтересованность в раз-
Земство и становление народной школы в России
витии умственных способностей и распространении грамотности среди подведомственных ему государственных крестьян. Киселев и его сотрудники полагали, что элементарная грамотность на селе поможет покончить со средневековой рутиной, что российский крестьянин, подобно грамотному европейскому, обратит серьезное внимание на качество обработки земли, продуктивность скота, повысит общую рентабельность своего хозяйства. Однако министерству так и не удалось создать широкую школьную сеть. На всю многомиллионную крестьянскую Россию в 1859 г. действовало лишь 1799 сельских училищ, где обучалось 76,8 тыс. человек [1].
Реформа в области местного самоуправления, вводившая в стране институт земства, предусматривала в качестве одной из своих практических задач создание регионального механизма финансирования массовой народной школы и обеспечение возможности всем гражданам, проживавшим в земских территориях, получить соответствующее их потребностям и интересам образование.
С первых шагов их деятельности перед земскими органами, наряду с наитруднейшим вопросом о том, где изыскать средства для развития местного хозяйства, встал и вопрос о том, куда и в каких пропорциях