науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», к.ф.-м.н.
Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, 14 эл. почта: [email protected]
Скороходов Алексей Андреевич
инженер-исследователь лаборатории геологии докембрия Геологического института — обособленного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук»
Россия, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, 14 эл. почта: [email protected]
DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.8.20-34 УДК 620.9 (470.21)
Н. М. Кузнецов, О. Е. Коновалова, В. В. Победоносцева
УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья представляет собой обзор составляющих и аспектов управления энергоэффективностью на примере регионов АЗРФ. Рассмотрены перспективы внедрения технологий SmartGrid, управления спросом на электроэнергию, использования возобновляемых источников энергии как открывающих новые возможности для повышения энергоэффективности в регионах Арктической зоны России.
Ключевые слова:
система управления энергоэффективностью, энергосбережение, государственная целевая программа, тариф, государственно-частное партнёрство, инвестор, мониторинг, энергоёмкость, стратегия, энергетическая декларация, ценозависимое снижение потребления электроэнергии.
N. M. Kuznetsov, O. E. Konovalova, V. V. Pobedonostseva
MANAGEMENT OF ENERGY EFFICIENCY IN THE REGIONS OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The article is an survey of the components and aspects of energy efficiency management on the example of the regions of the Arctic zone of Russian Federation. The prospects for introducing Smart Grid technologies, the demand response for electricity, and using renewable energy sources as opening up new opportunities for improving energy efficiency in the regions of the Arctic zone of Russia are considered.
Keywords:
energy efficiency management system, energy saving, state target program, tariff, public-private partnership, investor, monitoring, energy intensity, strategy, energy declaration, price-dependent reduction of electricity consumption.
Повышение эффективного использования энергетических ресурсов (энергоэффективности) определяется развитием экономики регионов [1], энергетической безопасностью, снижает экологическую нагрузку [2], способствует экономии энергии в многоквартирных домах [3]. Для повышения энергоэффективности необходимо развивать технологии, рыночные механизмы и государственные меры политики, которые могут влиять на производителей и потребителей энергии. Достижение успешных результатов мер политики по энергоэффективности возможно при наличии эффективной системы управления энергоэффективностью [4]. Управление энергоэффективностью — сочетание законодательной базы и механизмов финансирования, институциональной организации и механизмов координирования, которые направлены на поддержку реализации стратегий, политики и программ энергоэффективности (рис. 1).
Рис. 1. Управление энергоэффективностью Fig. 1. Energy efficiency management
Повышению энергоэффективности препятствуют барьеры рыночного, финансового, информационного и технического характера: невозможность оценить результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, незаинтересованность инвесторов, отсутствие информации со стороны потребителей, тарифы на энергию не стимулируют инвесторов к энергосбережению, отсутствие наилучших доступных технологий и ключевых технологий энергоэффективности для региональных условий, недостаточная подготовка квалифицированных кадров в регионах. Для преодоления барьеров к энергоэффективности разрабатываются и реализуются целевые программы по энергосбережению(табл. 1).
Основной целью политики в области энергосбережения является создание рынка для оборудования и инфраструктуры, позволяющих внедрять энергоэффективность, а также развитие потенциала для предоставления товаров и услуг по внедрению энергоэффективности.
Система управления энергоэффективностью (СУЭ) ориентирована на обеспечение управления энергоресурсами предприятия с целью энергосбережения и повышения энергоэффективности и может использоваться для выполнения предприятием требований, установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Таблица 1
Региональные планы мероприятий по энергоэффективности Арктической Зоны Российской Федерации
Table 1
Regional measures plans for energy efficiency in the Arctic zone of the Russian Federation
Регион АЗ РФ Государственная программа Период
Мурманская область «Энергоэффективность и развитие энергетики» 20142020 гг.
Республика Карелия «Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия» 20152020 гг.
Архангельская область «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» 20142020 гг.
Ненецкий автономный округ «Энергоэффективность и развитие энергетики в Ненецком автономном округе» 20142020 гг.
Ямало-Ненецкий автономный округ «Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения» 20142022 гг.
Красноярский край «Энергоэффективность и развитие энергетики» 20182030 гг.
Республика Саха (Якутия) «Энергоэффективная экономика» 20122020 гг.
Чукотский автономный округ «Энергоэффективность и развитие энергетики Чукотского автономного округа» 20162020 гг.
Республика Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» 20142020 гг.
Отсутствие на предприятии системы управления энергоэффективностью может привести к увеличению расходов на энергопотребление, невозможности достижения установленных федеральным и региональным законодательством требований по энергосбережению, снижению результативности и энергоэффективности энергосберегающих мероприятий, снижению конкурентоспособности. Внутренняя нормативная документация предприятия должна регулировать производственную деятельность и устанавливать требования к энергоэффективности выпускаемой продукции. Элементами управляющей системы являются структура, документы и ресурсы, а процессами — планирование, организация работ и мониторинг. Объект воздействия этой системы - энергопотребление (следовательно - энергосбережение) предприятия. Результат работы системы — повышение энергоэффективности предприятия.
В первую очередь необходимо определить область действия СУЭ. Это может быть выполнение определенных работ, производственного цикла. При этом может сложиться ситуация, когда для достижения экономии энергоресурсов компания должна будет вложить немалые средства в техническое переоснащение. Чтобы не попасть в замкнутый круг ограниченного бюджета, компания должна определить приоритетные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности. Энергетическая политика — это стратегические задачи организации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Для выполнения этих задач необходимо составить реестр энергетических аспектов предприятия, влияющих на потребление энергоресурсов. Чтобы сформировать реестр энергетических аспектов, требуется анализ документации, фиксирующей результаты энергопотребления за определенный период, с отражением сбоев в энергопотреблении и указанием причин сбоев и принятых решений.
Для определения направлений энергосбережения необходимо проведение энергетического обследования предприятия [5] с оформлением документов, установленных федеральным и региональным законодательством.
Программа управления энергоэффективностью должна быть ориентирована на приоритетные направления энергосбережения и учитывать уровень автоматизации управленческих процессов. В программе формулируются цели, задачи, планы, мероприятия, детальное описание ответственности персонала, необходимые ресурсы, сроки. Кроме того, в программе необходимо учесть организационно-штатные изменения: возможно — создание подразделения с функциями СУЭ. Важная часть программы — процедуры контроля: виды, сроки, ответственность за контроль. Программа должна предусматривать элементы риск-менеджмента: определение способов профилактики сбойных ситуаций и формирование алгоритмов действий в сбойных ситуациях.
Законодательная база об энергоэффективности является важной частью организации управления энергоэффективностью и должна: формулировать цели и задачи политики по энергоэффективности; включать количественные цели и показатели с указанием сроков; обосновывать участие государства; определять ответственность за планирование и реализацию; включать компоненты контроля — мониторинг результатов и отчетность. Для реализации закона об энергоэффективности необходимо создание новых ведомств, технического потенциала, введение в действие нормативно-правовых актов, разработка стандартов, создание протоколов отчетности и механизмов стимулирования.
Наличие источника финансирования программ по энергоэффективности и реализации энергосберегающих мероприятий имеет определяющую роль. Нестабильное финансирование программ вызывает сомнение у организаторов проектов по энергоэффективности. Директивным органам при выборе механизма финансирования энергоэффективности следует учитывать следующие факторы: достаточность, стабильность, самостоятельность, источник финансирования, который не должен нарушать работу рынка или вытеснять другое финансирование. Самый распространенный механизм финансирования энергоэффективности — выделение средств из государственного бюджета. Специальные энергетические и экологические налоги на социальные цели являются эффективным источником финансирования энергоэффективности. Наличие портфеля из разных источников финансирования способствует общей надежности финансирования. Исполнительные органы должны координировать
анализ политики, управление проектом, маркетинг, оценку программы. Государственные органы управления стремятся найти наилучшее организационное решение для достижения результатов повышения энергоэффективности.
Сравнение ресурсов, выделяемых на энергоэффективность сделать сложно, так как требования к ресурсам зависят от реализуемой политики и организационной структуры энергоэффективности. Финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионах арктической зоны Российской Федерации за 2017 год [4] показано на рисунке 2.
Для сравнения экономической эффективности реализации энергосберегающих мероприятий необходимо разработать согласованную основу отчетности на уровне всех регионов.
jp
8
$9,
Реет-блика Коля I Чукотский автономный округ Республика Саха (Якутия) Кр аснояр си й кр ай Ямало-Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ Архангельская обл Респу б лика К ар ел1 и Мурманская обл.
.94
46.4(52
8
да
8
145
17.5!>5
5.76
0 500 10001500200025003000350040004500 Внебюджетные средства ■ Бюджетные средства
Рис. 2. Расходы на энергоэффективность (млн руб.) в арктических регионах РФ,
0 — нет данных
Fig. 2. Energy efficiency costs (million rubles) in the Arctic regions of the Russian Federation, 0 — nodata
Поставщики энергии (энергетические компании) являются активными участниками реализации политики и программ энергоэффективности и потенциальным исполнительным органом в сфере энергоэффективности. У них появляются очевидные преимущества при условии создания правильной организационной основы и среды. У энергетических компаний также имеются недостатки, которые следует учесть при формировании политики энергоэффективности. Преимуществами являются: готовый доступ к капиталу; установившиеся отношения с потребителями, в том числе системы
расчетов и данных рынка; услуга и сеть предоставления услуг в своей юрисдикции; ответственность за прогноз и учет роста спроса на энергию в пиковое время. К недостаткам следует отнести: наложение коммерческих и социальных интересов; конкурентное отсутствие стимула, ведущее к затратам, повышению стоимости и сокращению продаж.
У энергетических компаний, как правило, есть коммерческая компетентность, которая делает их эффективными при реализации энергоэффективных мер. За осуществлением программ по энергоэффективности энергетических компаний регулирующие органы или правительство должны осуществлять контроль. Организация контроля программ по энергоэффективности, осуществляемых энергетическими компаниями, должна включать: оформленный план программы; прогнозируемое определение экономической привлекательности всех предлагаемых мер; механизм измерения результатов и подтверждения; регулярную отчетность, включая затраты, воздействие и экономичность; и возможность контролирующего органа и заинтересованных сторон давать замечания по планам и результатам программы и предлагать корректировки в план.
Привлечение заинтересованных сторон — важный компонент всей системы управления энергоэффективностью, который определяет успешное достижение результатов политики энергоэффективности.
Сотрудничество с частным сектором в разработке политики дает возможность государственной политике в полной мере воспользоваться преимуществами ресурсов и коммерческой энергии частного сектора; позволяет наряду с государственным финансированием привлекать частные инвестиции, а также частный сектор в исполнение программ; важно для стратегий преобразования рынка, так как возникновение спроса на более эффективную продукцию должно сопровождаться возникновением предложения со стороны производителей оборудования.
Одним из внебюджетных источников, привлекаемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, являются средства частных инвесторов, привлекаемые в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении. При реализации проектов ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ.
Наиболее распространены следующие механизмы партнерств:
A. Модели BOT (build, operate, transfer), предполагающие закрепление объекта за инвестором на стадии эксплуатации на праве собственности.
B. Модели BTO (build, transfer, operate), предполагающие передачу права собственности на объект государству и осуществление инвестором эксплуатации на ином правовом основании.
C. Модели ROT (rehabilitate, operate, transfer), предполагающие осуществление инвестором реконструкции существующих объектов.
D. Модели, не предполагающие участия инвестора на этапе эксплуатации объекта: D1. D&B (designandbuild) — предполагает проектирование и строительство объекта инвестором.
D2. DBM (design, build,maintain) — предполагает проектирование, строительство и последующее обслуживание объекта инвестором.
D3. «turnkeycontracts» — предполагает полностью строительство «под ключ». Е.Модели, направленные исключительно на эксплуатацию существующих объектов. Е1. O&M (operationandmaintenance) — предполагает эксплуатацию и обслуживание объекта инвестором.
Е2. S&M (serviceandmanagement) — предполагает сервисное обслуживание и управление процессом эксплуатации на объекте.
Ключевыми принципами государственно-частного партнерства являются:
1. Официальные договоренности между государственными и частными участниками, которые фиксируются в нормативных правовых актах;
2. Органы государственного и муниципального управления выступают в проектах равноправным партнером для частного инвестора;
3. Проекты призваны реализовывать общественные интересы, которые формируются на основе общегосударственных целей;
4. Государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.
Особое значение проекты государственно-частного партнерства имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения. Главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления является важной задачей.
Международное сотрудничество и содействие важно как элемент общего управления энергоэффективностью. Международное содействие помогает развивать технические знания и опыт в регионах, системы управления и способствует привлечению заинтересованных сторон. Международное содействие развитию энергоэффективности может выполняться по следующим направлениям.
1. Подготовка проектов, финансируемых донорами, для получения устойчивых результатов.
2. Привлечение заинтересованных сторон для согласования важности политики энергоэффективности.
3. Создание устойчивых рынков для энергоэффективности.
В качестве интегральных показателей на уровне регионов используются: энергоёмкость ВРП; объём энергопотребления; объём энергосбережения, в т. ч. по видам топливно-энергетических ресурсов. Целевые показатели энергоэффективности по регионам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону, приведены в таблице 2.
Показатели энергоемкости валового регионального продукта в 2017 г. [4] по регионам Арктической зоны Российской Федерации приведены на рисунке 3.
Для снижения указанного показателя в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в сфере повышения энергоэффективности предусматривается оптимизация экономических механизмов северного завоза за счет использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий.
Таблица 2
Целипрограммэнергоэффективностирегионов
Table 2
Objectives of regional energy efficiency programs
Регион Сектор Цель Показатель Период
Мурманская Вся экономика Сокращение 40 % 2007-2020 гг.
область энергоемкости
Республика Вся экономика Сокращение 22,37 % 2015-2020 гг.
Карелия энергоемкости
Архангельская область Вся экономика (без учета Н.А.О) Сокращение энергоемкости 20,13 кг.у.т./тыс.руб. 2014-2020 гг.
Ненецкий Выработка ЭЭ Снизить удель- 7 % 2014-2020 гг.
автономный на ДЭС ный расход топ-
округ лива на выработку ЭЭ ДЭС
Ямало-Ненецкий Вся экономика Сокращение 10 кг.у.т./тыс.руб. 2014-2022 гг.
автономный энергоемкости
округ
Красноярский Вся экономика Сокращение 13,88 кг.у.т./тыс.руб. 2018-2030 гг.
край энергоемкости
Республика Вся экономика Сокращение 40 % 2012-2020 гг.
Саха (Якутия) энергоемкости
Чукотский Вся экономика Сокращение 9,4 кг.у.т./тыс.руб. 2016-2020 гг.
автономный энергоемкости
округ
Республика Вся экономика Сокращение 40 % 2007-2020 гг.
Коми энергоемкости
2 4.2
20.1 2 1
13.9 13.4
I 7 Я I
■ ■
и
Рис. 3. Энергоемкость ВРП по регионам Арктической зоны РФ, кг.у.т/тыс. руб.
Fig .3. Energy intensity of GRP in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation, kg.w/ thousand rubles
В каждой отрасли для оценки уровня энергосбережения и энергоэффективности на основе конкретных индикаторов формируются целевые показатели. Так расчёт показателей энергоэффективности подпрограммы жилищно-коммунального хозяйства ведётся по следующим показателям: удельный расход воды населением, м3/чел.; удельный расход электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах (МКД), кВт-ч/м2; удельный расход тепловой энергии в МКД, Гкал/ м2; оснащенность МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии, %; удельный расход тепловой энергии учреждений здравоохранения, Гкал/м2; удельный расход электрической энергии учреждений здравоохранения, кВт-ч/м2; удельный расход тепловой энергии учреждений образования, Гкал/м2; удельный расход электрической энергии учреждений образования, кВт-ч/м2.
Мониторинг и анализ внедрения энергосберегающих мероприятий является важной частью управления энергоэффективностью. Мониторинг реализации государственной политики в области энергетической эффективности проводится по ключевым энергоэффективным технологиям[4].Параметры, характеризующие ключевые результаты регионов Арктической зоны по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, приведенына рисунке 4.
В рамках мониторинга реализации механизмов поддержки государственной политики в первую очередь рассматривается важный элемент информационного обеспечения в бюджетном секторе — механизм энергетических деклараций. Внедрение механизма энергетических деклараций представляет регионам инструмент оценки состояния энергоэффективности зданий бюджетной сферы.
Важным элементом в разработке мониторинга и анализа является создание методик для оценки энергоэффективности. Индивидуальный тепловой пункт с автоматическим погодным регулированием является одной из ключевых технологий [6], позволяющих достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в многоквартирных домах и зданиях бюджетного сектора.
Выполненный расчет экономической эффективности при внедрении индивидуального теплового пункта (К = 1,5 млн руб., Т = 10 лет, Д, 620 тыс. руб/год) позволяет определить срок окупаемости проекта.
По приведенной методике можно рассчитать экономическую эффективность внедряемых наилучших доступных технологий, выполняемых по муниципальным программам энергосбережения.
Энергоснабжение изолированных территорий в России характеризуется недостаточно высоким уровнем надежности и значительными субсидиями из бюджета (до 60-65 млрд руб. в год) на компенсацию выпадающих доходов организаций. Меры поддержки территорий носят региональный характер, не являются системными. В развитых странах проблемы энергоснабжения изолированных территорий сходны с российскими, но характеризуются системным подходом к решению. За рубежом основным направлением государственной политики в этой сфере является активное стимулирование использования ВИЭ за счет их поддержки и снижения субсидирования цен на традиционные энергоресурсы. Проблемы изолированных территорий в России решаются на региональном уровне, исключением является поддержка населения за счет установления льготных тарифов. Экономически обоснованный тариф на
электроэнергию, вырабатываемую на дизельных электростанциях в населенных пунктах Чаваньга, Чапома, Тетрино и Пялица Терского района Мурманской области в 2017 г., составил 20,53 руб/ кВт-ч, а действующий для потребителей — 7,95 руб/кВт-ч. [7]. Кроме установления льготных тарифов в регионах проводится модернизация систем энергоснабжения потребителей с использованием возобновляемых источников энергии [8, 9, 10].
1. Мурманская область, 2. Республика Карелия, 3. Архангельская область, 4. Ненецкий автономный округ, 5. Ямало-Ненецкий автономный округ, 6. Красноярский край, 7. Республика Саха (Якутия), 8. Чукотский автономный округ, 9. Республика Коми
Рис. 4. Реализация государственной политики энергетической эффективности, % Fig. 4. Implementation of the state policy of energy efficiency,%
Рис. 5. Диаграмма стоимости инвестирования проекта
Fig. 5. Projectinvestmentcostehart
Мурманская область имеет значительный потенциал возобновляемых источников энергии, но в настоящее время установленная мощность их составляет менее 0,1 % [10] мощности всех электростанций (рис. 6).
Рис. 6. Установленная мощность электростанций по типам энергоносителей Fig. 6. Installed capacity of power plants by type of energysources
Основные направления развития ВИЭ в регионе: энергообеспечение удаленных территорий [11], строительство промышленных ветропарков, строительство котельных на местных видах топлива. Развитие технологий на базе возобновляемых источников позволит улучшить качество жизни людей и экологическую обстановку в регионе. Характерными чертами управления энергоэффективностью в Мурманской области после 2025 г. станут развитие интеллектуальных энергетических сетей, опирающихся на мощную сеть разноплановых распределенных источников энергии; разработка мероприятий по повышению качества услуг ЖКХ через введение комплексной системы стандартов в области ресурсосбережения и энергоэффективности.
Уровень развития энергетики отражает уровень развития производительных сил, научно-технического прогресса и жизни населения. Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе должна основываться на современных достижениях фундаментальной и прикладной науки, обеспечивая создание и внедрение новых высокоэффективных технологий. Снижение энергоемкости продукции и, соответственно, повышение уровня энергоэффективности предприятия — техническая проблема, требующая технологических и организационных решений. Основная идея решения управленческой проблемы заключается в последовательном применении системного подхода к управлению энергоэффективностью (энергетический менеджмент). Система энергоменеджмента — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов предприятия, направленный на формирование энергетической политики предприятия, постановку целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, анализ существующих показателей как основы составления новых энергетических бюджетов. Учитывая важность данных вопросов управления энергетическими ресурсами и энергоэффективностью, система энергоменеджмента должна быть обеспечена соответствующим нормативным инструментарием. Ведущую роль в решении указанной проблемы играет внедрение и использование международных стандартов. Современные международные стандарты - охватывают различные области деятельности: управление качеством (ISO 9001:2008), энергетику и энергоэффективность (BS EN 16001:2009/IS0 50001), экологию (ISO 14001) и другие. ISO 50001 создает основу для промышленных предприятий, коммерческих объектов и организаций при внедрении СУЭ.
Повышение требований к экологии, состоянию технологического оборудования, надежности систем электроснабжения и взаимодействие с иностранными энергетическими компаниями предопределили модернизацию российской электроэнергетики на базе инновационной платформы SmartGrid. В настоящее время в России начинается разработка концепции по созданию интеллектуальной энергетической системы. Особое внимание в этой концепции уделяется вопросам развития и размещения генерирующих источников — атомных и гидроэлектростанций, ТЭЦ и возобновляемых источников электроэнергии [12]. Учитываются необходимость рационального использования природных ресурсов, требования потребителей с неравномерным графиком нагрузки, задачи энергоснабжения крупных мегаполисов и децентрализованной нагрузки. В свою очередь это определяет новые требования к структуре топливно-энергетического баланса, схеме управления в электроэнергетике, оптимизации межсистемных перетоков, что приводит к необходимости развивать
активно-адаптивную сеть (магистральные и распределительные линии электропередачи и автоматизированные системы контроля и управления) в рамках Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) России и межрегиональных электрических связей.
Перевод российской ЕНЭС в формат активно-адаптивной позволит: повысить системную надежность электросетевого комплекса; получить технико-экономический эффект от расположения объектов ЕНЭС в различных часовых поясах; снизить потери и расход энергоресурсов; своевременно подключать или отключать дополнительные источники энергии, в том числе возобновляемые; уменьшить капиталовложения, связанные со строительством и эксплуатацией энергообъектов; гибко регулировать перетоки мощности, обусловленные изменением генерации и потребления; объединить на технологическом уровне генерирующие мощности, распределительные сети и энергопринимающие устройства, принадлежащие разным собственникам. Успешное внедрение «умных сетей» возможно при значительных инвестициях в развитие инфраструктуры и разработку программного обеспечения компонентов оборудования с развитой логикой, неразрывно связано с конкретными техническими мероприятиями по повышению энергетической эффективности оборудования и сетей.
Мурманская область полностью входит в Арктическую зону РФ и относится к числу наиболее энерговооружённых и энергоизбыточных территорий России. Производимая электроэнергия в полном объеме обеспечивает спрос внутри области, более четверти выработанной электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию. Основу экономики Мурманской области составляют предприятия горно-металлургического комплекса - крупнейшие потребители электроэнергии в регионе: Кольская горно-металлургическая компания (ГМК), ОАО «Апатит», Кандалакшский алюминиевый завод (КАЗ), Оленегорский и Ковдорский горнообогатительные комбинаты (ГОК) [13]. Их доля в общем объёме электроэнергии, передаваемой по сетям АО «Колэнерго», составляет более 70 %. Поэтому в области создается Кольский химико-технологический (горно-химический, горно-металлургический) кластер. Имеются предпосылки для формирования транспортно-логистического, нефтегазового, рыбопромышленного, туристического кластеров. В области формируется высокотехнологичный кластер по строительству объектов добычи и переработки углеводородов Арктики.
Снижение потребления электроэнергии в рамках ценозависимого снижения потребления (ЦЗСП) может осуществляться за счет использования, например, локальных источников энергоснабжения потребителя. Локальная генерация обеспечивается возобновляемыми и альтернативными источниками энергии и малыми электростанциями [13], дополняя сеть собственной инфраструктурой трансмиссии и распределения. Поэтому участие в ЦЗСП может рассматриваться как фактор стимулирования использования ВИЭ в регионе.
При достижении достаточно высокого уровня тарифов крупным предприятиям было бы выгоднее создавать и содержать свои собственные энергетические мощности, чем покупать электроэнергию на рынке, однако это может остановить их развитие вследствие отвлечения инвестиций от модернизации производства. Объединение же предприятий в кластеры обеспечит более значительные потоки инвестиций через них (эффект масштаба)
и позволит при необходимости создавать в рамках кластера локальные источники энергоснабжения предприятий, с помощью которых будет осуществимо участие в ЦЗСП. Организационно-экономические методы управления инвестициями [14] в энергетическом комплексе регионов должны быть ориентированы на реализацию общенациональной задачи — повышение энергоэффективности валового внутреннего продукта.
Выводы
В рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности предусматривается:
- оптимизация экономических механизмов "северного завоза" за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных источников энергии, реконструкции и модернизации, выработавших ресурс энергетических установок;
- обеспечение энергонезависимости удаленных малых населенных пунктов, разработка и реализация проектов в области энергосбережения и энергоэффективности;
- обновление и модернизация жилищно-коммунального хозяйства на основе современных энергосберегающих технологий.
Литература
1. Победоносцева В. В. Перспективы повышения энергетической эффективности экономики Мурманской области / В. В. Победоносцева // Интеграция науки и производства. 2010. № 5. С. 54-55.
2. Кузнецов, Н. М. Экологические аспекты в энергетике Мурманской области / Н. М. Кузнецов, О. Е. Коновалова // В сборнике: Научные и методические основы управления развитием энергетики Баренцрегиона. Апатиты, 1997. С. 84-99.
3. Коновалова О. Е. Опыт реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирном жилом доме г. Апатиты / О. Е. Коновалова // Труды Кольского научного центра РАН. 2011. № 2 (5). С. 214-220.
4. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году // Минэкономразвития России. 2018. 263 с.
5. Kuznetsov N. M. Energy saving and energy audit / N.M.Kuznetsov // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2013. N° 2. С. 41.
6. Кузнецов Н. М. Эффективность внедрения наилучших доступных энергосберегающих технологий в Мурманской области / Н. М. Кузнецов, В. В. Победоносцева // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 143-148.
7. Башмаков И. А. Анализ финансовой нагрузки на регионы с дорогостоящим децентрализованным энергоснабжением / И. А. Башмаков, М. Г. Дзедзичек // Электронный журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ». 2017. № 47. С. 7-16.
8. Кузнецов Н. М. Древесные отходы - дополнительный источник энергии на северо-западе России / Н. М. Кузнецов // Горный журнал. 2004. № S. С. 119-120.
9. Fedorov O. V. Alternativeenergysourcesforremotecustomers / O. V. Fedorov, M. M. Kuznetsov // Вюник Вiнницького полгтехшчного шституту. 2015. № 6 (123). P. 141144.
10. Коновалова О. Е. Возобновляемые источники энергии в Мурманской области / О. Е. Коновалова, Н. М. Кузнецов // Промышленная энергетика. 2018. № 9. С. 51-56.
11. Минин, В. А. Перспективы использования микроГЭС в удаленных районах Севера / В. А. Минин, О. Е. Коновалова, Е. А. Иванова // Вестник Кольского научного центра - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН. 2013. № 3(14). С. 64-75.
12. Коновалова О. Е. Реконструкция энергосистемы Кольского полуострова, как базис интеллектуальной энергосистемы (SMARTGRID) / О. Е. Коновалова // Труды Ферсмановской научной сессии ГИ КНЦ РАН. 2017. № 14. С. 366-369.
13. Разработка научных основ эффективного развития энергосбережения, энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в районах Севера: отчет о НИР № 0226-2014-0001 / ФАНО; ЦФТПЭС КНЦ РАН; рук Минин В. А.; отв. исп. Кузнецов Н. М.; исполн.: Баранник Б. Г. [и др.]. Апатиты, 2016. 234 с. № ГР 01201454701. Инв. № АААА-Б17-217020640098-5.
14. Победоносцева В. В. Экономическая политика и организационно-экономические вопросы управления инвестициями в энергетическом комплексе / В. В. Победоносцева, Г. М. Победоносцева // Социум и власть. 2012. № 4(36). С. 94-97.
Сведения об авторах
Кузнецов Николай Матвеевич
Ведущий научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера — филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», к.т.н. Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, Академгородок, д. 21А Эл.почта: [email protected]
Победоносцева Вероника Валерьевна
старший научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера — филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», к.э.н. Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 21 -А Эл.почта: [email protected]
Коновалова Ольга Евгеньевна
младший научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера — филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 21 -А Эл.почта: [email protected]. ги