Салманова М.В.
Воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Рафикова Н.В.
Воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Липко О.В.
Учитель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска.
Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении и активизации словарного запаса детей дошкольного возраста при взаимодействии разных возрастных коллективов
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Особенности развития словарного запасав дошкольном возрасте.
Работа по обогащению словаря занимает одно из ведущих мест в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Работа над словом, направленная не только на расширение активного словаря, но и на формирование умений задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи [4, с. 63]. В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. На данном этапе выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу и т.д.
Основную часть лексики составляют слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Развитие словаря имен прилагательных также является одной из важных проблем формирования лексического строя речи. Имена прилагательные в русском языке являются второй по многочисленности (после существительных) частью речи. Обогащение словарного запаса дошкольников именами прилагательными необходимо для развития лексического состава, грамматического строя, связности речи и речевых способностей детей в целом. Данная часть речи используется для обозначения признаков различных объектов, т.е. выполняет функцию описания воспринимаемых предметов, явлений, событий [55, с. 155].
Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения таких исследователей как Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба. При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
Развитие речи дошкольника осуществляется в различных видах деятельности. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой развития речи ребёнка. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме учения» [35, с. 55]. Игра в силу своих характеристик - это лучший способ развития речи ребёнка без использования методов принуждения. Самостоятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру в труде [39, с. 137].
В активизации словаря большая роль принадлежит игре. В сюжет-но-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы - профессиональная лексика, в строительных играх слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев объяснили игру как доступный для ребенка
№
путь понимания и усвоения мира [58, с. 196]. Проблемой сюжетно-ро-левой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и другие авторы. Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Традиционно такая трансляция игровой деятельности осуществлялась в рамках детского сообщества - от одного поколения детей другому. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова называют этот процесс естественной передачей детям игровых умений [50, с. 75].
Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.
Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.
Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе воображаемой игровой ситуации. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период, а также на воображение.
На сегодняшний день отмечается, что дети играют меньше, чем 20- ■
30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, отсутствует материал для игр.
Воспитатель должен помочь детям овладеть игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной-ролевой игры.
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними, сменив позицию на «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок. Второй принцип в том, что воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения. Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на производственные и общественные темы. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница и т.д.)
2. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
УутА
_
■ подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
3. Игры на темы литературных произведений, кино, теле и радиопередач.
4. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.
Второй этап: простые ролевые игры «дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине».
Третий этап: сюжетно-ролевые игры. Одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу.
Четвертый этап: творческие сюжетные игры. Отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. Сюжетно-роле-вые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.
Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента и т.д. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Деловое общение - это умение договариваться с другими людьми, убеждать их и находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов. Наконец, ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду общения - дружескому.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря - освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Прежде всего, дети усваивают: бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь; эмоционально-оценочную лексику; лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом. Прежде всего, в старшем дошкольном возрасте,
бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 _
год малыш активно владеет 10 - 12-тью словами, а к 6-ти годам его ак- ■
тивный словарь увеличивается до 3 - 3,5 тысяч. Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям [4, с. 63].
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. С развитием познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается [70, с.128].
В интересах речевого развития ребенка дошкольного возраста необходимо использовать игру как эффективное средство развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка. Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности.
Описываемое исследование проводилось в МАДОУ № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска. В качестве экспериментальной группы представлена старшая группа (5-6 лет). Уровень развития детей соответствует средним показателям. В группе была проведена первичная диагностика уровня сформированности развития речи. По результатам диагностических исследований выяснилось, что уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста развит недостаточно. Большинство детей не умеют последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы. Не все дети умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Мало кто умеет составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке.
В связи с выявлением данных проблем была продумана целенаправ-_
№
ленная работа по обогащению и активизации словарного запаса детей данной группы через сюжетно-ролевую игру. Для достижения поставленной цели были использованы различные формы и методы работы.
Для начала были переоборудованы центры активности. В развивающей среде мы использовали знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы - заместители, изготавливали отдельные атрибуты к сюжетно-ролевым играм. В нашей группе большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть картинка с названием игры, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно-игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета.
Учитывая специфику речевого развития детей группы, нами использовался метод прямого руководства игрой, что позволяло активно воздействовать на развитие связной речи у детей. Так же использовался метод косвенного воздействия на игру детей. Наша роль заключается с одной стороны, в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
На первом этапе осуществлялась подготовительная работа. Играли в простейшие дидактические игры «Едем на работу», «Кто больше знает профессий», рассматривали альбомы, читали художественную литературу Е. Жуковская «Ситцевая улица», Т. Фетисов «Куда спешат красные машины», Р. Кошурникова «Космонавтом быть хочу». Проводили экскурсии в «Аптеку», «Магазин», «Школу», «Почту» с привлечением родительского сообщества.
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для этого отдельно была организована костюмерная. Атрибуты костюмерной не закрепляются за одной ролью, для того чтобы дети могли комбинировать вещи на своё усмотрение. Для развития творческого воображения в процессе игр детям предлагаются ролевые атрибуты, выполненные из разнообразного нестандартного материала: соленого теста, поролона, бросового материала, а также вязаные предметы. Некоторые атрибуты создавались вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям доступны материалы для изготовления самоделок. Кроме того дети используют дидактические игрушки Как предметы-заместители, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу.
Следующий этап непосредственно сама сюжетно-ролевая игра. Сю-жетно-ролевые игры проводятся в обстановке, позволяющей детям чувствовать себя свободно. Для этого создаются условия для проявления детьми высокой степени самостоятельности, интереса к игре. Участие
воспитателя в игре в роли «партнера», вызывает интерес и доверие детей. Все игры основаны на постоянном речевом взаимодействии воспитателя с детьми и детей между собой. Чем сложнее способ построения игры, тем более сложные речевые задачи приходиться решать детям.
Основной целью внедренных игр было обогащать и активизировать словарный запас детей, а так же развивать ролевую речь.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра строится с учётом способностей детей. Перед началом игры мы выявляли интересы и уровень осведомлённости детей по выбранной теме. Ролевая игра продумана таким образом, чтобы участники могли попробовать себя как в главной, так и во второстепенных ролях, научиться соотносить свою роль с разными персонажами игры и менять роли в процессе игры. Чтобы решить эти задачи, детям предлагается больше ролей, чем игроков, что заставляет их выполнять несколько ролей одновременно.
В сюжетной игре «Посещение больницы» события развивались следующим образом: в первом эпизоде взаимодействовали врач и пациент, во втором — врач и медсестра, а в третьем — врач и санитар. Таким образом, одна роль (врача) оказалась связана не с одной, а сразу с несколькими ролями. Если ребёнок играет врача, ему приходится постоянно менять своё поведение, общаясь с разными персонажами. Так ребёнок учится понимать множетво ролевых связей. Если у нас не три, а только два участника, одному из них придётся взять на себя роли двух персонажей (сначала побыть пациентом, а затем санитаром). Невозможно предугадать, как будет развиваться игра при появлении новых ролей. Игра проходит спонтанно, согласно решениям игроков.
В играх: «Поездка на транспорте», «Морской круиз» «Посещение магазина» и др. мы старались создавать ситуации, демонстрирующие не просто многообразие ролевых связей, но и отношения дружбы, помощи, управления, подчинения. С целью некого обобщения игры мы, в конце игры, вводили еще одно главное действующее лицо (врач). Беседа двух врачей позволяет всем участникам игры оглянуться и отчетливо восстановить смысловые связи, диалоги. Однако, понимая, что игра должна быть импровизацией, мы прилагали усилия к тому, чтобы минимизировать наше вмешательство.
Воспитатель, выступая в роли активного участника игры, вступает во взаимодействие с игроками, стимулирует взаимодействие детей. Все это осуществляется непринужденно, ненавязчиво, спонтанно, на уровне импровизации. В процессе игры дети строят различные ролевые связи с партнерами, с игрушками-заменителями, с воображаемым партнером. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов.
В игре дети приобретают умение совместного комбинирования различных событий. Сложности в этом умении возникают, когда в игру вводятся персонажи из разных смысловых сфер (Айболит и солдат, Баба-Яга и Продавец и др.). Дети испытывают трудности в комбинировании таких сюжетов. В этом случае на выручку приходит воспитатель.
Рассмотрим еще один пример. Для сюжетно - ролевой игры «Школа» была запланирована предварительная работа.
1. Целевая прогулка к школе.
2. Беседа с детьми о том, что видели в школе, о школьных принадлежностях с использованием демонстрационного материала.
3. Дидактическая игра «Собери портфель»
4. Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Чтение произведений С. Маршака «Первое сентября», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу».
5. Рисование на тему: «Наша школа»
6. Просмотр познавательных видеофильмов.
7. Ручной труд: изготовление маленьких тетрадей, книжек, учительского журнала для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел.
8. Загадывание загадок о школе, школьных принадлежностях.
Была развернута предметно-игровая среда: кукла в школьной форме, маленький портфель, маленькие тетради в клетку, маленькие альбомы для рисования, журнал учителя, цветная бумага, клей-карандаш, маленькие доски для рисования, мел, указка, картинки с сюжетом школьной жизни, буквы и цифры, тетради, ручки, карандаши, указка, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя. Совместно распределили роли: ученики, учитель, директор школы, техничка.
Во время игры учитель проводит занятия, ученики отвечают на вопросы, рассказывают и считают. Директор присутствует на уроке и записывает свои наблюдения в тетрадь (воспитатель в роли директора может пригласить учителя в свой кабинет и дать рекомендации). Технический персонал следит за порядком в помещении. Воспитатель организует игру в соответствии с заранее разработанным коллективным планом сюжета. Он выступает как равный партнёр или берёт на себя главную (второстепенную) роль, чтобы косвенно влиять на изменения игровой среды и корректировать отношения между участниками. Дети создают взаимосвязанные постройки (школа, улица, парк) и распределяют обязанности между всеми участниками совместной деятельности. Первого сентября дети идут в школу, знакомятся с учителем, сидят за партами, рисуют и читают книги.
Основная цель этой работы заключалась в создании оптимальных
условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка и предоставлении возможностей для самореализации, независимо от его психофизических особенностей и различий. Дети учились общаться с разными людьми, узнавать разные характеры, договариваться и искать компромиссы. Это способствовало развитию коммуникативных навыков, расширению словарного запаса и улучшению связной речи детей.
На завершающем этапе для определения уровня развития речи использовались методы наблюдения, диагностики и мониторинга речевого развития. Анализ общения детей во время сюжетно-ролевой игры показал, что они стали использовать разнообразные языковые формы, расширять свой словарный запас и осваивать новые понятия. В результате дети стали активнее участвовать в организации сюжетно-ролевых игр, придумывать разнообразные сюжеты, распределять роли, понимать воображаемые ситуации и действовать в соответствии с ними. Они начали выполнять игровые действия по речевым инструкциям, определять характеры героев, оценивать их поступки и моделировать ролевые диалоги. Кроме того, дети стали отражать в играх свои знания об окружающем мире и проявлять уважение к труду взрослых. У них сформировались навыки позитивного общения и доброжелательного отношения в группе.
Придя к выводу, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние не только на развитие речи дошкольников, но и реализует задачи образовательных областей, было решено организовать взаимодействие разновозрастных коллективов для передачи игрового опыта от детей старшего возраста - младшему (Старшая и средняя группы). Специфика нашего детского сада ранее не позволяла реализовать подобное. Но с 2023 года наш детский сад участвует в региональной инновационной площадке целью которой является создание организационных и педагогических условий для выявления и сопровождения способностей детей, путем внедрения образовательной программы, учитывающей специфику разновозрастности. Сюжетно-ролевая игра в разновозрастном коллективе становится более живой и интересной. Так обычная игра дочки матери с участием детей старшего и младшего дошкольного возраста представляет детям возможность расширить игровую деятельность с помощью добавления других ролей.
Для взаимодействия детей старшей и средней групп мы решили выделить время во второй половине дня, которое включает в себя участие в совместной игровой деятельности детей разного возраста. Старшие дошкольники самостоятельно организуют разные виды игр с детьми младшего возраста на тему недели в группах. Предварительно в совместной деятельности педагог с детьми обсуждает: в какие игры можно поиграть, какое необходимо игровое оборудование, атрибуты для ор-
ганизации игр, правила поведения и общения, распределение ролей в совместной игровой деятельности.
Рассмотрим на примере темы недели «Домашние и дикие животные». Задача воспитателя создать условия для игровой деятельности детей разного возраста, способствовать проявлению в игре инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в общении с младшими сверстниками; формирование представлений у детей младшего возраста о домашних и диких животных, заботливого отношения к ним.
Воспитатель проводит беседу с детьми старшей группы и предлагает подумать, в какие игры можно поиграть с ребятами средней группы по этой теме? Дети предлагают разные игры, но останавливаются на 2х самых интересных играх, в которые они научат играть детей среднего возраста: «Больница для животных» и «Покажи животное». Ребята совместно с воспитателем подготавливают материалы и оборудование для игр: картинки с изображением домашних животных, коробку, белые халаты, бланки рецептов, медицинское оборудование в медицинском чемодане, игрушки животных. Далее дети делятся на подгруппы и идут к малышам, взяв с собой атрибуты к играм. Придя в группу, старшие дети здороваются, готовят игровое пространство. В сюжетно-ролевой игре «Больница для животных» старшие дети надевают белые халаты, раскладывают медицинское оборудование (градусник, шприцы, бинты, вату, бутылочки, ножницы и т.д.), взяв на себя роль врача - ветеринара, старший ребенок предлагает младшим детям поиграть с ним. Врач - ребенок сообщает, что у нас открылась «Больница для животных», кто желает, полечить своего друга животного, приходите. Следующая роль медсестра, которая поможет ставить уколы, наносить мазь, забинтовывать. Остальные дети выбирают себе игрушку - животного. Затем старшие дети проводят игру «Покажи животное». Ребенок старшего возраста вносит яркую коробку и приглашает малышей узнать, что в ней находиться. Из коробки дети по очереди выкладывают карточки с изображением животных. Старший ребенок говорит о том, что сейчас они поиграют в интересную игру. Нужно вытянуть любую карточку с изображением животного и показать его повадки. Животное не называть, а сказать где оно живет. Малыши и старшие дети по очереди вытягивают карточку с изображением разных животных, выходят в круг и показывают, повадки этого животного. Остальные дети отгадывают животное (если малыши затрудняются, им помогают старшие).
В конце проведения совместных игр воспитатель задает вопросы всем детям: «В какие игры вам понравилось играть?», «В какие игры вы еще хотите поиграть в следующий раз?».
При взаимодействии разновозрастных коллективов обязательно ■
должны быть коммуникативные игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета, а при возникновении внештатной ситуации воспитатель может привлечь старших детей для урегулирования конфликта.
Взаимодействие разновозрастных коллективов в нашем детском саду проходит не только в группе, но и на улице. Во время прогулки в детском саду малыши могли подолгу стоять и смотреть за тем, что происходит на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягивались в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров, привлекали их как исполнителей своих инструкций, а затем они становились полноправными членами играющей группы.
Итак, ведущая деятельность дошкольников - игра, она же эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность сюжетно-ролевая игра приносит радость детям, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств. А при взаимодействии разновозрастных коллективов развиваются коммуникативные, дружеские качества. Ответственность старших детей за младших.
Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет наиболее полно развить его коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. Развитие речи является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешной социализации детей. Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру дошкольников, каждому воспитателю необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь четкие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о ее своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства. В своем исследовании мы провели с детьми разновозрастных групп работу по обогащению и активизации словарного запаса детей, используя сюжетно-ролевые игры. В течение всего времени мы упражняли детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; научили моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки. Формировали умение детей делиться
да
_
на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображали в игре знания об окружающей жизни. Воспитывали уважение к труду взрослых, закрепляли правила поведения в общественных местах. Развивали воображение, речь, речевую выразительность; формировали интерес к совместным сюжетно-ролевым играм; воспитывали дружеские взаимоотношения. Мы стремились к тому, чтобы, развивая речь, формировать у детей желание играть самостоятельно.
В результате проделанной работы, у дошкольников отмечено значительное обогащение словарного запаса, использование которого наблюдается в процессе свободного общения со взрослыми и детьми разного возраста. В игровой деятельности наблюдается большое количество специфических слов и терминов, которые дети узнали в процессе подготовке к сюжетно-ролевым играм и закрепили в процессе игры.
Здесь можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра положительно влияет не только на обогащение и активизацию словарного запаса дошкольников, но и на взаимодействия детей разновозрастных коллективов.
Библиографический список
1. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Магусик. - М.: 2002. 92 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. 135 с.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 104 с.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: 2002. 91 с.
5. Смирнова Е.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: 2002. 297 с.
6. Ушакова О.С. Теории и практика развития речи дошкольников. - М.: Тц «Сфера», 2008. 138 с.
7. Флегантова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогичских заведений / Под.ред. Т.А. Куликовой. - М.: 2004. 97 с.
References
1. Raising children through play / Comp. A.K. Bondarenko, A.I. Magusik. - M.: 2002. 92 p.
2. Vygotsky L.S. Thinking and speech. - M.: Labyrinth, 2007. 135 p.
3. Gerbova V.V. Speech development in kindergarten. - M.: Mozaika-Sintez, 2007. 104 p.
4. Mikhailenko N.Ya., Korotkova N.A. Organization of a story game in kindergarten. - M.: 2002. 91 p.
5. Smirnova E.A. Awareness of speech activity by preschool children // Psychological and pedagogical foundations of the development of speech of preschool children. - M.: 2002. 297 p.
6. Ushakova O.S. Theories and practice of speech development in preschool children. - M.: Sphere shopping center, 2008. 138 p.
7. Flegantova N.P. The problem of pedagogical management of children's play // Game in the pedagogical process of educational institutions. Materials of the scientific-practical conference of teachers and students of educational pedagogical institutions / Ed. T.A. Kulikova. - M.: 2004. 97 p.