Роль тьютеров в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Тюрина И. В.
Тюрина Ирина Владимировна / Tjurina Irina Vladimirovna - специалист, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Опорно-экпериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», г. Архангельск
Аннотация: в статье рассматривается роль тьютеров в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract: the article discusses the role of tutors in the education of children with disabilities.
Ключевые слова: модель, реабилитация, сопровождение, адаптация, социализация. Keywords: model, rehabilitation, maintenance, adaptation, socialization.
Тьютерство - это новое направление, которое появилось в России. Его стали активно обсуждать в системе образования и социальной сфере. На данном этапе роль этого специалиста в системе образования только формируется и находится в стадии становления. Мы представляем наши размышления о тьютерстве на основе практического опыта в условиях реабилитационного центра, в котором эту функцию выполняют на разных этапах обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья разные специалисты: учитель, логопед, дефектолог, психолог, специалист по социальной работе, воспитатель, младший воспитатель и другие специалисты [1, с. 124].
Одно из существующих определений тьютера следующее: тьютер - это специалист (педагог), осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в течение учебного дня - на фронтальных и (или) на индивидуальных занятиях. Есть дети, которым нужно сопровождение тьютера и на переменах для осуществления взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Основная задача тьютера на начальных этапах обучения - помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации к новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения, а затем на следующих этапах - помощь в освоении образовательной программы, по которой учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях ГБУ АО «Опорно-экспериментального реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Центр) учатся дети с разными физическими, интеллектуальными, психическими возможностями, часто это дети соматически ослабленные. В силу этого часть этих детей учится по индивидуальным программам. У каждого такого ребенка свой темп усвоения программы, свои способы коммуникации с окружающими людьми (есть дети со специальными коммуникативными потребностями, а также дети, имеющие невнятную, трудно понятную для окружающих речь).
В процессе обучения некоторым детям нужна помощь в организации рабочего места (например, если ребенок с ДЦП ограничен в движениях или полностью обездвижен) - нужно найти нужную страницу в учебнике, открыть его, а иногда и записать решение задачи и т. д.
На занятиях в классе очень важна и необходима помощь тьютера на этапе постановки учителем учебной задачи и принятии ее детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютер вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнения определенного алгоритма действий, иногда и прописыванию этого алгоритма. Это особенно актуально для детей со сниженным уровнем интеллекта, которые в условиях Центра есть в каждом классе. Таким детям для успешного решения учебной задачи просто необходима наглядная опора (таблицы, схемы), которую педагог сопровождения помогает создать ребенку или создает сам, если ребенок не может писать. Без наглядной опоры дети со сниженным интеллектом зачастую не в силах справится с учебной задачей.
Очень важно на фронтальных занятиях при взаимодействии тьютера и учителя создать для «особого ребенка» ситуацию успеха, чтобы ребенок не чувствовал себя «белой вороной» в классе. Но часто эта задача в условиях фронтальной работы становится недостижимой, и тогда ребенок выводится на индивидуальные занятия с тьютером. Как правило, в таких случаях ребенок не справляется с одним или двумя предметами (часто это русский язык и (или) математика). В условиях Центра это дети со сниженным интеллектом, которые учатся в классе с детьми, осваивающими общеобразовательную учебную программу, или дети с сохранным интеллектом, но с тяжелой формой ДЦП, практически обездвиженные (дети - «колясочники»).
Педагог сопровождения совместно с учителем и дефектологом разрабатывает таким детям индивидуальные программы, создает индивидуальные методические пособия, разрешает вопросы о способе и средствах подачи учебного материала, создает индивидуальные карточки с посильными заданиями, решает вопросы оценки успешности учебной деятельности «особых» детей на методических совещаниях и др.
В условиях Центра в первые десять лет его работы был прекрасный опыт организации образовательного процесса, в котором с группой детей работали два учителя и младший воспитатель. Один из учителей вел урок, а второй выступал в роли тьютера. Младший воспитатель сопровождал ребенка в режимных моментах и на процедурах. Сегодня, к сожалению, количество детей с тяжелыми множественными нарушениями
увеличивается, а возможности использовать данный опыт в системе образования нет. В классе с детьми работает сейчас один учитель (сотрудник школы) и младший воспитатель (сотрудник Центра), при этом сохранено медико-социальное и психо лого-педагогическое сопровождение.
Отдельного размышления требует вопрос о роли тьютера в процессе итоговой государственной аттестации детей с множественными нарушениями развития при сохранном интеллекте. Существующая форма проведения экзаменов не позволяет адекватно оценить уровень знаний таких детей.
Литература
1. Аксенова О. Е. и др. Введение в абилитацию детей. Архангельск: ОАО ИПП «Правда Севера», 2009. - 360 с.