УДК 746
РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОЗОБНОВЛЕНИИ ИНТЕРЕСА К РУКОДЕЛИЮ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Т.Г. Балабанова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
МБОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 27 г Ангарска, 665813, Россия, г. Ангарск, ул. Файзулина, 16.
Освещаются аспекты, побудившие интерес к рукоделию в Иркутской области в конце ХХ - начале XXI века. Рассматриваются организации, возрождающие народные промыслы в период перестроечного процесса, их деятельность: ассоциации «Оникс», «Берестень», «Дом ремесел», «Ольховая сережка». Затрагиваются вопросы возрождения церковного рукоделия, возобновление интереса к рукоделию у детей и молодежи в свете реформы образования, а также значение рукоделия для предпринимателей и общественных фондов. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: перестройка; возрождение; наследие; интерес; рукоделие; мастерицы; ремесло.
ROLE OF CREATIVE ASSOCIATIONS IN RENEWED INTEREST IN NEEDLEWORK IN LATE XX - EARLY XXI CENTURY IN IRKUTSK REGION T.G. Balabanova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Angarsk Municipal Budget Educational Institution Secondary School with advanced study of English no.27, 16 Faizulin St., Angarsk, 665813, Russia.
The paper deals with the factors that prompted the interest in needlework in the Irkutsk region in the late XX - early XXI centuries. It considers the organizations that have been revitalizing traditional folk crafts during perestroika and their activities. These are "Onyx", "Beresten", "Dom Remesel" ("House of Crafts"), "Olkhovaya Serezhka" ("Alder catkin") associations. The issues of reviving church needlework, children and young people's renewed interest in needlework in the context of the educational reform, and the importance of needlework for entrepreneurs and public funds are discussed as well.
5 sources.
Key words: perestroika; revival; heritage; interest; needlework; craftswomen; craft.
Одна из важнейших функций культуры - это трансляция знаний и опыта от одного поколения к другому. Преемственность особенно важна в периоды социальных потрясений, политических и административных изменений в государстве. Народные промыслы - это неотъемлемая сакральная часть культуры, позволяющая народу развивать и сохранять свою индивидуальность. Многие современные художественные промыслы сложились ещё в глубокой древности как ручное мастерство в борьбе за выживание в дикой природе.
К традиционным русским народным промыслам относится резьба по дереву, бондарное и кузнечное дело, плетение из лозы, изготовление фарфора и роспись по нему, резьба по кости, керамика и многое другое. Женское рукоделие в России представлено богатым ассортиментом: народный костюм, вышивка, художественная роспись по камню, металлу, кости, стеклу, коже; игрушка, плетение кружев, вязание, макраме, ткачество и многое другое.
В связи с развитием промышленности во второй половине XIX в. кустарные народные промыслы в России не могли выдерживать конкуренции и часто по-
гибали. В конце XIX в. правительством предпринимались попытки поднять народные промыслы на более высокий уровень развития. Земские организации многих губерний и отдельные меценаты создавали школы и мастерские с высококвалифицированными специалистами во главе. В них крестьянские девочки обучались искусству рукоделия, а взрослые мастерицы получали заказы на выполнение различных изделий с более высокой оплатой труда, чем прежде.
Империалистическая, гражданская, Великая Отечественная войны, изменение экономической платформы государства нанесли большой урон народным промыслам.
В 20-е гг. XX в. курс на «строительство социализма в одной стране» потребовал такой перестройки структуры хозяйства СССР, которая позволила бы развиваться стране практически автономно и свела бы к минимуму зависимость от мирового рынка [1]. При таких глобальных проблемах в экономике сложно было удержать на должном уровне национальное богатство - народные промыслы. Но, несмотря на все сложности, в СССР действовали бесплатные кружки и клубы (в том числе по народным промыслам) для де-
1Балабанова Татьяна Георгиевна, аспирант, тел.: (3955) 513075, 89501423651, е-mail: 7yy@mail.ru Balabanova Tatyana, Postgraduate, tel.: (3955) 513075, 89501423651, e-mail: 7yy@mail.ru
тей школьного возраста. Так как экономика в СССР была государственной, то о частных мастерских не могло быть и речи.
В 1990-х гг. ХХ столетия, в связи со сменой экономической платформы с социалистической на капиталистическую, прошел процесс приватизации государственной собственности, появилось множество негосударственных, частных предприятий.
Ускоренная приватизация при отсутствии опыта, подготовленных кадров привела к нарушению связей, спаду промышленного и сельскохозяйственного производства до 45-50%, нарушению экономической дисциплины, взаиморасчетов. Наступило кризисное состояние в экономике страны и, соответственно, Иркутской области. Часть предприятий перестала существовать (Иркутский завод тяжелого машиностроения распался на части, прекратил работу завод карданных валов, станкостроительный завод, чаеразвесочная фабрика, лесное хозяйство распалось на десятки предприятий и т.д.).
Безработица, рост цен на продукты питания, товары первой необходимости, лекарства, транспорт ухудшали материальное положение людей. К этому еще добавилась несвоевременная выплата заработной платы, пособий и пенсий.
Особенно обострилась обстановка там, где предприятия были градообразующими: в Ангарске, Саян-ске, Усолье, Братске, Усть-Илимске.
Все это подтолкнуло людей обратиться к своим истокам - корням, временам, когда человек делал все своими руками. Люди стали активно осваивать народные ремесла. Так, например, Федорова Клавдия Петровна, много лет проработала нормировщиком, уйдя на пенсию, была вынуждена превратить свое хобби -плетение на коклюшках в основное занятие, проводить мастер-классы для тех, кто нуждался в обучении рукоделию. В клубе «Хозяюшка» Дома Культуры при Иркутском заводе им. Куйбышева, в 1990 г. она организовала кружок кружевоплетения. Благодаря полученным знаниям и навыкам её ученицы смогли значительно улучшить своё материальное положение. С 2006 г. мастерскую по кружевоплетению возглавила В.И. Яковлева, бывшая ученица К.П. Федоровой.
Азеева Мария Алексеевна работала в Иркутском педагогическом институте преподавателем. С выходом на пенсию по своей инициативе она создала кружок по художественной вышивке для работниц Иркутского завода радиоприёмников. Основной состав кружка из наиболее способных и увлеченных вышивкой женщин в 1996 г. вошел в учебно-творческую мастерскую «Оникс».
Шавер Ирина Константиновна, по профессии педагог и дизайнер, открыла мастерскую «Вышитая картина в технике свободная гладь».
Такие сообщества, объединения мастеров способствовали возрождению забытых в советское время ремесел, развивали интерес к рукоделию, оказывали ощутимую материальную помощь семьям.
В г. Иркутске 29 сентября 1990 г. была создана ассоциация «Оникс» как Иркутская областная общественная организация. С 1993 г. она обеспечивает ра-
боту постоянной выставки народного творчества в Иркутске с бесплатным входом и проведением экскурсий. На базе выставки работают учебно-творческие мастерские, проводятся мастер-классы по 20-ти направлениям художественных ремесел для различных категорий граждан, а также зарубежных гостей. Проводятся тематические выездные выставки, показы моделей. Ассоциация в 2005 г. удостоена почетного звания лауреата премии Губернатора Иркутской области «За возрождение народной культуры и создание уникальных коллекций последних лет».
Сегодня «Оникс» объединяет 156 человек. За период с 1993 по 2007 гг. ассоциация провела 154 выставки, в том числе 83 выездных; обучила 2798 человек в учебно-творческих мастерских и мастер-классах, из них 458 - дети-сироты; приняла участие более чем в 550 культурно-массовых мероприятиях; реализовала 10 общественно значимых проектов. Созданы филиалы в Нижнеудинске, Саянске, Ангарске, Шелихове, п. Мамоны. Ассоциацией издаются методические пособия. Ведется работа по возрождению традиционного узорного ткачества.
Четыре члена ассоциации награждены медалями Российского союза исторических городов и регионов «За вклад в наследие народов России». Это К.П. Федорова, М.А. Азеева, И.К. Шавер, Г.Я. Березина -председатель «Оникса» с 1994 г., победитель конкурса «Директор года», автор и руководитель девяти общественно значимых проектов.
В настоящее время 58 членов ассоциации ведут обучение взрослых и детей различным ремеслам не только в «Ониксе», но и в школах, клубах, музеях, сиротских домах, интернатах для престарелых. Организованы выезды с мастер-классами, выставками и показами модельной студии в трудовые коллективы, школы сел и городов Иркутской области, а также за ее пределы - в Бурятию, Москву, Новосибирск. Многие проекты «Оникса» смогли воплотиться в жизнь благодаря поддержке со стороны областной и городской администраций, за счет грантов Президента РФ, Департамента культуры и архивов Иркутской области, губернского собрания общественности.
Руками мастеров, состоящих в ассоциации, созданы уникальные коллективные коллекции, что позволило создать передвижную коллективную выставку «Мастера Земли Иркутской», включающую в себя более 600 работ.
«Оникс» демонстрирует свои коллекции на городских, областных, всероссийских и международных выставках, ярмарках, фестивалях, форумах, конкурсах.
Ассоциация является активным участником многих мероприятий: ежегодный фестиваль «Сияние России», Байкальский экономический форум, Международные форумы «Женщины за выживание планеты», «Мир - Женщины - Россия - Москва», фестиваль традиционных ремесел «Руки» (Новосибирск). Работы мастеров «Оникса» экспонировались на ярмарках, выставках Австрии, Германии, Китае, Монголии, США, Франции, Японии, Польше [2].
За активную творческую деятельность по развитию художественных ремесел в Иркутской области и г.
Иркутске ассоциация отмечена многочисленными дипломами, грамотами, благодарственными письмами, а также пятью медалями Международного выставочного центра «Сибэкспоцентр».
Ассоциация является одним из учредителей союза народных мастеров Прибайкалья и опорным пунктом Областного центра народного творчества и досуга. Двери ассоциации открыты для каждого, кто талантлив, кто ищет занятие по душе, кому не безразлично развитие народных ремесел в Иркутской области.
Ощутимый вклад в развитие народного ремесла внесла и творческая мастерская «Берестень», образованная в 1991 г. в Иркутске, руководителем которой является Любовь Сергеевна Дмитриева. Она собрала в своих стенах учителей, библиотекарей, химиков, инженеров, врачей и всех тех, кто интересуется русской культурой и народным творчеством.
Все начиналось с работ по художественной обработке бересты, потом развились направления круже-воплетения и вышивки. Уникальность мастерской состоит в том, что параллельно с рукоделием ее участники активно занимаются научным изучением истории и традиций русского народа. Деятельность мастерской ведется по двум направлениям: художественная обработка берёсты, вышивание и кружевоплетение, включая при этом научно-методическую, учебную и производственную работу. Научно-методическая работа направлена на изучение историко-этнографических данных по народным промыслам России, разработку коллекций, участие в выставках, ярмарках, фестивалях, подготовку и опубликование научных и методических материалов. Учебная деятельность от проведения курсов для учителей школ и сотрудников детских учреждений области по художественной обработке берёсты, до занятий по старинной вышивке для слушателей Областной школы фольклора, мастер-классы и т.д. Производственная работа заключается в изготовлении коллекций берестяных изделий, свадебных полотенец, русской одежды, образцов браных узоров и т.д [3].
Каждый член мастерской, владея различными знаниями, умениями и навыками, постоянно их совершенствует и умело применяет на практике по изучению и возрождению уникальных традиций русского народного творчества.
Мастерская неоднократно отмечалась благодарственными письмами, дипломами, призами Комитетом по культуре администрации Иркутской области, Управлением культуры Иркутска, Иркутским международным выставочным комплексом «СибЭкспоЦентр» и т.д.
Мастерская неоднократно становилась победителем конкурсов «Губернское собрание общественности Иркутской области» по секции «Культура и искусство». Два проекта Л.С. Дмитриевой - методические материалы «По работе с берёстой» (учебный курс) и иллюстрированный альбом «Совет да любовь» - поддержаны бюджетным финансированием.
На международных форумах «Женщины за выживание планеты», проводимых в 2000, 2002 и 2004 гг.,
мастерская демонстрировала изделия, выполненные в традициях крестьянского красного шитья (одежда, полотенца, узоры).
Сотрудничество творческой мастерской «Бере-стень» с музеями, выставочными залами и библиотеками города состоит в участии и организации презентаций и выставок, проведении мастер-классов по художественной обработке берёсты и традиционной русской вышивке, публикации результатов научно-методической работы. Особенно тесными и плодотворными являются связи с архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы», Областным центром народного творчества и досуга, ассоциацией мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс».
Одна из последних выставок творческой мастерской «Берестень» в Доме народного творчества стала ярким фольклорным праздником, который собрал и детей, и взрослых. Красочные народные костюмы, сарафаны цвета иван-чая, расшитые красно-белые рубахи, вышивки, полотенца и берестяные туеса работы Альбины Соболевой и Михаила Мараева - все дышало стариной, вызывало интерес посетителей [3].
Творческое объединение «Берестень» в 2012 г. провело выставку работ и фотографий к новому альбому в музее истории ИрГТУ, вызвав большой интерес в студенческой и преподавательской среде своим творчеством. Студентки вуза наглядно убедились в красоте народного костюма, его функциональности и легкости. Члены творческого объединения рассказали студентам о значении народных узоров, сочетании цветов, тканях, которые традиционно использовались в русском костюме. Надо заметить, что многие студенты заинтересовались историей народного промысла и пожелали ходить в студии вязания, вышивки и плетения на коклюшках.
В связи с проведением реформы образования в школах стали уделять больше внимания трудовому обучению и, соответственно, рукоделию. Факультативные занятия, кружки при школах, детских клубах, частные студии творчества позволяют научиться не только взрослым, но и детям давно забытому искусству вышивки по канве, вышивке бисером, ткачеству, вязанию, кружевоплетению.
В Куйбышевском районе города Иркутска, в 1978 г. при заводе им. Куйбышева был создан клуб любителей рукоделия, который в 2001 г. был преобразован в муниципальное образовательное учреждение. По результатам аттестации в 2006 г. учреждению был присвоен статус (МОУ ДОД) Центр детского творчества (ЦДТ) «Восход», с 2011 г. учреждение является бюджетным.
Центр «Восход» работает на основе Устава учреждения, имеет свидетельство о государственной аккредитации, лицензию, которая предоставляет право на осуществление образовательно-воспитательной деятельности путём реализации программ дополнительного образования. Возглавляет учреждение Ли-пина Елена Владимировна.
Одно из направлений центра «Восход» - художественно-эстетическое. Имеется отделение «Декора-
тивно-прикладное творчество и ИЗО», в него входят:
- объединение вышивки «Волшебные пяльцы», педагог Нафцигер Тамара Николаевна. Благодаря Тамаре Николаевне ребята изучают традиционные швы ручной вышивки, использовавшиеся на Руси, а также учатся оформлению различных бытовых изделий (например, полотенец с русским орнаментом и аппликацией);
- объединение мягкой игрушки «Чародеи», педагог Берлова Наталья Константиновна. Здесь занимаются изготовлением мягкой игрушки, лоскутным шитьём, аппликацией, изготовлением предметов текстильного декора интерьера;
- объединение «Ткачество», педагог Мурзаханова Анна Рашидовна. Она обучает узорному ткачеству;
- объединение «Лоскуток», педагог Баранова Лариса Михайловна учит лоскутному шитью.
В центре обучаются дети от 7 до 18 лет. Центр детского творчества «Восход» ведёт большую просветительскую деятельность в своём микрорайоне и на городском уровне. Ежегодно проводятся праздники из цикла «Народный календарь», «Капустники», «Покров», «Кузьминки», «Красная горка» и т.д. Для участия в этих мероприятиях привлекаются дети, родители, педагоги. Такие массовые мероприятия стали визитной карточкой центра. Также педагоги и учащиеся помогают в проведении игровых программ на площадях города, принимают участие в творческих лабораториях, форумах, выставках, фестивалях и конкурсах окружного, городского и областного уровней. Неотъемлемой частью деятельности педагогов каждого из кружков является посещение с воспитанниками профильных экскурсий в различных музеях.
Результатом реализации Муниципальной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в Иркутске на 20082011 гг.», принятой Думой г. Иркутска в 2009 г., явилось открытие филиала МУК «Музей истории города Иркутска». Филиал музея «Дом ремёсел» был создан с целью объединения мастеров, продолжающих традиции народного творчества и художественных ремесел. «Дом ремёсел» оказывает им помощь и поддержку в совершенствовании выбранного вида рукоделия, способствует передаче накопленного опыта молодому поколению.
«Дом ремёсел» в своей деятельности опирается на опыт ассоциации «Оникс», Творческой мастерской «Берестень», Творческого объединения художников-любителей «Бабр», Иркутской городской общественной организации «Данко», объединения артелей гончаров «Тальцинский промысел». Сегодня это сплоченный коллектив талантливых самобытных мастеров, многие из которых являются преемниками старинных и создателями новых приемов, техник и направлений в декоративно-прикладном творчестве. Обучение в учебно-творческих мастерских «Дома» организовано по десяти направлениям ремесел.
Основная задача «Дома ремёсел» - создание условий для систематических занятий в учебно-творческих мастерских, организация обучения на мастер-классах, семинарах, практикумах, проведение
выставочной, экскурсионной и учебно-просветительской работы среди различных слоев населения. Все эти мероприятия проводятся не только в собственном здании, но и в школах, музеях, на экспериментальных площадках, в любительских семейных академиях ремесел, в библиотеках города и области.
Заведующая филиалом МУК МИГИ «Дом ремёсел» Эверстова Лидия Григорьевна считает необходимым установить прочные творческие связи с государственными учреждениями, общественными организациями, учебными заведениями, музеями, библиотеками, творческими союзами, советами ветеранов, социальными учреждениями и т.д. Участвовать в праздничных городских мероприятиях, культурных и благотворительных акциях, ярмарках, выставках, конкурсах, творческих показах.
Творческие мастерские создавались во многих городах и населённых пунктах Иркутской области.
Клуб рукодельниц «Ольховая Серёжка» начал свою работу в г. Ангарске в 1996 г. под руководством Раисы Викторовны Юрченко. По специальности она учитель начальных классов, много лет вела кружок по пошиву мягкой игрушки. В клубе обучает тестопласти-ке, вышивке лентами, работе с берестой.
Софья Кузьминична Наседкина в клубе с самого основания. Проработав более 30 лет водителем на АПОГАТе, выйдя на пенсию, занялась любимым видом рукоделия - вышивкой на швейной машине. Стала изготавливать одежду для себя и своих близких, украшая ее машинной вышивкой. Большим спросом пользовались свадебные полотенца, выполненные ее руками. Софья Кузьминична - непременный участник городских и областных выставок рукоделия. В её копилке насчитывается более 30 грамот и дипломов.
Елена Николаевна Лоскутова вяжет на спицах, вышивает крестом, имеет более 20 грамот участника и лауреата выставок по вышивке.
Лидия Степановна Михайлова, в прошлом преподаватель черчения в техникуме лёгкой промышленности, вышивает гладью, делает панно на тему «Деревенские пейзажи».
Галина Петровна Мединская создает картины из бисера, имеет дипломы за участие в различных выставках города и области.
Есть в клубе и специалист по редкому «турецкому шитью» (на аппликацию из лоскутов нашивается бисер). Ольга Михайловна Шевцова шьёт «по-турецки» уже 5 лет, участвует в выставках и обучает этому приему молодежь.
Россия испокон веков славилась золотным шитьем, кружевами, платками. Золотным шитьем чаще всего оформлялись предметы православного культа. В конце XX - начале XXI вв. происходит постепенное возрождение традиций церковного рукоделия.
В ризничной мастерской Ангарского кафедрального собора во имя Святой Троицы более 5 лет работает Волкова Елена Викторовна (одна из учениц С.К. Наседкиной, клуб «Ольховая Сережка»). Елена Викторовна окончила Восточно-Сибирскую Академию образования по специальности «Технология и предпринимательство». Работает в ризничной мастерской по из-
готовлению облачений для священнослужителей и изделий для убранства храма. Изготавливает подрясники, рясы, ризы, стихари, покровцы, воздуха, салфетки, закладки и украшает их вышивкой в технике при-крепа золотыми нитями, глади и украшающими швами.
В Ангарске, в микрорайоне Китой, в 2000 г. при филиале № 14 Центральной городской библиотеки был создан мини-музей прикладного искусства и истории п. Китой «Живая старина» (в нем насчитывается более 80 экспонатов). Материал для музея собирался с 1993 г., в нём хранятся старинные вязаные подзоры, изделия вышитые «крестом», «гладью», работы в технике «ришелье», старинные домотканые полотенца с орнаментом и вязаными концами.
В библиотеке, которой заведует Позяева Любовь Владимировна, в 2004 г. был организован клуб для женщин «Кудесница». В клубе были объединены люди старшего поколения, которые занимались вышивкой нитками, бисером, аппликацией из ткани, шитьем. В 2005 г. в клубе начал свою работу кружок вязания и кройки и шитья для девочек 10-15 лет. Возглавила кружок на общественных началах учитель технологии школы № 40 Рубанова Наталья Александровна. В клубе «Кудесница» ежегодно проходят выставки с демонстрацией моделей, а также ярмарки-продажи, персональные выставки участниц клуба.
В Ангарске в 1951 г. был создан «Художественный фонд», который сначала действовал как производственно-художественные мастерские. После того, как в 2010 г. он был преобразован в МУК «Художественный центр», по инициативе директора Власовой Нины Петровны было выделено и оборудовано одно из помещений фонда для мастеров-ремесленников. В этом же году начала действовать ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие народных художественных промыслов в городе Ангарске», которая ре-ализовывалась на базе МУК «Художественного центра».
Основные цели программы:
- организация деятельности по сохранению традиций народного промысла на территории города Ангарска;
- содействие творческому развитию коллективов, мастеров, занимающихся народными промыслами;
- пропаганда художественно-эстетических традиций народных художественных промыслов в городе.
Художественный центр организовывает проведение тематических и персональных выставок, ярмарок, мастер-классов, мастерских, творческих лабораторий для жителей г. Ангарска и пригорода, издает буклеты, брошюры, каталоги, альбомы, занимается подготовкой и проведением два-три в год ярмарки «Ангарский Арбат», в котором принимают участие мастера-прикладники, художники [1].
В конце 90-х гг. стал формироваться слой предпринимателей, бизнесменов. Возрастает интерес к изделиям ручной работы: появляются интернет-
магазины, сувенирные лавки, магазины «Hand made», частные галереи искусств. Таким фирмам интересны именно авторские, ручные работы, выполненные как в традиционных старинных техниках, так и в современной манере. Появились тенденции возрождения малого бизнеса, теперь это одно из направлений народно-художественных промыслов. Примером тому является творческая мастерская ассоциации «Оникс», где созданы все условия для обучения. Появился интерес и спрос на изделия, изготовленные своими руками в различных техниках. В 1990 г. на базе ассоциации «Оникс» существовало две творческих мастерских, в 2010 г. их было 17, а на данный момент 20 мастерских. Все это говорит о спросе на народную культуру и народные изделия, которые возрождаются с каждым годом.
Все творческие организации создавались изначально как источник дополнительного дохода. С течением времени и стабилизацией экономической ситуации они стали центрами культурной и просветительской работы. Например, в «Ониксе» за период с 1996 по 2010 гг. под руководством М.А. Азеевой по ее авторским рисункам созданы уникальные тематические коллекции вышитых шалей, косынок, полотенец, салфеток, картин и др. изделий. Кроме этого она создала новый вид вышивки «Иркутская гладь».
Член ангарского филиала «Оникс» Лапуга Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных техников», ведёт мастерскую «Народная тряпичная кукла» по авторской методике с использованием различных материалов. Имеет диплом Всероссийского конкурса методических разработок учебных заданий для учащихся студий и кружков дизайна «Инновации - опыт - дизайн».
С развитием прогресса в социальной, технической и информационной сферах традиционные виды рукоделия, которые пришли к нам из старины, существенно обогатились новыми веяниями, видоизменились. Появилось гилеширование, декупаж, вышивка лентами, темари, плетение из бисера, валяние из шерсти. Народные промыслы стали средством повышения материального достатка населения.
Творческие объединения, являясь центрами культурной и просветительной работы по различным видам рукоделия, осуществляют трансляцию культурных ценностей нашего народа, возобновляют интерес к национальной культуре у молодежи, помогают творческому развитию и раскрытию личности. Рассматриваемые крупнейшие творческие объединения «Оникс», «Берестень», «Дом ремесел», «Ольховая сережка» активно занимаются изучением истории народной культуры, выявлением самобытности русского народа, приобщают к этим знаниям и умениям население Иркутской области. Таким образом, выявляется важная роль творческих объединений Иркутской области в деле возрождения национальной русской культуры в конце ХХ - начале XXI вв.
Библиографический список
1. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской об- ласти. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Т. 5. С. 30-37.
Гуманитарные науки
2. Оникс - ассоциация мастеров народного творчества: всё о Приангарье (Электронный ресурс). Режим доступа: Irkipe-dia.ru / content / oniks_associaciya_masterodnoqo_tvorehestva
3. Ай да мастер: сообщество мастеров (Электронный ресурс). Режим доступа: www.idamaster/ru
4. Дмитриева Л.С., Шахнович А.Г., Ященко С.В. Красный сарафан: альбом. Иркутск: Оттиск, 2011. 128 с.
5. 60 лет на службе у Прекрасного: альбом. Ангарск: «Художественный центр», 2011. С. 4-5.