Научная статья на тему 'Реабилитация детей с девиантным поведением'

Реабилитация детей с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2299
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / УПУЩЕНИЕ / ОТКЛОНЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТЫ / ДИСКОМФОРТ / РАЗВИТИЕ / НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / FACTORS / OMISSION / DEVIATION BEHAVIOR / CONFLICT / DISCOMFORT / DEVELOPMENT / DISORGANIZATION / OVERCOMING / WARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хорошилова Лилия Семеновна, Морозова Надежда Ивановна

Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, но и проблему для общества, с которым эта личность пересекается. Девиантное поведение наблюдается у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей, у подростков-правонарушителей. Новое направление в реабилитационном процессе для нормализации адекватной социализации и школьной адаптации призвана помочь коррекционная педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation of children with behavioral problems

Deviant behavior is not only a problem of the person who suffers from this bias, but also a problem for the society with which that person is crossed. Deviant behavior is observed in intractable and pedagogically neglected children, juvenile offenders. A new direction in the rehabilitation process for the normalization of adequate socialization and school adaptation is designed to help correctional pedagogy.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей с девиантным поведением»

УДК 364.786:316.624

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Л. С. Хорошилова, Н. И. Морозова

REHABILITATION OF CHILDREN WITH BEHAVIORAL PROBLEMS

L. S. Khoroshilova, N. I. Morozova

Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, но и проблему для общества, с которым эта личность пересекается. Девиантное поведение наблюдается у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей, у подростков-правонарушителей. Новое направление в реабилитационном процессе для нормализации адекватной социализации и школьной адаптации призвана помочь коррекционная педагогика.

Deviant behavior is not only a problem of the person who suffers from this bias, but also a problem for the society with which that person is crossed. Deviant behavior is observed in intractable and pedagogically neglected children, juvenile offenders. A new direction in the rehabilitation process for the normalization of adequate socialization and school adaptation is designed to help correctional pedagogy.

Ключевые слова: факторы, упущение, отклонение, поведение, конфликты, дискомфорт, развитие, неорганизованность, преодоление, предупреждение.

Keywords: factors, omission, deviation behavior, conflict, discomfort, development, disorganization, overcoming, warning.

Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, но и проблему для общества, с которым эта личность пересекается. Возрастающий уровень агрессии у населения в целом заставляет задуматься о смягчении данного явления, если о ликвидации не может быть и речи в силу невозможности реализации такого замысла. Педагогической стороной данной проблемы можно назвать усложненный процесс обучения не только конкретных детей с отклоняющимся поведением, но и всего класса в целом, так как, например, при агрессивной направленности личности, которая носит маску шута, преподаватель вместо того, чтобы сконцентрироваться на более продуктивной подаче учебного материала, вынужден отстаивать свой авторитет. С другой стороны, остальные учащиеся сосредотачивают внимание на шуте и, естественно, не обращают внимания на учебу.

В настоящее время выделяются три группы факторов и причин, вызывающих отклонения в поведении учащихся: социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.

К первой группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, по месту жительства. Вторую группу причин и факторов, вызывающих отклоняющееся поведение, составляют внутренние и внешние конфликты подростка, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями и развивающаяся на этой основе неудовлетворенность собой и своим положением в коллективе класса. Все это формирует устойчивый психологический дискомфорт, состояние тревожности, неуверенности в себе, своих силах и возможностях. Психологической перегрузке учащихся способствует также нерациональная организация их труда и отдыха, перегрузка дополнительными учебными заданиями и другие причины.

Картина психического состояния может еще более усложниться, если в семье ученика имеют место кон -фликтные взаимоотношения между родителями, если они проявляют жестокое отношение к нему.

К третьей группе причин и факторов отклоняющегося поведения детей и подростков относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания. К ним же относятся нарушения обменных процессов, мало-рослость или гигантизм, нарушения речи, слуха, двигательной сферы, явления акселерации и ретардации. Появлению отклонений в поведении учащихся способствуют акцентуации характера, их эмоционально-волевая дисгармоничность, невротические и психопа-топодобные аспекты в их развитии и др.

Все это позволяет сделать следующий вывод. Комплексный характер причин отклонений в поведении учащихся подтвержден рядом исследований: зарождаясь, как правило, в семье, отклонения в поведении школьников развиваются при негативном воздействии других факторов.

Отклоняющееся поведение обычно классифицируют по степени отклонения: трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные подростки, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники. Отклонения в поведении не появляются неожиданно, для их формирования и устойчивости требуется значительное время [1, с. 67]. Как и любое заболевание, легче всего корректируется в начальной стадии, но именно это время характеризуется только незначительными симптомами.

Первая стадия педагогической запущенности отличается некоторым интересом к познанию и образовательному процессу. Этот этап можно назвать предрасполагающим, по времени возникновения он соответствует дошкольному. Возникновение происходит по причине (или комплексу причин) неправильного воспитания и нездоровой атмосфере в семье, некорректного подхода воспитателей в дошкольных учреждениях (ребенок ощущает себя некомфортно в кол-

лективе) и из-за длительного подавления возможностей ребенка в удовлетворении жизненных потребностей. Второй этап выступает как следствие первого -ребенок имеет слабую психологическую и познавательную подготовленность к обучению в школе. Здесь характерны зачатки отрицательного отношения к нормам и правилам жизни в обществе на основании безуспешной образовательной деятельности. Две заключительные стадии наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. В этот период происходят правонарушения, нападения на слабых из-за желания самоутвердиться, которое не направляется в созидательное или творческое русло. В старших классах поведение учащихся отличается большей скрытностью, но при отсутствии должной коррекции оно только усугубляется [2, с. 15].

По степени педагогической запущенности выделяют три группы детей. В первой отрицательные качества детей неустойчивы и носят стихийный характер, а сами дети часто безвольны, рассеянны, неорганизованны, несамостоятельны, капризны и подвержены неожиданным приступам агрессии. Во второй группе дети имеют низкую успеваемость в школе, конфликтуют с учителями и одноклассниками, а сфера интересов не включает в себя учебный процесс. Характер таких детей отличает вспыльчивость, неустойчивость настроения, озлобленность, повышенная конфликтность. В третьей группе дети откровенно грубы с окружающими и способны на преступления.

Причины, по которым дети приобретают девиант-ное поведение, могут рассматриваться как с социальной, так и с педагогической позиции. Поскольку изначально человек является социальным существом, то и общество, в котором человек находится, имеет на него колоссальное влияние. Самым первым социумом, куда люди попадают после своего рождения, является семья. Именно в семье ребенок получает представление о социальных ролях, своем месте в данном обществе и приемлемых моделях поведения. В случае нарушения родителями поведенческого шаблона у ребенка складывается ложное представление о норме (в тех семьях, где принято физическое насилие, дети с меньшим уважением относятся к чужому здоровью, и для них не составляет труда ударить человека). При отсутствии выраженной любви между родителями дети растут тревожными, неуверенными в себе, замкнутыми и агрессивными, даже если на первый взгляд в семье все благополучно. Дети очень чувствительны к семейному микроклимату, поэтому все неурядицы склонны принимать на свой счет. Чрезмерная опека, как и чрезмерное пренебрежение со стороны родителей, также способны вызвать отклонения в поведении. В первом случае дети нарушают все границы дозволенного, чтобы доказать взрослым собственную состоятельность как личности и встать с ними на одну ступень. Отсюда вырастает повышенная агрессивность как реакция на повышенное внимание и недоверие со стороны родителей, ребенок пытается отстоять собственное «я», прибегая практически к любым средствам. Желание доказать свою взрослость может выражаться в приобретении вредных привычек (в курении, наркомании, алкоголизме, токсикомании), в демонстративном поведении и т. д. Игнорирование родителями своего ребенка вызывает у последнего реакцию, направленную

на привлечение внимания. Она может включать в себя различные проявления: от вредных привычек вплоть до суицида. Повышенная требовательность со стороны родителей неизбежно ведет к развитию замкнутости и скрытности у ребенка. Непоследовательность в воспитании (например, то, что запрещает отец, разрешает мать, и наоборот) провоцирует развитие и укоренение таких качеств, как лживость, лицемерие, непоследовательность. Все перечисленные недостатки воспитания провоцируют подрыв родительского авторитета в глазах детей и, следовательно, отсутствие уважения к ним.

Следующим фактором формирования девиантно-го поведения служат взаимоотношения с учителями. Крайности в поведении учителя ведут к неуверенности в себе, замкнутости, озлобленности, что отрицательно сказывается на отношении к учителю, которое переносится на предмет. Помимо процесса обучения, от сложившейся ситуации страдают и отношения с одноклассниками. Со стороны педагога причинами конфликта часто выступают: его неправильное поведение по отношению к так называемым «трудным» детям, которое не меняется по мере возрастного и психического развития школьников; педагогический эгоцентризм, т. е. нежелание видеть учащегося в качестве активного и равноправного субъекта деятельности, общения и поведения.

Со стороны опытных педагогов конфликт между ними и учащимися с девиантным поведением может восприниматься как основание для разрешения противоречия и в этом случае ведется поиск конструктивного поведения, направленного на разрешение конфликта. Если же конфликт воспринимается и оценивается как угроза личному благополучию педагога и установившемуся порядку вещей, тогда он ведет поиск снятия эмоциональной напряженности, возникающей при конфликте по типу психологической защиты.

В подростковом возрасте дети, как правило, представляют собой уже сформировавшуюся личность, обладающую определенным набором как положительных, так и отрицательных качеств на фоне сложившегося темперамента. По типу темперамента люди делятся на четыре группы: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. В подростковом возрасте признаки темперамента оказываются максимально выраженными, поскольку характер уже сложился, а контроль над его внешними проявлениями еще не обретен. Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, а характером - индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обусловливающее приемлемое поведение в той или иной ситуации [3, с. 12].

Очень часто развитие и прогресс негативных и отклоняющихся черт характера происходит с акцентуацией темперамента. По степени отклонения дети делятся на две группы: дети с незначительными отклонениями в поведении и дети с выраженной акцентуацией темперамента и характера, которая рассматривается в рамках науки - клиническая психология. Нас интересуют дети первой группы, к которой относятся:

1) ленивые дети, которые часто учатся по настроению, несистематически, хотя встречаются случаи полного отрицания учебного процесса. Обычно лень порождается болезненным отношением (гиперо-

пекой) родителей или других ближайших родственников к ребенку;

2) учащиеся с пассивным поведением. Пассивное поведение школьников характеризуется практически полной индифферентностью к познавательному процессу, социализации. Такие дети обладают пассивным темпераметром - флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные);

3) ненастойчивые дети отличаются немотивированностью, легким переключением с одного вида деятельности на другой (сангвиники), им скучно на уроках;

4) эгоистичные школьники интересуются только своими проблемами, озабочены только собственными удобствами, не обращают внимания на других людей;

5) неорганизованные, которые делятся на четыре вида:

- дезорганизаторов, которые вольно или невольно срывают занятия ироничными замечаниями. Более глубокими познаниями в предмете они заставляют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока;

- малоорганизованных детей, которые не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах;

- частично организованных детей, которые не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов;

- заорганизованных детей, которые либо слепо подчиняются установленному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорга-низованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания на состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность) [4, с. 130].

Социально-реабилитационная, коррекционно-пси-хологическая и профилактическая работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, проводятся в нескольких направлениях. При имеющихся отклонениях в зависимости от степени тяжести и типа девиации первая стадия требует вмешательства и контроля непосредственно педагога. Учитель как человек, постоянно вовлеченный в процесс становления девиации, имеет достаточно четкое представление о процессе отклонения. Соответственно, он может сделать правильные выводы о причинах сложившейся ситуации, а адекватная и своевременная диагностика помогает ликвидации недостатка в короткий срок. В первую очередь от преподавателя требуется повышенное внимание к ребенку, и исходя из качества отклонения вырабатывается тактика поведения. Так, например, работа с детьми-дезорганизаторами требует не только колоссальной выдержки, но и умения направить энергию ученика в нужное русло, не потеряв при этом свое лицо. Мнимые дезорганизаторы отличаются большим багажом знаний по некоторым предметам, который, случается, превышает запас знаний учителя. Естественной реакцией учителя на это будет ярость, но в данном случае необходимо взять себя в руки и поощрить школьника за проделанную работу. Коррекция пассивно направленных личностей (необщительных, замкнутых, с низкой работоспособностью) основывается на

создании положительной мотивации, развитии интеллекта в целом и постепенном усложнении заданий. Задачи педагога, занимающегося коррекцией поведения, состоят не только в повышении работоспособности ученика, но и в помощи становления личности, готовой самостоятельно справиться с жизненными ситуациями без ущерба для себя и окружающих.

Преодоление отклонений в поведении учащихся возможно на любой стадии их развития и представляет собой процесс искоренения отрицательных качеств и замена их положительными качествами личности.

Предупреждение и преодоление отклонений - это не два самостоятельных и разных процесса, а взаимосвязанные между собой стороны одного двуединого процесса борьбы с зарождающимися и развивающимися отрицательными качествами личности, единый процесс социализации личности. Причем предупреждение и преодоление отклонений в поведении учащихся - это не отдельный и самостоятельный процесс, осуществляемый в отрыве от основного учебно-воспитательного процесса, а органическая составная его часть.

Как показывает практика, преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждения с упражнениями детей в правильных действиях и поступках, Этому способствуют игровая деятельность детей, создание естественных и педагогически задуманных ситуаций. Данные ситуации и обстоятельства заставляют ребенка активно думать, принимать этические решения, упражняться в положительном нравственном опыте.

Кроме того, устранению отклоняющегося поведения для данной категории школьников помогает упорядочивание организации их деятельности в процессе обучения в школе. Средствами такого упорядочивания организации учебной деятельности являются: методы позитивного стимулирования, создание ситуации успеха, щадящая нагрузка и дифференциация требований, индивидуальный и личностный подход, рациональная организация учебной деятельности и повышение ее интенсивности.

Эффективным терапевтическим средством, которое нормализирует психическую деятельность, психическое состояние этих школьников является снятие психологических перегрузок. Они возникают, как правило, вследствие монотонии, растянутости и однообразия учебной деятельности, обеднения учебного материала, однообразия форм и методов его переработки, притупляющего интеллектуальные процессы, угнетающего, тормозящего психическую деятельность детей и подростков, имеющих отклонения в поведении.

Комплексный характер причин отклонений в поведении учащихся вызывает необходимость комплексного подхода к работе по их предупреждению и преодолению.

Вообще основная функция коррекционной педагогики и психологии заключается в воспитании и поддержке полноценного члена общества, адекватного человека и гармоничной личности. Существуют настолько запущенные случаи, что необходима не только помощь психолога, но и психиатра. Регулярно проводимые психологические тесты помогают выявить аспекты проблем личности.

Литература

1. Руденко, А. М. Психология для медицинских специальностей / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

2. Танеев, А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А. Д. Танеев. - Курск, 2008.

3. Руденко, А. М. Социальная реабилитация: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Наука Спектр; М.: Дашков и К°, 2011.

4. Майерс, Д. Социальная психология. - 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2002.

Информация об авторах:

Хорошилова Лилия Семеновна - доктор географических наук, профессор кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности КемГУ, 8-923-516-19-38, [email protected].

Lilia S. Khoroshilova - Doctor of Geography, Professor at the Department of Social Medicine and Life Safety, Kemerovo State University.

Морозова Надежда Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ, 8(384) 258-69-86, bgd.kemsu@mail .ru.

Nadezhda I. Morozova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Social Medicine and Life Safety, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 08.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.