- организаторская (менеджерская) - создание условий для осознанного и ответственного выбора профиля обучения в старшей школе и выбора учебного заведения для продолжения образования;
- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов социально-профессионального самоопределения обучающихся, организация системы педагогической помощи и поддержки;
- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг и организация управления ими для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;
- мотивационная - развитие потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;
- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе
профессионального самоопределения.
Таким образом, деятельность преподава-теля-тьютора будет способствовать решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся и обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием.
Библиографический список
1. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контексте современных образовательных моделей: Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта, Переделкино. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. - С. 60.
2. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / Сост. А.А.Вербицкий, А.Г.Тес-линов, А.Г.Чернявская, С.А.Щенников. - Жуковский: МИМ ЛИНК. - 2005. - С. 74.
УДК 371 А.В. АРХИПОВ РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ЛИЦЕИСТОВ
В статье рассматривается понятие «традиция», дается характеристика, анализируется опыт использования традиций в воспитании лицеистов.
Ключевые слова: воспитание, традиция, обычаи, ритуалы, средства воспитания.
Переход современного общества к рыночной экономике привел к кризису духовности, многополярности нравственных ценностей, что не могло не сказаться на эффективности процесса социализации молодежи. В то же время современная парадигма социального воспитания (В.Г Бочарова, А.В. Волков, В.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, М.И. -Рожков, Д.И. Фельдшрейн, ГН. Фильнов, В.А. Фокин) связана с использованием педагогического потенциала традиций, так как сложившаяся их система - признак общественной стабильности, неотъемлемая часть образа жизни конкретного народа.
В многочисленных работах ученых (Ф.С. Бая-
зитова, Г.Н. Волков, В.С. Кукушкин, Л.Д. Столя-ренко и др.) доказано, что традиции, обычаи, обряды свойственны социальной и культурной жизни всех народов и во все времена, носит ярко выраженный этнический характер и при этом имеет много общего, так как содержит в себе проверенные временем знания, умения и навыки, необходимые для успешного функционирования человека в конкретном обществе.
В современной гуманитарной науке сложились равные подходы к трактовке традиции. В философии, например, господствуют две концепции, в рамках которых рассматривается традиция. Одни авторы определяют ее как механизм передачи социального опыта, другие - как социаль-
ное наследие.
Ю.В. Левада исходит из того, что традиция в переводе с латинского означает передачу чего-либо, предание. Поэтому ее трактует как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом [7]. Традиционные действия и отношения ориентированы на повторение прошлого образца.
Л.В. Данилова отмечает, что в мировой практике под термином «традиция» понимается специальный вид социального наследования, способ трансляции социальной информации [2].
А.Г. Спиркин считает, что традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающего объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно работает в нем
[14].
А.Б. Гофман расширяет эту трактовку, подчеркивая, что в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, то есть конкретное содержание образцов, которые следует передавать от поколения к поколению [1].
Таким образом, в философии традиции рассматриваются как универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека [6, с. 323], в которой фиксируется наидревнейший опыт духовно-практического освоения мира. Их типичными проявлениями считаются мифы, легенды, предания, сказания, ритуалы, обычаи, инициации. Именно в лоне традиций индивид становится личностью.
В социологии встречается более узкое понимание традиции. Ее определяют как механизм социального воспроизводства инструментов и норм, как «... элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени» [5, с. 413]. В этом случае они не сводятся только к стереотипным своим разновидностям (обычай, ритуал), а распространяются на гораздо более широкую область социальных и культурных явлений.
В научной литературе термин «традиции» иногда отождествляется с понятием «обычай» иногда, напротив разъединяются. При первом подходе рассматривается широкий круг явлений
по различным сферам социальной жизни и культуры. Во втором случае обычай фиксирует внешнюю сторону поведения, а традиция предполагает отражение более сложной деятельности.
Конкретизируя второй подход, С.Т. Шацкий, например, предложил и третье толкование традиций, как отношение одного поколения к другому, к опыту предыдущих поколений, его согласие на наследование или отказ от него. Поэтому, можно сделать вывод, что традиция - это не простое, механическое копирование устоявшихся моделей (образцов), а выбор, сознательно осуществленный человеком, группой, обществом, благодаря чему устанавливается связь между прошлым, настоящим и будущим [1].
В педагогике «традиции» трактуются как «явление общественной психологии, представляющее способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев; как установившийся порядок в поведении, в быту» [13, с. 385].
В педагогической теории считается так же, что традиции, во-первых, складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость, выступая своеобразным регулятором социального поведения школьников и их личностного развития; во-вторых, подчеркивается, что отдельные традиции с изменением социальной ситуации могут разрушаться, трансформироваться, замещаться новыми, сохраняться.
Традиции различают по содержанию (идеи, нормы, правила), по формам проявления (обычаи, обряды и ритуалы), по характеру бытования (устные и письменные), социальной роли (положительные, нейтральные, отрицательные), по социальному статусу (государственные, народные, элитарные) [12, с. 309].
Если говорить о степени изученности проблемы традиций в педагогике, то большинство из них посвящены как раз рассмотрению содержания национальных, фольклорных и иных традиций.
Таким образом, традиции могут быть отнесены к феноменам, которые представляют собой: а) процесс передачи социального (объективированного) опыта от поколения к поколению путем воспроизведения непосредственных образцов поведения или деятельности; б) описания (рецепты, предписания) деятельности, рекомендации,
как ее целесообразнее осуществить; в) образцы конкретного продукта. Всем этим объясняется важность разумного использования традиций в нравственном воспитании, социальном становлении молодежи.
В отечественной педагогике накоплен богатый, всесторонний опыт использования потенциалов традиций в воспитании подрастающих поколений. В частности, понимая их потенциал, В.А-. Сухомлинский широко использовал все варианты выше обозначенных форм и видов традиций.
В Павлышской средней школе, например, традицией было так оформлять все, что окружает ребенка, чтобы он мог понять себя, чему-то научиться. С одной стороны, как отмечает сам педагог, не было ничего лишнего, призывного, с другой стороны, «.дорога от главного учебного корпуса к зданию учебных кабинетов, рабочих комнат . обсажена кустами роз . В саду, в персиковой роще, в дубовой роще не менее 30 укромных уголков, где благоухают цветы и можно помечтать, поговорить» [15, с. 50-51]. В коридоре здания, где учатся первые и вторые классы, привлекают внимание младших школьников стенды с рисунками, своеобразный «Мир в картинках», который помогает им осмысливать окружающую действительность. Аналогично оформлены и другие этажи с «говорящими» стенами.
Традицией в этой школе было все создавать своими руками (от зданий мастерской до станков и инструментов; заканчивать начальное образование собственно выращенным хлебом, из которого с участием каждого школьника выпекался огромный каравай). Хорошим тоном стало проводить свободное время в «Комнате сказок» (малышами) и «Комнате мысли» (подростками, юношами), где было собрано свыше трехсот самых умных книг; вошедших в сокровищницу человеческой культуры. По традиции пионерский отряд, прекращавший свою деятельность, передает красные галстуки октябрятам, поступающим в пионеры. И после этого каждый старший ученик становится другом, наставником на все годы обучения в школе.
Традицией становится с первых дней обучения ощущение каждым ребенком себя как члена «Школы радости», когда все детские эмоции окрашены ярко выраженным оптимистическим мировосприятием, светлой верой в торжество жизни [16, с. 222-223].
Таким образом, проведенный нами анализ
первоисточников педагогических произведений
В.А. Сухомлинского позволяет говорить о том, что в Павлышской средней школе традициям как средству социального воспитания уделено особое внимание, позволяющее получить высокий социализирующий эффект от образовательно-воспитательной деятельности педагогов.
Особая роль, как свидетельствует отечественный, и зарубежный опыт принадлежит традициям и в воспитании лицеистов.
В России лицеи заняли прочное место и оставили заметный след в истории образования. Их было шесть, основных в XIX веке. А самым значительным из них является Императорский лицей в Царском Селе, в практике которого, судя по воспоминаниям выпускников, преподавателей, сохранившимся официальным документам (уставы, положения, отчеты) большое внимание уделялось внеурочной и внеклассной работе (Л.А. -Тотфалушина, З.И. Равкин и др.).
По воспоминаниям лицеистов разных лет большинство из них после занятий посещали библиотеку. В их среде было популярным читать книги и журналы («Русский вестник», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.), обсуждать результаты друг с другом, беседовать с авторами проблемных публикаций или специалистами по рассматриваемым вопросам.
В воспитательной работе лицеев традициями стали, во-первых, преобладание начал семейного уклада жизни; во-вторых, использование игр как важного воспитательного средства; в-третьих, организация творчества лицеистов (рукописные журналы, рисунки, лицейские альбомы, музыкальные произведения); в-четвертых, уважительная система отношений между старшими и младшими курсами (младшие снимают фуражку, разговаривают стоя со старшими, старшие передают младшим тетради с лекциями, наставления, выступают в роли наставников).
Многие из этих традиций были возрождены с восстановлением статусов лицеев в новой системе образования России 90-х годов ХХ века. В частности об этом свидетельствует анализ модели образовательной программы лицея № 34 города Костромы, построенной на основе концепции профильного обучения. Профильное обучение в лицее включает:
1. Физико-математический цикл. Цель модуля - профильная ориентация учащихся, создающая условия для овладения школьниками мате-
матической системой знаний; подготовка выпускников к выбору профессии и поступлению в высшие учебные заведения.
2. Профильные информационно-математические классы создаются для учащихся, имеющих прочные знания и навыки по основам алгебры и информатики, склонность и интерес к точным наукам. Преподавание профильных дисциплин ведется на основе государственных программ с включением углубленного изучения отдельных тем, значимых на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Эффективность преподавания достигается за счет коррекции программ и учебных планов, целевого отбора учебного материала и дидактических средств, дифференциации и индивидуализации процесса преподавания, выстраивания межпредметных связей.
3. Цель естественнонаучного модуля - формирование учащихся целостной системы научных взглядов, естественнонаучной культуры мира.
4. Цель гуманитарного модуля - систематизация гуманитарных знаний, формирование у учащихся целостного восприятия процесса развития мировой цивилизации, научного мировоззрения; развитие творческих способностей и мышления детей средствами гуманитарного и гуманистического обучения, подготовка выпускников к поступлению в ВУЗы.
5. Иностранные языки имеют своей целью -свободное владение учащимися иностранным языком как средством общения; приобщение детей к ценностям мировой культуры.
Обучение дополняется развернутой системой воспитательной работы, базирующейся на идеях воспитательной программы «Лицеист», цель которой - создание в лицее единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка. Задачи программы:
1. Создание условий для самореализации и саморазвития учащихся.
2. Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
3. Реализация индивидуальных задатков, способностей в области творческой деятельности.
4. Воспитание у учащихся правильной нравственной позиции.
5. Формировать гордость за отечественную
историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
6. Воспитание в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
Программа основана на следующих принципах:
1. Принцип реализации разнообразных детских интересов.
2. Принцип развития в каждом ребенке стремления стать лучше, узнать больше, стремления научится преодолевать трудности.
3. Принцип качественных изменений, происходящих с каждым школьником в коллективе.
4. Принцип сотрудничества ребят разного возраста и взрослых при подготовке и проведении общественно-полезных дел.
Эта программа провозглашает следующие традиции: жизненный опыт ребенка должен быть успешен; в основе народная мудрость: в здоровом теле - здоровый дух; ребенку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира; в основе - правило: помни
- каждый человек уникален и неповторим. Человек не научившийся уважать себя, любить себя, никогда не будет уважать и любить окружающих; каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию.
Они реализуются в таких воспитательных мероприятиях, как «Осенние краски», «День лицеиста», «Литературный салон», «Пушкинский лицей», «Рождественские вечера», «Вахта памяти» и другие.
Результаты диагностики уровня воспитанности школьников показали позитивную динамику в развитии отношений учащихся к Родине, семье, природе, труду, культуре, знаниям, другим людям и к себе.
Итак, традиции характеризуются как одно из необходимых условий естественного становления культуры, воспроизведения гармонии и сбалансированности всех социально-культурных начал общества.
На основании анализа исследования различных аспектов традиций можно выделить ряд характерных признаков, присущих традициям: 1) с их помощью воспроизводятся взгляды, идеи, образы действий, сохраняются ценностные ориентиры и технологии; 2) они обеспечивают стабиль-
ность, придают любой системе или явлению самобытность, составляют дин из важнейших элементов любого уклада жизни; 3) они несут в себе эталоны действий, которые формируют первоначальные представления личности о системе отношений внутри образовательного учреждения, способствуют их интериоризации.
Любые традиции несут в себе как позитивные элементы, так и проблемные, так как консервируют прошлое. Поэтому в методике использования воспитательных возможностей традиций в образовательной деятельности, возникает вопрос о целесообразности их сохранения или обновления, их коррекции.
Применительно к школьным традициям речь стоит вести, во-первых, о разнообразии методов и приемов, изменении в их сочетании и интенсивности использования; во-вторых, об обогащении средств воздействия на мысли, чувства, волю учащихся с их помощью; в-третьих, о формах предъявления традиций школьникам.
Проведенное нами исследование показало, что на определенном этапе развития воспитательной системы школы обязательно возникает вопрос о коррекции школьных традиций, чтобы система могла выполнить возложенные на нее функции. Основными путями осуществления такой коррекции становится замещение и вытеснение.
Библиографический список
1. Гофман А.Б. Традиция // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
2. Данилова Л.В. Традиция как специфичес-
кий способ социального наследования // Советская этнография. - 1981. - №3. - С. 48.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Е. Воспитание! Воспитание? Воспитание.
- М., 1996.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
5. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.
6. Краткий философский словарь. - М., 2000.
7. Левада Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия. - Т.5. - М., 1970. - С.253.
8. Маркова Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2007.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1990.
10. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знаний // Теория социальных эстафет. - Новосибирск, 1997. - С. 14.
11. Северо-Запад России: педагогические исследования молодых ученых. - СПб., 2007.
12. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.
13. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков. - М., 2004.
14. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиции в истории культуры. - М., 1978. - С. 8.
15. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1975.
16. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979.
17. Шацкий С. Т. Традиции // Утопия и традиция. - М., 1990. - С. 284.