Научная статья на тему 'РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ'

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монгуш Кенин-Лопсан / этнокультурный бренд / музейное дело / шаманизм / Mongush Kenin-Lopsan / ethno-cultural brand / museology / shamanizm

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самдан Зоя Баировна

статья посвящена деятельности старейшего сотрудника Национального музея Республики Тыва, одного из ведущих шамановедов мира Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CREATIVITY OF M.B. KENIN-LOPSAN IN THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL BRANDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF TUVA

the article is devoted to the activities of the oldest employee of the National Museum of the Republic of Tuva and one of the leading shamanists in the world – Mongush Borakhovich Kenin-Lopsan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ»

3. Кенин-Лопсан, М. Родина горлового пения. Хоомей - 91: [Об итогах фестиваля-конкурса художественной самодеятельности, посвященного 70-летию Великой Октябрьской революции] / Монгуш Кенин-Лопсан // Тув. правда. - 1991. - 7 июля.

4. Сундуй, М. Из рода Монгушей: [о М. Дакпае (Дакпай Монгуш) - известный тув. хоомейжи] // Тув. правда. - 2006 . - 25 мая.

5. Сундуй, М. Сказитель Чульдум-оол: [ А. Ы. Чульдум-оол - представитель хоомейжи Улуг-Хемского кожууна] / Марьятта Сундуй // Тув. правда. - 2007. - 12 июля.

6. Сундуй, М. Хунаштаар-оол Ооржак : моногр. очерк / М. М. Сундуй, Ч.Ч. Куулар; ред. Б. К. Будуп. - Кызыл, 1994. - 38 с. (1,4 п.л.).

7. Сундуй, М. Человек красивой души : [о Маржымале Ондаре] / М. М. Сундуй // Тув. правда. - 2003. - Март 20.

8. Чыргал-оол, А. Хоомейжилер корулдези (Смотр хоомейистов) [Об итогах Республиканского фестиваля-конкурса горлового пения «Хоомей-1988»] / А.Б.Чыргал-оол, председатель жюри // Шын. - 1988. - 12 августа.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна - научный сотрудник Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина Республики Тыва, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия. Электронный адрес: 89233805832@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Badyrgy Maryatta Madyr-oolovna, Reserch Fellow, A.S. Pushkin National Library of the Republic of Tyva, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia. E-mail: 89233805832@mail.ru

УДК 069-051 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-144-149

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТУВЫ

Самдан З.Б.

Аннотация: статья посвящена деятельности старейшего сотрудника Национального музея Республики Тыва, одного из ведущих шамановедов мира Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана.

Ключевые слова: Монгуш Кенин-Лопсан, этнокультурный бренд, музейное дело, шаманизм.

THE ROLE OF CREATIVITY OF M.B. KENIN-LOPSAN IN THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL BRANDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF TUVA

Samdan Z.B.

Abstract: the article is devoted to the activities of the oldest employee of the National Museum of the Republic of Tuva and one of the leading shamanists in the world - Mongush Borakhovich Kenin-Lopsan.

Keywords: Mongush Kenin-Lopsan, ethno-cultural brand, museology, shamanizm.

Процессы неотрадиционализма, характеризующиеся как наиболее перспективный путь сохранения культурного наследия тувинского народа на современном этапе, выраженный через модификацию архетипических образов в сфере

144

индивидуального творчества, можно продемонстрировать на примере многогранной подвижнической деятельности писателя, ученого, краеведа с мировым именем Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана. В его творчестве, на наш взгляд, наиболее последовательно и достоверно отразилась идея сохранения культурного наследия и исторической памяти тувинского этноса. Эта идея воплотилась в жизнь через органическое переплетение его научной и писательской деятельности. Художественные образы в его творчестве, созданные на основе фольклорно-мифологических архетипических образов, видоизменялись под влиянием разных факторов исторического развития тувинского общества и индивидуальных особенностей его творческой личности.

Проблема сохранения культурного наследия тувинского народа в творчестве М.Б. Кенин-Лопсана и его роль в создании этнокультурных брендов музея пока не была объектом специального исследования. В таком ракурсе его творчество рассматривается впервые.

Идея сохранения исторической памяти культурного наследия тувинского народа наиболее последовательно и ярко отразилась в творчестве М. Кенин-Лопсана через образ шамана. И это естественно. Его человеческая и творческая судьба складывалась под влиянием объективных исторических факторов тувинской действительности, обусловленных кардинальными переменами в жизни тувинского общества и перипетиями его личной биографии. М. Кенин-Лопсан рос в традиционной многодетной семье охотника, в окружении прекрасных знатоков тувинского фольклора. Он является выходцем из шаманского рода, которого в начале его сознательной жизни на тернистый путь познания духовной культуры народа напутствовали бабушка-шаманка КууларХандыжап и исследователь древностей, ученый-тюрколог С.Е. Малов. Одержимость темой шаманизма предопределила всю его дальнейшую жизнь. Образ жизни шамана, шаманские мифы и шаманские алгыши передались ему «генетически» и впитались в его сознание с самого детства. Поэтому архетипический образ шамана в его душе действительно был наделен силой, которая захватила его и продиктовала судьбу.

Процесс трансформации образа шамана в творчестве М. Кенин-Лопсана происходил постепенно. Чтобы понять почему писатель периодически обращался к образу шамана, необходимо отследить этот процесс в контексте основных направлений и этапов его писательской, научной и практической деятельности.

Литературную и научную деятельность М. Кенин-Лопсана мы разделяем на два больших этапа: советский (1950-1990 гг.) и постсоветский (1991 - по настоящее время). При анализе художественного и научного осмысления образа шамана им в постсоветское время мы опираемся на периодизацию процесса возрождения национальной культуры Тувы с социокультурной точки зрения, которую предлагает М.М.-Б. Харунова [Харунова, 2010]. Она выделяет три периода: конец 1980-х годов, когда происходило освобождение от советской системы регулирования этнической культуры; 2) начало 1990-х годов - признание некоторых культурных традиций на уровне власти региона, предоставление им официального статуса; 3) с середины 1990-х годов и до сегодняшнего дня - активное развитие традиций национальной культуры во всех сферах культуры, при поддержке власти РТ [Харунова, 2010: с. 63].

Выпускник восточного факультета Ленинградского университета (1947-1952 гг.) М. Кенин-Лопсан в советский период утвердился больше как писатель. История быта, нравов, обычаев тувинцев, их психология и душа выразились в творчестве М. Кенин-Лопсана. Как поэт, публицист и прозаик он составил своеобразную художественную летопись жизни тувинского народа. Он автор более двух десятков сборников поэзии и прозы [Кенин-Лопсан, 1975]. В них архаика раскрывается в тесном переплетении фольклорно-мифологических образов с образами исторических персонажей. Среди них особое место занимают произведения на тему шаманизма и о судьбе людей, пострадавших в годы репрессий в Туве, в 1930-50-е годы.

В советское время в условиях идеологического запрета на изучение «пережитков прошлого» М. Кенин-Лопсан тайно и систематически собирал тексты шаманского фольклора. По его собственному признанию, в 1996 году он вспоминал об этом в своем интервью: «В те времена было принято считать, что тувинские ученые не занимались тувинским шаманизмом. Они очень боялись этой темы. Если они рассматривали эту проблему, то они делали это тайно. Поэтому никто не знал, что я собирал шаманский фольклор. Даже с шаманами я встречался тайно» [Майкл Хоппал, 2009: с. 321].

На втором постсоветском этапе творчества М. Кенин-Лопсана в судьбе писателя произошли кардинальные изменения. В первый период этого этапа, в конце 1980-х годов он постепенно освободился от партийной опалы как человек, якобы являющийся рупором пережиточной религиозной идеологии. В 1987 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства», опубликовал монографию «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец XIX нач. ХХ в.» [Кенин-Лопсан, 1987].

Во второй период постсоветского этапа в начале 1990-х годов, было разрешено на уровне власти проведение I Международного семинара шаманов и шамановедов (1993 г.), открылся Научный центр по изучению шаманизма при Краеведческом музее (1993 г.), создано общество тувинских шаманов «ДYЦГYP», президентом которого стал М. Кенин-Лопсан (1993 г.) и т.д. Его научная деятельность получила официальный статус. На этом этапе М. Кенин-Лопсан как бы набрал «второе дыхание», он открылся больше как ученый. Разумеется, это были всходы предыдущей многолетней научной работы. Научные направления его деятельности также многогранны: фольклорист, историк, этнограф-шамановед, этнопедагог, мифолог, искусствовед и т.д. Он работал более чем с тысячью информантами, опубликовал тексты и исследования по шаманизму: «Тувинские алгыши» [Кенин-Лопсан, 1995], «Магия тувинских шаманов» [Кенин-Лопсан, 1993].

С середины 1990-х годов, в третий период постсоветского этапа, научная и писательская деятельность М.Кенин-Лопсана получает наиболее активное развитие. В 1997 году он защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма. По материалам шаманского фольклора». Был проведен II Международный симпозиум по изучению шаманизма (2003 г.), опубликованы труды «Мифы тувинских шаманов» (2002 г.), Дыхание Черного Неба» (2010 г.) и др. [Кенин-Лопсан, 2010]. В этот период М. Кенин-Лопсан написал три романа - «Исчезнувшая девушка» (2000 г.), «Буян-Бадыргы (2000 г.), «Судьба шаманки» (2016). Анализу этих романов посвящена другая статья автора.

Как показывает вышеприведенный обзор писательской и научной деятельности М. Кенин-Лопсана в разные периоды творчества, его обращение к архаике, в частности к теме шаманизма, как к глубинной памяти этноса было постоянным.

Обращение к теме сохранения культурного наследия Тувы в год 90-летия образования Национального музея им. Алдан-Маадыр, а также накануне 95-летия со дня рождения старейшины музея М.Б. Кенин-Лопсана, который непрерывно проработал в его стенах более 50 лет, дает возможность увидеть целостную картину о развитии тувинского музееведения. Причем, в данном случае эта тема раскрывается через призму уникальной человеческой судьбы, сложившейся как служение Делу жизни - сбережению духовной культуры своего народа.

Бесценные музейные экспонаты, собранные по крупицам силами многих поколений любителей старины и хранящиеся в безмолвных фондах хранилищ, оживают благодаря самоотверженному труду скромных энтузиастов музейного дела. Почти каждый музей славится своими знаменитыми хранителями, олицетворяющими живую душу сокровенных кладезей, этих немых свидетелей времени. Одним из таких музейных служителей является М.Б. Кенин-Лопсан. Однако в течение столь длительного времени, более чем половина столетия, быть генератором идей, вдохновителем, средоточием

146

научного осмысления всего многообразия скрупулезной музейной деятельности удается единицам. В этом плане тувинскому музею посчастливилось иметь редкого Хранителя в лице М.Б. Кенин-Лопсана. Поистине универсального служителя: он и собиратель, и хранитель, и консультант, и методист, и гид, и лектор, и исследователь, и издатель музейных проектов.

Среди музейных проектов М. Кенин-Лопсана основное место занимает коллекция шаманских атрибутов, которую он собирал с 1966 года и впервые представил на выставке в 1993 году. И это закономерно, так как она создавалась на основе его научных трудов и художественных произведений о тувинском шаманизме. Архетипические фольклорно-мифологические и литературные образы шаманов, в том числе собирательный образ шаманки Хандыжап; образы главных помощников-идолов медведя и волка в этой коллекции занимают центральное место. Об этом свидетельствуют музейные экспозиции с высокохудожественными фотоиллюстрациями Ю.А. Косарькова и мастерски исполненными декоративными композициями В.Н. Елизарова. Глубоко осмысленное интеллектуальное и духовное единение, тонкое и бережное проникновение в мир тувинской мифологии сопровождало многолетнее сотрудничество М. Кенин-Лопсана и В. Елизарова. Это сотрудничество, безусловно, способствовало успеху шаманских коллекций в международных проектах тувинского музея.

С целью более широкой и системной интеграции музейных проектов в международные выставки и медиапроекты необходимо, разумеется, специалистам музея активизировать работу по решению проблем сохранности и пополнения фондов музея этнокультурными брендами, в том числе и шаманской коллекцией. Обновление старых, формирование новых музейных коллекций этнокультурными брендами, безусловно, будет способствовать и развитию туризма в республике. Проблема сохранности музейных коллекций связана также расширением просветительских и образовательных проектов, для которых требуется создание аудио,- видеокассет, туристических путеводителей, буклетов и т.д., выполненных средствами современных технологий.

Образы шаманов, развитые в творчестве М. Кенин-Лопсана, оказались весьма востребованными в современном обществе. Шаманизм как религия, как психология, как образ жизни все больше привлекает внимание современных людей, особенно ученых, не только как реликт для изучения традиционной культуры народов, но и как путь познания человека и мира.

Современные ученые не различают неошаманизм от шаманизма. Исследователь сибирского шаманизма Д.А. Функ, например, различая понятия «шаманизм» и «шаманство», пишет, что «под понятием шаманства понимается ритуальные и магические практики, для выполнения которых обществу необходим был специальный посредник (кам) в общении с миром духов, связанные с этими практиками символы и атрибутика, особые ритуальные тексты, представления собственно камов о мире и человеке, в том числе и о самих себе» [Функ, 2005: с. 35].

Изучая своеобразие возрождения шаманства во многих регионах Сибири, в том числе в Туве, в постсоветский период, ученые констатируют развитие неошаманизма. Они пишут, что появились профессиональные шаманы, которые стали жить доходами от собственной деятельности. Государственные структуры их поддерживали. Так, например, В.И. Харитонова исследовала оригинальную трансформацию и возрождение шаманской среды в Туве. Она отметила руководящую роль и опыт ученого М.Б. Кенин-Лопсана в создании централизованной сети шаманских объединений, а также оценила его авторитет в шаманской среде, который даже даёт шаманские посвящения. Собственную шаманскую практику М. Кенин-Лопсана, ученый подтверждает его признанием: «Сам Кенин-Лопсан, по его словам, в 9-летнем возрасте получил шаманское посвящение от своей бабушки-шаманки; он костоправ; оказывал родовспоможение, гадает на камнях; утверждает, что раньше тайно камлал» [Харитонова, 2001: с. 173)].

М.Б. Кенин-Лопсан как практик помогал не только шаманам, но и всем простым людям. «В течение нескольких десятилетий он оказывал неоценимую помощь всем страждущим. Нескончаемый поток посетителей из кожунов, сумонов и городов Тувы -шаманисты и буддисты, учителя и научные сотрудники, писатели и художники, приезжие и путешественники - все шли к нему за помощью, консультацией, спасительным советом. Не зря народ назвал его «знатоком» тувинской души» [Самдан, 2001: с. 26].

Востребованность М. Кенин-Лопсана как организатора, консультанта, действующего практика в шаманской среде, а также как лекаря души страждущих в тувинском обществе была неоспорима. Тувинский шаманизм, наравне с такими самобытными явлениями духовной культуры, как тэнгрианство, буддизм, православное старообрядчество, горловое пение, традиционное музыкальное искусство, камнерезное искусство и т.д., становится органической частью этнокультурных брендов Тувы.

В 1990-2000-е годы комплексные музейные проекты М.Б. Кенин-Лопсана о шаманизме - выставки, вернисажи, лекции - вызвали большой интерес не только у самих носителей тувинской культуры, но и у туристов, путешественников, ученых. Эти годы были ознаменованы непосредственным выходом М. Кенин-Лопсана на международную научную арену. Он побывал по приглашению с лекциями и докладами во многих странах Европы - в Австрии (1995; 2002); Швейцарии, в Этнографическом музее г. Антверпен (1996); Бельгии (1998), Германии (1999, 2000); Италии (2002), США (1998) [Кенин-Лопсан, 1998, 2002].

М.Б. Кенин-Лопсан участвовал в международных выставках и вернисажах с выездной экспозицией Тувинского Национального музея им. Алдан-Маадыр по теме «Шаманы в Центре Азии. Мифологическое наследие тувинского народа». К открытию бельгийской выставки была издана на немецском языке книга-каталог с цветными иллюстрациями А. Косарькова «Очарованный шаманом. Шаманизм в Туве». Во время международных поездок М. Кенин-Лопсан выступал с лекциями «Координаты души у тувинцев», «Воздушный мавзолей тувинских шаманов», «Символика шаманской атрибутики», «Мифологическое наследие тувинского народа» и т.д.

Таким образом, широкое признание музейных проектов М. Кенин-Лопсана о шаманизме в Туве и далеко за ее пределами дает основание осознавать музееведение Тувы, как части российской и мировой системы. Распространение авторитета шамановеда и шамана М.Б.Кенин-Лопсана в Туве и за рубежом оказывает определенное влияние на социокультурные процессы в современном обществе.

Модификация архетипических образов в произведениях современной литературы, а также и в музейных композициях показывает, что Тува относится «к традиционным обществам, воспроизводящих себя на основе традиций, в которых имеются инновации» [Ламажаа, 2013: с. 71]. Как видно, сочетание традиций и инноваций поддерживается в современном тувинском обществе, так как этот процесс, с одной стороны, сохраняет коды истории и признаки самоидентификации тувинского этноса, а с другой, открывает перспективы интеграции самобытной национальной культуры в современную действительность, международные музейные и медиапроекты.

Список литературы:

1. Кенин-Лопсан М.Б. Чогаалдар чыындызы: шYЛYктер, шYЛYглелдер, проза чогаалдары [Избранное: стихи, поэмы, прозаические произведения]. Т. 1. Кызыл, 1975. 424 с. (На тув. яз.).

2. Кенин-Лопсан, М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец XIX - нач. ХХ в. Новосибирск, 1987. 164 с.

3. Кенин-Лопсан, М.Б. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993. 159 с. (На тув., рус.; англ. яз.).

4. Кенин-Лопсан, М.Б. Алгыши тувинских шаманов - Тыва хамнарньщ алгыштары. Кызыл, 1995. 572 с.

5. Кенин-Лопсан, М.Б. Мифы тувинских шаманов - Тыва хамнарныц торулгалары. Кызыл, 2002. 544 с.

6. Кенин-Лопсан М.Б. Кара Дээрнищыныжы - Дыхание черного неба: мифологич. наследие тув. шаманства / М.Б. Кенин-Лопсан. Кызыл.: Тыв. НУЧ, 391 с.

7. Кенин-Лопсан, М.Б. Вена знакомится с шаманскими атрибутами: [интервью с д-ром ист. Наук М.Б. Кенин-Лопсаном о выставке в Бельгии, посвященной шаманизму] //Тув. правда. 1998. 3 декабря.

8. Кенин-Лопсан, М.Б. Бубен, шаман и Моцарт: [интервью д-ра ист. наук М.Б. Кенин-Лопсана после участия в австрийско-тувинском практическом семинаре «Мифологическое наследие тувинского народа» в Австрии] / вел корр. газеты // Тув. правда. 2002. 24 авг.

9. Ламажаа, Ч.К. Архаизация общества: Тувинский феномен / Предисл. В.Г. Федотовой. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. С. 70, 71, 97, 106, 238.

10. Майкл Хоппал. Жизнь и труды Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана // Родина шаманизма - Тува. Кызыл, 2013. С. 26-29.

11. Самдан, З.Б. Живое сокровище шаманизма // Лики тувинской словесности. Часть III. Хранители ценностей: штрихи к портретам. Кызыл, 2001. С. 19-30.

12. Функ, Д.А. Миры шаманов и сказителей. М.: Наука, 2015. С. 35.

13. Харитонова, В.И. Религиозно-магические практики в России в конце ХХ - нач. XXI столетия (Хакасия, Тува) // Материалы Международного научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания». Россия: Москва - Абакан - Кызыл. 9-21 июля (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 7, часть 2). М., 2001. С. 169-187.

14. Харунова, М.М.-Б. Проблемы возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период // Новые исследования Тувы. № 2. С. 62-70.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Самдан Зоя Баировна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник группы литературоведения, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Электронный адрес: uranda@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Samdan Zoya Bairovna, Candidate of Philology, Research Fellow, Sector of Folklore, Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies. E-mail: uranda@yandex.ru

УДК 371.65 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-149-153

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ НАТАЛЬИ АЖИКМАА-РУШЕВОЙ

Бадарчи С.Б.

Аннотация: В данной статье автором показана история создания школьного музея имени Натальи Ажикмаа-Рушевой. Подчеркнута роль представителей тувинского общества, внесших вклад в развитие музея. Автор знакомит с биографией одной из первых балерин Тувы и матери знаменитой юной художницы Нади Рушевой. Дана краткая характеристика каждого раздела музея. Изучены формы культурно-просветительной работы в музее.

Ключевые слова: музей, экспозиция, Наталья Ажикмаа, Надя Рушева, Николай Рушев, творческая семья, музейный урок, культурные мероприятия.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.