ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.45:622.323/.33(470.13-17)
ББК 65.285.1(2Рос.Ком)
© Бурый О.В., Калинина А.А., Луканичева В.П.
Роль топливного сектора субарктических районов в экономике Республики Коми*
Статья посвящена топливно-энергетическому сектору Печоро-Уральской Арктики. Представлена развернутая характеристика шести субарктических районов Республики Коми с точки зрения базовых видов экономической деятельности. Определена их роль в экономике региона и России. Показаны важнейшие проблемы их развития. Делается вывод о необходимости позиционирования субарктических районов Республики Коми в качестве второго эшелона инфраструктурной поддержки освоения топливно-энергетических ресурсов российской арктической зоны с акцентом на внутреннем устойчивом развитии.
Баренцев/Евро-Арктический регион, Печоро-Уральская Арктика, топливно-энергетические ресурсы, инфраструктура.
Олег Валерьевич БУРЫЙ
кандидат экономических наук, зав. лабораторией Института социальноэкономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН [email protected]
Альбина Александровна КАЛИНИНА
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭиЭПС
Коми НЦ УрО РАН
Вера Павловна ЛУКАНИЧЕВА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИСЭиЭПС
Коми НЦ УрО РАН
* Работа выполнена по проекту фундаментальных исследований «Печоро-Уральская Арктика. Роль в экономике Республики Коми, проблемы и направления развития» (№12-7-8-006 — Арктика), руководитель — чл.-корр. РАН В.Н. Лаженцев.
Введение. Арктическая зона Российской Федерации представляет собой мощный хозяйственный комплекс добывающих предприятий, доля добавленной стоимости которых от общемировой арктической зоны составляет 60% (остальные 40% приходятся на Гренландию, Норвегию, Швецию, Финляндию, США и Канаду).
Основное место в экономике арктической зоны России занимают нефтегазовый сектор — соответственно 80 и 65% общей по стране добычи; горнопромышленный комплекс (цветная металлургия, добыча алмазов, золота, бокситов и др.); шесть угольных бассейнов, из которых в промышленном освоении находятся Печорский, Ленский и Южно-Якутский.
Актуальная задача исследования на данном этапе состоит в том, чтобы показать роль системообразующих видов экономической деятельности Республики Коми в поддержке настоящих и будущих процессов освоения природного потенциала Арктики за счет сохранения и использования имеющейся производственной инфраструктуры, а также формирования новых меридиональных связей по всей границе Север—Юг. Такой подход в полной мере соответствует Декларации о сотрудничестве в Баренцевом/Евро-Арктическом регионе в части развития энергетики на основе принципа экологической обоснованности, модернизации инфраструктуры и нового уровня технологий [1].
Печоро-Уральская Арктика (ПУА) — северо-восточная часть Республики Коми в составе таких городских округов, как Воркута, Инта, Усинск, и муниципальных районов — Печорского, Усть-Цилемского и Ижемского, экономически связанных между собой Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией, Печорским угольным бассейном и транспортными коммуникациями (магистральными нефте- и газопроводами, железнодорожной магистралью).
Топливно-энергетический сектор представлен во всех субарктических районах (САР) с разной степенью концентрации, обусловленной динамикой отраслевой специализации: ослаблением роли старопромышленных районов в производстве энергии, увеличением транзита углеводородов из сопредельных регионов, появлением новых зон освоения (рис. 1).
Для ПУА характерны экстремальные условия хозяйствования, суровые природные условия, очаговый характер хозяйственного освоения. Здесь расположены крупные для условий Севера моногорода, в которых сосредоточен практически весь его демографический и производственный потенциал. Остальная территория является труднодоступной из-за отсутствия транспортных связей внутри региона, незначительно заселенной, со слаборазвитой производственной базой.
В субарктических районах Республики Коми проживает 30% населения, производится 44% суммарного валового муниципального продукта, из которого 25% — это добыча топлива и сырья и только 1% — их переработка. Преимущественно сырьевой характер производимой продукции сочетается с вывозом и потреблением ее в основном за пределами республики: коксующийся уголь — 100%, энергетический — 44%, нефть, включая газовый конденсат, — 63% и нефтепродукты — 77%.
Характеристика САР. Территории каждого из рассматриваемых субарктических районов, располагающихся в границах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Печорского угольного бассейна, обладают как открытыми, так и потенциальными запасами углеводородного и угольного сырья [3].
Нефтегазовые САР:
1. Усинский район, являющийся основным центром нефтедобычи Республики Коми, обеспечивает свыше 65% производимой в республике нефти и 15% газа.
Рисунок 1. Фрагмент карты топливно-энергетического комплекса Республики Коми в границах субарктических районов [2]
Учитывая высокую степень геологической разведанности начальных суммарных ресурсов нефти (более 77%) и характер локализованных объектов (мелкие и очень мелкие с трудноизвлекаемыми запасами), можно отметить, что устойчивое развитие добычи здесь определяется не экстенсивным расширением минерально-сырьевой базы за счет открытия новых месторождений, а интенсификацией работ по повышению нефтеотдачи пластов разрабатываемых месторождений и применением новейших технологий добычи.
2. Печорский район — второй по значимости нефтегазодобывающий центр, ежегодно производящий 17% нефти и 20% газа. Большинство месторождений находятся в начальной и активной стадии освоения, что в сочетании с относительно низкой разведанностью (29% по нефти и 22% по газу) обеспечивает району благоприятные возможности для развития. Для реализации ресурсного потенциала необходимо выполнение большого объема геологоразведочных работ и геофизических исследований.
3. Ижемский и Усть-Цилемскийрайоны являются новыми центрами нефтедобычи в республике, находящимися на самом раннем, пионерном этапе развития. Промышленная эксплуатация нескольких мелких месторождений началась только в 2001 году и пока заметного влияния на региональную экономику не оказывает. При наличии нескольких десятков перспективных нефтегазоносных структур оба района характеризуются крайне низкой и неравномерной геологической изученностью, отсутствием инфраструктуры и удаленностью от действующих центров добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья.
Угольные САР:
4. Воркутинский район — основной центр добычи коксующихся углей (Вор-кутское, Воргашорское, Юнь-Ягинское месторождения), обеспечивающий 100% их добычи в республике и 81% от общей добычи угля в бассейне. Печорский бассейн характеризуется слабой освоенностью запасов промышленностью. Распределенный фонд на действующих шахтах коксующихся углей составляет всего 8,1% от подготовленных для промышленного освоения запасов категорий А+В+С1 [4]. Кроме того, в государственном фонде недр числятся 12 перспективных нефтегазовых структур, часть из которых подготовлена к бурению.
Важнейший ресурсный потенциал для развития производства углеводородного сырья в районе представляет метан — попутный компонент добычи коксующихся углей, оцениваемый в 2 трлн. м3 [5].
5. Интинскийрайон — второй по значимости район добычи углей, но энергетических (Интинское месторождение). Здесь добыча достигает 19% от общего производства углей в бассейне. Распределенный фонд на действующей шахте составляет 4,2% от подготовленных для промышленного освоения запасов категорий
А+В+С1 [4]. В то же время район характеризуется незначительным объемом текущей добычи углеводородного сырья. Исходя из установленной нефтегазоносности и крайне низкой геологической изученности территории (6% по нефти и газу), подчеркнём, что район сохраняет высокий потенциал открытия новых месторождений при условии интенсификации региональных геолого-съемочных и геофизических работ, наращивания объемов параметрического бурения.
Экономическая деятельность субарктических районов. В области добычи, транспорта и переработки углеводородного сырья она характеризуется видовым разнообразием и значительной территориальной дифференциацией. Обобщенная характеристика относительной значимости отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса и их влияния на экономическое развитие Печоро-Уральской Арктики представлена в работе [6].
За последние несколько лет в трех из шести САР произошли значительные изменения. Так, в Усинском районе сырьевой профиль, включавший цикл добычи-вывоза углеводородного сырья, дополнился переработкой: уже действовавшим газоперерабатывающим заводом (его основная деятельность — переработка попутного нефтяного газа: 35% объема утилизации с получением отбензиненного газа, 0,2 тыс. т сжиженного газа и 3,8 тыс. т стабильного газового бензина) и новым нефтеперерабатывающим заводом (начиная с 2011 г. — 0,7 млн. т).
Неизбежное продвижение российских вертикально интегрированных нефтяных и газовых компаний на шельф арктических морей может повысить роль Усинска в качестве крупного логистического центра. Но пока такая возможность скорее гипотетическая: во-первых, основные игроки на арктическом шельфе представлены в
регионе лишь номинально, а сам район для них не является ключевым; во-вторых, следует учитывать фактор конкуренции со стороны логистических центров, формирующихся в Архангельске и Мурманске, и аналогичного потенциального центра в Нарьян-Маре. Вне зависимости от арктического вектора повышается роль Печоры в качестве северного транспортного узла Республики Коми. В настоящий момент здесь концентрируются товаротранспортные потоки северной и северо-восточной зон и происходит связка с южным, Ухтинским промышленно-транспортным узлом, соединяющим северо-западные, центральные и восточные зоны производственной деятельности по добыче, транспорту и переработке углеводородного сырья. В перспективе, в случае успешной реализации проекта по сбору и утилизации попутного нефтяного газа северных месторождений на Сосногорском газоперерабатывающем заводе и окончания строительства автомобильной дороги Сыктывкар-Нарьян-Мар, транзитная роль Печоры будет еще больше усиливаться.
В ходе реализации газотранспортного проекта «Ямал-Европа» Воркутинский и Интинский районы дополнили свои угольные циклы новым — транзитом природного газа и обслуживанием линейных сооружений. Однако для этих районов приоритетным и градообразующим остается развитие угольного сектора. Корпоративная политика собственника ОАО «Воркутауголь» направлена на повышение качества товарной продукции за счет увеличения объемов и улучшения технологии обогащения на Печорской ЦОФ, внедрения передовой техники и технологии добычи коксующихся углей. Важным моментом является использование коптируемого шахтного метана на строящейся мини-ТЭЦ мощностью 17,5 МВт на базе газопоршневых двигателей для производства электрической
и тепловой энергии на шахте «Северная». На сегодняшний день предприятия «Воркутауголь» уже частично используют газ, выделяемый при добыче угля в пришахт-ных котельных.
Динамика основных показателей топливного сектора САР Республики Коми за 2005, 2010, 2011 годы приведена в таблице 1.
Уголь. Коксующийся уголь производства ОАО «Воркутауголь», являющийся в России наиболее ценным по технологическим свойствам, сопоставим по качеству с лучшими мировыми брендами. В настоящее время его технологические свойства в полной мере оценены на внутреннем рынке. В перспективе с внедрением технологии пылеугольного вдувания ценность воркутинского угля для металлургов будет только увеличиваться.
Доля ОАО «Воркутауголь» в структуре производства угольных концентратов спекающей основы шихты в РФ в 2011 г. составила 22%, а доля в структуре потребления на внутреннем рынке страны (с учетом импорта) — 20%.
Выпуск основного качественного продукта (концентрат углей) за рассматриваемый период увеличился в 1,27 раза по коксующимся углям, а по энергетическим — уменьшился до 62% от уровня 2005 г.
Производимые ОАО «Воркутауголь» угли применяются: концентрат — в металлургии для производства кокса в качестве основного компонента шихты, рядовой уголь марки ГЖО и промпродукт марки Ж — в тепло- и электроэнергетике.
Поставки печорских углей за пределы республики и на экспорт составили 78%. Следует отметить, что экспорт угля в долларовом эквиваленте значительно вырос благодаря росту экспортной цены на уголь (в 2011 г. — в 1,5 раза по сравнению с 2010 г и в 2 раза — с 2005 г.). Это делает экспорт угля особенно выгодным для экономики угольной отрасли.
Таблица 1. Динамика основных показателей топливного сектора субарктических районов Республики Коми за 2005, 2010, 2011 годы
Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г.
Уголь
Добыча, всего млн. т 12,94 13,56 13,4
- коксующийся 8,82 10,82 10,9
- энергетический 4,11 2,74 2,5
Обогащение, всего млн. т 12,28 14,03
- коксующийся 8,78 11,29
- энергетический 3,50 2,74 2,5
Производство концентрата, всего млн. т 5,36 6,21 5,94
- коксующийся 4,04 5,38 5,12
- энергетический 1,32 0,83 0,82
Поставки товарного угля, всего млн. т 9,18 12,35 9,44
- Республика Коми 1,36 2,78 2,06
- другие регионы России 7,23 7,99 6,39
- экспорт 0,59 1,58 0,99
- то же в млн. долл. США 8 194,9 190,6
Средняя экспортная цена на уголь, долл./т 97,4 127,8 189,7
Нефть
Добыча, млн. т 8,0 10,9 11,3
Переработка, млн. т - - 0,7
Экспорт нефти 4,0 5,3 5,5
Средняя экспортная цена на нефть, долл./т 340,0 543,5 556,0
Газ
Добыча, млрд. м3 1,0 0,9 0,9
Переработка, млрд. м3 0,3 0,2 0,2
Примечание. Составлено по [7]; оценка по экспорту нефти - экспертная, т.к. официальная статистика дает показатель без учета основного экспортера и без разбивки по районам.
Основным потребителем угольной продукции ОАО «Воркутауголь» является ОАО «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат).
Потребители интинских углей — предприятия энергетики и коммунально-бытового хозяйства, расположенные в СевероЗападном и Центральном федеральных округах. В связи с газификацией Архангельской области происходит снижение потребления этих углей и переориентация их, в частности, на потребителей Вологодской области (Череповецкая ТЭЦ).
Большая часть потребляемого в Республике Коми печорского угля (95%) приходится на районы его добычи: Воркутинский
и Интинский (ТЭЦ и пришахтные котельные); не более З% — на остальные территории республики. Еще столько же угля завозится из других районов России. Анализ экономических показателей угольной промышленности САР (табл. 2) показал, что переход на разработку только экономически выгодных пластов, внедрение передовых технологий добычи и более совершенного оборудования позволил обеспечить к 2010—2011 гг. небывалый для Печорского угольного бассейна финансовый результат — 14,6 млрд. руб., повышение рентабельности до З9,1% и снижение в 2011 г затрат на 1 рубль товарной продукции в 2 раза по сравнению с докризисным 2007 г.
Таблица 2. Основные экономические показатели топливного сектора субарктических регионов Республики Коми
Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г.
Уголь
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 13,6 9,3 8,8
Доля в общей численности работников экономики, % 2,9 2,0 1,9
Среднемесячная з/пл работников отрасли, тыс. руб. 17,1 38,8 45,7
Отношение к средней з/пл по Республике Коми, раз 1,47 1,48 1,58
Основные фонды, млрд. руб. 13,6 17,6 19,6
Доля в основных фондах экономики, % 2,4 1,4
Степень износа основных фондов, % 47,5 50,6 52,0
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 2,5 1,5 5,5
Доля в общих инвестициях в основной капитал, % 5,3 1,4 3,0
Сальдированный финансовый результат, раз к 2005 г. 1,0 12,9 18,0
Уровень рентабельности проданных товаров, % 27,5 45,7 59,1
Затраты на 1 руб. продукции, руб. 0,73 0,61 0,59
Нефть и газ
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 17,9 17,7 17,6
Доля в общей численности работников экономики, % 3,8 3,8 3,8
Среднемесячная з/пл работников отрасли, тыс.руб. 26,5 54,7 58,0
Отношение к средней з/пл по Республике Коми, раз 2,28 2,09 2,01
Основные фонды, млрд. руб. 39,6 163,9 196,6
Доля в основных фондах экономики, % 6,9 13,2
Степень износа основных фондов, % 37,5 57,0 53,5
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 9,8 18,2 22,1
Доля в общих инвестициях в основной капитал, % 20,9 18,9 12,0
Сальдированный финансовый результат, раз к 2005 г. 1,0 3,0 5,7
Уровень рентабельности проданных товаров, % 26,6 31,3 21,2
Затраты на 1 руб. продукции, руб. 0,79 0,76 0,73
Примечание. Составлено по [8, 9]; данные по нефтегазовому сектору мы привели в целом по Республике Коми, принимая во внимание, что отдельная статистика по районам отсутствует, а доля САР в добыче превышает 84%.
Нефть и газ. В последние годы на территории республики перерабатывается от 30 до 40% добываемой нефти. Остальное поставляется на внешний рынок и в незначительных объёмах — на нефтеперерабатывающие заводы других регионов России.
С учетом показателей вывоза в 2011 г. продуктов переработки (61% бензина, 66% дизельного топлива, 89% топочного мазута) можно говорить о том, что самообеспеченность региона находится на очень высоком уровне. Хотя потребности самих субарктических добывающих районов покрываются
в основном за счет привозных продуктов (внутрирегиональных поставок). Сырая нефть остается в регионе главным внешнеэкономическим товаром — 78% стоимости экспорта.
Высокая степень освоенности Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в границах Республики Коми проявляется преимущественно в механизированном способе эксплуатации скважин. Если в 2005 г. разработка месторождений за счет естественной энергии пласта давала треть общего объема добычи, то через пять лет показатель снизился до 12%.
Ограниченные возможности компаний по вводу в эксплуатацию новых месторождений вызывают необходимость более внимательного отношения к бездействующему фонду эксплуатационных скважин на действующих объектах. Если в 2005 г. их удельный вес достигал 37%, то в 2010 году — только 27%. Поддержание в работоспособном состоянии стареющих активов за счет новых технологических решений в сочетании с высокой налоговой нагрузкой сказывается на рентабельности нефтегазового бизнеса, которая, по данным официальной статистики, ниже аналогичных показателей угольной промышленности.
В структуре потребления попутного нефтяного газа (как преобладающего в САР ресурса легких углеводородов) по-прежнему высока доля сжигания его на факелах — 26% в 2005 г. и 31% в 2010 году. В основном газ используется на нужды энергетики, в т.ч. муниципальной и региональной, а также для удовлетворения
собственных технологических потребностей компаний (поддержание пластового давления, подогрев нефти для транспортировки). Отсутствие товарной продукции (сжиженный углеводородный газ) в настоящее время не позволяет рассматривать такую утилизацию как экономически рациональную и экологически эффективную, что особенно актуально для субарктических районов республики.
Улучшение состояния угольной отрасли и относительно стабильное положение нефтедобычи напрямую влияют на формирование бюджетов всех уровней (рис. 2). В соответствии с этим обеспечивается и социально-экономическая устойчивость угледобывающих и нефтяных моногородов (Воркута, Инта, Усинск), т.е. трех из четырех крупных поселений на территории Печоро-Уральской Арктики.
Объем поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ от предприятий угольной отрасли республики за период с 2005 по 2010 г. возрос с 2,8 до
Рисунок 2. Динамика налоговых отчислений в бюджетную систему Российской Федерации и Республики Коми предприятиями ТЭК Республики Коми
Млрд.руб.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Уголь, 2005 г.
Уголь, 2010 г.
Нефть и газ, 2005 г. Нефть и газ, 2010 г.
О Бюджет РФ □ Бюджет РК
4,8 млрд. руб., в т.ч. в консолидированный бюджет Республики Коми — почти в два раза, что составило 6% всех налоговых поступлений по республике. Всего за этот период в бюджетную систему Российской Федерации угледобывающими компаниями Республики Коми перечислено более 19 млрд. руб., из них в консолидированный бюджет региона — более 9 млрд. руб. Рост объема добычи угля на 1,8 млн. т в 2010 г. по сравнению с 2009 г. привел к значительному увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
В регионе основными налогоплательщиками остаются организации, осуществляющие добычу нефти и газа. Традиционно на них приходилось от 55 до 66% налоговых сборов. Влияние экономического кризиса привело к снижению этой доли в 2010 г. до минимального значения — 44%. Но уже в следующем году сумма перечисленных налогов вновь увеличилась, достигнув 48% совокупных сборов. Рост налога на добычу полезных ископаемых, как основного бюджетного источника, обусловлен изменением мировых цен на нефть. По данным Росстата, в декабре 2011 г. цена нефти сорта «Юралс» сложилась на уровне 107,6 долл./барр., что на 20% выше, чем в предшествовавшем году. Всего же за период с 2005 по 2010 г. нефтегазовый сектор Республики Коми обеспечил поступление в казну почти 287 млрд. руб. налогов. Однако с 1 января 2010 г., в результате того что в федеральный бюджет зачисляются все 100% дохода от нефтяного НДПИ, консолидированный бюджет региона лишился около 1,5 млрд. руб.
Институциональный аспект функционирования САР. В части регулирования топливного сектора районы Печоро-Уральской Арктики находятся в жесткой зависимости от уровня корпоративной кластери-
зации. Сегодня управление нефтегазовыми и угольными территориями дифференцировано двумя основными группами. В первую, «надрегиональную» группу входят федеральные органы государственной власти, обладающие всеми полномочиями в области ресурсопользования, а также вертикально интегрированные компании, непосредственно осуществляющие эксплуатацию природных ресурсов. Вторую, «субрегиональную» группу формируют государственные органы субъектов Российской Федерации, местное самоуправление и различные институты общественной самоорганизации местного населения по национальному, культурному или территориальному принципу.
Слабость институциональных сил субрегионального уровня, сталкивающихся с развитыми институциональными силами за его пределами, приводит к тому, что все наиболее заметные организационные, экономические и социальные изменения происходят исключительно в местах, где это выгодно экстерриториальным корпорациям, и в тех временных рамках, которые соответствуют их стратегиям. Региональным и местным властям остается лишь делегировать им часть своих полномочий (особенно в части реализации социальных инициатив, развития инфраструктуры), а также реагировать на ситуацию постфактум, ретранслируя корпоративные решения для местного населения и смягчая последствия наиболее чувствительных из них.
Для северных и особенно арктических и субарктических районов не только России, но и всего мира характерно значимое влияние такого института, как организованные представительства местных сообществ, коренных и малочисленных народов Севера. В тех районах, где данная
форма самоорганизации граждан получила наибольшее развитие, корпорации вынуждены корректировать свою политику с целью минимизации издержек от возможного противодействия производственной деятельности компании на конкретной территории и более глобально — недопущения репутационных потерь в бизнес-сообществе.
Механизмом взаимодействия сверх рамок действующего законодательства является общественно-частное партнерство, понятие которого в условиях российской действительности чаще всего подменяется понятием государственно-частного партнерства. Первое регламентировано доброй волей бизнеса и общества, стремящихся повысить обоюдные выгоды хорошей деловой репутации, второе — объективной или субъективной инерционностью законотворчества, когда выработка неформальных правил и следование им требует меньшего объема ресурсов (временных, финансовых, лоббистских) для изменения формальных законов.
Проблемы отраслей ТЭК субарктических районов
Уголь. Дальнейшее повышение эффективности добычи и обогащения печорских углей связано с проведением ряда технических мероприятий, таких как объединение подземными выработками шахт «Ворку-тинская» и «Заполярная» с выходом на Печорскую ЦОФ, увеличением ее мощности до 9,5 млн. т рядового угля и переходом на замкнутую водно-шламовую схему, обеспечивающую рост выхода концентрата коксующихся углей на 30—40%.
Разработка в России ряда технологий по переработке отходов углеобогащения определяет возможность и необходимость решения этой проблемы для Печорского угольного бассейна. Переработка угольных
шламов, объем которых составляет 8 млн. т, будет способствовать улучшению экологии угледобывающего региона, создаст дополнительные ресурсы качественного энергетического топлива, позволит заместить некачественный уголь для потребителей Республики Коми на брикетное топливо. Для решения этой проблемы в полном объеме требуется участие республики в приобретении соответствующего оборудования, введение льгот по налогообложению до момента окупаемости капитальных вложений, снижение ставок по кредитам.
Отсутствие в России нормативно-законодательной базы, необходимой для дегазации и утилизации шахтного метана, не позволяет пока решить проблему его широкого использования как самостоятельного сырьевого ресурса, исходя из ресурсных возможностей. Разработка программы по расширению добычи шахтного метана не только на действующих, но и закрытых шахтах даст возможность решить проблему топливоснабжения Воркуты газом.
Обеспечение конкурентоспособности угольной продукции перспективных месторождений на рынке, кардинальное улучшение экологии и повышение эффективности производства требуют внедрения технологий глубокой переработки энергетических углей и отходов их обогащения. Это позволит перейти от упрощенной технологической цепочки «добыча угля — частичное обогащение — энергетическое использование» к более совершенной — «добыча — обогащение — частичное энергетическое использование, брикетирование шламов и отсевов — частичное использование на углехимию», тем самым изменив вектор развития угольного региона с сырьевого на перерабатывающий, с получением продукции с повышенной рыночной стоимостью.
Нефть и газ. Эффективное, экологически безопасное и социально ориентированное, т.е. обеспечивающее занятость, доходы, доступность услуг, развитие нефтегазовой деятельности на территории САР Республики Коми напрямую зависит от способности исполнительных органов власти правильно позиционировать регион с точки зрения его ориентации: а) на обслуживание и освоение ресурсов арктического шельфа, б) поддержание устойчивых темпов добычи и переработки углеводородного сырья на континентальной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и транзита ресурсов Севера и Западной Сибири в центральные районы страны.
Экспансионистская политика имеет ряд серьезных ограничений. Компании-держатели лицензий на освоение шельфовых месторождений («Роснефть» и «Газпром») имеют на территории Республики Коми незначительные по объемам производства активы либо иной профиль деятельности (трубопроводный транспорт), а владелец развитой инфраструктуры («Лукойл») испытывает серьезные политические трудности с доступом к морским месторождениям. При этом у Республики Коми нет ни одного ярко выраженного конкурентного преимущества перед другими нефтегазовыми регионами и арктическими территориями России, чтобы стать «плацдармом для броска на север». В случае успешной реализации такой политики, единственным субарктическим районом из шести, который сможет получить выгоды от экспансии, станет Усинск.
С другой стороны, те же самые основания позволяют снизить риск увода инвестиционных ресурсов с территории. Отсутствие необходимости включаться в «гонку вооружений» при разработке крайне капиталоемкого шельфа даст
региональным компаниям возможность сконцентрироваться на решении проблем внутри провинции. В этом случае вектор развития нефтегазового сектора может быть направлен в сторону северо-востока (Интинский и Воркутинский районы) и северо-запада (Ижемский и Усть-Цилемский районы).
Деятельность регионального правительства должна концентрироваться на решении вопросов развития геологоразведки (в т.ч. за счет собственника недр), защиты конкуренции, предоставления весомых налоговых льгот при разработке мелких, истощенных и трудноизвлекае-мых запасов. Это не менее сложная задача, связанная с масштабными финансовыми вливаниями и мощным лоббированием интересов региона на уровне федерального правительства и управляющих органов вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Отказ от арктических притязаний в пользу внутреннего развития положительно скажется не только на шести САР республики, но и на её остальных районах. Вместо ненужной конкуренции с Мурманской, Архангельской областями, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами за ресурсы развития Республика Коми способна принять участие в формировании второго эшелона инфраструктуры поддержки. В этом случае широтное развитие арктических территорий — вдоль Северного морского пути — дополняется меридиональным развитием транспортных коммуникаций и перерабатывающих мощностей субарктических районов, ориентированных в первую очередь на удовлетворение местных потребностей в топливно-энергетических ресурсах, а также создающих экономическую основу для дальнейшего обживания территории.
Литература
1. Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евро-Арктическом регионе (Киркенес, Норвегия, 11 января 1993 года) // Мурманская область. Официальный портал. — Режим доступа: ЫХр:/^оу-тштап. ги/соорега1юп/а£геетеп1$/Ьеаг.$Ы:т1
2. Атлас Республики Коми. — М.: Феория, 2011. — С. 262.
3. Автоматизированная геоинформационная кадастровая система Республики Коми [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.agiks.ru
4. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации. Уголь. — М., 2009. — Т. 2. — 259 с.
5. Мелентьев, Г.Б. О вовлечении в комплексное использование энергохимических ресурсов традиционного и альтернативного битуминозного сырья / Г.Б. Мелентьев, В.М. Короткий // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера — 2012: материалы III Всероссийского семинара. — Ч. I. — С. 286-293.
6. Бурый, О.В. Топология бизнес-пространства в топливно-энергетическом секторе Республики Коми / О.В. Бурый // Известия Коми научного центра УрО РАН. — 2011. — №3(7). — С. 98-105.
7. Производство и использование топливно-энергетических ресурсов в Республике Коми: стат. сб. / Комистат. — Сыктывкар, 2011. — 57 с.
8. Промышленное производство в Республике Коми. 2011: стат. сб. / Комистат. — Сыктывкар, 2011. — 165 с.
9. Статистический ежегодник Республики Коми: стат. сб. / Комистат. — Сыктывкар, 2012. — 483 с.