Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетика / воспитание / аксиология / хореография / культура / искусство / aesthetics / education / axiology / choreography / culture / art

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А Ю. Татаринцев, В В. Лившиц, Д К. Приморский

В статье рассматриваются вопросы, посвященные роли танца в воспитании и формировании ценностных установок в традиционной хореографической культуре. Основной акцент делается на эстетической парадигме, которая определяет взаимосвязь между воспитанием танцем и формированием ценностной системы человека. Исследование выявляет новизну данного подхода в контексте традиционной хореографической культуры. В результате междисциплинарного анализа, делается вывод о том, что: роль танца имеет значительное влияние на формирование ценностей в хореографической культуре и представляет собой связующее звено между воспитательной функцией хореографии и традиционной хореографической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DANCE IN THE FORMATION OF CULTURAL VALUES: INTERDISCIPLINARY ANALYSIS IN THE CONTEXT OF CHOREOGRAPHIC ART

The article discusses the role of dance in the upbringing and formation of value attitudes in traditional choreographic culture. The main emphasis is on the aesthetic paradigm, which determines the relationship between dance education and the formation of the human value system. The study reveals the novelty of this approach in the context of traditional choreographic culture. As a result of interdisciplinary analysis, it is concluded that: the role of dance has a significant impact on the formation of values in choreographic culture and represents a link between the educational function of choreography and traditional choreographic culture.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

УДК 130.2:793.3

РОЛЬ ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

А.Ю. Татаринцев1), В.В. Лившиц2), Д.К. Приморский3)

1,2,3)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы, посвященные роли танца в воспитании и формировании ценностных установок в традиционной хореографической культуре. Основной акцент делается на эстетической парадигме, которая определяет взаимосвязь между воспитанием танцем и формированием ценностной системы человека. Исследование выявляет новизну данного подхода в контексте традиционной хореографической культуры. В результате междисциплинарного анализа, делается вывод о том, что: роль танца имеет значительное влияние на формирование ценностей в хореографической культуре и представляет собой связующее звено между воспитательной функцией хореографии и традиционной хореографической культурой.

Ключевые слова: эстетика, воспитание, аксиология, хореография, культура, искусство.

В современном обществе все большее внимание уделяется роли и значению танца в формировании личности, развитии эстетического восприятия и воспитании ценностей. Анализ данной концепции позволяет рассмотреть влияние танца на формирование культурных и моральных аспектов в рамках традиционной хореографической культуры. Аксиология, как научная дисциплина, изучает ценности и их роль в обществе. В данном контексте, аксиологический дискурс позволяет анализировать и оценивать значимость и роль танца в формировании модели эстетических норм. Культурные аспекты танца, также играют важную роль в формировании сознания и восприятия. Они способствуют развитию эстетического вкуса, а также способность человека ценить и понимать искусство.

Традиционная хореографическая культура представляет собой богатое художественное наследие. В контексте данной темы исследования, важно понять, как воспитательная функция хореографии влияет на сохранение и развитие традиций, принципов культурного наследия, показать, что танец

является не только искусством, но и средством передачи и сохранения культурных ценностей, искусства и идентичности народа. Исходя из этого, можно предположить, что исследование роли танца в формировании культурных ценностей имеет большое значение для эстетического восприятия и сохранения культурного наследия.

Недостаточная степень научной разработанности проблемы, а также понимания и овладения эстетической концепцией как связующего звена между инструментом воспитания танцем и традиционной хореографической культуры, привело к необходимости анализа и проработки роли хореографии в воспитании и формировании личностных ценностей у индивида, находящегося в периоде своего формирования. Проблематика заключается в изучении процесса формирования ценностей в индивидуальном и социокультурном контексте. Изучение ценностей и эстетических предпочтений, формирующихся через практику танца и влияющих на личность и общество. В данной области мы видим таких исследователей, как: Г.Г. Шлет, Ю.М. Лотман, Э.А. Королева, Н.С. Полева, Н.В. Петроченко, Е.В. Самойленко, И.А. Герасимова, А.С. Полякова, Л.А. Закс, Е.С. Юркова, Е.Э. Дробышева.

Основная цель исследования заключается в отражении эстетической парадигмы как связующего звена между воспитательной функцией хореографии, миссией танца и традиционной хореографической культуры.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные аспекты роли танца в формировании культурных ценностей;

- раскрыть смысл миссии танца и ее влияние на формирование ценностей в традиционной хореографической культуре;

- исходя из полученных результатов, осуществить междисциплинарный анализ в контексте хореографического искусства.

Рассматривая феномен влияния эстетической парадигмы воспитания танцем на человека как на личность, в частности, и, как следствие, на социальные страты в общем, следует начать с рассмотрения роли традиционной хореографической культуры в дискурсе аксиологии.

Аксиология, являясь теорией ценностей, затрагивает все аспекты жизни человека, начиная с такой фундаментальной философской категории как бытие, обозначающей реальность, объективное существование. В свою очередь одним из древнейших средств осмысления бытия является художественное творчество, включающее в себя искусство как способ

специфического коммуницирования человека, создания творческой реальности, переосмысления окружающего мира.

Любое действие человека, имеющее влияние на других и откликающееся в обществе, оценивается со стороны его окружения. Делаются выводы об этом действии, правильное оно или нет, плохое или хорошее, противоречивое или справедливое. В данном процессе социум оперирует понятием морали.

Семантика данного слова отсылает к значению правило, нрав. Уровень нравственности в свою очередь, определяется развитостью способности осознавать, воспринимать и последовательно придерживаться моральных норм и принципов, основывается на индивидуальных этических установках, регулирует поведение и межличностные отношения.

Любое развитое общество всегда нуждается и благоволит духовно развитым и высоконравственным людям, проблема появления таких людей в социальном пространстве заключается в том, что образование само по себе не является гарантией высокого уровня нравственного развития, так как нравственность определяется качествами личности, которые проявляются в ежедневном поведении человека и его отношении к другим, основанным на доброжелательности и уважении. В данном случае необходимо подчеркнуть, что основную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет воспитание, которое представляет собой целенаправленный и систематический процесс, включающий разнообразные воздействия на личность с целью развития нравственных принципов. «...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.» [6, а 8].

Отношение человека к окружающему миру, другим людям можно менять через воздействие на сознание, такой процесс, при условии развития нравственной составляющей, будет называться духовно-нравственное воспитание. Правильно организованное воспитание, будет являться результатом направленного действия на формирование высоко этических и глубоко моральных ценностных ориентаций личности, которые будут иметь непосредственное влияние на внешнее поведение индивидуума.

Прибегая к методам герменевтики, можно сказать, что искусство, будучи полем творческого самовыражения и коммуницирования, непосредственным образом участвует в формировании нравственности личности. Хореографическая культура, являясь частью искусства, формирует систему нравственных ценностей, подвластным только ей временно-пространственным способом.

Одна из миссий хореографии - это образование у реципиента на основе лучших произведений искусства, такой ценностной системы, которая позволяла бы с помощью сформированных высоких этических принципов и чуткой морали, занимать отвечающее внутренним запросам личности место в обществе.

Таким образом, на основе шедевров литературы, живописи, музыки и их синтеза, хореография позволяет узнать о человеческом опыте, найти ценности, отвечающие интересам, наблюдать чужие ошибки. Танцевальное искусство формирует гуманистическую систему ценностей. «Оно открывает путь к освоению огромного многовекового людского опыта восторга и презрения любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений поисков сегодняшних сугубо личных критериев нравственного и безнравственного» [3. с. 78].

Для более детального рассмотрения воздействия хореографии на человека, стоит выделить его главную составную часть. Танец в хореографической культуре представляет смыслообразующее ядро. Проявляя такое же физическое влияние на организм, как и спорт, танец при грамотном подходе, способен развивать и улучшать физические и психические навыки. Данной темой занимались такие исследователи, как: Н.С. Гугушвили, В.А. Белов, А.Я. Цорн и др.

В своих работах они отразили роль танца в укреплении здоровья. Являясь двигательной активностью сложного координационного порядка, хореография способствует развитию опорно-двигательного аппарата, стимулирует гармоничный рост у детей. При компетентном преподавании формирует правильную осанку. Способствует улучшению функционирования легких, повышению кровотока, укреплению сердца. Благодаря задействованию высшей нервной деятельности, хореография стабилизирует и укрепляет нервную систему.

Отличительной чертой хореографии является совершенствование психомоторных способностей, а именно: развитие координации, мышечной силы, выносливости, гибкости. Музыкальная специфика танца состоит в том, что она образовывает такие навыки как, музыкальное восприятие, концентрация, чувство ритма, память, умение согласовать движения с музыкой. Хореографические аспекты психомоторики также проявляются в пластичности, эмоциональности и изящности танцевальных движений у занимающихся.

Неотъемлемая составляющая психофизики танцующего - его творческие и созидательные способности. В процессе занятия хореографией совершенствуются не только физические, но и творческие способности, воображение и мышление, навыки эмоционального выражения и самореализации. Важнейшим социальным аспектом танца является то, что в процессе обучения ему закладываются основы взаимодействия и согласованности, понимания в коллективе, сотрудничества и ответственности, умения достигать поставленной цели в соответствии с личными и групповыми интересами.

Хореография, будучи языком жестов, являет собой специфическую систему коммуникации, а, следовательно, на основе взаимодействия между людьми, несет в себе функцию социализации. Во время процесса социализации, важным субъективным показателем становится идентификация. Позитивные достижения в социализации сопутствуют успеху в идентификации. Специфика идентификации в танцевальной общности отражается в воплощении и соответствии индивида требованиям его ближайшего танцевального окружения. Момент анализа или сравнения индивидом собственных танцевальных достижений сопрягается с динамизмом формирования представлений о себе в процессе идентификации. Таким образом, небольшая группа людей, занимающаяся хореографией, представляет собой образ общества, в котором процесс идентификации подкрепляется важностью владения танцевальными знаниями, умениями и навыками, следовательно, сам процесс занятий танцами стимулирует человека к успешной социализации.

Из всего вышесказанного следует, что хореография играет важную роль в формировании системы ценностей человека, его психофизических способностей, трансляции собственного положения в обществе.

Для более подробного описания воспитательного феномена хореографии, необходимо раскрыть само ее семантическое значение. Хореография, представляет собой часть хореографической культуры и как структурная единица входит в искусство. Само искусство как феномен стало рассматриваться исследователями с различных точек зрения с ранних времен. Изучая искусство через оптику философии, рассуждения начинают с фундаментальной категории бытия. Изучением бытия занимается специальный раздел философии - онтология. В данной области своими научными трудами выделяется доктор философских наук, профессор Л.А. Закс, рассматривающий осваивающее отношение бытия к искусству. Он

задается вопросами о влиянии бытия на искусство, вхождении искусства в бытие и о воздействии художественного творчества на человека «Чем является и как (каким образом, с помощью каких средств) существует искусство в качестве особой формы бытия, как оно специфически (что на русском языке обозначается словом "художественно") бытийствует, бытийно осуществляет и утверждает свою многоуровневую и многоликую специфику?» [2, с. 30].

Само происхождение танца, учитывая его древность, подразумевает несколько концепций, так, И.А Герасимова в своей книге «Танец: эволюция кинестезического мышления» перечисляет следующие из них -космологическая, биологическая, социальная. В первом случае она отмечает, что ритмообразующее начало является основой космического порядка и также присутствует и, в сущности, танца. Во втором, что танец человека зародился благодаря ритуальному приданию особого значения поведенческим стереотипам и сценариям. В третьем пишет о том, что «Сторонники социологического взгляда на происхождение танца исходят из понимания его как феномена, целиком обусловленного социокультурной жизнью человека» [1, с. 85].

В связи с постепенным развитием художественного творчества в историко-культурном становлении человека, появилась необходимость определения хореографии: «Художественная практика актуализировала необходимость введения в научный дискурс категории "хореографическая культура"» [6, с. 75]. Доцент, кандидат культурологии Н.В. Петроченко, рассматривая хореографическое искусство через призму культурной парадигмы, подчеркивает, что основой для развития культурного процесса являются фундаментальные ритмы и циклы человеческой жизни, а также пространственно-временные зависимости, которые возникают в результате взаимосвязей и значимых взаимодействий в этой же жизнедеятельности. Человек, выступая в качестве субъекта определенной культуры, в процессе бытия проявляет себя благодаря обрядам, ритуалам, нормам и предписаниям. Эти культурные феномены служат своего рода ориентирами, регулирующими темпоральные и топологические аспекты жизнедеятельности человека. Раскрытие значимости культуры изучали такие авторы, как: А.Я. Флиер, А.И. Кравченко, С.Н. Иконникова, они связывали ее с исследованием того социально-практического процесса, который находит свое отражение в материальном мире, стоит учесть, что данный аспект значимости также касается и временно-пространственного характера

хореографической культуры. В научной работе «Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства» Н.В. Петроченко ссылается на И.А. Саяпину, которая утверждает, что культура приобретает значение и смысл через использование знаковых отношений, таких как сигнификация, денотация и коннотация, и что данные отношения выражают субъективно-личностный смысл культуры, становясь результатом коллективного опыта. Вышеуказанный автор работы дает емкое определение хореографической культуры с позиции семиотики, а именно: «В качестве знаковой системы, объективирующей культурные смыслы и благодаря которой культура обретает свои формы, становится реальностью, доступной восприятию, вполне может быть представлено искусство, в том числе и танцевальное» [5, с. 14].

В свете вышесказанного, необходимо отметить феномен хореографической культуры, который состоит в том, что она, одновременно приходится и результатом, и процессом создания ценностей и значений в общественной и социальной жизни. Таким образом, эта область может рассматриваться в дискурсе аксиологии.

Аксиологический дискурс представляет собой сферу, где ценностные аспекты человеческой жизни концептуализируются. Данная форма объективации, дискурс, не что иное, как формат и система координат, которые позволяют изучать онтологическое пространство с точки зрения его взаимосвязи с человеком. Ценность в данном случае является социокультурным конструктом, который проявляется в фокусе идентификации социальным субъектом параметров своей жизнедеятельности и пространства, в котором она осуществляется. Е.С. Юркова, представляя ценностные основания культуры, обосновала это так: «Культура как система ценностей, являющихся специфическим итогом всего многообразия активности человека, порождает сложную иерархию идеалов и смыслов, значимую для конкретного общественного организма и его представителей, направленную на реализацию важных целей» [7, с. 302].

Рассматривая социально и культурно значимые элементы хореографической культуры в ценностной системе координат человека, важно отметить их терапевтическое, гармонизирующее и воспитательное воздействие на индивидуума.

Тему влияния танца на психоэмоциональное состояние исследовали такие деятели, как: А.В. Штор, К.А. Витакер, А.Е. Гиршон.

Начиная с терапевтического характера хореографии, стоит начать с физиологии. Рядом с областями, ответственными за эмоции, находится часть моторной коры головного мозга, контролирующая движение. В связи с этим, изменения в моторной коре могут влиять на наши чувства. Доказано, что такие изменения происходят в процессе танца, выделяются эндорфины - так называемые «гормоны радости». Танцевальные движения способствуют улучшению функционирования нервной системы и стимулируют активность обоих полушарий мозга. Одно из полушарий отвечает за развитие творческого мышления, которое проявляется при импровизации в танце, в то время как другое полушарие контролирует логику движений. Непривычные и новые движения, помогают изменить укоренившиеся движенческие паттерны и впустить в свою жизнь что-то новое. Следуя из того, что при помощи танцевальной деятельности у человека может улучшаться настроение, формироваться уверенность в собственных силах и изменяться поведенческие привычки, можно сделать вывод, что танец предоставляет возможность избавиться от негативных эмоций, поскольку подавление этих эмоций может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Отталкиваясь от феномена танцевальной терапии, следует рассмотреть феномен процесса психофизической гармонизации. Танец представляет собой слияние движений тела и эмоций, это в свою очередь способствует балансу и согласованности между физическим и психическим состояниями. Путем танцевальной активности мы можем достичь синхронизации нашего тела и ума, что приводит к гармоничному взаимодействию между ними. Благодаря этому, танец может помочь нам снять стресс, улучшить настроение, повысить уровень энергии и общую психофизическую благополучность с одной стороны, способствуя развитию координации, гибкости, выносливости и концентрации с другой. В итоге, психофизическая гармонизация, достигаемая через танец, привносит в самочувствие человека баланс ментальных и физических сил, повышая уровень общего благополучия.

Проявления хореографии, представленные выше, отвечают положениям о формах и сущности прекрасного, рассматриваемых в философском учении этике. В данном учении существует ряд воззрений и суждений, определяющих отношение к природе хореографии, так называемая эстетическая парадигма. Данная дефиниция понимается как система междисциплинарных теоретических подходов к рассмотрению хореографии, основанная на синтезе искусства и науки. Эстетическая

парадигма представлена на различных методологических уровнях. На общетеоретическом уровне, у хореографического искусства, с помощью эстетической парадигмы, можно выявить методологическую основу, модель организации знания в искусстве.

Воспитательная миссия танца, находясь в зоне ответственности традиционной хореографической культуры, носит привлекательный характер благодаря эстетической парадигме хореографии, которая, делая процесс обучения данному ремеслу увлекательным, жизнеутверждающим, является своего рода призмой, проливающей свет знания и духовности.

Таким образом, из материалов исследования следует сделать вывод о том, что хореографическая культура, одновременно является результатом, и процессом создания ценностных значений в общественной жизни, при этом, может быть применена деятельным образом только в том случае, если будет рассматриваться с точки зрения оценочной категории. Этот вывод следует из рассмотрения традиционной хореографической культуры в дискурсе аксиологии, в котором видно, как хореография через синтез разных видов искусств, позволяет узнать о человеческом опыте, наблюдать чужие ошибки и делать логические выводы, отвечающие интересам человека, то есть формировать систему ценностей индивида, а также благоприятным образом влиять на развитие психофизических способностей и социализации человека. В данной статье выявлено, что на общетеоретическом уровне эстетическая парадигма может служить методологической основой для организации знания о хореографическом искусстве. Рассматривается, как хореография может быть использована в качестве инструмента воспитания, целью которого является формирование этических и моральных ценностных ориентаций личности. В работе показывается взаимосвязь и сопряжение воспитательной функции танца, и традиционной хореографической культуры. Делается вывод о том, что сопряжение этих двух понятий и как следствие достижение миссии танца достигается только при функционировании такой дефиниции как эстетическая парадигма.

Список литературы

1. Герасимова, И. А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И. А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН ; под общ. ред. И. П. Меркулова. -Москва : Языки русской культуры, 2000. - С. 84-112.

2. Закс, Л. А. Проблемные поля онтологии искусства // Л. А. Закс. - Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2005. - С. 6-32.

3. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений // Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 2012. - 240 с.

4. Татаринцев, А. Ю. Сценографическое решение как составная часть художественного хореографического произведения / А. Ю. Татаринцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3 (65) : в 3-х ч. Ч. 2. - С. 68-71.

5. Философия художественной культуры: традиции и современные тенденции : сборник научных статей / под ред. Б. Н. Бессонова, И. А. Бирич, В. А. Волубуева. - Москва : МГПУ, 2010. - 244 с.

6. Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование : кол. монография / под ред. М. С. Кагана. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 303 с.

7. Юркова, Е. С. Человек в ситуации культурного кризиса: аксио-антропологический аспект : специальность 09.00.13 : дис. ... канд. филос. наук / Юркова Елена Сергеевна ; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Москва, 2008. - 197 с.

THE ROLE OF DANCE IN THE FORMATION OF CULTURAL VALUES: INTERDISCIPLINARY ANALYSIS IN THE CONTEXT OF CHOREOGRAPHIC ART

AY. Tatarintsev1), V.V. Livshits2), D.K. Primorsky3)

1 2

' ' ^Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

The article discusses the role of dance in the upbringing and formation of value attitudes in traditional choreographic culture. The main emphasis is on the aesthetic paradigm, which determines the relationship between dance education and the formation of the human value system. The study reveals the novelty of this approach in the context of traditional choreographic culture. As a result of interdisciplinary analysis, it is concluded that: the role of dance has a significant impact on the formation of values in choreographic culture and represents a link between the educational function of choreography and traditional choreographic culture.

Keywords: aesthetics, education, axiology, choreography, culture, art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.