ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2012 год (по материалам заседания коллегии ДВТУ)
В Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) состоялось итоговое заседание коллегии под председательством начальника ДВТУ С.В. Пашко, посвященное итогам деятельности ДВТУ за 2012 г., прошедшее в режиме видеоконференцсвязи со всеми таможнями Дальневосточного региона.
В работе коллегии ДВТУ приняли участие: руководители таможенных органов Дальневосточного федерального округа (ДФО), представители Федеральной таможенной службы (ФТС России) во главе с заместителем руководителя Р.В. Давыдовым, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Н.Н. Шилин, Дальневосточный транспортный прокурор А.В. Умрих, начальник Главного управления МВД России по ДФО Е.А. Кужель, заместитель руководителя Аппарата государственного антинаркотического комитета ФСКН России — начальник Управления по ДФО А.В. Коробов, начальник Управления на транспорте МВД России по ДФО В.Н. Волков, руководитель Дальневосточного территориального управления Росграницы В.М. Елютин, начальник Управления ФСБ России по Приморскому краю И.С. Колосов, начальник Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области А.П. Костюченко, начальник Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Н.Н. Гусев, начальник ФСКН России по Приморскому краю И.Г. Степаненко, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД России по Приморскому краю В.Ю. Ильиных, начальник отдела приграничного сотрудничества Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края А.Н. Малик.
На заседании были подведены итоги деятельности ДВТУ в 2012 г. и определены задачи на 2013 г.
Важнейшими событиями прошедшего 2012 г., наряду с укреплением Таможенного союза и продолжающимися интеграционными процессами в России, Белоруссии и Казахстане, стали вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и проведение во Владивостоке саммита АТЭС-2012. Кроме того, завершился 2012 г. очень значимым для российских таможенников событием — 28 декабря правительство России утвердило Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
Для ДВТУ важными событиями в 2012 г. были также:
— заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза, заседание Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и заседание Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), состоявшиеся 4-6 сентября 2012 г. в г. Петропавловск-Камчатский. В заседаниях приняли участие руководители таможенных служб государств — членов Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ;
— Международная конференция по вопросам применения перспективных информационных технологий в таможенном деле, прошедшая 14-15 июня 2012 г. в г. Владивостоке. В ней приняли участие представители таможенных служб стран-участниц АТЭС, а также деловых и научных кругов;
— Международная научная конференция «Таможенное взаимодействие, экономические связи и правовое регулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Таможенном союзе», приуроченная к 60-летию Всемирной таможенной организации СШСО). Конференция прошла во Владивостоке с 18 по 20 сентября 2012 г. на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии при поддержке ФТС России. В работе конференции приняли участие должностные лица, эксперты, руководители образовательных структур таможенных служб европейских, азиатских и североамериканских государств.
Наполнение федерального бюджета. За 2012 г. таможенными органами, подчиненными ДВТУ, перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации 197,1 млрд р. (в 2011 г. — 185,2 млрд р.). Доведенное ФТС России контрольное задание на 2012 г. выполнено ДВТУ на 101,7%.
В 2012 г. ДВТУ проводило системную целенаправленную работу по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью.
Внешнеэкономическая деятельность. В 2012 г. в таможенных органах региона осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 977 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России. По сравнению с 2011 г. (9 218) количество участников внешнеэкономической деятельности увеличилось на 8%. При этом количество экспортеров сократилось на 2% (с 1 086 до 1 063), а число импортеров возросло на 9% (с 8 549 до 9 346).
В 2012 г. таможенными органами региона зарегистрировано 280 071 декларация на товары (ДТ) по таможенным процедурам и особенностям, учитываемым таможенной статистикой внешней торговли. По сравнению с 2011 г. (246 820) количество ДТ увеличилось на 13%.
Товарооборот. В 2012 г. учитываемый во внешней торговле товарооборот через таможенные органы региона составил 29,5 млрд долл. США. По сравнению с 2011 г. (35,8 млрд долл. США) стоимость товарооборота сократилась на 18%, физический объем товарооборота сократился на 27% (с 43,6 до 31,8 млн т).
Экспорт. Стоимость экспорта в 2012 г. составила 11,8 млрд долл. США, или 40% товарооборота. При этом по сравнению с 2011 г. стоимостный объем экспорта сократился в 1,5 раза (17,4 млрд долл. США), при сокращении веса экспортных грузов в 1,5 раза (с 36,4 до 24,4 млн т).
Крупнейшими торговыми партнерами ДФО по экспорту товаров (по стоимости) выступали: Япония — 41%, КНР — 19%, Республика Корея — 18%, Индия — 9%, Вьетнам — 5%, прочие страны — 8%.
Основными товарами по экспорту являлись: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки — 43% стоимости экспорта; рыба, ракообразные и моллюски — 19%; древесина и изделия из нее — 8%; черные металлы — 5% стоимости экспорта.
Основные объемы экспорта пришлись на таможни: Сахалинская (50% веса грузов и 48% стоимости), Владивостокская (17 и 7%), Хабаровская (8 и 8%) и Находкинская (8 и 13%).
Импорт. В 2012 г. стоимость импорта через таможни ДВТУ составила 17,7 млрд долл. США, или 60% товарооборота, стоимостной объем импорта по сравнению с 2011 г. (18,3 млрд долл. США) сократился на 4%, физические объемы возросли на 2% (с 7,2 до 7,3 млн т).
Крупнейшими торговыми партнерами ДФО по импорту (по стоимости) выступали: Китайская Народная Республика — 44%, Республика Корея — 21%, Япония — 16%, США — 5%, прочие страны — 14%.
Основными товарами по импорту в 2012 г. являлись: машины, оборудование и механизмы — 26% стоимости импорта; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, — 17%; электрические машины и оборудование, их части — 8%; обувь, гетры и аналогичные изделия, их части — 4%; пластмассы и изделия из них — 6%.
Перспективные таможенные технологии. В 2012 г. ДВТУ продолжило внедрять перспективные таможенные технологии (в том числе электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск).
Все таможенные органы региона, обладающие соответствующими полномочиями по совершению таможенных операций, применяют технологию Интернет-декларирование. В рамках подготовки к вступлению в силу с 01.01.2014 нормы об обязательном применении участниками внешнеэкономической деятельности электронной формы декларирования ДВТУ проведен ряд мероприятий, который позволил в 2012 г. достичь высокого
уровня развития данной технологии. В 2012 г. 96,6% деклараций на товары в Дальневосточном регионе зарегистрировано и выпущено с помощью Интернет-технологий таможенного декларирования (в 2011 г. — 82%).
Важной составной частью технологии электронного декларирования является технология удаленного выпуска, суть которой состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров. На Дальнем Востоке технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского.
В 2012 г. в соответствии с технологией удаленного выпуска выпущено 31 065 деклараций на товары, что в 3,7 раза больше, чем в 2011 г. (8 328 ДТ). Доля деклараций на товары, выпущенные с применением технологии удаленного выпуска в 2012 г., составила 9,9%.
Особое значение в развитии данной технологии занимают центры электронного декларирования (ЦЭД), реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. В 2012 г. продолжилось развитие созданных в 2011 г. ЦЭДов — Приамурского (Хабаровская таможня) и Владивостокского (Владивостокская таможня). В сравнении с 2011 г. количество ДТ, оформленных ЦЭДами в 2012 г., увеличилось в 5,5 раз и составило 17 029 деклараций.
Предварительное информирование. Существенные изменения в 2012 г. затронули условия реализации технологии предварительного информирования на автомобильном транспорте. Данная технология развивается в ДВТУ с марта
2011 г.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 с 17 июня
2012 г. введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.
В результате проведенных мероприятий к 17.06.2012 предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в области международных автомобильных перевозок, не только имели практический опыт в использовании технологии, но и постоянно ее применяли. Уровень развития технологии к середине июня 2012 г. составлял 98%.
Всего в 2012 г. зарегистрировано 48 тыс. сообщений о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза через пункты пропуска, расположенные в ДФО, из них 46,5 тыс. сообщений о прибытии оформлено с применением предварительной информации.
Регистрация сообщений о прибытии без использования предварительной информации приходится на оформление сообщений о прибытии товаров, следующих в адрес ФГУП «Почта России» и физических лиц. Представление предварительной информации в данных случаях не является обязательным.
Переход на обязательное предварительное информирование не оказал какого-либо негативного эффекта на пропускную способность пунктов пропуска и время совершения таможенных операций в ДФО. Анкетирование участников ВЭД и других заинтересованных лиц по вопросам внедрения в регионе деятельности ДВТУ предварительного информирования показало, что 55,5% респондентов положительно оценивают использование технологии.
Дальневосточное таможенное управление продолжает поэтапную реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, рассчитанную до 2020 г.
Одним из основных направлений реализации Концепции является совершенствование структуры и оптимизация штатной численности таможенных органов. В этой связи ФТС России приняты решения о реорганизации ряда внутренних либо неэффективных таможен и таможенных постов — с 03.04.2012 реорганизована Амурская таможня в форме присоединения к Хабаровской таможне; с 21.08.2012 ликвидирован Белогорский таможенный пост Благовещенской таможни; с 26.12.2012 реорганизованы Чукотская и Якутская таможни в форме присоединения к Магаданской и Благовещенской таможням соответственно.
Приоритетным направлением реализации Концепции в 2012 г. также явилось развитие и совершенствование приграничной таможенно-логистической инфраструктуры с целью оптимизации совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ функционируют пять таможенно-ло-гистических терминалов (ТЛТ): Благовещенский, Краскинский, Марковский, Пограничный и Полтавский.
Реализуется завершающий этап мероприятий по обустройству Пограничного ТЛТ, проводится обустройство Краскинского ТЛТ. Это особенно актуально в связи с предполагаемым завершением строительства и вводом в эксплуатацию новых автомобильных пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный».
Кроме того, ДАПП «Турий Рог» включен в перечень пунктов пропуска, вблизи которых целесообразно создание ТЛТ в среднесрочной перспективе (до 2016 г.). В настоящее время проводятся работы по доведению действующего склада временного хранения (СВХ) до уровня ТЛТ с целью последующего направления материалов и сведений для рассмотрения Комиссией ФТС России по реализации Концепции.
Таким образом, работа по созданию сети ТЛТ в Приморском крае находится в завершающей стадии: на территории края все автомобильные пункты пропуска охвачены ТЛТ либо СВХ, позиционируемыми в качестве ТЛТ.
Перспективным направлением является создание ТЛТ, включенных в «долгосрочный» перечень, вблизи планируемых к строительству мостовых переходов через р. Амур:
1) на о-ве Большой Уссурийский Хабаровского края, вблизи планируемого к строительству автомобильного пункта пропуска «Хабаровск-Фуюань»;
2) в с. Нижнеленинское Еврейской автономной области, вблизи смешанного пункта пропуска «Нижнеленинское»;
3) в с. Каникурган Амурской области, вблизи планируемого к строительству автомобильного пункта пропуска «Каникурган-Чанфатунь».
При этом ранее называемые администрациями субъектов ДФО сроки завершения строительства мостовых переходов (2013-2014 гг.), вероятно, будут пересмотрены с учетом того, что строительство начато только на о-ве Большой Уссурийский.
Правоохранительная деятельность. В 2012 г. работа по выявлению и пресечению преступлений в таможенной сфере велась в условиях существенных изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Устранение уголовной ответственности за «торговую» контрабанду, а также сокращение полномочий по расследованию уголовных дел предопределили основные задачи, поставленные перед таможенными органами. К их числу отнесены выявление фактов уклонения от уплаты таможенных платежей, борьба с контрабандой наркотических средств и сильнодействующих веществ.
Результатом указанной деятельности стало возбуждение в 2012 г. 141 уголовного дела.
Наиболее высоких результатов добились Дальневосточная оперативная (32 дела), Уссурийская (22 дела) и Находкинская (18 дел) таможни.
Всего, с учетом сообщений, возвращенных для дополнительной проверки, дознавателями принято 455 решений по сообщениям о преступлениях в сфере таможенного дела, в том числе о передаче по подследственности — 279, о приобщении к другим материалам или уголовным делам — 35.
Доля уголовных дел, возбужденных по результатам работы оперативно-розыскных подразделений таможен региона в 2012 г., составила 96%. В отношении конкретных лиц, совершающих преступления, возбуждено 94 дела (67% от общего количества).
В 2012 г. основные усилия оперативных подразделений дальневосточных таможен были сосредоточены, прежде всего, на выявлении преступлений, предусмотренных статьей 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Всего таможнями по данной статье возбуждено 53 уголовных дела (в 2011 г. — 13 дел). Размер уклонения от уплаты таможенных платежей по данным делам составил более 318 млн р., что в 4 раза больше, чем в 2011 г. (82 млн р.).
Значительное количество уголовных дел возбуждено по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобилей и автозапчастей (19 дел, размер уклонения от уплаты платежей — 95,5 млн р.); при ввозе товаров народного потребления (17 дел, размер уклонения от уплаты платежей — 96,2 млн р.); при недекларировании ремонта морских судов вне таможенной
территории, подлежащего обложению таможенными пошлинами и НДС (12 дел, размер уклонения — около 80 млн р.).
В 2012 г. возбуждено 25 уголовных дел по ст. 193 УК РФ по фактам невозвращения из-за границы денежных средств в размере 11,65 млрд р., что почти в 3 раза превысило стоимостной показатель по делам данной категории за 2011 г.
По статьям 226.1 и 229.1 УК РФ таможнями региона в 2012 г. возбуждено 63 уголовных дела. Из них 60 дел — по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (в том числе Дальневосточной оперативной таможней выявлено 4 преступления, совершенные группами лиц).
Из 29 уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотиков, более половины (15 дел) составили преступления, совершенные посредством пересылки веществ в международных почтовых отправлениях. Наибольшее количество подобных фактов выявлено Дальневосточной оперативной, Магаданской и Сахалинской таможнями. В предшествующие годы случаи выявления преступлений данной категории в регионе являлись единичными. Всего по уголовным делам в 2012 г. изъято 3,6 кг наркотических средств и их аналогов, около 7 кг сильнодействующих веществ.
Также предметами преступлений по уголовным делам, квалифицируемым по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, были охотничьи патроны, культурные ценности (бивень мамонта), стратегически важные товары (нефтепродукты).
Таможенными органами региона в 2012 г. возбуждено 6 913 дел об административных правонарушениях, что на 8% меньше, чем в 2011 г. (7 525 дел). Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено Уссурийской (1 299), Владивостокской (1 264), Благовещенской (738), Находкинской (700) таможнями.
Наиболее часто предметами административных правонарушений являлись: товары народного потребления (1 729 дел); продукты питания (657); лесо- и пиломатериалы (389); автомобили (235); табачные изделия (209); иностранная и российская валюта (137); морские биоресурсы (52); наркотические и сильнодействующие вещества (47).
Защита прав интеллектуальной собственности. Год от года в ДВТУ растет количество выявленных таможенными органами товаров, обладающих признаками контрафактности. Общее количество выявленных товаров с признаками контрафактности в 2012 г. составило 13,4 млн единиц контрафактной продукции, что в 3,3 раза больше показателя 2011 г. (4,1 млн). При этом признано контрафактными 612 946 единиц контрафактной продукции, в отношении остальных товаров с признаками контрафактности решения пока ещё не вынесены.
Таможенными органами региона возбуждено 192 дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.10 КоАП России. Приняты решения о привлечении к ответственности
по 118 делам об административных правонарушениях по данной категории, назначено наказаний в виде штрафа на общую сумму более 85 млн р.
Основная часть товаров с признаками контрафактности выявлена Владивостокской, Уссурийской, Находкинской и Хасанской таможнями.
Борьба с коррупцией. В 2012 г. подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов региона по подследственности направлено 40 материалов с признаками преступлений, в том числе 31 — коррупционного характера. По результатам рассмотрения данных материалов органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе 17 коррупционного характера.
Основаниями для возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов региона в 2012 г. явились: вымогательство взятки у участника внешнеэкономической деятельности; превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, а также организация служебного подлога при совершении таможенных операций, повлекшие нарушение законных прав и интересов гражданина. Одно уголовное дело возбуждено по факту умышленной порчи должностным лицом имущества другого лица.
Перспективы развития на 2013 год и последующие годы определяются Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия), которая подготовлена в целях совершенствования деятельности таможенных органов, осуществляемой с учетом экономических преобразований в Российской Федерации и международной практики государственного регулирования в области таможенного дела. Стратегия определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Интеграция России в мировую экономику, вступление во Всемирную торговую организацию, развитие внешней торговли требуют адекватной перестройки таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, изменения подходов к таможенному администрированию, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и успешного продвижения несырьевой продукции российского происхождения на рынки зарубежных стран.
Целью Стратегии является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Ключевыми направлениями реализации Стратегии являются:
1) совершенствование таможенного регулирования;
2) совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
3) совершенствование реализации фискальной функции;
4) совершенствование правоохранительной деятельности;
5) содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;
6) совершенствование системы государственных услуг;
7) совершенствование таможенной инфраструктуры;
8) совершенствование информационно-технического обеспечения;
9) укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;
10) развитие социальной сферы;
11) совершенствование организационно-управленческой деятельности.
Реализация данных направлений развития таможенной службы Российской Федерации будет контролироваться посредством достижения 25 целевых индикаторов.
Реализация Стратегии должна быть организована на основе соответствующих межведомственного и детального планов мероприятий и предполагает:
— на первом этапе реализации Стратегии (2013-2014 гг.) — создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы Российской Федерации на качественно новый уровень развития;
— на втором этапе (2015-2020 гг.) — дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации по всем направлениям. В рамках второго этапа будет продолжено развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, развитие социальной сферы таможенных органов.
Стратегия обеспечит комплексный подход к формированию современной системы обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, будет направлена на эффективное решение задач в сфере противодействия угрозам экономической безопасности Российской Федерации, позволит решить социально-экономические задачи, а также создаст благоприятные условия для развития внешнеторговой деятельности.
Реализация Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. не вызовет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Полина Стецуренко, начальник отделения по связям с общественностью ДВТУ