Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2018
УДК 796.011.3:159.9
РОЛЬ ЦВЕТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Христина Алексеевна Зуева, аспирант, Павел Олегович Кузнецов, аспирант,
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Для эффективности образовательного процесса, в частности развития мотивации к обучению, могут использоваться различные средства. Одним из таких средств является программы образовательных информационно-коммуникационных технологий. Уровень сформированной мотивации в образовательном процессе, оказывает огромное влияние на получение новых знаний, умений и навыков. Для диагностики мотивации у студентов был применен цветовой тест М. Люшера, т.к. существует взаимосвязь между психическим состоянием человека и его предпочтением определенному цвету. По результатам тестирования и рекомендаций Joe Hallock были выбраны цвета для оформления сайта системы дистанционного обучения университета.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мотивация, цветовой тест М. Люшера.
ROLE OF COLOR WHEN FORMING MOTIVATION AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE TO USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Hristina Alekseevna Zueva, the post-graduate student, Pavel Olegovich Kuznetsov, the post-graduate student,
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
For efficiency of educational process, in particular development of motivation to training, can be used various means. One of such means is programs of educational information and communication technologies. Level of the created motivation in educational process, exerts huge impact on obtaining new knowledge, skills. The color test of M. Lusher since there is an interrelation between a mental condition of the person and his preference to a certain color has been applied to diagnostics of motivation at students. By results of testing and the recommendations of Joe Hallock colors for registration of the website of system of distance learning of the university have been chosen.
Keywords: information and communication technologies, motivation, M. Lusher color test.
В соответствии со Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/). Реализация дистанционных образовательных технологий обеспечивает как лично-ориентированный подход в обучении (прямое взаимодействие студента и тьютора), так и самостоятельную работу студента [2, 3, 4, 7, 8, 9] производится на сайтах, поддерживающих дистанционное обучение. В настоящее время наиболее известной платформой реализации дистанционного обучения является LMS Moodle. Требования к СДО
(система дистанционного обучения), реализуемой в НГУ им. П.Ф. Лесгафта достаточно подробно изложены в [1, 6].
Помимо содержательного контента сайт должен иметь привлекательный дизайн, вызывающий положительные эмоции у студента. «Веб-дизайн - это нечто намного большее, чем просто наполнить сайт определенным содержанием и сделать его красивым. Заходя на ваш сайт, у посетителя возникают различные чувства от увиденного сайта и его организации. Эти самые чувства - позитивные или негативные - находятся в ваших руках, поэтому не следует пренебрегать дизайном контента»
(https://lpgenerator.ru/blog/2016/03/14/psihologiya-veb-dizajna-kak-cveta-shrifty-i-razmetka-vliyayut-na-vashe-nastroenie/).
В этой статье мы обсудим вопрос оформления сайта СДО НГУ имени П.Ф. Лес-гафта, т.е. цветовое решение сайта. В веб-дизайне цвет так же важен, как и сама структура сайта и навигация на нем. В этом контексте представляет интерес исследование Джо Хэл-лока (http://www.joehallock.com/edu/COM498/preferences.html), который в результате опроса более 500 человек выявил предпочитаемый цвет в зависимости от пола и возраста респондентов (рисунки 1, 2, 3).
Female - Favorito Colar
Slue
Рисунок 1 - Предпочитаемы цвет (женщины)
Рисунок 2 -Предпочитаемый цвет (мужчины)
Favorite Color by Age Group ДдЯ ДИаГНОСТИКИ МОТИВаЦИИ (же-
лание регулярно посещать сайт СДО) у студентов мы применили цветовой тест М. Люшера [5]. «Методика цветовых выборов Люшера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста»
Учитывая, что существует взаимосвязь между психическим состоянием человека и его предпочтением определенному цвету мы провели тестирование студентов и аспирантов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, которые выбирались случайным образом из общего контингента обучающихся в университете, чтобы снивелировать принадлежность к определенной специализации и форме обучения.
«Характеристика цветов по М. Люшеру включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1. Синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность).
Рисунок 3 - Предпочитаемый цвет (возрастная группа)
2. Сине-зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство).
3. Оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение).
4. Светло-желтый (активность, стремление к общению, веселость).
Дополнительные цвета:
5. Фиолетовый;
6. Коричневый;
7. Черный.
Тест заключается в том, что испытуемый выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала №1 -цвет, который нравится более всего, затем №2 -цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под №8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию. Таким образом, формируется восемь позиций: № 1, № 2 -явное предпочтение; № 3, № 4 -предпочтение; № 5, № 6 -безразличие к цвету; № 7, № 8 -антипатия к цвету» (https://studopedia.info/9-68855.html).
Исследования по тесту для диагностики мотивации образовательного процесса мы проводили непосредственно перед началом занятий. В исследовании приняли участие 26 человек, в возрасте 21-29 лет. Испытуемым предлагалось расставить позиции цветов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Расстановка позиции цвета по методике М. Люшера (количество случаев в %)
№ п/п Цвета Позиция цвета
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Синий 25,9 8,3 15,5 8,3 15,5 8,3 8,3 8,3
2. Зеленый 25,9 25,9 15,6 24,5 8,3
3. Оранжевый 35,2 25,9 15,5 25,1
4. Светло-желтый 8,3 8,3 16,6 15,1 7,2 15,5 23,8 7,2
5. Фиолетовый 41,5 32,3 7,2 7,2 7,2
6. Коричневый 25,9 25,5 15,5 7,2 15,1
7. Черный 17,6 25,1 32,2 7,2 7,2 7,2
8. Серый 8,3 15,5 32,2 25,1 7,2 7,2
До начала педагогического эксперимента незначительное число лиц из всей группы ставило на первые четыре позиции основные цвета - синий, зеленый, оранжево-красный, светло-жёлтый, эти цвета символизируют спокойствие, чувство уверенности и настойчивости. Отмечается также, что довольно малая часть испытуемых ставит на первые четыре позиции дополнительные цвета - фиолетовый, коричневый, черный, серый. Это говорит о наличие в мотивации: тревожности, страха, переживаний, огорчения и т.п. мотивация, наполненная такими эмоциями, является стержнем неблагоприятного эмоционального состояния. Таким образом можно сделать следующие выводы, у студентов развиты внутренние мотивы, это те мотивы, которые возникают внутри самого человека, но также присутствуют и внешние мотивы. Исходя из показателей, выявленных с помощью теста Люшера и исследований Джо Хэллока можно сделать вывод о выборе цветового решения сайта СДО для НГУ им. П.Ф. Лесгафта - синий и зеленый цвета. Вставки (например, всплывающие окна, подсказки и т.п.) следует оформлять с использованием светло-желтого цвета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов, П. А. Метод проектов при групповом обучении с применением дистанционных образовательных технологий / П.А. Кузнецов, Х.А. Зуева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 134-137.
2. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
3. Миняйленко, Н.Н. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 123-129.
4. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
5. Полный цветопсихологический тест Макса Люшера /Сост. В. Драгунский. -М. : Асток Пресс, 1995. - 448 с.
6. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
7. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
8. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
9. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Kuznetsov, P.A., Zueva, H.A. and Chistyakov, V.A. (2018), "Method of projects at group training with use of remote educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 134-137.
2. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of remote educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 142-150.
3. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Role of the research supervisor in the system of distance learning of a graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.
4. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in the system of training of graduateds in a military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
5. Ed. Dragunsky, V. (1995), Full color psychological test of Max Lusher, Astok Press, Moscow.
6. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the Lesgafta university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
7. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in the system of distance learning (on the example of higher education institution ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.
8. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven - result of information exchange of the person with the external environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.
9. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2018
УДК 159.9:796
ПОБЕДИТЕЛЯМИ И РОЖДАЮТСЯ, И СТАНОВЯТСЯ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,
Петр Юрьевич Галкин, кандидат педагогических наук, доцент, проректор, Юлия Николаевна Подгорная, соискатель, тренер-преподаватель,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В спортивной практике считается, что целенаправленная подготовка к осуществлению задуманного на 40-70% обеспечивает успех. Остальные проценты зависят от внешних обстоятельств