4. Кенин-Лопсан, М.Б. Алгыши тувинских шаманов - Тыва хамнарньщ алгыштары. Кызыл, 1995. 572 с.
5. Кенин-Лопсан, М.Б. Мифы тувинских шаманов - Тыва хамнарныц торулгалары. Кызыл, 2002. 544 с.
6. Кенин-Лопсан М.Б. Кара Дээрнищыныжы - Дыхание черного неба: мифологич. наследие тув. шаманства / М.Б. Кенин-Лопсан. Кызыл.: Тыв. НУЧ, 391 с.
7. Кенин-Лопсан, М.Б. Вена знакомится с шаманскими атрибутами: [интервью с д-ром ист. Наук М.Б. Кенин-Лопсаном о выставке в Бельгии, посвященной шаманизму] //Тув. правда. 1998. 3 декабря.
8. Кенин-Лопсан, М.Б. Бубен, шаман и Моцарт: [интервью д-ра ист. наук М.Б. Кенин-Лопсана после участия в австрийско-тувинском практическом семинаре «Мифологическое наследие тувинского народа» в Австрии] / вел корр. газеты // Тув. правда. 2002. 24 авг.
9. Ламажаа, Ч.К. Архаизация общества: Тувинский феномен / Предисл. В.Г. Федотовой. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. С. 70, 71, 97, 106, 238.
10. Майкл Хоппал. Жизнь и труды Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана // Родина шаманизма - Тува. Кызыл, 2013. С. 26-29.
11. Самдан, З.Б. Живое сокровище шаманизма // Лики тувинской словесности. Часть III. Хранители ценностей: штрихи к портретам. Кызыл, 2001. С. 19-30.
12. Функ, Д.А. Миры шаманов и сказителей. М.: Наука, 2015. С. 35.
13. Харитонова, В.И. Религиозно-магические практики в России в конце ХХ - нач. XXI столетия (Хакасия, Тува) // Материалы Международного научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания». Россия: Москва - Абакан - Кызыл. 9-21 июля (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 7, часть 2). М., 2001. С. 169-187.
14. Харунова, М.М.-Б. Проблемы возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период // Новые исследования Тувы. № 2. С. 62-70.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Самдан Зоя Баировна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник группы литературоведения, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Электронный адрес: uranda@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Samdan Zoya Bairovna, Candidate of Philology, Research Fellow, Sector of Folklore, Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies. E-mail: uranda@yandex.ru
УДК 371.65 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-149-153
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ НАТАЛЬИ АЖИКМАА-РУШЕВОЙ
Бадарчи С.Б.
Аннотация: В данной статье автором показана история создания школьного музея имени Натальи Ажикмаа-Рушевой. Подчеркнута роль представителей тувинского общества, внесших вклад в развитие музея. Автор знакомит с биографией одной из первых балерин Тувы и матери знаменитой юной художницы Нади Рушевой. Дана краткая характеристика каждого раздела музея. Изучены формы культурно-просветительной работы в музее.
Ключевые слова: музей, экспозиция, Наталья Ажикмаа, Надя Рушева, Николай Рушев, творческая семья, музейный урок, культурные мероприятия.
149
NATALIA AJIKMAA-RUSHEVA SCHOOL MUSEUM
Badarchi S.B.
Abstract: In this article, the author shows the history of the creation of the school museum named after Natalia Azhikmaa-Rusheva. The role of representatives of the Tuvinian society who contributed to the development of the museum was emphasized. The author introduces the biography of one of the first ballet dancers of Tuva and the mother of the famous young artist Nadia Rusheva. A brief description of each section of the museum is given. Studied forms of cultural and educational work in the museum.
Key words: museum, exposition, Natalia Azhikmaa, Nadya Rusheva, Nikolai Rushev, creative family, museum lesson, cultural events
Школьный музей является эффективным средством воспитания и обучения школьников. Музейные мероприятия расширяют кругозор детей, формируют чувства патриотизма и любви к родной земле.
В 2001г. педагогический совет Сесерлигской средней школы Пий-Хемского района принял решение о создании при школе музея. В течение двух лет велась поисково-собирательная работа. Среди 5-11 классов были распределены тематические задания по сбору материалов для музея. Учащиеся увлеченно работали совместно со своими классными руководителями и приносили в школу фотографии и подлинники документы, информацию о своих односельчанах, руководителях школы, об учителях и по истории села. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе А.М. Удумбара курировала комплектование фондов музея. Общая работа проводилась под руководством директора школы С.Х. Ачын-оол. В 2005-2006 гг. шла интенсивная подготовка по оформлению музея, приобретению музейного оборудования, разработке концепции экспозиции. Большой вклад в создание школьного музея внесла Л.С. Кара-оол, кандидат филологических наук, преподаватель Тувинского государственного университета. Как куратор музея она привезла из Москвы уникальные экспонаты: это документы и фотографии семьи Рушевых, включенные в основной фонд музея.
Руководителем музея была назначена У.О. Маады, которая взялась за основную работу по комплектованию, учету и хранению фондов музея. Свой вклад в создание музея внесли также родственники Натальи Дойдаловны. Это семьи ее внучатых племянников: Т.С. Бадарчы, председатель сумона Сесерлиг, А.С. Бадарчи, учитель рисования, Б.С. Бадарчи, предприниматель, Т.К. Ховалыг, государственный служащий, Н.Б. Дудукпен, специалист налоговой службы и др. Большая методическая и практическая помощь была оказана сотрудником Национального музея РТ Н.Б. Чаш.
Торжественное открытие школьного музея состоялось 7 октября 2006 года, где присутствовали представители творческой интеллигенции Тувы, в том числе министр культуры Республики Тыва В.О. Донгак, журналисты и музейные работники. Среди почетных гостей были искусствовед А.С. Хертек, научные сотрудники НМРТ Л.Ш. Шойдук и Н.Б. Чаш, которые тесно сотрудничали с Н.Д. Ажикмаа по творческому наследию ее дочери Нади Рушевой.
В музее пять разделов: первая посвящена жизни и творчеству Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой, в честь которой назван музей, вторая - Николаю Константиновичу Рушеву, театральному художнику, третья - о жизни и творчестве всемирно известной юной художницы Нади Рушевой, в четвертой представлена информация о матерях-героинях, ветеранах труда и известных личностях села, пятая - об истории школы. Школьный музей имени Натальи Дойдаловны Ажыкмаа-Рушевой расположен в классном помещении общей площадью 32 кв. м., имеется книга отзывов, в 2019 г. музей прошел паспортизацию согласно Положению о школьных музеях в РФ.
Наталья Дойдаловна Ажыкмаа родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш кожээ (Три каменные стелы) Пий-Хемскогокожууна Республики Тыва в семье простого арата. Ей дали имя Ажыкмаа, что означает «открытая душой», после в ее советском паспорте впишут русское имя Наталья. В семье было пятеро детей. Ажыкмаа была младшим ребенком, однако дети рано остались сиротами. Матери не стало, когда ей было два с половиной года. Девочку воспитала бабушка по линии матери Дундуулак. После окончания школы Ажыкмаа поступила в балетную студию при Тувинском музыкально-драматическом театре, где познала яркий мир танцев. Московский балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин обратил внимание на ее упорство, целеустремленность, старательность и, конечно, на ее внешнюю грациозную фигуру. В результате она становится солисткой танца «Звенящая нежность», классики тувинского танцевального искусства.
В 1945 году в Туву приезжает молодой театральный художник Николай Рушев, командированный из Москвы. Наталья и Николай влюбляются друг в друга и создают интернациональную семью. В 1952 г. в Улан-Баторе во время командировки Н.К. Рушева в молодой семье появляется прекрасная дочь Надя, которая впоследствии становится всемирно известной художницей-графиком. Это была творческая семья - три таланта, каждый из них оставил после себя незабываемый, вечный след в культуре и искусстве Тувы и России. Московская школа № 1466, где училась Надя Рушева, названа в ее честь, где имеется школьный музей о жизни и творчестве юной художницы. В Национальном музее РТ создана экспозиция «Три таланта - три семьи». С 2006 г. функционирует музей, посвященный жизни и творчеству нашей землячки Н. Д. Ажикмаа-Рушевой.
Раздел «Амыдыралым-оорушкум, мунгаралым» ("Жизнь моя - радость моя, печаль моя") посвящен жизни и творчеству замечательной тувинской женщины, подарившей миру талантливую девочку - художницу, в честь которой назван музей. Это центральное место экспозиции музея, где экспонируются уникальные экспонаты. Это подлинные материалы - документы, награды и личные вещи Натальи Дойдаловны. Среди них наградные медали, грамоты, дипломы, благодарственные письма, в том числе от Президента России В.В. Путина. Среди раритетов в экспозиции - это пуанты, в которых танцевала тувинская балерина, концертные костюмы, оригинал портрета «Ажикмаа с лимби», написанного Николаем Рушевым.
Второй раздел экспозиции посвящен творчеству Николая Константиновича Рушева, театрального художника, мужа и соратника Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой. Здесь показаны его личные вещи, документы и, главное, оригиналы рисунков и эскизы к театральным постановкам.
Третий раздел «Найдан - вечноживущая» свидетельствует о жизни и творчестве Нади, единственной дочери Рушевых. За свою короткую жизнь Надя создала более десяти тысяч неповторимых рисунков. Они выставлялись во многих городах Советского Союза, а также за рубежом. На стенде разместились копии рисунков из различных серий работ художницы, каталоги с выставок. В музее посетители знакомятся с афишами выставок Нади Рушевой, с книгами отзывов разных лет. В витрине показаны фотоаппарат «Зенит», которым активно пользовалась семья, наручные часы, коллекция значков советского периода. В главной витрине экспозиции выставлены подлинные предметы для рисования: цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры и др.
Четвертый раздел называется «Торээн черим - чоргааралым» ("Родина моя -гордость моя"). Эта экспозиция посвящена матерям-героиням, ветеранам труда, известным людям села, среди которых есть материалы, относящиеся к заслуженному художнику Тувинской АССР И.Ч. Салчаку, члену Союза художников СССР и его семье. Здесь же уникальные графические портреты известного художника, на которых запечатлены наши односельчане.
Пятый раздел «История школы» свидетельствует об основателях села Сесерлиг, о воинах-интернационалистах, учителях и об известных выпускниках школы.
Все эти материалы, связанные с краеведением, помогают учащимся быть внимательными к окружающему миру и получать знания. В музее ведутся учебные занятия и внеклассные мероприятия. Актив музея разрабатывает поисково-исследовательские проекты, основанные на изучении творчества семьи Рушевых, истории школы и знаменитых земляках. Экспонаты музея используются на уроках рисования, музыки, хореографии, на классных часах, а также при подготовке исследовательских и творческих работ обучающихся. Актив музея пополняет музейный фонд. Ведется переписка, устанавливается связь с другими музеями. Собранный материал изучается краеведами, затем обеспечивается его учет и хранение. Собранные материалы используются при оформлении экспозиций и выставок. Актив музея проводит экскурсии, помогает учителям в использовании экспонатов музея при проведении занятий.
Кроме учебных занятий в музее ведется и внеклассная работа. Музей играет большую роль при подготовке научно-практических конференций. Обучающиеся заслушивают и обсуждают сообщения своих товарищей. Так, юные краеведы школы ежегодно принимают участие в таких конференциях, как «Отечество», «Шаг в будущее», «Музей и дети». В этих конференциях успешно выступили Бадарчи Чаш-оол с докладом «Родословная рода кезек салчак, проживающего в окрестностях села Сесерлиг», Маады Ханды «История села Сесерлиг», Лапчар Салбак «Археологические памятники Пий-Хемского района», Хомушку Чингис «Жизнь, посвященная искусству» и другие. Бадарчы Алдынай за успешное выступление на конкурсе «Музей и дети» была награждена путевкой во всесоюзный лагерь «Океан». На республиканской научно-практической конференции «Рушевские чтения» в секции «Роль и место музеев в сохранении и популяризации культурного наследия семьи Рушевых и его влияние на развитие краеведения» экскурсовод музея Кужугет Аржаана выступила с докладом «Уш кожээ - родина Натальи Ажикмаа-Рушевой». По мнению жюри и участников секции она была признана лучшим лектором и награждена грамотой и специальным призом.
Актив музея участвует в подготовке и проведении встреч с ветеранами труда, которые имеют непосредственное отношение к данному музею. Именно заслуженные люди села предложили музею дать имя Натальи Дойдаловны Ажикмаа и вложили средства на создание музея. Ежегодно 1 октября в музее для детей проводятся встречи с ветеранами труда. Интересны комплексные мероприятия с разнообразными формами: это сообщения экскурсоводов, концерты детского ансамбля «Соловушка» и танцевального коллектива для людей старшего поколения. Такие встречи имеют познавательную ценность, помогают детям при решении важных вопросов о своем месте в жизни, о выборе профессии.
Таким образом, творческое наследие семьи Рушевых - это неисчерпаемое богатство, часть культуры нашего многонационального народа. Это очаг культуры, где подрастающее поколение повышает свой культурный и нравственный уровень на примере достойных людей. А музей - это компонент системы воспитания обучающихся, в основе которого лежит изучение родного края, людей, страны.
Резюмируя вышеизложенное, добавим, что школьный музей имени Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой является культурным центром школы и сумона Сесерлиг. В музее ведется большая образовательная и воспитательная работа по пропаганде творчества талантливой семьи Рушевых среди молодежи, школьников и жителей не только села и района, но и республики. На базе музея работает актив музея из числа учащихся и учителей, попечительский совет, куда входят родственники Наталья Дойдаловны, исследовательская группа, экскурсоводы.
Школьный музей помогает развитию творческого потенциала учащихся и учителей. Эта деятельность связана в основном с историей родного края. Музей сочетает в себе учебные занятия и внеклассную работу. Актив музея разрабатывает поисково-исследовательские проекты, основанные на изучении творчества семьи Рушевых,
152
истории села и школы, а также об известных людях села Сесерлиг. Экспонаты музея используются на уроках ИЗО, музыки, хореографии, классных часах, а также при подготовке к исследовательским и творческим работам учащихся. Также активом музея пополняется его фонд, налаживается переписка и личные контакты с различными организациями и лицами, устанавливается связь с другими музеями.
Список литературы:
1. Донгак З. Мама Нади Рушевой. Воспоминания, фотографии, письма, графика Нади Рушевой. Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2014.
2. Ламажаа Л.К. Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна. // Новые исследования Тувы. №1. 2015.
3. Танова Е. Судьба матери. Повесть [О первой тувин. балерине Н. Д. Ажыкмаа -матери художницы Н. Рушевой]. Кызыл: Тувин. кн. Изд-во, 1991.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Бадарчи Светлана Бажиновна, учитель русского языка и литературы, средняя школа села Сесерлиг СОШ Пий-Хемского района Республики Тыва, Россия. Электронный адрес: svetlana.badarchi@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Badarchi Svetlana Bajinovna, teacher of Russian language and literature, Secondary school of Seserlig, Piy-Khem district, Republic of Tyva, Russia. E-mail: svetl ana.badarchi @mail.ru
УДК 77.03 + 930.235 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-153-156
ФОТОГРАФИИ В.П. ЕРМОЛАЕВА В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: СОСТАВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Мунге Б.В.
Аннотация: в статье освещаются содержание фотоальбомов В.П. Ермолаева, хранящихся в Государственном архиве Республики Тыва. Проанализированы всего три альбома, состоящие из более 145 работ. Даны сведения также об использовании работ известного фотографа Тувы в подготовке фундаментальных трудов и повседневной архивной работе.
Ключевые слова: Тува, В.П. Ермолаев, фотографии, Государственный архив, фотоальбомы, использование.
PHOTOS V.P. ERMOLAEVA IN FUNDS OF THE STATE ARCHIVE OF THE
REPUBLIC OF TUVA
Munge B.V.
Abstract: the article highlights the content of V.P. photo albums Ermolaev stored in the State Archive of the Republic of Tuva. In the framework of this work, only three albums were analyzed, consisting of more than 145 works. Information is given on the use of the works of the famous Tuva photographer in the preparation of fundamental works and everyday archival work.
Key words: Tuva, V.P. Ermolaev, photographs, State Archive, photo albums, use.