УДК 658.26
ключевые слова: межрегиональная энергопроизводственная кооперация, Республика Коми, СЗФО, УрФО, топливный потенциал, технологические связи
А. А. Калинина, О. В. Бурый, В. П. Луканичева
РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С РАЙОНАМИ СЕВЕРОЗАПАДНОГО И УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ1
В статье сформулированы предпосылки формирования межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с СЗФО и УрФО на основе анализа ресурсной базы, динамики добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также транспорта нефти и газа. Выделены характерные для этих регионов виды энергопроизводственной кооперации, являющиеся содержательной основой формирования крупного макрорегиона в рамках рассматриваемых территориальных образований. Показаны перспективы их расширения.
Предпосылки формирования энергопроизводственной кооперации
Концептуальное обоснование усиливающихся макроструктурных тенденций форматирования российского единого экономического пространства, а также преимущества, которые несет развитие крупных регионов, были представлены нами на страницах журнала «Экономика региона» [1]. Проведенный анализ производственно-товарной структуры и сбалансированности межрегионального обмена между Республикой Коми и субъектами Российской Федерации, расположенными вдоль Урала, показал как существенную разницу в уровне и специализации регионов, так и устойчивость взаимосвязей при исключительно высоком потенциале их роста и качественного изменения.
Естественное положение Республики Коми на границе между двумя федеральными округами — Уральским и Северо-Западным, дает возможность расширить объект исследования и рассматривать базовые отрасли ее экономики (прежде всего, топливный сектор) в качестве плацдарма для развития производственных кооперационных связей и медиатора более чувствительных интеграционных процессов в рамках взаимодействия макрорегионов.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы Президиума РАН №22 (координатор акад. А. Д. Некипелов).
Основными предпосылками формирования интеграционных процессов между рассматриваемыми регионами являются:
— географическая сопряженность территорий Северо-Запада с северной частью УрФО;
— концентрация основных запасов топливно-энергетических ресурсов СЗФО на северо-востоке округа в Республике Коми, Ненецком автономном округе (НАО) и на арктическом шельфе;
— наличие железнодорожной транспортной сети на территории округа и ее расширение в перспективе за счет новой магистрали «Белкомур»; магистральной транспортной инфраструктуры по прокачке нефти внутри СЗФО и магистральных систем газопроводов (СРТО — Торжок и в будущем Ямал — Европа), обеспечивающих связь северных районов УрФО с Северо-Западом и другими районами России через территорию Республики Коми;
— сосредоточение основных обрабатывающих производств высокого передела, в том числе и топливоперерабатывающих, и потребительского спроса в западной части СЗФО и на Урале (промышленном) и слабое их развитие в Республике Коми.
Как видно из рассмотренных предпосылок, основой взаимодействия Республики Коми с другими районами СЗФО и УрФО являются энергосырьевые производственные связи, а со стороны западной части СЗФО и Урала (промышленного) с Республикой Коми — продуктовые связи, в основном нетопливного характера.
Энергопроизводственная кооперация в рамках территориального образования (федерального округа) представляет собой форму организации взаимосогласованного производства (в нашем случае энергоносителей), основанную на установлении длительных производственных связей между:
— добывающими предприятиями районов округа (Республика Коми и НАО) с позиций корпоративных интересов межрегиональных вертикально интегрированных компаний (ВИК);
Рис. 1. Основные корпорации, обеспечивающие энергопроизводственные связи Республики Коми в рамках СЗФО
ГАЗОВЫЕ
ОАО 1П|»гцч
ООО *Гмгфгг*
ОАО «ЛУКОИ Ли
ооо •ткойлкшлн •
Чвиутн019 ША^ЧИЛ 'Л I»]
-I
НЕФТЯНЫЕ
ОАО «ЛУКОЙЛ II
ООО «лучоАлчоч" . (НО .л™р|'-л hi4I.II.
О АО « Рпсмгфть»
ООО -
Ндеовчлуимы ци н*Ы*нГнм*и
нф>ин1 «мш ннР ■Ассо-Н«фт»
ООО ■ ЕйНФгёв
ТРАНСПОРТНЫЕ
ОАО' »Трлнснефты
'(тшит ШЧ1Н1|1||1 ч»*гтТ«М» ■
ОАО "Г,1
ООО ■ т)ич[||1
ОАО «Рм(ий(«н( нилакмя дороги»
ммз-и дсдог..
УГОЛЬНЫЕ
ОАО «¡сир<иль-рс(ур(»
¿11 с- у«*»*
О АО и И нт луголь*
— малыми независимыми нефтяными компаниями на территории республики и консорциумом таких компаний — «АССОНефть»;
— транзитными газотранспортными системами (СРТО — Торжок, Ямал — Европа, Северо-Европейский газопровод) и обеспечением развития газификации в районах их прохождения (Республика Коми, другие районы Северо-Запада и России);
— предприятиями, добывающими (производящими) ТЭР и потребителями СЗФО.
Реализация энергопроизводственных связей Республики Коми с районами Северо-Запада и Урала осуществляется в основном в рамках действующих трансрегиональных ВИК, главные из которых: ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Российские железные дороги» и др. (рис. 1).
Для того чтобы оценить характер основных технологических связей Республики Коми с другими районами СЗФО в рамках энергопроизводственной кооперации проведен анализ ресурсной основы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) СЗФО, оценен уровень добычи ТЭР, их переработки и обеспеченности округа ресурсами Республики Коми.
Ресурсная основа энергопроизводственной кооперации
Минерально-сырьевая база ТЭК СЗФО.
Топливно-энергетический комплекс округа в части минерально-сырьевой базы характеризуется запасами углеводородов (УВ), коксую-
щихся и энергетических углей, которые уже вовлечены в разработку. Из других ТЭР, практически не вовлеченных или незначительно используемых в настоящее время, следует отметить горючие сланцы, торф, вторичные ТЭР.
Основу минерально-сырьевой базы ТЭК округа составляет углеводородное сырье — нефть и газ [1]: 56% — шельф Баренцева моря, 37%
— Республика Коми и Ненецкий АО, 7% шельф Печорского моря, шельф Балтийского моря и территория Калининградской области
— по 0,1%. Наибольшее количество запасов газа сосредоточено на шельфе Баренцева моря. На долю СЗФО приходится 9,5% общероссийских запасов нефти и 7,4% свободного газа. Современная структура ресурсов и запасов УВ на территории СЗФО представлена в табл. 1.
Основные запасы УВ на суше сосредоточены в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПНГП).
В Республике Коми практически все крупные месторождения уже находятся в разработке — Усинское, Ярегское, Верхневозейское нефтяные и Возейское газонефтяное. Степень выработанности этих месторождений от 15— 16% (Ярегское, Верхневозейское), до 61—67% (Усинское, Возейское). Наиболее значимым газовым месторождением в Республике Коми является Вуктыльское (выработанность 82%). Выработанносгь запасов (А+В+Сх) нефти равна 47%, газа-72%.
В НАО открыто 75 месторождений, из них 63 нефтяных. Наиболее крупные месторождения УВ: нефтяные — Торавейское, Харьягинское,
Таблица 1
Структура минерально-сырьевой базы углеводородного сырья СЗФО, %*
Районы размещения Категории запасов, ресурсов
А+В+С1 с2 С, д
Территория
Тимано-Печорская провинция, всего 99,5 99,6 96,0 100
В том числе: — нефть 67,0 88,3 85,8 52,3
— газ 32,5 11,3 10,2 47,7
Калининградская обл. 0,5 0,4 4,0
(нефть)
Всего 100 100 100 100
То же в% к сумме категорий 29 10,5 10,5 50
Акватория
Баренцево море 97 73,6 — —
Балтийское море 0,3 0,1 — —
Печорское море 2,7 26,3 — —
Всего 100 100 — —
То же в% к сумме категорий 64 36 — —
Использованы данные научного отчета ИСЭиЭПС «Оценка минерально-сырьевой базы отраслей ТЭК Северо-Западного ФО», 2007.
Наульское, им. Р. Требса, им. А. Титова, газонефтяное Южно-Хыльчуюское и газокон-денсатные — Лаявожское и Василковское. Вовлеченность в разработку запасов промышленных категорий составляет по нефти 28%, что в 2,4 раза меньше, по газу — 17%, что в 3,8 раза меньше, чем в Республике Коми. Выработанность запасов категорий (А+В+С^ нефти равна 5%, газа — менее 1%.
Арктический шельф Печорского и Баренцева морей является, несомненно, крупным резервом по добыче нефти и газа в перспективе. В распределенном фонде сосредоточено 97% запасов нефти категорий (А+В+С^, в нераспределенном фонде — 69% запасов нефти категории С2. Лишь одно нефтяное месторождение — Приразломное — разведано и подготовлено к освоению. Большая часть запасов газа (81%) и конденсата (87%) сконцентрирована на Штокмановском месторождении.
Отличительной особенностью ресурсной базы на арктическом шельфе является высокая концентрация запасов в уникальных и крупных месторождениях. По классификации месторождений по запасам три относятся к уникальным, десять — к крупным, два — к средним.
Можно сказать, что расширение ресурсной базы УВ ТПНГП до 2030 г. будет определяться промышленными запасами разрабатываемых
месторождений А+В+С1 и С2, а после 2030 г. в северной части провинции — НАО — продолжится освоение этих запасов. В Республике Коми некоторое увеличение запасов УВ станет возможным только при переводе ресурсов категории С3 в промышленные категории. Ресурсы категории С3 оцениваются как приуроченные к средним — 10%, мелким — 40% и мельчайшим — 50% месторождениям (не представляющим коммерческого интереса). Это не будет компенсировать падающей добычи нефти в этой части ТПНГП после 2020 г.
Масштабное расширение ресурсной базы УВ СЗФО связано с освоением месторождений арктического шельфа, которые в настоящее время еще не задействованы. Арктический шельф Печорского и Баренцева морей, несомненно, имеет перспективы развития, но отсутствие реального опыта освоения месторождений в сложных природно-климатических условиях не позволяет пока делать выводы о том, как быстро они будут востребованы рынком.
Освоение морского нефтяного месторождения «Приразломное» с относительно небольшой глубиной моря позволит отработать технологию вовлечения в хозяйственный оборот арктических месторождений и оценить их экономическую эффективность.
Промышленные запасы углей сосредоточены в Печорском угольном бассейне. По своим возможностям и резервам бассейн может обеспечить гораздо большие объемы по сравнению с современной добычей — 12,9 млн т в год, но при условии ориентации общероссийской энергетической политики на повышенное использование угля в топливно-энергетическом балансе страны и активизации инновационных процессов в угольном производстве бассейна, обеспечивающих конкурентоспособность печорских углей на рынке угля.
Большая часть балансовых запасов угля категорий (А+В+С^ сосредоточена на четырех месторождениях: Интинском (28%), Воргашорском (24,4%), Усинском (20,2%) и Воркутском (13,9%) [2, 3].
В пределах Республики Коми запасы коксующихся углей составляют 45,1 % от балансовых запасов категорий А+В+Сг Из них на долю углей особо ценных марок (Ж, КЖ, К и ОС) приходится 70,4%.
В резерве для строительства новых шахт (подгруппы «а») числится 9 участков общей мощностью 31,8 млн т угля в год, в том числе с коксующимися углями — 5 участков (18,3 млн т в год). Для промышленного освоения подго-
товлены в основном высококачественные угли марки Ж (запасы поля шахты «Воркутинская» №33). В целом по Печорскому бассейну преобладающая часть (около 60%) действующего шахтного фонда и резервных участков подгруппы «а» по коксующимся углям обладает благоприятными запасами [2, 3].
Сырьевая база энергетических углей на 90% представлена благоприятными для разработки запасами. Увеличение добычи энергетических углей связывается с освоением Сейдинского месторождения. Качество угля здесь более высокое, чем на Интинском месторождении, теплота сгорания (Зрн — 5000 ккал./кг, содержание серы — до 1,5%, возможно получение из добываемых углей энергетического концентрата с зольностью до 17%.
Таким образом, ресурсный потенциал Печорского бассейна позволяет наращивать мощности по добыче как коксующихся, так и энергетических углей в перспективе в масштабах потребительского спроса. По укрупненной оценке «Гипрошахта» (г. Санкт-Петербург) на Усинском месторождении добыча коксующихся углей может составить до 10 млн т в год, на Сейдинском месторождении добыча энергетических углей при необходимости может достигнуть до 50 млн т в год [ 1 ]. Это говорит о том, что ресурсный фактор не является ограничивающим для развития Печорского бассейна.
Роль ТЭР Республики Коми и северных районов УрФО в энергообеспечении СЗФО
В настоящее время добыча нефти является наиболее значимой в топливном секторе Республики Коми. Удельный вес нефтедобычи в промышленном производстве составил: по объему продукции — 39% (2007 г.), в основном капитале — 32% (2007 г.), в товарной структуре экспорта — 54% (2008 г.) [4].
Освоение и эксплуатацию нефтяных месторождений осуществляют две вертикально интегрированные компании (ВИНК) — ОАО «НК "ЛУКОЙЛ"» (67% общей добычи) и ОАО «НК "Роснефть"» (11%), а также 21 независимое малое и среднее предприятие (22%), из которых наиболее крупное — ООО «Енисей», обеспечивающее 34% их общей добычи (табл. 2). Основной объем добычи нефти приходится на 6 наиболее крупных месторождений (Усинское, Возейское, Верхневозейское, Ярегское, Западно-Сынатысское, Сандивейское).
Соотношение добычи нефти в Республике Коми и в остальных районах СЗФО приведено на рис. 2 [5].
I
тж
¡«и. :оогг. ммг »о?. ^г.
4 Р.хг г | чнрл II ш ТТгтN11С|КГ|Иид| £1ТЛ
Рис. 2. Динамика добычи нефти в Республике Коми и в остальных регионах СЗФО за 2000-2008 г.
Рост добычи нефти на территории Республики Коми до 2020 г. возможен только при условии ввода в ближайшие 5—10 лет всех месторождений, находящихся на балансе предприятий, но пока не введенных в эксплуатацию. Наш прогноз возможной добычи нефти на территории Республики Коми позволяет сделать вывод, что выработанность промышленных запасов категорий А+В+С1 и С2 в период 2005— 2030 гг. достигнет 84—86%. Динамика роста добычи наблюдается до 2020 г., после этого начинается тенденция снижения добычи на 17% к 2025 г. и на 38-40% к 2030 г. Данный вариант добычи следует признать максимально возможным. При долгосрочной стратегии освоения сырьевой базы нефтяной промышленности республики с более низкими затратами на геологоразведочные работы — умеренный вариант добычи нефти в Республике Коми, предлагается в корпоративной стратегии компании «ЛУКОЙЛ» рассматривать на уровне 13 млн т к 2020 г. и 7-8 млн т к 2030 г.
Таблица 2
Структура добычи нефти по Республике Коми по основным предприятиям за 2004-2008 гг.
Предприятие Ед. изм. 2004 2005 2006 2007 2008
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» млн т 6,8 7,2 7,5 8,3 8,9
в % к итогу % 68,7 66,0 66,4 68,0 67,0
ООО «Роснефть — Северная нефть» млн т 1,2 1,5 1,5 1,5 1,5
в % к итогу % 12,0 13,8 13,3 12,0 11,3
Независимые малые и средние предприятия млн т 1.9 2,2 2,3 2,5 2,9
в % к итогу % 19,0 20,2 20,4 20,0 21,7
Итого млнт 9,9 10,9 11,3 12,3 13,3
Нефтепереработка в республике в настоящее время представлена одним заводом (НПЗ) ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» с объемом переработки в 2008 г. 3,9 млн т в год, что составляет 29% от добычи по Республике Коми, или 14% от всей добычи Тимано-Печоры. Реконструкция НПЗ позволила обеспечить производство некоторых нефтепродуктов мирового стандарта — бессернистого дизельного топлива, бензинов Евро-3 и Евро-4, а также повысить глубину переработки нефти до 76%. Основная цель дальнейшей реконструкции — обеспечение глубины переработки до 92% и получение всех нефтепродуктов мирового стандарта.
Экспортную ориентированность нефтяной отрасли в 2008 г. отражает высокая доля вывоза за пределы региона сырой нефти (включая газовый конденсат) — 71% от общих поставок и экспорта, нефтепродуктов: автомобильного бензина — 49%, дизельного топлива — 59%, топочного мазута — 72%.
Значительные изменения в структуру нефтепереработки в республике может внести проект комплексного освоения Ярегского нефтетитано-вого месторождения (ОАО «Ярегская нефтетита-новая компания» совместно с управляющей компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), предполагающий осуществление добычи и переработки тяжелой нефти и других продуктов. Планируется, что наращивание нефтяной составляющей будет сопровождаться глубокой переработкой не только по топливной (производство мазута и битума), но и по продуктовой схеме с выпуском трансформаторных, белых технических и медицинских масел. При увеличении добычи ярегской нефти при условии совершенствования технологии ее добычи до 3,0—3,5 млн т производительность Ухтинского НПЗ составит 6,0 млн т1, глубина переработки возрастет с нынешних 76 до 92%, а производство автомобильного бензина стандарта «Евро» увеличится до 450 тыс. т ежегодно.
Второй точкой роста в секторе производства нефтепродуктов является строительство в районе г. Усинсканового НПЗ [6]. Особенностью данного проекта является то, что он реализуется консорциумом малых независимых нефтяных компаний «АССОНефть» и предлагает новый подход к альтернативному размещению объектов переработки в северной части Тимано-Печорской провинции. Инициатором проекта выступило ООО «Енисей» — независимое ди-
1 По планам, озвученным руководством ОАО «ЛУКОЙЛ» в
октябре 2008 г., мощность завода после проведения второй
очереди реконструкции должен достигнуть 8,5 млн т.
намично развивающееся нефтедобывающее предприятие. Перспективным направлением деятельности определена комплексная переработка добываемой предприятием нефти и попутного газа на Западно-Сынатысском месторождении с последующим расширением завода с 1 до 2 млн т в год при условии подключения других мелких месторождений. Добываемый попутный газ будет использован для собственных энергетических нужд.
На территории Республики Коми осуществляется добыча газа: природного — на Вуктыльском и Западно-Соплесском месторождениях (84%) и попутного нефтяного — на нефтяных месторождениях (16%). Добываемый природный газ поступает полностью на переработку на Сосногорский ГПЗ, а попутный используется для удовлетворения собственных технологических потребностей нефтедобычи. Однако добываемый газ обеспечивает лишь 50% потребности республики.
Современное развитие газовой промышленности республики характеризуется крайним истощением сырьевой базы в связи со значительной степенью выработанное™ эксплуатируемых месторождений (более 76%) при отсутствии фонда новых месторождений газа. Недостающие потребности в газе республики обеспечиваются из транзитной магистральной газотранспортной системы «СРТО — Торжок», проходящей как по территории республики, так и других районов СЗФО.
Добыча газа в перспективе вероятнее всего будет балансировать на уровне 3,0 млрд м3 вплоть до 2020 г. Качественный прорыв в развитии газовой отрасли может наступить в результате начавшейся реализации на территории республики мегапроекта «Ямал — Европа». При этом появляются экономические условия дом вовлечения в разработку месторождений природного газа в Интинском районе. Проведение комплекса геологоразведочных работ в районах НГР Лемвинского поперечного опускания и Хосэдаюского НГР, расположенных вдоль трассы строящейся газотранспортной системы Ямал — Европа, по предварительным оценкам может обеспечить добычу газа на уровне 6—7 млрд м3 в год.
Добыча угля осуществляется в Печорском угольном бассейне, который является вторым в России, обеспечивающим развитие сырьевой базы коксохимии и энергетики. Основной способ добычи в Печорском бассейне — шахтный (96,2%), но 3,8% добычи обеспечивается открытым способом.
Ресурсы углей представлены в основном жирными марками. Большая их часть характеризуется малым содержанием серы, хорошей спекаемостью и высокой калорийностью, что обеспечивает получение высококачественного металлургического кокса. Основные предприятия по добыче угля, качество углей и удельный вес запасов категорий А+В+С1 по месторождениям приведены в табл. 3.
Динамика добычи и поставок печорских углей приведена на рис. 3 [5].
Добыча коксующихся углей составляет 78% от общей добычи и осуществляется на пяти шахтах («Северная», «Воркутинская», «Комсомольская», «Заполярная», «Воргашорс-кая») и одном разрезе («Юньягинском»), а энергетических углей — 22% (шахта «Интинская»). Обогащение коксующихся углей осуществляется на двух пришахтных обогатительных фабриках и Печорской центральной обогатительной фабрике (ЦОФ), энергетических — на при-шахтной обогатительной фабрике. Сокращение числа очистных забоев на шахтах в 2 раза по сравнению с 2002 г. и техническое перевооружение Печорской ЦОФ позволили улучшить технико-экономические показатели угля: среднесуточная нагрузка на очистной забой увеличилась в 1,8 раза, среднемесячная производительность труда рабочего по добыче в 1,9 раза, средняя цена производителя энергетического угля сравнялась с аналогичной ценой шахтной добычи кузнецкого энергетического угля, повысилось качество коксующихся углей (удельный вес концентрата составил 40%) [5].
Корпоративная стратегия развития Печорского угольного бассейна предусматривает стабилизацию добычи угля практически на современном уровне — 13—13,5 млн т в год с ориентацией на коксующийся уголь (78%) с повышением качества товарной продукции и внедрением наиболее передовой техники и технологии при добыче и обогащении. Такая стратегия решает проблемы обеспечения кок-
млнт
| < Республика Коми ппш Вологодская обл. ' ' " Архангельская обл.
Е55Э Прочие регионы - -' Экспорт - Добыча
Рис. Динамика добычи и поставок печорских углей по районам СЗФО, прочих ФО и экспорта на период 2000-2008 гг.
сующимся углем потребностей компании «Северсталь», экспорта в объеме 1 млн т и частично предприятий европейской части России и Урала.
Максимальный вариант добычи печорских углей определялся исходя из необходимости консолидации экономического пространства страны на основе интересов межрегиональных взаимодействий регионов — северных территорий УрФО и Республики Коми с интересами промышленного Урала при условии формирования транспортного каркаса, объединяющего эти территории. Перспективы развития Печорского угольного бассейна в рамках макрорегиона «Северные территории — Урал промышленный» оцениваются более значимыми по сравнению с корпоративной стратегией: рост добычи коксующегося угля в 2 раза, энергетического — в 2,5 раза с расширением уральского рынка, а с учетом рынка Северо-Запада в 4 раза, который может быть обеспечен только при строительстве новых высокопроизводительных шахт на наиболее перспективных месторождениях Усинском и
Таблица 3
Сырьевая база основных угледобывающих предприятий
Предприятие Месторождение Марка угля Удельный вес запасов категорий А+В+С^ от общих по бассейну, %
ОАО «Воркутауголь» Воркутское Жкокс. 14,1
ОАО «ш. Воргашорская» Воргашорское ГЖО 23,2
ООО «Юньягинское» Юньягинское К
ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания» Интинское д 29,1
Усинское (новое) Ж, Жкокс 20,6
Итого 87
Сейдинском и расширении инновационных технических и технологических решений [7].
Характер энергопроизводственной кооперации
Территориально-хозяйственные взаимосвязи Республики Коми и НАО формируются с позиций корпоративных интересов межрегиональных ВИНК - ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Роснефть».
Условия, способствующие формированию и развитию взаимодействия Республики Коми и НАО:
— расположение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции;
— охват Республики Коми и НАО сферой деятельности двух ВИНК;
— наличие базового города освоения северной части ТПНГП — г. Усинска;
— участие нефтяных компаний Республики Коми в добыче нефти на территории НАО;
— наличие общего нефтепровода Харьяга — Усинск — Ухта — Ярославль, обеспечивающего выход 75% нефти Республики Коми и НАО в Балтийскую трубопроводную систему.
С 2007 г. компания «ЛУКОЙЛ» приступила к присоединению своих «дочек» в НАО к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», для создания единого органа управления в ТПНГП. Создание единого оператора по всей ТПНГП оптимально с точки зрения организации работ и консолидации активов компании.
Другая крупная ВИНК на Севере России
— ООО «Роснефть — Северная нефть» — выступает оператором по разработке и добыче нефти двух групп месторождений — Баганской (Республика Коми) и Вал Гамбурцева (НАО). Главное направление деятельности компании
— месторождения Вала Гамбурцева.
Республика Коми и НАО сегодня конструктивно работают по многим вопросам:
— подготовлено итоговое соглашение по социально-экономическим аспектам деятельности глав Республики Коми и НАО;
— ведется строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск, что позволит решить проблему транспортного обеспечения НАО;
— осуществляется совместный контроль за работой недропользователей на территории ТПНГП.
К сожалению, в энергопроизводственной кооперации между Республикой Коми и Ненецким округом присутствует и негативный опыт. Округ обладает значительными по региональным меркам запасами природного газа, в то время как месторождения Республики
Коми находятся в стадии падающей добычи. Структура спроса на газ в обоих регионах такова, что НАО полностью обеспечивает собственные стабильные потребности, а республика ощущает нарастающий дефицит газа, сказывающийся на неполной загрузке Сосногорского ГПЗ и задержке реализации ряда крупных инвестиционных проектов (в частности, глиноземного производства).
Таким образом, уже на современном уровне энергопроизводственная кооперация Республики Коми и НАО представляет собой взаимосогласованные параметры добычи, транспорта углеводородного сырья, общей инфраструктуры; решаются институциональные проблемы.
Расширение территориально-хозяйственных взаимосвязей Республики Коми и НАО связано, прежде всего, с ускорением добычи нефти в НАО и намечаемым снижением в Республике Коми, начиная с 2020 г. Это приведет к тому, что участие нефтяных компаний Республики Коми (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «Роснефть — Северная нефть») будет усиливаться по мере продвижения добычи на север провинции. Это определяется использованием инфраструктуры и кадров нефтяников Республики Коми. Намечаемое строительство нового Усинского НПЗ (ООО «Енисей») открывает новую возможность переработки на нем нефти, добываемой в НАО для собственного обеспечения округа нефтепродуктами, при достижении определенных согласований в этом вопросе между НАО и Республикой Коми.
Другим направлением расширения взаимосвязей в перспективе является решение проблемы утилизации попутного нефтяного газа, как в Республике Коми, так и в НАО. С этой целью намечено превращение действующего завода по переработке попутного газа в г. Усинске в полноценное газоперерабатывающее предприятие мощностью 2,7 млрд м3 в год с получением продуктов газопереработки (сжиженный газ, бензиновые фракции).
Третье направление — разработка небольших газовых месторождений вдоль трассы газотранспортной системы Ямал — Европа в Республике Коми, а также освоение Нарьянмарской группы нефтегазовых месторождений, при условии, что такое решение окажется более эффективным, чем производство сжиженного газа из природного непосредственно в районе его добычи с транспортировкой морским путем.
В 2007—2008 гг. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) отозвало ли-
цензии на разработку газовых месторождений НАО, часть из которых в результате аукциона досталась независимым компаниям. Поэтому сохраняется надежда на то, что энергопроизводственная кооперация в газовой сфере будет происходить уже не на уровне одной корпорации, а на уровне нескольких независимых производителей или их взаимодействия с крупными игроками газового рынка Тимано-Печоры, под контролем которых находится основная транспортная и перерабатывающая инфраструктура.
Организационные взаимосвязи малых независимых нефтяных компаний республики с консорциумом «АССОПефть». Актуальность вопроса о необходимости поддержки независимых малых предприятий обусловливается состоянием сырьевой базы углеводородов Республики Коми: выработка промышленных запасов на крупных месторождениях в перспективе и необходимость поддерживать уровень добычи за счет освоения средних и мелких месторождений. Малые независимые предприятия как более мобильные структуры могут решить эту задачу, особенно учитывая социально-экономический эффект от деятельности малого бизнеса. Последний может выражаться в дополнительных поступлениях в местные региональные бюджеты налогов на прибыль и имущество с меньшим использованием привозной рабочей силы и др.
Наличие организационной структуры, объединяющей интересы малых независимых нефтяных компаний, способствует решению наиболее сложных и прежде всего инвестиционных проблем для таких предприятий, а также повышению эффективности малого нефтяного бизнеса. Так, в республике «АССОНефть» реализует совместно с ООО «Енисей» строительство нового нефтеперерабатывающего завода в районе г. Усинска в ближайшей перспективе.
Энергопроизводственная кооперация между производством нефтепродуктов и газа и потребителями СЗФО. Поставки нефтепродуктов из Республики Коми включают практически всю территорию страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Региональная структура потребления нефтепродуктов, произведенных на территории Республики Коми, отражена на рис. 4 [5].
На рисунке отчетливо видны изменения на региональных топливных рынках, выражающиеся в замещении потребления произведенной в Республике Коми продукции внутри республики другими потребителями. Если в 2000 г. продукты глубокой переработки использовались как в самой республике, так и вывозились
в сопредельные регионы примерно в равных пропорциях, то к 2008 г. направление топливных потоков существенно изменилось в пользу экспорта. После серьезной модернизации Ухтинского нефтеперерабатывающего завода (УНПЗ) в начале рассматриваемого периода его продукция частично стала соответствовать европейским требованиям качества. После введения в действие на территории России новых технических регламентов есть шанс, что «евро-топливо», произведенное в Республике Коми, будет потребляться преимущественно внутри страны. Чрезмерно высокие темпы роста экспорта темных нефтепродуктов (мазута) можно рассматривать как временные, поскольку в ближайшие несколько лет следует ожидать снижения спроса на мазут вследствие интенсивной газификации объектов энергетики СЗФО при одновременном сокращении предложения из-за внедрения на большинстве российских заводов новейших технологий переработки тяжелых нефтяных остатков.
Ожидаемое расширение Ухтинского НПЗ до 6—8,5 млн т переработки нефти в год в рамках корпоративной стратегии ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухганефтепереработка», а также строительство нового Усинского НПЗ, реализуемое консорциумом мелких независимых нефтяных компаний России позволит как минимум в 2 раза увеличить поставки бензина, дизельного топлива и мазута в районы Северо-Запада по сравнению с современным уровнем. Кроме того, часть нефтепродуктов, производимых в Республике Коми, может поставляться на рынок северных территорий УрФО. Учитывая, что основная цель расширения Ухтинского НПЗ с позиций корпоративных интересов — экспорт, обеспечение рынка нефтепродуктов в СЗФО и УрФО будет проводиться с учетом экспортных поставок. Продукцию Усинского НПЗ изначально предполагается использовать только на российском рынке, в том числе в зоне СЗФО и севера УрФО.
Межрегиональные газотранспортные корпорации и решение региональных проблем газификации. Общее потребление газа в СЗФО составило в 2008 г. 40,3 млрд м3 из которых только 10% приходится на собственный газ округа (3,4 млрд м3 — Республика Коми, 0,5 млрд м3. — НАО). Остальной газ в районы СЗФО поступает: в западные — из магистральных газопроводов европейской части России, в остальные — из газопровода СРТО — Торжок. Негазифицированной природным газом полностью остается Мурманская область и частично Республика Карелия (2% от общего потребле-
ния СЗФО). Решение проблем газификации СЗФО в перспективе связано с вводом новых транзитных газопроводов, проходящих по территории округа [5].
Реализация крупных инвестиционных проектов в газовой сфере создает условия для нового типа партнерства между бизнесом и региональными сообществами. Поскольку партнерство, как частный случай кооперации, характеризуется условиями юридического оформления взаимоотношений, совместным инвестированием ресурсов (не только финансовых, но и земель-
ных, людских и организационных) и смежными целями управления, то у органов исполнительной власти появляются реальные возможности для вовлечения межрегиональных корпораций в решение региональных проблем на обоюдовыгодной основе.
Строительство ГТС «Ямал — Европа», изначально ориентированного на экспорт природного газа за рубеж, благодаря соглашению между ОАО «Газпром» и Республикой Коми позволит улучшить ситуацию со снабжением природным газом населенных пунктов в рамках
Потребление бензина автомобильного
гит г. гоов Г.
Е?кспорт [^Остальные региоьь РФ
2006". 2007 г. 2033".
1УрФС ШСста-гы-ые региоьы СЗФС И Республика Когл!-
2-з-зс -.
Потребление дизельного топлива
2-3 о Б г.
200 Е -.
2007
2-3 ЗЕ
Н^кспорт □ С1-ые регионь РФ
1УрФС □ Оста.гы-ые регис+ы СЗФС и Республика Коми
Потребление топочного мазута
НЭкспорт □Остальные регионы РФ ИУрФО □ Остальные регионы СЗФО ПРеспублика Коми
Рис. 4. Региональная структура потребления продуктов нефтепереработки Республики Коми
реализации Генеральной схемы газификации республики. Более того, принятие положительного решения о строительстве газопровода-от-вода в районе г. Сосногорска «реанимирует» проект создания глиноземного производства компанией «РУСАЛ» в рамках проекта «Коми Алюминий». В результате уже в среднесрочной перспективе на территории Республики Коми начинают формироваться две энергопроизводственные цепочки: традиционная, но более масштабная «магистральный транспорт — газификация» и абсолютно новая «магистральный транспорт — металлургическое производство». В последнем случае создается реальное условие для диверсификации региональной экономики и изменения сложившейся структуры товарно-производственной кооперации между Республикой Коми и старопромышленными регионами Урала за счет поставок глинозема, а не только бокситовой руды.
Тенденция совместного решения подобных проблем на базе реализации одного крупного или стартового инвестиционного проекта характерна для всего Северо-Западного федерального округа, и особенно для его северных регионов. Газификация населенных пунктов, промышленности и энергетики Мурманской области и Республики Карелии «завязаны» на освоение Штокмановского месторождения и Северо-Европейский газопровод (проект Nord Stream — СЕГ), Архангельской области — на ГТС «СЕГ» и «Ямал — Европа». Эти же самые проекты положены в основу программ газификации Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей. Говоря о выгодах энергопроизводственной кооперации, не следует забывать, что ОАО «Газпром» в этом случае получает постоянно расширяющийся розничный рынок по своей эффективности не уступающий европейскому, так как с 2011 года система внутрироссийского ценообразования на природный газ выходит на формулу равной доходности с экспортом.
Поскольку газопровод «Ямал — Европа» сам по себе является чрезвычайно капиталоемким и многоэтапным проектом, то для его обеспечения потребуется развитие долгосрочных кооперационных связей между газовиками, энергетиками, транспортниками, поставщиками труб и компрессорного оборудования. Согласно проектным решениям, в качестве контрагентов проекта задействованы среди прочих предприятия Северо-Запада, Урала и Поволжья, которые своей пространственной, производственной и транспортной инфраструктурой форми-
руют единый экономический макрорегион по всей территории Большого Урала. Долгосрочная потребность в трубной продукции, выпускаемой на заводах «Северстали» на территории СЗФО, дает дополнительный стимул для развития угольной промышленности г. Воркуты и в условиях снижения спроса на металл на мировых рынках окажет благоприятное воздействие на металлургические производства Череповца и Ижоры. Все это, в свою очередь, повышает эффективность других крупных инвестиционных проектов, реализуемых консорциумом предприятий и регионов в сопредельных федеральных округах. В частности, речь идет о проектах «Урал Промышленный — Урал Полярный» и «Белкомур».
Межрегиональные взаимодействия Республики Коми с регионами СЗФО и УрФО по использованию печорских углей. Переход ОАО «Воркутауголь» в 2003 г. в собственность ОАО «Северсталь-ресурс» и создание межрегиональной ВИК позволили выработать основы технической политики ОАО «Воркутауголь», предусматривающей:
— реконструкцию пяти перспективных шахт;
— повышение качества коксующихся углей за счет роста удельного веса концентрата до 70%;
— сокращение подземной и наземной сервисной инфраструктуры.
Самым крупным потребителем коксующихся углей в СЗФО является ОАО «Северсталь», на долю которого приходится 79,6% от общего объема поставок воркутинских коксующихся углей. Металлургические предприятия УрФО (ОАО «Челябинский МК» и ОАО «Магнитогорский МК») не являются стабильными потребителями воркутинских коксующихся углей. Железнодорожная связь Коми-Урал окольным путем через Котлас является главным ограничивающим фактором формирования межрегиональной связи Республики Коми с Уралом в настоящее время.
Форма энергопроизводственной кооперации добывающих компаний Печорского угольного бассейна с электростанциями — заключение годовых договоров о поставках энергетических углей. По Республике Коми этим занимается ЗАО «КЭС-Трейдинг» (г. Пермь). Аналогичные договора действуют в ОАО «ТГК-1» и ОАО «ТГК-2».
Ограниченное число потребителей энергетических углей Печорского бассейна (Апатитская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ, Череповецкая
ГРЭС с общим объемом потребления 1 млн т угля в год) говорит о снижении их роли и слабых энергопроизводственных связях Республики Коми с СЗФО. Наиболее крупным потребителем интинских энергетических углей в СЗФО остается Северодвинская ТЭЦ (Архангельская область) (40,8% от объема их добычи).
В перспективе формирование макрорегиона Северные территории (ХМАО, ЯНАО, Республика Коми — Урал (промышленный), и создание благоприятных транспортных условий для обеспечения связи северных территорий с Уралом создает реальные возможности расширения природно-ресурсной базы Республики Коми.
Таким образом, анализ энергопроизводственной кооперации Республики Коми с районами СЗФО и УрФО позволил выделить три типа характерных видов кооперации: между добывающими предприятиями различных районов округа; между предприятиями добывающими (производящими) и потребителями их (нефтепродукты, газ, уголь); между транзитными газотранспортными системами (СРТО — Торжок и Ямал — Европа, Северо-Европейский газопровод) и обеспечением развития газификации районов их прохождения (Республика Коми, районы Северо-Запада и России).
Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция и особенно ее северная часть, остается до 2030 г. основным районом добычи нефти в СЗФО. Арктический шельф Печорского и Баренцева морей, несомненно, имеет перспективы развития, но отсутствие реального опыта освоения морских месторождений в сложных природно-климатических условиях не позволяет пока делать окончательных выводов о том, как быстро они будут востребованы рынком.
Основные перспективы добычи собственного газа в СЗФО связаны с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения на арктическом шельфе Баренцева моря, что позволит увеличить экспортные поставки газа, а также решить проблему газификации Мурманской области и западных районов СЗФО.
Перспективы добычи угля в СЗФО определяются развитием Печорского угольного бассейна с позиций корпоративной стратегии и не предусматривают значительного роста добычи углей, особенно энергетических. Рост добычи печорских углей возможен с расширением межрегиональной интеграции Коми — Урал и Коми — СЗФО при формировании крупного макрорегиона, охватывающего эти территории, при
условии развития новых транспортных коридоров по северной части Северо-Запада и по восточному склону Уральских гор — Лабытнанги — Полуночное до Урала (промышленного).
Список литературы
1 .Дмитриева Т.Е., Калинина A.A., Лаженцев В.Н. Основания и условия межрегиональной интеграции Коми — Урал // Экономика региона (тематическое приложение) №2(10). 2007.
2. Минерально-сырьевая база угольной промышленности России. Т. I. Состояние, динамика, развитие. М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 1999. 648 с.
3. Герасимов Н. Н., Деревянно И. В., Шипунов А. П. Состояние ресурсной базы и перспективы дальнейшего освоения угольных месторождений Печорского бассейна // Народное хозяйство Республики Коми : материалы 3-ей межрегиональной науч.-практ. конф. «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения», Воркута, Сыктывкар, Ухта, 2005, Т. 14. №1. с. 151-156.
4. Статистический ежегодник Республики Коми : Стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2008.451 с.
5. Использование топливно-энергетических ресурсов в Республике Коми : Стат. сб. // Комистат. Сыктывкар, 2009. 62 с.
6. Каталог инвестиционных проектов и предложений Республики Коми. Сыктывкар : Минэкономразвития PK, 2007.
7. Калинина А. А., Луканичева В. П. Печорский угольный бассейн в системе межрегиональной интеграции Республика Коми — Урал // Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности : труды X международной научно-практической конференции. Кемерово: ИУУ СО РАН, 2008. 306 с.