Information about the author
Demianov K.V., Candidate of Economical Sciences, LLC «Rosgosstrakh», tel.: 89148788980, e-mail: [email protected]; Sakha Republic (Yakutia), 10 Pushkin St., Yakutsk, 677000, Russia.
УДК 69:003
К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Т.В. Добышева
Изучены предпосылки к реформированию системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве; порядок реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве; перспективы совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Ключевые слова: сметно-нормативная база в строительстве; ценообразование в строительстве.
TO THE QUESTION OF REFORMS IN THE SYSTEM OF PRICING AND BUDGETED
MEASUREMENT IN BUILDING SPHERE
T.V. Dobysheva
We studied the background of reforms in the system of pricing and budgeted measurement in building, order of reformation of the pricing system and budgeted measurement in building, prospects of the development of the pricing system and budgeted measurement in building.
Key words: budget-normative base in building; pricing in building.
С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это связано с тем, что изменились формы собственности участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками капитального строительства на основе договорных цен, на основе аукционов. Возникла необходимость точной и достоверной оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса - от прединвестици-онной стадии до завершения проекта, что потребовало совершенствования системы ценообразования в строительстве.
Кроме того, с переходом на рыночные отношения в строительстве появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации. К ним относятся:
- плата за землю;
- затраты на получение исходных данных, технических условий и согласований;
- новые виды налогов и сборов;
- различные виды страхования;
- проценты за кредиты;
- затраты по реализации векселей и других ценных бумаг;
- затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации, а также организацию и проведение конкурсов;
- затраты заказчиков на профессиональное управление инвестиционными проектами;
- оплата услуг федерального и региональных центров ценообразования, а также других организаций, осуществляющих разработку и экспертизу сметной документации.
Учет этих затрат способствует повышению достоверности и точности расчетов сметной стоимости строительства объектов.
Эффективность реализации инвестиционно-строительного проекта в значительной мере зависит от качества разработки проектно-сметной документации. Сметная документация является значимой частью проектной документации на возведение здания или сооружения и входит в проект отдельным разделом. Кроме того, на основании сметной документации устанавливается договорная цена строительства, и происходят расчеты между подрядчиком и заказчиком.
Сметно-нормативная база 2001 (СНБ-2001) года была разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации. С начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли существенные изменения, связанные как с изменением экономических отношений, так и с пересмотром архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений зданий и сооружений. Но при разработке СНБ-2001 были использованы принципы и сметные нормы 1984 и 1991 гг., что, конечно же, отразилось на качестве норм и расценок, входящих в СНБ-2001.
Сметно-нормативная база 2001 года имеет ряд достоинств:
- максимальный учет в расценках местных условий производства строительно-монтажных работ и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);
- предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ нормы отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы вносятся в федеральный реестр сметных нормативов, что позволяет предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это также позволяет пополнять сметно-нормативную базу 2001 г. и учитывать индивидуальные условия строительства.
К недостаткам СНБ 2001 можно отнести:
- недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм;
- снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости;
- снижение нормы сметной прибыли по некоторым видам строительно-монтажных работ, при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. сметная стоимость возросла незначительно, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий;
- стоимостные показатели сметно-нормативной базы 2001 г. приняты по состоянию на 1 января 2000 г., поэтому в настоящее время необходимо использовать индексы инфляции к расценкам, заложенным в базу;
- допущено много недочетов при составлении ГЭСН (например, в ряде расценок учтены не все, используемые при работах, материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% от стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%);
- снизилась доля заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда). В сметно-нормативной базе 1984 г. доля средств на
оплату труда в сметной стоимости составляла 25-28%, а в сметно-нормативной базе 2001 г. она снизилась до 8-10% (по значительному числу работ).
С 2008 года в Российской Федерации было начато реформирование системы ценообразования в строительстве, вследствие чего были пересмотрены сметные нормативы на федеральном и территориальных уровнях, была разработана новая редакция сметно-нормативной базы, действующей в строительстве, - редакция 2009 г.
Приказом Минстроя России от 30 января 2014 года № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» (в редакции приказа от 07 февраля 2014 г. № 39/пр) с 1 апреля 2014 года введена в действие и внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция государственных сметных нормативов, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию строительных машин, сборник тарифов на перевозку грузов. Одновременно с вводом новой редакции базы в действие (внесение ее в федеральный реестр сметных нормативов) исключены из реестра ранее утвержденные Минрегионом России и Госстроем сметно-нормативная база и дополнения к ней, выпущенные в период с 2008 по 2012 годы.
По заявлениям разработчиков отличием новой редакции 2014 года государственных сметных нормативов от ранее действовавшей ФСНБ-2001 (редакции 2009) года является включение в нее большого количества изменений и дополнений к нормам и расценкам практически во всех сборниках.
Однако, существенных изменений сметно-нормативная база, утвержденная в 2014 году, не претерпела. Далее представлен анализ изменений в сметно-нормативной базе 2014 года по сравнению с редакцией 2009 года (таблица).
Анализ изменений, внесенных в сметно-нормативную базу 2014 года
Наименование сборников ГЭСН, ФЕР Изменения
изменено норм (расценок) добавлено норм (расценок) удалено и перемещено норм (расценок)
ГЭСН , ФЕР
Часть 1. Земляные работы 1178 48 —
Часть 4. Скважины 175 96 -
Часть 5. Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов 415 2 8
Часть 6. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные 8 - -
Часть 7. Бетонные и железобетонные конструкции сборные 101 - -
Часть 8. Конструкции из кирпича и блоков 2 5 -
Часть 9. Строительные металлические конструкции 77 30 -
Часть 13. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии 9 6 3
Часть 15. Отделочные работы 566 22 1
Часть 16. Трубопроводы внутренние 4 18 -
Часть 20. Вентиляция и кондиционирование 27 - -
Наименование сборников ГЭСН, ФЕР Изменения
изменено норм (расценок) добавлено норм (расценок) удалено и перемещено норм (расценок)
воздуха
Часть 22. Водопровод - наружные сети 171 - -
Часть 25. Магистральные и промысловые трубопроводы 31 52 -
Часть 26. Теплоизоляционные работы 27 3 -
Часть 27. Автомобильные дороги 285 22 3
Часть 33. Линии электропередач 296 4
Часть 37. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений 203 4 -
Часть 39. Металлические конструкции гидротехнических сооружений 65 1 -
Часть 44. Подводно-строительные (водолазные) работы 570 27 -
Часть 46. Работы по реконструкции зданий и сооружений 150 156 3
ГЭСНм и ФЕРм на монтаж оборудования
Часть 8. Электротехнические установки 1930 1 4
Часть 10. Оборудование связи 59 39 64
Часть 22. Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений 152 2 -
Часть 39. Контроль монтажных сварных соединений - - 105
ГЭСНп и ФЕРп на пусконаладочные работы
Часть 1. Электротехнические установки 765 - -
Часть 2. Автоматизированные системы управления 5 - -
Часть 3. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха 300 - -
Часть 6. Холодильные и компрессионные установки 259 - -
ГЭСНр и ФЕРр на ремонтно-строительные работы
Часть 58. Крыши, кровли 42 - -
Часть 61. Штукатурные работы 75 - -
Часть 62. Малярные работы 81 1 -
Часть 66. Наружные инженерные сети 155 - -
Часть 69. Прочие ремонтно-строительные работы 10 47 -
Новые сметные нормативы в строительстве должны адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.
Однако нормы и показатели введенных Государственных сметных нормативов являются слегка отредактированными сметными нормами, разработанными в советское время (СНиП-84 и СНиР-91). Некоторые изменения в действующей сметно-нормативной базе строительства имеют косметический характер, не затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не меняют их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.
Корректировка показателей редакционного характера выполнена без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом.
Для повышения эффективности действующей системы ценообразования в строительстве, точности и достоверности сметных расчетов, по нашему мнению, необходимо изменить организацию сметного дела в России на всех уровнях управления. В настоящее время проектные организации, являющиеся первичными разработчиками сметных показателей, не объединены в единую информационную систему с инвесторами, заказчиками и подрядчиками. Практически не используются опыт и огромные архивы проектных организаций для создания прейскурантов и других нормативных документов. В этой связи необходимы, в первую очередь, на федеральном уровне совершенствование законодательной базы и принятие мер, направленных на совершенствование организации сметного дела и повышение точности обоснования объемов инвестиций на развитие реального сектора экономики страны. Сметные, а для подрядчиков и производственные нормативные базы, учитывая значительный объем информации, должны создаваться на компьютерной основе в форматах, данных и системе кодирования, обеспечивающих автоматизированный расчет стоимости строительства объектов с применением прикладных программных продуктов.
Разработка сметной нормативной базы в интересах инвесторов, застройщиков, заказчиков инвестиционных проектов, а также сметной и производственной нормативных баз в интересах подрядных предприятий является одной из важнейших задач для оценки стоимости строительства объектов. Сметная нормативная база для инвесторов, застройщиков и заказчиков проектов должна обеспечить повышение качества формирования ин-весторских смет, бизнес-планов, конкурсной документации по взаиморасчетам за выполненные работы, прежде всего, за счет повышения точности и достоверности расчетов. Подрядчикам капитального строительства нормативная база необходима для обоснованного заключения контрактов, подготовки конкурсных предложений, взаиморасчетов за выполненные работы, оценки себестоимости подрядных работ, планирования и оперативного управления ходом строительства объектов.
На основе многолетнего опыта проведения расчетов стоимости инвестиционных проектов на прединвестиционной стадии в составе проектной конкурсной и другой документации, накопленного в различных отраслях, в системе строительства существует мощная база данных, содержащая физические показатели (затраты труда, машино- и материалоемкость), а также показатели текущей стоимости элементных и укрупненных видов работ по объектам-представителям. Такая база, сосредоточенная в информационных массивах данных, должна и может быть использована для оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса.
Статья поступила 02.03.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горячкин П.В., Айрапетян Н.Э. Анализ сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Минстроя России в новой редакции 2014 года: Экспертно-аналитический доклад. Москва, 2014 г.
2. Добышева Т.В., Пуценко К.Н. Сравнительный анализ систем ценообразования России, Великобритании и США // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Изд-во ИрГТУ. 2013. № 1 (4). 209 с. С. 33-41.
Информация об авторе
Добышева Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел. (3952) 40-54-12, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Dobysheva T.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 69.059.7
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТ И УСЛУГ В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Е.Г. Журавлев, Н.Г. Дубинина
В статье рассмотрены вопросы, связанные с принятием закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выполнен анализ преимуществ этого закона и возможных проблем, которые осложняют работу при применении закона.
Ключевые слова: рыночная экономика; государственные закупки; аукцион; контрактная система; государственный контракт.
LAW REGULATION OF PURCHASING ORGANISATION AND ITS IMPACT ON THE QUALITY OF THE PRESENTED WORKS AND SERVICES IN THE SPHERE OF
CAPITAL REPAIR
E.G. Zhuravlev, N.G. Dubinina
In the article we considered the problems connected with the law adoption № 44- ФЗ «About contract system in the sphere of purchasing goods, work, services for providing state and municipal needs». We performed analyses basically of this law and possible problems which make the work more difficult while performing the law.
Key words: trade economics; state purchasing; auction; contract system; state contract.