Научная статья на тему 'Интеграционно - экономическая модель кластерных отношений в угольной промышленности'

Интеграционно - экономическая модель кластерных отношений в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Абаева Майя Бенсенбаевна

В статье исследованы особенности формирования кластерных отношений в угольной промышленности. Дополнена кластерная теория обоснованием стратегий кластерных отношений. Предложена экономическая модель развития кластерных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Абаева Майя Бенсенбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AND ECONOMIC MODEL OF CLUSTER RELATIONS IN COAL INDUSTRY

The article inquires into peculiarities of cluster relations forming in coal industry and supplements cluster theory with substantiation of cluster relations. The author proposes economic model of cluster relations elaboration.

Текст научной работы на тему «Интеграционно - экономическая модель кластерных отношений в угольной промышленности»

Данный показатель используется в настоящее время в официальной отчетности. Чем выше количество предлагаемых потребителям и реально оказанных услуг, тем выше конкурентоспособность организации.

Заключение

Таким образом, анализируя выше изложенное, можно сделать следующий вывод: для успешного функционирования и развития на рынке охранных услуг необходимо всесторонне, комплексно использовать выше названные показатели для оценки экономической эффективности охранных организаций и их конкурентов.

Библиографический список

1. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 123.

2. Фатхутдинов Р. А. Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности России // Стандарты и качество. - 2000. - № 6. С. 36-37.

3. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЭ) // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

4. Белов Г. В. Безопасность бизнеса: учебное пособие для вузов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. С. 78.

5. Жаворонков В. Прогнозы на будущее // Мир безопасности. - 2007. - № 9. С. 30-33.

APPLYING THE METHODOLOGY OF CALCULATION OF ECONOMIC EFFICIENCY IN OPERATIONS OF PRIVATE SECURITY DIVISIONS

S. V. Kondratyuk, S. S. Staursky

Given clause is devoted to studying of parameters of economic efficiency and competitiveness of divisions вневедомственной protection at law-enforcement bodies. Authors of work offer classification of parameters of efficiency and competitiveness which will allow, in their opinion, more objectively to estimate a level of activity of divisions вневедомственной protection. The given classification considers dynamism of the economic processes occuring in a national economy.

Кондратюков Сергей Владимирович - кандидат экон. наук, доцент ФГКОУ ВПО «Омская академия МВД России». Основное направление научной деятельности - Экономическая эффективность и безопасность хозяйствующих объектов. Общее количество опубликованных работ: 47. Email: [email protected].

Стаурский Станислав Станиславович - кандидат экон. наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-

дорожная академия «СибАДИ». Основное направление научной деятельности - Экономическая эффективность и безопасность хозяйствующих объектов. Общее количество опубликованных работ: 36. E- mail: [email protected].

УДК 65.0

ИНТЕГРАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КЛАСТЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. Е. Миллер, М. Б. Абаева

Аннотация. В статье исследованы особенности формирования кластерных отношений в угольной промышленности. Дополнена кластерная теория обоснованием стратегий кластерных отношений. Предложена экономическая модель развития кластерных отношений.

Ключевые слова: кластерные отношения, экономическая модель, предприятие, ценовая политика, прибыль.

Введение

Угольные предприятия по своей сути являются открытыми экономическими системами, поэтому обладают всеми характерными признаками организации производственных структур, для которых необходим выбор некоторого адекватного нулевого приближения,

которое является фактически детальным описанием состояния угольного рынка. Такое состояние можно рассматривать как равновесный рынок, однако для оценки конкретных процессов требуется более детальное описание структуры парных взаимодействий участников угольного рынка.

С этой целью имеет смысл ограничиться рассмотрением родственных угольных предприятий как с точки зрения возможности их взаимного замещения, так и в отношении первоначального исходного сырья. В таком случае можно ожидать, что производители, торговцы и потребители этих товаров будут образовывать единую кластерную систему. Для организации взаимовыгодных кластерных отношений следует ограничиться исследованием участников угольного рынка, которые, тем не менее, образуют единую связанную систему между производителями и потребителями. В таком случае производители и партнеры формируют кластерную систему.

Изменения факторов внешней среды и условий, в которых работают предприятия, приводят к тому, что многие из них в настоящее время переходят от старой ориентации с приоритетами технического оснащения производства, централизованного управления, закрытой корпоративной культуры к маркетинговой ориентации на нужды, потребности и запросы потребителя, децентрализованное управление и открытую корпоративную культуру. Кроме того, сегодня "чисто экономические" подходы и старые

технические расчетные модели,

ориентированные на рост

производительности труда, давно устарели, и приоритеты сместились в сторону ориентации продуктивной деятельности предприятий с точки зрения повышения

конкурентоспособности и внедрения на новые сегменты рынка. Сохранить и упрочить свои конкурентные позиции предприятия могут

лишь в случае, если они оптимизируют

собственные системообразующие параметры конкурентных преимуществ на внешних рынках, используя многочисленные

преимущества кластерных отношений,

осуществляя различные стратегии и работая с учетом не только экономических, но и других аспектов производства [1, с. 215].

Теоретическое исследование

В настоящее время, как в теоретических, так и прикладных исследованиях, уделяется внимание не столько кластерам, как одному из организационных и эффективных способов ведения хозяйственных дел на взаимовыгодной основе, сколько кластерным отношениям в единстве со стратегией, как одного из возможных способов управления с целью успешного ведения дел в рамках нескольких промышленных предприятий. Как правило, эти процессы сегодня связывают с эффектом, так

называемой правильно осуществленной децентрализации управления предприятием.

Предприятия угольной промышленности традиционно организованы функционально и достаточно часто испытывали затруднения, когда нужно было вовремя отреагировать на изменения, происходящие на внешних рынках, успеть оптимизировать

противоречащие друг другу функциональные потребности. Отсюда и возникает идея интеграции, когда угольные предприятия сталкиваются с постоянно нарастающей тенденцией к развитию взаимовыгодных отношений.

Присущие им гибкость и инновационная активность способствуют усилению вертикальной и горизонтальной интеграции посредством заключения субконтрактов. Высокая интенсивность такого рода отношений вносит серьезный вклад в общее развитие экономики, дает основания для поиска новых форм взаимовыгодных отношений между предприятиями.

Наконец, если говорить о сущности кластерных отношений как проблемы доцент реализации управления предприятием, то, как показал отечественный опыт, необходима глубокая проработка основ, как децентрализации, так и централизации всех производственных процессов. Главная задача реформирования предприятий связана с необходимостью активизации и наращивания их потенциала при одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности, повышении предсказуемости их функционирования. Ряд проблем рыночных взаимодействий между предприятиями может быть в значительной степени разрешен при помощи усиления интеграционной структуры угольной промышленности, расширения простора для инновационной деятельности. Существовавшая структура угольной промышленности создавалась в условиях централизованной плановой системы. Недостаточная степень вертикальной интеграции компенсировалась излишней централизацией управления. В ходе последующих экономических реформ доминирующим стал процесс дробления крупных предприятий, путем выделения структурных подразделений в самостоятельные единицы. Экономическое положение угольных предприятий систематически ухудшалось. Однако именно крупные угольные предприятия остаются ключевыми элементами экономики.

В результате известных процессов рыночных преобразований в России степень интеграции стала не соответствовать технологической структуре промышленного производства. Перспективы возрождения высокотехнологичной и конкурентоспособной промышленности связаны с мерами, стимулирующими эффективную интеграцию предприятий, причем под контролем государства. В ходе реализации первоочередных мер по реформированию институциональной структуры промышленности в каждой отрасли должны быть выделены особые производства - предприятия, способные обеспечить спрос на ключевую продукцию смежных отраслей и производить продукций современного мирового уровня.

Для поступательного развития угольной промышленности в условиях острой мировой конкуренции необходимо, чтобы

определенное количество предприятий, способных по технологическим и иным характеристикам, обеспечивали восприятие, закрепление и развитие технологических

новшеств. В последние годы на многих, в

особенности на крупных и средних, российских и казахстанских предприятиях активизировались центробежные процессы. Разрушение технологически обоснованных производственных связей оказывается гибельным, причем не только для

отделяемого производства, но для "материнского" предприятия.

На наш взгляд, сами кластерные отношения имеет, по меньшей мере, две стороны - структурную ("жесткую") и

поведенческую ("мягкую"). Первая из них включает организационную разработку совместных планов, проектирование структуры и любые другие компоненты, в том числе финансовые, которые люди могут иерархически упорядочить. На многих предприятиях отсутствуют жесткие механизмы финансирования мероприятий, не включенных в план-бюджет. Однако целый ряд производств, особенно в наукоемких отраслях, начал расширять свои

исследовательские бюджеты с целью организационного обеспечения фондами и другими ресурсами кластерных отношений. Поведенческая сторона кластерных отношений охватывает практически все параметры корпоративной и организационной культур всех стилей управления и состояния того морально-психологического климата, который предполагает создание достаточно гибкой внутрипроизводственной организации для проведения продуктивной работы, направленной на создание

конкурентоспособной продукции предприятия. Кластерные отношения существенно меняют характер труда, делает его более содержательным и производительным, поскольку сосредотачивается на реальных целях предприятия по созданию и освоению новых или улучшенных изделий, услуг, технических и других процессов.

Необходимость сокращения издержек требует централизации оперативного управления, ликвидации излишних дублирующих друг друга функциональных элементов. Как правило, следует стремиться к консолидации оперативного управления при демократизации принятия стратегических решений. Для предприятия конъюнктурного и

маркетингового типов необходима гибкая внутренняя организационная структура, позволяющая динамично реагировать на изменение рыночных факторов. Следует рекомендовать создание специальных подразделений по разработке стратегии развития кластерных отношений. Их главная цель - интегрирование всех видов имеющейся и поступающей информации,

обеспечивающей разработку различных стратегии предприятия. Существование таких подразделений играет консолидирующую роль в жизни предприятия. Целесообразно также создание в организационной структуре предприятий специальных подразделений по управлению риском [2, с. 96].

Ключевой методологический подход к анализу предложенных проблем, как нам представляется, может быть основан на научной идее Р. П. Рамелта, который, опираясь на теорию ренты Рикардо, Парето и Маршалла, выдвинул теорию предпринимательской ренты. Разделяя идею Й. Шумпетера в определении предпринимателя как того, кто по-новому соединяет и использует ресурсы, Р. П. Рамелт представляет кластерные отношения как создание таких структур, которые вносят какие-либо элементы нового и не дублируют в точности деятельность уже существующих предприятий. Такие кластерные отношения заключаются в формировании новой производственной деятельности, стимулы к инновации которой зависят от неопределенности появления производственных ресурсов, а также идей, способных в той или иной степени обеспечить возникающую при этом социальную значимость производства [2, с. 112].

Достаточно часто исследователи определяют кластеры достаточно безлико: как функцию, необходимую для успешного экономического развития, будь то образование новых предприятий или несение риска,

осуществление инноваций или экономия трансакционных издержек. В этой интерпретации кластерные отношения выступают как автономный регулятивный механизм. Кластер сам по себе остается расплывчатым, а кластерные отношения реализуются с изрядной долей автоматизма. В противовес функциональному подходу существует структурный подход, позволяющий рассматривать кластеры как социальный слой (иногда эти подходы различают как "функциональный" и "индикативный"). В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых хозяйственных структур. Отсюда задача - определить кластерные отношения во всех их ключевых аспектах, определить как экономическую, так и их социальную функции. Поскольку набор этих переменных можно бесконечно продолжать, то относительно развития современных кластерных отношений можно предложить различные концептуальные решения. Поэтому рассмотрим один из вариантов формирования кластерных отношений - интеграционноэкономическую модель на основе современных идей синергетики и с учетом того, что при проведении моделирования на предприятии использовалась совокупность следующих видов стратегий кластерных отношений: функциональных, структурных, интеграционных, социальных и информационных.

Тем не менее, нельзя не отметить, что важнейшей стратегией угольного предприятия, применяющего кластерные отношения, является стратегия интеграции (вертикальной, горизонтальной, диагональной). При этом в модели нельзя не учесть, что деятельность любого угольного предприятия протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социальноэкономических агентов. К таким агентам относятся: предприятия - поставщики сырья и материалов; предприятия - поставщики оборудования; посреднические предприятия; предприятия - потребители продукции; предприятия, заинтересованные в приобретении или аренде движимого в недвижимого имущества данного предприятия; предприятия-инвесторы; предприятия, заинтересованные в кредитовании собственного производства; индивидуальные потребители продукции и товаров народного потребления, производимых на данном предприятии; предприятия, предлагающие новые технологии или новые виды продукции для организации производства; предприятия-конкуренты, производящие аналогичную продукцию; предприятия - потенциальные конкуренты, способные органи-

зовать у себя производство аналогичной продукции; другие физические и юридические лица, а также их группы, желающие иметь дело сданным предприятием [3, с. 45].

Все множество экономических объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия, можно разделить на две группы. В первую входят те из них, для которых результат их влияния зависит главным образом от принимаемых решений, во вторую - "агенты влияния", решения которых не имеют адресного характера. Так, если предприятие, изготавливающее оборудование угольному предприятию, которое является поставщиком для данного угольного предприятия, подняло цены на свою продукцию, это вызовет повышение цен по всей восходящей цепочке и, в конечном счете, серьезно изменит ситуацию на предприятии. К таким же случаям относятся разработка новых технологических процессов, форм и методов организации труда и т.д., а также формирование потребительских предпочтений на рынке производимых предприятием товаров широкого

потребления.

В наиболее общем выражении задача любого угольного предприятия в данной области состоит в том, чтобы оказывать эффективное влияние на процессы принятия решений всеми указанными экономическими агентами в своих интересах - получить в итоге прибыль.

Чтобы описать и классифицировать имеющиеся здесь возможности, необходимо перечислить составные части ситуаций принятия решений. Условия принятия решения включают следующие

составляющие: совокупность исходных

данных, описывающих текущее состояние проблемы; множество альтернатив; критерии сравнения альтернатив по степени реализации целей угольного предприятия, где принимаются решения; индивидуальные качества лиц, принимающих решение; ресурсы, выделяемые для принятия решений. Для принятия нужного решения, угольное предприятие может влиять либо на объективные исходные данные, либо на субъективные предпочтения лиц,

принимающих решения, либо на процесс их принятия.

Аналитическое исследование

Направления деятельности угольного предприятия по установлению связей с другими предприятиями в модели классифицируются следующим образом: коммуникация - влияние на общественное

мнение с помощью информационной деятельности; лоббирование - использование активов, ресурсов и связей предприятия для воздействия на процесс принятия решений на других предприятиях; интеграция - создание условий взаимодействия предприятий, при которых их интересы и цели из разнонаправленных становятся

однонаправленными. Под интеграцией понимается установление таких

взаимоотношений между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей

интегрирующего и интегрируемого предприятий [4, с. 78].

Рассмотрим схемы товарных потоков: "Ресурсы"^ "Угледобывающее предприятия"^ "Транспортная организация" “^"Угольный

рынок".

На каждом из переходов: "Ресурсы" "Угледобывающее предприятие"; " Угледобывающее предприятие"^"Транспортная организация"; "Транспортная организация"^

"Угольный рынок" цены на продукцию устанавливаются инцидентом перехода, то есть соответственно собственниками ресурсов; угледобывающим предприятием; транспортной организацией.

Спрос на продукцию на каждом из переходов в данной модели зависит и обратно пропорционален цене продукции. Управление ценообразованием на угольном предприятии в модели возможно по следующим сценариям:

- цены устанавливаются независимо от спроса и предложения изделий;

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем реализации изделия;

- цены корректируются на величину, пропорциональную разности между спросом и предложением изделия на переходе, соответствующем рынку.

Рассмотрим вариант организации угольного рынка с участием угольных предприятий всех направлений, деятельность которых основывается на интеграционных кластерных отношениях. С этой целью необходимо исследовать функциональные схемы для угольных предприятий всех направлений, функционирующих на

традиционной основе, а также угольных предприятий, деятельность которых

основывается на интеграционных кластерных отношениях. Основное преимущество угольных предприятий, деятельность которых

основывается на интеграционных кластерных отношениях, по отношению к предприятиям -конкурентам, в данной модели, заключается в том, что цены на внутренних переходах «производство промежуточной продукции» «производство продукции для рынка» формируются внутри интегрированных структур по информации о разности между спросом и предложением продукции на переходе, соответствующем рынку, а не на переходе, соответствующем «производство промежуточной продукции»

«производство продукции для рынка».

Использование этого преимущества позволяет экономить на оценивании информации о спросе и предложении на рынке, снизить цены на продукцию и увеличить денежные поступления в угольные предприятия всех направлений.

Исследуем возможные варианты ценовой политики угольных предприятий всех направлений на рынке. В качестве первого варианта следует обосновать ситуацию с постоянными ценами.

Вариант моделирования с постоянными ценами. В данном варианте предполагается, что все предприятия изменяют цены в зависимости от изменения спроса. Угледобывающее предприятие Предприятие 1 (предприятие с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценами р):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 2; К р = 0; т =(1,2,3). Предприятие 2 (предприятие со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценами р):

Ац = 0,2; с = 0,2; р = 3; К р = 0; т =(1,2,3). Предприятие 3 (предприятие с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценами р):

Ац = 0,3; с = 0,3; р = 4; К р = 0; т =(1,2,3). Транспортные организации Организация 1 (организация с наименьшими компонентами матрицы А, наименьшим потреблением с и наименьшими ценами р):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 8; К р = 0; т =(1,2,3). Организация 2 (организация со средними компонентами матрицы А, средним потреблением с и средними ценами р):

Ац = 0,2; с = 0,2; р = 10; К р = 0; т =(1,2,3). Организация 3 (организация с наибольшими компонентами матрицы А, наибольшим потреблением с и наибольшими ценами р):

Ац = 0,3; с = 0,3; р = 12; К р = 0; т =(1,2,3).

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования рассматриваемого угольного рынка с предприятиями, не использующими возможности кластерных отношений и угольным предприятием, их использующим, наибольшую прибыль получит угольное предприятие, установившее наибольшие цены на свою продукцию.

Вариант моделирования с управляемыми ценами.

В данном варианте предполагается, что все угольные предприятия изменяют цены в зависимости от изменения спроса.

Угледобывающее предприятие

Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0, 0003; т =(1,2,3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятие 3 (предприятие с наибольшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Транспортные организации

Организация 1 (организация с наименьшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Организация 2 (организация со средним коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0, 0003; т =(1,2,3).

Организация 3 (организация с наибольшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Из результатов моделирования следует, что в условиях исходных данных моделирования данного варианта наибольшую прибыль получит угольное предприятие, имеющее возможность наиболее гибко управлять ценами на свою продукцию в зависимости от спроса на эту продукцию, а также в зависимости внутрифирменной гибкости, наличия корпоративной культуры и корпоративной структуры.

Вариант моделирования двух угольных предприятий с управляемыми ценами и одним предприятием с постоянными ценами.

В данном варианте предполагается, что два предприятия изменяют цены в зависимости от изменения спроса и одно их не изменяет.

Угледобывающее предприятие Предприятие 1 (предприятие с наименьшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Предприятие 2 (предприятие со средним коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0, 0003; т =(1,2,3).

Предприятие 3 (предприятие с постоянными ценами):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 3; К р = 0 т =(1,2,3). Транспортные организации Организация 1 (организация с наименьшим коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0, 0001; т =(1,2,3).

Организация 2 (организация со средним коэффициентом Кр):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0, 0003; т =(1,2,3).

Организация 3 (организация с постоянными ценами):

Ац = 0,1; с = 0,1; р = 10; К р = 0; т =(1,2,3). Из результатов моделирования следует, что в условиях исходных данных моделирования данного варианта наименьшую прибыль получит то угольное предприятие, которое установило постоянные цены на свою продукцию.

Обобщенные выводы по результатам интеграционно-экономического моделирования заключаются в следующем. Проводилось моделирование динамических процессов изменения прибыли угольных предприятий для трех вариантов исходных данных:

в варианте моделирования для угольных предприятий, устанавливающих цены по своему усмотрению и не изменяющих цены при изменениях спроса, из результатов моделирования следует, что в условиях исходных данных моделирования данного варианта наибольшую прибыль получит предприятие, установившее наибольшие цены на свою продукцию;

в варианте моделирования для угольных предприятий, изменяющих цены в зависимости от изменения спроса, из результатов моделирования следует, что в условиях исходных данных моделирования данного варианта наибольшую прибыль получит предприятие, имеющее возможность наиболее гибко управлять ценами на свою продукцию в зависимости от спроса на эту продукцию;

в варианте моделирования для двух угольных предприятий, изменяющих цены в зависимости от изменения спроса, и одного предприятия, не изменяющего цены, из результатов моделирования следует, что в усло-

виях исходных данных моделирования данного варианта наименьшую прибыль получит угольное предприятие, установившее постоянные цены на свою продукцию;

Результаты интеграционно-экономического моделирования развития кластерных отношений на угольном рынке показывают, что наибольший процесс накопления прибыли более эффективен, если угольное предприятие использует информацию о спросе и предложении на всех участках кластера от производства ресурсов до продажи конечной продукции на

Заключение

Предлагаемая интеграционно-экономическая модель развития кластерных отношений позволяет получить значительно устойчивый динамический ряд показателей, что объективнее и точнее отражает действительное положение угольных предприятий. В целом же учет экономических факторов, влияющих на результирующие показатели деятельности угольных предприятий, позволяет осуществлять оперативный контроль за причинами изменений показателей и максимально снизить погрешности при оценке их деятельности.

Таким образом, оценка развития кластерных отношений на угольном рынке позволила сделать следующий вывод: для повышения результативности развития кластерных отношений угольным предприятиям необходимо гибко реагировать на структуру и конъюнктуру рынка, оперативно корректировать цены по той информации и собственным ресурсам, которыми они располагают.

Библиографический список

1. Дугельный, А. П. Структурные преобразования промышленного предприятия / А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2001. - 256 с.

2. Миллер, А. Е.. Крючков В.Н. Проблемы становления институционального интрапренерства // Вестник СибАДИ. 2012. - № 1 (23). С. 111-116.

3. Миллер, А. Е. Ресурсное регулирование

взаимодействия производственно-

рынок; то есть предприятия, связанные интеграционными кластерными отношениями будут иметь преимущества в рыночной среде: получать и эффективно использовать достаточно высокую долю прибыли по сравнению с другими угольными предприятиями.

В необходимости обеспечения динамической оценки спроса, цен и прибыли угольных предприятий можно убедиться на результатах, представленных в табл. 1. В расчетах использованы первичные данные трех угольных предприятий Республики Казахстан.

предпринимательских структур/ А. Е. Миллер, А. С. Кадырова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 148 с.

4. Миллер, А. Е. Управление социальноэкономической безопасностью предприятия / А. Е. Миллер, А. А. Теплоухов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 136 с.

INTEGRATION AND ECONOMIC MODEL OF CLUSTER RELATIONS IN COAL INDUSTRY

A. E. Miller, M. B. Abaeva

The article inquires into peculiarities of cluster relations forming in coal industry and supplements cluster theory with substantiation of cluster relations. The author proposes economic model of cluster relations elaboration.

Миллер Александр Емельянович - Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, налоги и налогообложение». Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований - организационно-управленческие формы предпринимательства и интрапренерства. Общее количество публикаций: 204 . e-mail: [email protected]

Абаева Майя Бенсенбаевна - Аспирантка кафедры ««Экономика, налоги и налогообложение» Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований - организационно-управленческие аспекты деятельности предприятий. Общее количество публикаций: 3.

Таблица 1 - Прогнозная оценка изменения нормы рентабельности с учетом и без учета интеграционных кластерных отношений

Норма рентабельности

По действующей модели расчета По пр< грац эдлагаемой модели с учетом инте-ионных кластерных отношений

2О1О 2О11 2О12 Отклонение макс. и миним. знач. 2О1О 2О11 2О12 Отклонение макс. и миним. знач.

1 1О1.8 1О6.9 11О.6 + 8.8 1О4.9 1О5.З 1О5.7 + 0.8

2 1О5.2 1О2.7 1О6.З + З.6 1О4.8 1О5.2 1О5.5 + 0.7

З 1О4.5 1ОО.4 1О2.2 + 4.1 1О6.1 1О6.4 1О5.9 + 0.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.