г
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А. КЛИМОВ, доцент Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД
Россия - одно из немногих государств, имеющих богатые исторические традиции развития правосознания в научно-образовательной сфере, в частности поучительный опыт законодательства об ученых степенях. В настоящей статье мы продолжаем разговор о характере участия университетской общественности в разработке и принятии соответствующих нормативных документов1.
16 октября 1819 г. попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий направил на имя министра духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицына представление, в котором сообщал: «...многие лица входят ко мне с прошениями об определении в Казанском университете на места профессоров и адъюнктов, без достаточных доказательств о способности для занятия оных. Я нахожу, что лёгкость, с какой получаются сии места, привлекает столь много искателей, а вместе уничижает и цену самих званий. Посему для поддержания важности оных, и дабы сделать приобретение их наградой истинных только дарований и отличного знания, я полагал бы, сходственно со ст. 79 Высочайше конфирмованного устава Дерптского университета постановить правилом и для Казанского, что никто не может быть профессором, не быв прежде доктором и адъюнктом, не имев звания магистра, кроме россиян и иностранцев, определяемых по особенной известности в учёном свете» [1, с. 129-129 об.].
29 января 1820 г. это представление
1 См.: Климов А. Роль университетов Российской империи в разработке «Положения о производстве в ученые степени» // Высшее образование в России. - 2008.- № 4.
Роль университетов Российской империи в развитии научного правосознания
было рассмотрено на одном из заседаний Главного правления училищ. По итогам обсуждения было принято следующее определение: «Признавая справедливым заключение г. попечителя, предоставить ему, при выборе и определении профессоров и адъюнктов, наблюдать предполагаемое им правило, и о том предписать университету, дабы имел оное в виду для исполнения по всей возможности.
А, как правило, сие полезно было бы и для других университетов, то постановить оное и им на вид» [1, с. 130].
Во исполнение решения Главного правления училищ от 29 января 1820 г.циркулярные письма Департамента народного просвещения за №№ 536-539, подписанные министром духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыным, были направлены попечителям Московского, С.-Петербургского, Харьковского и Виленского учебных округов. В них отмечалось: «Нередко случается, что многие лица входят с прошениями, об определении в университеты на места профессоров и адъюнктов, без достаточных доказательств о способности для занятия оных. Я нахожу, что лёгкость, с какой получаются сии места, привлекает столь много искателей, а вместе уничижает и цену самих званий. Посему для поддержания важности оных, и дабы сделать приобретение их наградой истинных только дарований и отличного знания, признаю за полезное, чтобы сходственно со ст. 79 Высочайше конфирмованного устава Дерптского университета постановлено было правилом и для всех других университетов наших, что никто не может быть профессором, не быв прежде доктором и
адъюнктом, не имев звания магистра, кроме россиян и иностранцев, определяемых по особенной известности в учёном свете.
Вследствие сего покорнейше прошу предписать Московскому университету, дабы имел оный правило сие ввиду, для исполнения при встречающихся случаях по всей возможности» [2, с.132-132 об.].
После этого циркулярного письма переписка между попечителями учебных округов и Министерством духовных дел и народного просвещения (Министерством народного просвещения) по вопросам создания нового Положения об испытаниях на учёные степени в университетах Российской империи затихает примерно на пять лет.
Первый университет, который нарушил тишину во взаимоотношениях между университетом и попечителем учебного округа, стал Дерптский. Обусловлено это было прежде всего наметившейся тенденцией к сокращению воспроизводства докторов наук в университете. Озабоченность этим была выражена попечителем Дерптского учебного округа князем К.А. Ливеном, который 2 октября 1825 г. вынес на рассмотрение Главного правления училищ своё мнение по решению данной проблемы. В частности, он писал: «Конечно, желательно удержать правило, чтобы никто в профес-соры не мог быть избираем, кто не приобрёл докторского достоинства, ибо сие есть лучший способ предохранить университет от профессоров мало сведующих, но нет правил без изъятий, к которым принуждают иногда обстоятельства. Бывают весьма достойные учёные, которые по разным причинам не искали докторского звания и которые бы университеты наши без такового изъятия ко вреду своему лишались.
Но для удержания вышесказанного правила непременно нужно переменить правила испытания на докторскую степень, установленные в Положении о производстве в учёные степени, ибо по тем правилам, как говорят все профессора, никто докторской степени получить не может, буде их строго держаться. Со времени ус-
тановления того Положения в Дерптском университете, исключая медицинского факультета, ни в одном из прочих не было производств в доктора, даже магистерскую степень с того времени ныне только получил один по философскому факультету.
Что же касается до учёных, кои несколько лет уже занимали с пользой профессорские кафедры, то нет сомнения, что вышесказанное правило к ним применимо быть не может» [3, с. 135-139].
В результате обсуждения мнения попечителя Дерптского учебного округа, выписок из устава Дерптского университета (1803, 1820 гг.) и Положения о производстве в учёные степени (1819 г.) 13 января 1827 г. Главное правление училищ определило: «Отнестись ко всем гг. попечителям учебных округов, чтобы они предложили университетам сообразить правила об испытании на степень доктора и представить мнения: какие перемены в оных допустить можно для облегчения испытания, не уменьшая, впрочем, важности экзамена на сию степень, также доставить именной список тех, кои со времени издания сказанных правил, получили в каждом университете по испытанию степень доктора, за исключением медицинского факультета, а в Виленском и Дерптском университетах сверх того богословского» [3, с. 139].
22 апреля 1827 г. министр народного просвещения А.С. Шишков направил попечителям учебных округов (Харьковского, Казанского, Московского, С.-Петербургского, Виленского, Дерптского) циркулярное предписание, в котором предложил им «...сообразить изъяснённые в Высочайше утверждённом Положении о производстве в учёные степени Правила об испытании на степень доктора и потом представить мнение университетов, какие перемены в оных допустить можно для облегчения испытания, не уменьшая, впрочем, важности экзамена на сию степень » [4, с.140-140 об.]. Обеспокоенность министра была обусловлена тем, что с 1802 по 1824 гг. только 48 испытуемых получили учёную степень док-
тора (примерно по два доктора наук в год). Если учесть, что более половины из них -доктора медицины, то становится вполне очевидной проблема воспроизводства научных кадров для других отделений российских университетов.
В течение 1827-1828 гг. в Министерство народного просвещения от попечителей учебныхокругов были направлены донесения, в которых наряду с предложениями отдельных учёных, отделений и факультетов университетов по изменению отдельных правовых норм действующего законодательства, а также по «облегчению Правил для испытания на степень доктора» предлагался и развернутый проект Положения о производстве в ученые степени.
Результаты нашего исследования показали, что основными причинами, побудившими Министерство народного просвещения форсировать работу по созданию нового Положения об испытаниях на учёные степени, являлись:
1) несовершенство отдельных правовых норм действующего Положения о производстве в учёные степени (1819 г.), регулирующих порядок проведения экзаменов на учёные степени;
2) отсутствие в Положении правовой нормы, в которой бы устанавливалась тесная взаимосвязь между учёной степенью, должностью и учёным званием;
3) несовершенство правовых норм действующего Положения, регулирующих испытания на степень доктора;
4) завышенные требования в Положении к испытуемым на степень доктора;
5) невысокие темпы воспроизводства университетами докторов наук по всем отделениям, кроме медицинского факультета (отделения).
Нами установлено, что в создании нового Положения об испытаниях на учёные степени (1837 г.) приняли участи все университеты Российской империи: Московский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и С.-Петербургский.
Развернутый проект Положения о про-
изводстве в учёные степени был предложен С.-Петербургским университетом. По структуре он состоял из четырёх глав, содержащих 54 параграфа и имеющих следующие названия.
1. О разделении наук для испытания на учёные степени и для получения оных.
2. Об учёных степенях.
3. Об испытаниях. Данная глава содержит пять подразделов:
3.1. Общие правила испытания.
3.2. Правила для получения степени студента.
3.3. Правила для получения степени кандидата.
3.4. Правила для получения степени магистра.
3.5. Правила для получения степени доктора.
4. О правах и преимуществах, сопряжённых с учёными степенями.
Существенную роль в создании нового Положения сыграли научные идеи следующих профессоров и адъюнктов российских университетов:
а) в Харьковском университете: Д.С. Борзенкова, И.Н. Даниловича, А.И. Дудровича,
В.С. Комлишинского, ИЯ. Кронеберга, П.К. Павловича и М.И. Сухомлинова;
б) в Московском университете: А.А. Аль-фонского, А.В. Болдырева, Н.Д. Брашмана, Х.Г. Бунге, Н. Васильева, И.И. Давыдова, Ф.А. Денисова, И.Е. Дядьковского, С.М. Ивашковского, М.Т. Каченовского, В.М. Котельницкого, Ф.Л. Морошкина, Е.О. Мухина, Н.И. Надеждина, М.Г. Павлова, Д.М. Перевощикова, М.П. Погодина, А.В. Рихтера, Н.Н. Сандунова, И.М. Снегирёва, А.Г. Терновского, Л.А. Цветаева, Ф.И. Чумакова, С.П. Шевырёва и П.С. Щепкина.
17 сентября 1834 г. директор Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения П.А. Ширин-ский-Шихматов обратился с письмом к директору канцелярии министерства П.М. Новосильскому, в котором сообщал: «При докладе г. министру народного просвещения проекта устава русских университетов,
его Превосходительство изъявил желание в бытность свою в Москве узнать мнение Совета тамошнего университета относительно возведения в учёные степени. На сей конец имею честь препроводить у сего к Вам, для доклада г. министру, главу из прежнего проекта университетского устава о сем предмете, со следующей к ней таблицей, вновь предлагаемое расписание кафедр и пояснительную к сим бумагам записку» [5, с. 8].
26 сентября 1834 г. министр народного просвещения С.С. Уваров направил в адрес попечителя Московского учебного округа
С.М. Голицына письмо с просьбой «поручить Совету Императорского Московского университета рассмотреть препровождаемую при сем из проекта устава университетов главу о возведении в учёные степени с тем, чтобы оный представил своё о ней мнение» [6, с. 11].
28 сентября 1834 г. Совет Московского университета по предложению попечителя Московского учебного округа С.М. Голицына рассмотрел прошение министра народного просвещения и предложил ведущим профессорам университета высказать свои мнения и представить их в письменном виде. Обсуждение этого вопроса в Совете университета состоялось 3 октября 1834 г. В нём приняли участие заслуженный профессор Л.А. Цветаев, ординарные профессора А.А. Альфонский, Х.Г. Бунге, И.И. Давыдов, И.Е. Дядьковский, М.Т. Каченов-ский, В.М. Котельницкий, Е.О. Мухин, Н.И. Надеждин, М.Г. Павлов, М.П. Погодин, А.В. Рихтер, И.М. Снегирёв, А.Г. Терновс-кий, экстраординарный профессор Н.Д. Брашман, а также адъюнкты Ф.Л. Морошкин и С.П. Шевырёв. По итогам обсуждения были сформулированы два основополагающих тезиса:
«1) .требовать знания как главной науки, так и соединённых с нею вспомогательных общих и особенных от кандидата -догматического, т.е. полного и систематически стройного по руководству, признанному за лучшее и одобренному для университетского преподавания; от магистра -
исторического, т.е. сопровождаемое подробнейшим изучением происхождения и судьбы разных догматов, входящих в состав требуемых наук, наконец, от доктора
- критического, т.е. соединённого с строгим исследованием и основательной оценкой всех исторических переворотов в судьбе изучаемых наук, и довершенного собственным, хорошо обдуманным и твёрдо доказанным взглядом на оные;
2) ... не от одного только доктора, но и от магистра требовать диссертации, на каком бы то ни было языке, с публичным её защищением, как для большего удостоверения в знаниях ищущего сей довольно важной и с значительными правами сопряжённой степени, так и для обогащения чрез то нашей учёной литературы полезными сочинениями» [7, с. 13-14 об.].
Наиболее обстоятельную оценку содержанию главы о возведении в учёные степени из проекта общего устава российских университетов представил ординарный профессор Н.И. Надеждин.
Относительно предметов испытаний на учёные степени в юридико-политическом факультете Московского университета свои предложения высказали заслуженный профессор Л.А. Цветаев и адъюнкт Ф.Л. Морошкин. Первый из нихсчитал необходимым ввести в число главных предметов испытания всеобщее уголовное право, которое может быть также вспомогательной наукой для русского уголовного и полицейского права [8, с. 33]. Предложения Ф.Л. Морошкина сводились к следующему.
«I. К российскому гражданскому праву, равно к праву уголовному и теории судопроизводства должна бы служить вспомогательной наукой: история славянских прав в соединении с историей рос[сийско-го] законодательства.
II. К политической экономии необходимо следует финансовая система древних (грек[ов] и рим[лян]) и нынешних народов (прусов, англич[ан], француз[ов] и авст-рий[цев]).
III. Всеобщее положительное государ-
ственное право могло б быть преподаваемо и требуемо на испытании в всеобщей истории положительных публичных прав.
IV. Всеобщая теория законов должна быть преподаваема и требуема в . всеобщей истории законодательств (что ныне права знатнейших древних и нынешних народов), из которой извлекается философия положительных прав (дух. законов).
V. Учение о полиции должно содержать: 1) теорию полиции; 2) всеобщую историю полицейских учреждений .3) российское полицейское учреждение» [9, с. 32].
4 октября 1834 г. свои предложения относительно испытаний на учёные степени в словесном отделении, руководствуясь правилами об историческом направлении в изложении знаний, письменно представили в виде таблиц для большей ясности ординарный профессор М.П. Погодин и адъюнкт С.П. Шевырёв [10, с. 34].
Завершая статью, мы бы хотели обратить внимание читателя на новизну тех идей и концепций, которые были представлены российскими университетами при разработке нового Положения об испытаниях на учёные степени. Вот их суть:
1) сформулирована цель испытаний на учёные степени (С.-Петербургский университет);
2) утверждено преимущественное право лиц с учёными степенями при занятии должностей в военной и гражданской службе (С.-Петербургский университет);
3) закреплено требование о том, что нормы правил испытаний на учёные степени должны быть точными и определёнными, чтобы устранить любой произвол (С.-Петербургский университет);
4) проведено:
♦ разделение российских университетов на пять факультетов аналогично уставу Московского университета: богословский, юридический, физико-математический, филологический и медицинский (С.-Петербургский университет);
♦ разделение физико-математического факультета на два отделения: 1) матема-
тическое и 2) физическое (С.-Петербургский университет);
♦ разделение физико-математического отделения на два разряда: 1) математический и 2) естественных наук (Казанский университет);
5) определён и значительно увеличен перечень предметов, читаемых на каждом факультете;
6) проведено разделение наук испытаний на главные науки и вспомогательные;
7) определён перечень учёных степеней, присуждаемых российскими университетами (студент низшего и высшего разряда, кандидат, магистр и доктор);
8) изложены требования к испытуемым на учёные степени: к действительному студенту - а) пройти полный курс наук избранного факультета в каком-либо российском университете и б) получить в установленном порядке аттестат, который бы показывал, к какому из двух разрядов он причислен (низшему или высшему); к кандидату -
а) пройти полный курс наук избранного факультета в каком-либо российском университете; б) показать по итогам изучения полного курса наук превосходные знания и отличные способности по какой-либо их части; в) представить удовлетворительное письменное сочинение или перевод иностранного классического произведения одного из известных писателей, который бы заслужил одобрения факультета; к магистру
- а) знать в совершенстве систему главной науки в целом, в частях и во взаимосвязи частей между собой; б) уметь преподавать главную науку или использовать её; к доктору - а) основательно и глубоко знать все предметы факультета, особенно главную науку; б) уметь показать сущность главной науки и её развитие; в) уметь находить проблемы в главной науке, а также лёгкие и новые пути и способы их решения; г) уметь совершенствовать связь и порядок частей главной науки, а также укреплять её основания;
9) приведён перечень лиц, которые могли быть допущены к испытаниям на учёные
степени: а) действительные студенты или кандидаты российских университетов; б) выпускники высших учебных заведений: Демидовского училища, Ришельевского лицея, благородных университетскихпансио-нов в городах Москве и С.-Петербурге, высшего С.-Петербургского училища, гимназии высших наук графа Кулешева-Безбородко и прочих при предъявлении аттестата;
10) установлены сроки приобретения учёных степеней:
а) действительного студента и кандидата - по окончании университета, то есть через 4 года (Виленский университет);
б) магистра - через 1 год после утверждения в степени кандидата (Виленский университет);
в) доктора - через 1 год после утверждения в степени магистра (Харьковский и Виленский университеты);
11) предложено отделениям составлять общие наставления (программы) по главным и вспомогательным наукам испытания (Казанский университет);
12) утверждён порядок производства испытаний на учёные степени магистра (доктора) (С.-Петербургский университет):
а) представление декану установленных документов для допуска к испытаниям;
б) устное испытание; в) письменное испытание; г) представление и защита диссертации; д) представление материалов защиты в Министерство народного просвещения для утверждения в учёной степени магистра (доктора); е) вручение магистерского (докторского) диплома;
13) сформулировано положение о том, что публичная защита диссертации является завершающим этапом подготовки магистров и докторов, то есть подготовка и аттестация профессорских кандидатов есть единый, а не разделённый процесс;
14) предложено освободить испытуемого на степень доктора от экзаменов в тех предметах, которые им были сданы при производстве в степень магистра (Виленский университет);
15) введено исключение в отношении
языка диссертации физико-математического факультета, предполагающего написание и защиту её на русском языке или более удобном языке (Харьковский университет);
16) предложено отменить диспут (Московский и Харьковский университеты) и заменить одной лекцией на латинском языке о предмете, предложенном факультетом (Харьковский университет);
17) сформулированы требования к знаниям для испытуемых в главных и вспомогательных науках (Московский университет):
♦ догматическое, т.е. полное и систематически стройное по руководству, признанному лучшим и одобренному для университетского преподавания (для кандидата);
♦ историческое, т.е. сопровождаемое подробнейшим изучением происхождения и развития разных догматов, входящих в состав наук испытания (для магистра);
♦ критическое, т.е. соединённое со строгим исследованием и основательной оценкой всех исторических переворотов в развитии изучаемых наук, и завершенное собственным, хорошо обдуманным и твёрдо доказанным взглядом на них (для доктора);
18) предложено вспомогательные науки подразделить на особенные науки и общие (Московский университет);
19) сформулировано требование знания латинского языка и одного из новейших языков, а также знания истории и литературы вспомогательной науки (Московский университет);
20) факультет наделялся правом отказать испытуемому в присуждении учёной степени доктора, если в процессе защиты диссертации будет установлен низкий уровень знаний по теме диссертации и умений при их представлении (Московский университет);
21) испытуемому вменялось в обязанность издание диссертации, одобренной факультетом, за три дня до публичных диспутов (Московский университет);
22) установлена заработная плата для действительного студента низшего (оклад
уездного учителя) и высшего (оклад младшего учителя гимназии) разрядов, а также для кандидата (оклад старшего учителя гимназии);
23) изменены классы государственных чиновников для лиц, утверждённых в учёных степенях: (а) действительный студент низшего разряда - в 12-м; б) действительный студент высшего разряда - в 10-м;
в) кандидат - в 9-м; г) магистр - в 8-м;
24) определены преимущества для лиц, имеющих степень доктора: а) отдаётся предпочтение при занятии академических должностей, а именно: адъюнкта, экстраординарного и ординарного профессора; б) имеет право открывать в других университетах публичные курсы, которые в них отсутствуют.
Таким образом, роль университетов Российской империи в создании Положения об испытаниях на учёные степени (1837 г.) весьма велика. Идеи и концепции профессоров и адъюнктов российских университетов значительно повлияли на развитие научного правосознания в этой сфере.
Литература
1. Относительно получений профессорских и
адъюнктских званий (представление попечителя Казанского учебного округа). 16 октября 1819 г. № 255 // Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419.
2. Циркулярное письмо Департамента народ-
ного просвещения попечителю Московского учебного округа. 19 февраля 1820 г. № 536 // По представлению попечителя Казанского учебного округа о том, чтобы постановлено было, что никто не может быть профессором, не быв прежде доктором и адъюнктом, не имея звания магистерского, кроме россиян и иностранцев, определяемых по особенной известнос-
ти в учёном свете (18.10.1819 -
19.02.1820 гг.) // Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828 гг.) / / РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419.
3. Выписка из журнала Главного правления
училищ 13 генваря 1827 г. // Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419.
4. Дело о составлении Положения об испы-
таниях на учёные степени (1843 г.) // РГИА, ф. 733, оп. 88, д. 5.
5. Без названия (сопроводительное письмо).
17 сентября 1834 г. № 9233 // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837,
05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.
6. Без названия (сопроводительное письмо).
26 сентября 1834 г. № 23 // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837,
05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.
7. Без названия (сопроводительное письмо
попечителя Московского учебного округа). 30 октября 1834 г. № 1326 // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837,
05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.
8. Без названия (мнение Л. Цветаева). Без
даты // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837, 05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.
9. Замечания касательно наук юридико-по-
литического факультета. Без даты // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837, 05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.
10. В Совет Императорского Московского университета от ординарного профессора Погодина и адъюнкта Шевырёва. 4 октября 1834 г. // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837, 05.08.1841 гг.) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143.