REFERENCES
1. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2013), "Influence of the last changes of rules of competitions in Greco-Roman wrestling on sports and technical indicators of competitive activity of fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 17-23.
2. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2014), "Comparative analysis of indicators of competitive activity of fighters of high qualification in the Greek-Roman and free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 13-18.
3. Avdeev, J.V., Vorobyov, V.A., Tarakanov, B.I. and Undaganov, M.Y. (2009), "Influence of the rules of competitive duels on sports-technical parameters of the qualified wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 3-6.
4. Ivanyuzhenkov, B.V (2006), Individualization of sports skill offighters: monograph, "Olympus", St. Petersburg.
5. Nerobeev, N.Yu. and Tarakanov, B.I. (2011), "Distinctions of sports and technical indicators of competitive activity of junior fighters depending on a floor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 68-72.
6. Podlivayev, B.A. (2001), "Analysis of competitive activity of fighters of free and Greek-Roman style on the Olympic tournament in Sydney", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 33-38.
7. Goranov, B., Apoyko, R.N., Tarakanov, B.I. and Nerobeev, N.Yu. (2011), "Productivity of technical and tactical actions of high-class fighters in modern Greco-Roman wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 35-50.
8. Taymazov, A.B. and Tarakanov, B.I. (2016), "Specifics of competitive activity of fighters of heavy weight category in modern free-style wrestling ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 277-282.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2017
УДК 378
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСГАФТА
Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье проанализированы проблемы, стоящие перед внедрением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза и сформулированы требования в виде программы действий: требования к системе дистанционного обучения университета; требования к преподавателю, работающему в системе дистанционного обучения университета; требования к учебным дистанционным курсам - создание качественного контента. Реализация этой программы (выполнение требований), по мнению авторов, позволит решить, стоящие перед университетом задачи по внедрению дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, тьютор дистанционного обучения, личностно-ориентированный подход, педагогическая траектория, дистанционный курс.
PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT LESGAFT UNIVERSITY
Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the problems, having been highlighted before introduction of the extended educational technologies into the educational process of higher education institution in the form of the action program: the requirements to the system of distance learning at the university; the requirements to the teacher, working in the system of distance learning of the university; the requirements to the training remote courses - creation of qualitative content. Implementation of this program (implementation of the requirements), according to the authors, will allow solving the tasks set for the university and covering the introduction of the remote educational technologies.
Keywords: remote educational technologies, tutor of distance learning, personal focused approach, pedagogical trajectory, remote course.
«Проблема передачи знаний, умений, навыков, формирование, определение и реализация обратной связи усвоения переданной информации стоит перед человечеством с момента осознания каждой личностью своего Я [1].
Дистанционное обучение, как технология передачи информации с использованием новейших информационных технологий, представляет собой естественную попытку перейти от классно-урочной формы обучения Я. А. Коменского к новым, современным способам передачи и приема информации с использованием средств Internet [4]» [8, с. 142].
Университет имени П.Ф. Лесгафта в начале XXI века одним из первых физкультурных вузов России начал развивать дистанционные образовательные технологии [2, 3]. Особое внимание уделялось обучению профессорско-преподавательского состава работе в системе moodle и проектированию электронных и дистанционных курсов [10, 12], взаимодействию субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения [11, 13, 15].
В начале 21 века эксперты пророчили российскому рынку дистанционного обучения (ДО) бурный рост. Но уже в 2003 году говорили, что он не оправдал ожиданий, но, тем не менее, верили в его большой потенциал. На этот период приходился взрыв законотворчества по различным направлениям использования дистанционных образовательных технологий. Следует отметить некоторые приказы Министерства образования того периода. В приказах № 136 от 29.04.2005 г. и №№ 217, 218 от 02.08.2005 г. отменено лицензирование дистанционных образовательных технологий. Это совершенно естественно, так как в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г. с изменениями и дополнениями - отменен) дистанционное обучение не является самостоятельной отдельной формой образования, а лишь дополняет и поддерживает средствами дистанционного обучения обозначенные законом очное, очно-заочное, заочное образование и экстернат.
На смену приказу № 137 от 06 мая 2005 года пришел приказ № 2 от 9 января 2014 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в котором констатируется «2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, (далее - организации) реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (Шр://273-фз.рф/ак1у шшоЪгпаиИ го8811/рпка7-т1поЬтаикьг1-о1:-09012014-по-2') [7].
В конце первого десятилетия 21-го века наметился определенный спад в поступательном развитии дистанционных образовательных технологий. Причем процесс стагнации коснулся практически всех российских вузов, внедряющих дистанционные образовательные технологии. Следует отметить, что на Западе дистанционные образовательные технологии продолжают успешно развиваться.
КОНТЕНТ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Камнем преткновения стремительного роста рынка дистанционного обучения в России называют отсутствие качественного контента. Проблема качественного учебного контента существовала всегда, и будет существовать, - уверена Татьяна Котова, - и нужно заметить, что суть этой проблемы не связана непосредственно с дистанционным обучением. Академическое образование, к примеру, всегда сталкивалось с трудностью выбора грамотно написанных учебников». (http://www.tгainings.гu/liЪгaгy/aгticles/?id=8611).
С этим, можно согласиться, лишь частично, так как мы считаем, что это следствие, а не причина. До последнего времени считалось, что электронные учебники, электронные лекции, курсы - результат преобразования бумажного контента в электронный вид. Тем самым осуществлялся перенос общепринятой классно-урочный формы обучения в дистанционную форму.
При такой постановке задачи, одно из главных достоинств moodle - реализация личностно-ориентированной формы обучения - находится вне поля зрения разработчиков электронных курсов, т. е. независимо от интеллектуальных возможностей, предпочтений, способ переработки информации, пользователи дистанционных образовательных технологий работают с одним «жестким» дистанционным курсом. Дистанционные образовательные технологии позволяют разработать индивидуальную образовательную технологию, даже в рамках одного учебного курса. Например, в учебнике [Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.] разным шрифтом выделен основной и дополнительный материал для начинающих и «продвинутых» пользователей.
СОЗДАТЕЛИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Успешность западных систем дистанционного обучения во многом связана с полноценным использованием тьюторов дистанционного обучения. На Западе тьюторство имеет многовековую историю, может быть, поэтому переход на дистанционные образовательные технологии там прошел безболезненно. Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь ученику получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения. Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уни-
кальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения [6, 7, 14]. Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём [6, 14].
Таким образом, для успешной деятельности преподавателя дистанционных образовательных технологий нужно готовить в качестве тьютора, например, пользуясь разработками [6, 7, 14], т.е. реализовать системный подход в обучении [9]. Отметим, что до последнего времени на ФПК проводили переподготовку преподавателя в качестве пользователя системой шооШе (почувствуйте разницу).
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Реализацию личностно-ориентированного обучения в системе дистанционного обучения Университета мы видим следующим образом, по результатам, хорошо зарекомендовавшим себя при выборе темы диссертационного исследования представленным в [5]. При регистрации в СДО, студент проходит усеченный тест Амтхауэра. В тесте структуры интеллекта Амтхауэра мы используем группу вербальных субтестов (1-4), так как эти субтесты ориентированы на гуманитариев
(М1р://р8у1аЪ.т£о/Тест_структуры_интеллекта_Амтхауэра).
В результате тестирования студент по структуре интеллекта может быть отнесен к одной из следующих групп:
- импонирует курс, имеющий четко выраженную практическую направленность,
- уверенно будут себя чувствовать, как при проведении теоретических, так и практических исследований,
- чистый теоретик.
В соответствии с таким разбиением учебной группы на подгруппы мы предлагаем строить дистанционный учебный курс:
- для теоретиков - углубленный теоретический курс и тестирование в виде эссе (произвольный ответ по терминологии шооШе);
- для практиков - большое количество примеров применения теоретических построений на практике, тестирование - выбор одного или нескольких положений теории для решения конкретной задачи;
- для студентов одинаково хорошо себя чувствующих как при изучении теории, так и применении ее на практике стандартный теоретический курс и типовой тест множественного выбора.
Учебный курс должен быть оформлен в виде лекций (по терминологии шооШе), т. е. переход к следующему разделу курса происходит только после полного прохождения текущего раздела. В компьютерных играх такая технология называется «квест» или «бродилка», что будет способствовать, в определенной степени, выработки у студента определенной мотивации к изучаемой дисциплине.
Совершенно естественно, что результаты дистанционного обучения должны быть интегрированы в структуру контроля и учета образовательного процесса деканатов Университета. Все вышеизложенное позволяет сформулировать программу развития инновационных дистанционных образовательных технологий университета:
1. Требования к системе дистанционного обучения университета:
- реализована с использованием облачных технологий шооШе (динамически расширяемые ресурсы сервера) возможность регулярного обновления при выходе новых версий, работоспособность при использовании мобильных устройств);
- наличие электронного деканата, позволяющего формировать отчеты об учебной деятельности студента при прохождении дистанционного курса в виде документов
деканата факультета (электронные журналы, ведомости);
- система тестирования текущих, рубежных и промежуточных контролей, за которые выставляют баллы, позволяющая студентам без отрыва от тренировочного процесса проходить текущие контроли (это особенно для них важно) и получать необходимое количество баллов для допуска к промежуточному контролю;
- развитая система электронной обратной связи.
2. Требования к преподавателю, работающему в системе дистанционного обучения университета:
- прохождение ФПК по направлению преподаватель (тьютор) дистанционного обучения,
- создатель личностно-ориентированных дистанционных курсов.
3. Требования к учебным дистанционным курсам - создание качественного контента: каждый вновь создаваемый учебный курс проходит согласование с учебно-методическим центром университета (содержательное наполнение курса - соответствие учебному плану и программе) и администратором системы шооШе (структура в виде лекций, наличие индивидуальных образовательных технологий, в соответствии со структурой интеллекта студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
2. Внедрение системы дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2003. - Вып. 51. - С. 64-69.
3. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта: первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 45-48.
4. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
5. Миняйленко, Н.Н. Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 9 (139). - С. 102-106.
6. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования : программа специализированного учебного курса / сост. Моисеева М.В., Троян Г.М. — М. : Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. - 16 с.
7. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик),
A. А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М., Тверь : СФК-офис, 2012. - 246 с.
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
9. Таймазов, В. А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека /
B.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
10. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П. Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 130 с.
11. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
12. Чистяков, В. А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.
13. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Шамсутдинов, Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р.Р. Шамсутдинов, А.Р. Абдурахманова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1134-1135.
15. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Burns, R. (1986), Development of the Ya-concept and education, Progress, Moscow.
2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.
(2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.
3. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.
(2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 45-48.
4. Minyaylenko N.N. and, Chistyakov V.A. 92016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
5. Minyaylenko, N.N. (1016), "Experimental assessment of structure of intelligence and level of adaptation of officers at entering the graduate military course of military higher education institutions of troops of National guard of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 102-106.
6. Moiseeva M.V. and Trojan, G.M. (2006), Basis of activities of the tutor in system of remote education: Program of a specialization training course, publishing house "Training Service", Moscow
7. Kovaleva T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.
8. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies: education guidance, National education, Moscow.
9. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
10. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
11. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
12. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50
13. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118-122.
14. Shamsutdinov, R.R. and Abdurakhmanova A.R. (2014), "Role of the tutor in system of distance learning", Young scientist, No. 4, pp. 1134-1135.
15. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.01.2017
УДК 796.011.1
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЕЖИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
В статье представлена современная региональная комплексная система физического воспитания, включающие три основных элемента: телесное, физкультурное и спортивное воспитание, и