УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Роль Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в формировании кадрового потенциала
В статье изложены актуальные проблемы создания кадрового потенциала модернизации экономики России. Сделан акцент на необходимости проведения государственной кадровой политики с учетом негативной демографической ситуации. Определена роль торгово-промышленных палат и других предпринимательских объединений в решении задачи подготовки кадровых ресурсов.
Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровые ресурсы, модернизация, подготовка кадров, Торгово-промышленная палата.
Обеспечить решение уникальных по масштабу и сложности задач модернизации российской экономики невозможно без соответствующих кадровых ресурсов. В то же время широкая дискуссия вокруг этих проблем выявила глубокую озабоченность общества, и, естественно, деловых кругов, состоянием отечественного кадрового потенциала и его способностью реализовать модернизационные планы.
«Болевые точки» нашего кадрового организма хорошо известны — это невысокое качество основной массы инженерных и управленческих кадров, острый дефицит работников низшего и среднего уровней производственных квалификаций и одновременно избыток специалистов, на которых отсутствует спрос со стороны бизнеса, государственных и муниципальных учреждений.
Кадровые неурядицы осложняются демографическими проблемами. Сейчас трудоспособное население в возрасте до 30 лет занимает всего 16 процентов в общей массе трудовых ресурсов России и этот показатель продолжает снижаться. Для сравнения — на этапе решения задач индустриализации молодежь составляла 40 процентов трудоспособного населения.
В деле развития кадрового потенциала российского общества, как представляется, особое значение в нынешний период приобретают три взаимосвя-
© Примаков Е.М., 2010
Е.М. Примаков
занные проблемы. Первая — создание непрерывного потока подготовки кадров для покрытия потребностей рынков труда в специалистах разных уровней. Вторая — связана с подготовкой управленческих кадров. Третья проблема — это создание целостной системы по отбору и выращиванию одаренной молодежи. Решение этих задач должно быть нацелено на технологическое обновление, перевод российской экономики на инновационные рельсы. Нам нельзя абстрагироваться от того, что выход из нынешнего мирового кризиса связан с переходом мировой экономики на новую ступень технологического развития, которую эксперты уже обозначили как шестой технологический уклад.
Для покрытия потребностей региональных рынков труда нужна работа по созданию в стране сети образовательных кластеров, начиная с профильных классов в общеобразовательных школах и заканчивая структурами, занимающимися переподготовкой и повышением квалификации специалистов.
Речь идет о создании кадровых потоков, выпускаемых учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость связи между этими ступенями очевидна. Следовало бы продумать, как восстановить в рамках такой системы разрушенное в постсоветский период профессионально-техническое образование.
Особое внимание нужно уделить вопросу управленческих кадров. Напомню, что еще в позапрошлом веке немецкий канцлер Бисмарк произнес мудрую фразу: «Если в стране не будет хорошей системы управления и хороших управленцев, ей не помогут никакие законы». Дефицит грамотных управленческих кадров, который бизнес испытывал и до кризиса, сейчас только обострился.
Устойчивым авторитетом у предпринимателей пользуется президентская программа подготовки управленческих кадров. С 1997 года в ее рамках получили второе финансово-экономическое образование и прошли полугодовые стажировки в зарубежных компаниях около 30 тысяч менеджеров среднего звена. Сейчас, когда принято решение о продолжении президентской программы до 2013 года, следует подумать о дальнейшем повышении ее эффективности на путях более активного вовлечения представителей малого и среднего бизнеса. Заслуживает также поддержки и предложение президента Кузбасской ТПП о необходимости выделения квот для обучения специалистов продуктивного возраста, а это 40—50 лет, что позволит создать более объемный кадровый ресурс для модернизации отечественной экономики.
Наряду с этим необходимо продумать, как создать целостную систему по отбору и выращиванию одаренной молодежи. А в том, что Россия по-прежнему богата на таланты, сомневаться не приходится — за последние 5 лет на международных олимпиадах юные россияне завоевали 30 медалей лауреатов по математике, 20 — по информатике, 25 — по астроно-
мии. Предстоит возродить подзабытые формы и методы работы по поиску одаренной молодежи, успешно применявшиеся в советское время, а также взять многое из современного зарубежного опыта.
В странах Запада обычной становится практика, когда за установление патроната над талантливым школьником борются несколько специализированных фондов, существующих при университетах, научных центрах, а также коммерческих фирмах. Сейчас такие фонды в Америке по инициативе Президента Барака Обамы все в большей степени переориентируются на помощь одаренным детям из семей с низкими доходами. Разве такой подход неактуален для России, где даже крупные бизнес-структуры ограничиваются тем, что присуждают талантливым молодым исследователям и студентам единичные гранты и чаще всего 1 раз в жизни?
Торгово-промышленные палаты должны предпринять инициативные действия по продвижению в решении всех неотложных задач создания инфраструктуры непрерывного образования и подготовки кадров для осуществления модернизации российской экономики. Нынешняя ситуация, когда на долю российских предпринимателей приходится только четверть совокупных расходов страны на науку и лишь 2 процента общих расходов на образование, представляется явно ненормальной. К тому же лишь 10 процентов руководителей российских бизнес-структур уделяют внимание модернизации управления и повышению уровня подготовки управленческого персонала. Остальные пассивно ждут роста цен на сырьевые товары без каких-либо инновационных идей.
Все это происходит в условиях, когда большинство государств мира наращивают вложения в интеллект, человеческий капитал, инновации, а ведущие страны заняты поиском новых механизмов привлечения частно -го капитала на эти цели.
В числе первоочередных мер торгово-промышленных палат и других предпринимательских объединений в подготовке кадровых ресурсов для модернизации можно назвать следующие:
Первое. Следует обеспечить экспертное сопровождение ныне разрабатываемого Минобразованием России совместно с профильными комитетами Госдумы новой редакции федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Усовершенствование этих законов позволит, в частности, развить образовательное поле за счет распространения на негосударственные учебные заведения бюджетного финансирования и доступа к госзаказу.
Второе. Торгово-промышленным палатам на основе учета мнений деловых кругов и профессионального инженерного сообщества необходимо инициировать разработку Российской национальной системы инженерных квалификаций.
Третье. Очевидна необходимость взаимных усилий комитетов ТПП Российской Федерации и торгово-промышленных палат по изучению,
систематизации и распространению опыта деятельности администраций и предпринимательских объединений тех субъектов Российской Федерации, которые преуспели в умном использовании потенциала образования и науки. В этом плане следует в первую очередь выделить Томскую и Новосибирскую области, Республику Татарстан.
Четвертое. Бесспорна важность использования наработок торгово-промышленных палат по анализу и мониторингу региональных рынков труда для обеспечения баланса спроса и предложения кадров рабочих и специалистов. Здесь имеются в виду, прежде всего, наработки Вятской ТПП, ТПП Республики Чувашия и Республики Удмуртия.
Пятое. Торгово-промышленным палатам совместно с банковским сообществом предстоит завершить отработку механизмов льготного кредитования студентов на образовательные цели. При потенциально высоком спросе на образовательные кредиты в общем кредитном портфеле российской банковской системы они занимают менее 1 процента.
Шестое. По примеру Московской торгово-промышленной палаты следует развивать практику создания общественных штабов по трудоустройству выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. Эту работу надо проводить заблаговременно, начиная с этапа стажировок студентов старших курсов на соответствующих предприятиях.
Седьмое. На основе вступившего в силу 4 января текущего года федерального закона, разрешающего создавать студенческие отряды, торгово-промышленным палатам следует уделить пристальное внимание возрождению движения стройотрядов, очень популярного в советское время. Нельзя не видеть, что и в современных условиях стройотряды позволят эффективно решать немалое число практических задач: обеспечение кадрами инфраструктурных объектов, организацию временной и постоянной занятости молодежи, профилактику негативных явлений в молодежной среде, приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса специализации молодых людей, повышение финансовой обеспеченности студенчества.
Восьмое. В плане подключения структур гражданского общества к решению проблем подготовки кадров целесообразно присмотреться к опыту Казахстана. При Министерстве образования и науки там учрежден Общественный совет, в работе которого участвуют торгово-промышленная палата и объединения работодателей. Отныне любой вопрос, относящийся к подготовке кадров, сначала проходит обсуждение в рамках Общественного совета, далее — на коллегии министерства и уже затем вносится в Правительство Казахстана.
Адаптация зарубежного опыта к российским реалиям, модернизация законодательства позволят сформировать кадровый потенциал, столь необходимый для перехода от сырьевой к действительно инновационной экономике.
Литература
1. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М., 2008.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Наука, 1993.
3. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства. М., ИНФРА-М, 1996.
4. Щекин Г.В. Социальная теория и кадровая политика. К., МАУП, 2000.
5. Ремизов К.С. Основы экономики труда. М., 2000.
6. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М., МИК, 2006.