Научная статья на тему 'Роль ценообразования в формировании бюджетов структурных подразделений предприятий'

Роль ценообразования в формировании бюджетов структурных подразделений предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович

This article comprises the special features of isolation of manufacturing divisions of industrial enterprises. The attention is paid to the role of entrepreneurship in making of manufacturing divisions budgets. The model of construction of market structures self-organization is presented and described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ценообразования в формировании бюджетов структурных подразделений предприятий»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 91-93. © А.Е. Миллер, 2008

УДК 336.645

РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Е. Миллер

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article comprises the special features of isolation of manufacturing divisions of industrial enterprises. The attention is paid to the role of entrepreneurship in making of manufacturing divisions budgets. The model of construction of market structures self-organization is presented and described.

В современных условиях предприятия ориентированы на создание высокодоходных производств, отличающихся гибкостью управленческих форм и внедрением наукоемких технологий. Изменения факторов внешней среды и условий, в которых работают предприятия, приводят к тому, что многие из них переходят к маркетинговой ориентации на нужды, потребности и запросы потребителя, децентрализованное управление. Кроме того, сегодня «чисто экономические» подходы и старые технические расчетные модели, ориентированные на рост производительности труда, давно устарели, и приоритеты сместились в сторону ориентации продуктивной деятельности предприятий с точки зрения повышения конкурентоспособности и внедрения на новые сегменты рынка. Сохранить и упрочить свои конкурентные позиции предприятия могут лишь в случае, если они оптимизируют собственные системообразующие параметры конкурентных преимуществ на внешних рынках, используя многочисленные факторы внутрифирменного предпринимательства, осуществляя различные стратегии и работая с учетом не только экономических, но и других аспектов производства.

Как в теоретических, так и прикладных исследованиях, уделяется внимание эффективным способам ведения хозяйственных дел на достаточно самостоятельной и независимой основе, на развитие стратегии интрапренерства как одного из возможных способов успешного ведения дел в одном или нескольких структурных подразделениях промышленного предприятия. Как правило, эти процессы сегодня связывают с эффектом так называемой правильно осуществленной децентрализации управления предприятием.

Крупные предприятия традиционно организованы функционально и достаточно часто испытывали затруднения, когда нужно вовремя отреагировать на изменения, происходящие на внешних рынках, успеть оптимизировать противоречащие друг другу функциональные

потребности. Присущие им гибкость и инновационная активность способствуют усилению вертикальной и горизонтальной интеграции посредством заключения субконтрактов. Высокая интенсивность такого рода предпринимательства и нововведенческой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства вносит серьезный вклад в общее инновационное развитие экономики.

Если рассматривать интрапренерство как неизбежное условие децентрализации управления предприятий, то, как показал отечественный опыт, необходима глубокая проработка самих основ такой децентрализации и централизации всех производственных подразделений. Главная задача реформирования предприятий связана с необходимостью активизации и наращивания их потенциала при одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности, повышении предсказуемости их функционирования. Ряд проблем рыночных взаимодействий между предприятиями может быть в значительной степени разрешен при помощи усиления интеграционной структуры промышленности. В ходе последующих экономических реформ доминирующим стал процесс дробления крупных предприятий, путем выделения структурных подразделений в самостоятельные единицы. Однако именно крупные промышленные структуры являются ключевыми элементами экономики.

Тем не менее нельзя не отметить, что важнейшей стратегией предприятия, использующего интрапренерство, является стратегия интеграции (вертикальной, горизонтальной, диагональной). При этом нельзя не учесть, что деятельность любого предприятия протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социально-экономических агентов. К таким агентам относятся: предприятия-поставщики сырья и материалов; предприятия-поставщики оборудования; посреднические предприятия; предприятия-по-

требители продукции; предприятия, заинтересованные в приобретении или аренде движимого и недвижимого имущества данного предприятия; предприятия-инвесторы; предприятия, заинтересованные в кредитовании собственного производства; индивидуальные потребители продукции и товаров народного потребления, производимых на данном предприятии; предприятия, предлагающие новые технологии или новые виды продукции для организации производства; предприятия-конкуренты, производящие аналогичную продукцию; предприятия-по-тенциальные конкуренты, способные организовать у себя производство аналогичной продукции; другие физические и юридические лица, а также их группы, желающие иметь дело с данным предприятием.

Ключевой методологический подход к анализу предложенных проблем может быть основан на научной идее Р.П. Рамелта, который, опираясь на теорию ренты Рикардо, Парето и Маршалла, выдвинул теорию предпринимательской ренты. Разделяя идею Й. Шумпетера в определении предпринимателя как того, кто по-новому соединяет и использует ресурсы, Р.П. Рамелт представляет «интрапренерство» как создание новых предприятий, таких, которые вносят какие-либо элементы нового и не дублируют в точности деятельность уже существующих. Такое предпринимательство заключается в формировании новой производственной деятельности, стимулы к инновации которой зависят от неопределенности появления производственных ресурсов, а также идей, способных в той или иной степени обеспечить возникающую при этом социальную значимость производства. Часто теоретики-экономисты определяют предпринимательство как функцию, необходимую для успешного экономического развития, будь то образование новых предприятий или несение риска, осуществление инноваций или экономия трансакционных издержек. В этой интерпретации предпринимательство выступает либо как подчиненный «четвертый организационный фактор производства», либо как автономный регулятивный механизм.

Все множество экономических объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия, можно разделить на две группы. В первую входят те, для которых результат их влияния зависит главным образом от принимаемых решений, во вторую - «агенты влияния», решения которых не имеют адресного характера. Так, если предприятие, изготавливающее оборудование предприятию, которое является поставщиком для первого, под-

няло цены на свою продукцию, это вызовет повышение цен по всей восходящей цепочке и в конечном счете серьезно изменит экономическую ситуацию на обоих предприятиях. К таким же случаям относятся разработка новых технологических процессов, форм и методов организации труда и т. д., а также формирование потребительских предпочтений на рынке производимых предприятием товаров широкого потребления.

В наиболее общем выражении задача любого предприятия в данной области состоит в том, чтобы оказывать эффективное влияние на процессы принятия решений всеми указанными экономическими агентами в своих интересах - получить в итоге предпринимательскую ренту.

Чтобы описать и классифицировать имеющиеся здесь возможности, необходимо перечислить составные части ситуаций принятия решений. Условия принятия решения включают следующие составляющие: совокупность исходных данных, описывающих текущее состояние проблемы; множество альтернатив; критерии сравнения альтернатив по степени реализации целей предприятия, где принимаются решения; индивидуальные качества лиц, принимающих решение; ресурсы, выделяемые для принятия решений. Предприятие может влиять либо на объективные исходные данные, либо на субъективные предпочтения лиц, принимающих решения, либо на процесс их принятия.

Направления деятельности предприятия по установлению связей с другими предприятиями классифицируются следующим образом: коммуникация - влияние на общественное мнение с помощью информационной деятельности; лоббирование - использование активов, ресурсов и связей предприятия для воздействия на процесс принятия решений на других предприятиях; интеграция - создание условий взаимодействия предприятий, при которых их интересы и цели из разнонаправленных становятся однонаправленными; под интеграцией понимается установление таких взаимоотношений между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий.

Для выявления особенностей формирования бюджетов структурных подразделений необходимо рассмотреть схемы товарных потоков: «ресурсы» - «предприятия-производители комплектующих изделий» - «предприятия-производители конечной продукции» - «рынок».

На каждом из переходов: «ресурсы» -«предприятия-производители комплектующих

изделий»; «предприятия-производители комплектующих изделий» - «предприятия-производители конечной продукции»; «предприятия-производители конечной продукции» - «рынок» цены на продукцию устанавливаются участником перехода, т. е. соответственно собственниками ресурсов, предприятиями-произво-дителями комплектующих изделий, предпри-ятиями-производителями конечной продукции.

Спрос на продукцию на каждом из переходов в данной схеме зависит и обратно пропорционален цене продукции. Управление ценообразованием на предприятиях возможно по следующим направлениям:

- цены устанавливаются независимо от спроса и предложения изделий (постоянные цены);

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем реализации изделия (управляемые цены);

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем рынку (сочетание постоянных и управляемых цен).

Основное преимущество предприятия, использующего возможности интрапренерства, по отношению к предприятиям-конкурентам в данной схеме, не использующим эти возможности, заключается в том, что бюджеты подразделений на внутренних переходах «производство комплектующих изделий» - «производство конечной продукции (для рынка)» формируются внутри предприятия по информации о разности между спросом и предложе-

нием изделия на переходе, соответствующем рынку, а не на переходе «производство комплектующих изделий» - «производство конечной продукции (для рынка)».

Проведенное моделирование деятельности субъектов рынка, работающих с применением постоянных цен, не учитывающих изменение цены спроса, показало, что наибольший доход получит предприятие, использующее преимущества интрапренерства и установившее наибольшие цены на свою продукцию.

Вариант моделирования деятельности субъектов рынка, работающих с управляемыми ценами, показал, что наибольший доход получит предприятие, имеющее возможность гибко управлять ценами на свою продукцию в зависимости от спроса на эту продукцию.

Вариант моделирования двух предприятий с управляемыми ценами и одним предприятием с постоянными ценами, предполагающий, что первые изменяют цены в зависимости от изменения спроса, а одно их не меняет, показал, что наименьший доход получит то, которое установило постоянные цены на свою продукцию.

Итак, результаты моделирования поведения рыночных агентов показывают, что процесс накопления бюджета предприятия эффективен, если предприятие использует информацию о спросе и предложении на всех участках сети от производства ресурсов до продажи конечной продукции (на рынке). То есть предприятия и их бюджеты, связанные интрапренерс-кими отношениями друг с другом, будут иметь значительные преимущества в рыночной среде: получать и эффективно использовать достаточно высокую предпринимательскую ренту по сравнению с другими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.