3. Хотулева О.В., Ющенко Ю.А. Использование ряда интерактивных методов на занятиях по биологическим дисциплинам на базе зоологического музея. Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - Вып. 51. Часть V. - С. 444-450.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук, доцент Исаева Ольга Викторовна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Кужим Мария Александровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье автор обращается к актуальной проблеме дошкольного образования развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития диалогической речи рассматриваются сюжетно-ролевые игры. Автор раскрывает роль сюжетно-ролевых игр в овладении дошкольниками диалогическими умениями. Целью данной статьи является раскрытие влияния сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с возрастом и возможностями дошкольника. Большую роль в формировании диалогической речи старших дошкольников играет соответствующая организация предметно-развивающей среды, которая способствует объединению предметных и социальных средств и моделирует содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности в целом и в сюжетно-ролевой игре, в частности.
Ключевые слова: дошкольники, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, диалогическая речь.
Annotation. In the article the author refers to the actual problem of preschool education to the development of Dialogic speech of children of preschool age. As a means of development of the dialogical speech subject-role-playing games are considered. The author reveals the role of plot and role-playing games in mastering dialogical skills by preschoolers. The purpose of this article is to reveal the influence of role-playing game on the development of dialogue speech of children of preschool age. Games are selected in accordance with the age and capabilities of the preschooler. An important role in the formation of the Dialogic speech of senior preschoolers is played by the appropriate organization of the subject-developing environment, which promotes the unification of subject and social means and models the content of the formed communicative skills of children in various types of children's activities in General and in the role-playing game, in particular.
Keywords: preschoolers, game activity, role-playing game, Dialogic speech.
Введение. Важнейшую роль в развитии познавательно-речевых способностей дошкольников играет развитие диалогической речи. Обучение диалогу, Новотворцева Н.В. рассматривает «как цель и средство практического освоения языком. Развитие различных аспектов речи является необходимым условием для развития диалогической речи» [1; с. 85].
Изложение основного материала статьи. Во ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста определяется в качестве «средства, с помощью которого происходит овладение основам общения с точки зрения культурного наследия нации, а также является средством постоянного пополнения словарного запаса, формирования грамотного связного монологического и диалогического разговора [1; с. 85].
Многие исследователи (Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн) указывают на то, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным результатом является овладение связной речью, состоящей из нескольких развернутых предложений.
Умению вести диалог со сверстниками и взрослыми - важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности - необходимо учить. При этом обучение должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи, должно быть не прямым, а косвенным. Этому и способствует сюжетно-ролевая игра, которая является средством развития диалогической речи дошкольников.
По мнению А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, во время которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.
Многие педагоги считают, что эффективным методическим средством в развитии диалогической речи дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Необходимо обратить внимание на существование различных точек зрения на сюжетно-ролевую игру, ее разновидности и систему работы по развитию игрового поведения [1; с. 85].
Сюжетно ролевая игра - это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог - это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет. Далее в практической части будет представлен цикл сюжетно - ролевых игр, которые помогут в развитии диалогической речи дошкольника.
Игры и диалоги разработаны с учетом федерального государственного стандарта по программе «Детство» и методической литературы, которая использовалась для написания данного дипломного проекта. Игры подобраны в соответствии с возрастом и возможностями младшего дошкольника [3, с. 48].
Ребенку необходим пример в игре, когда ребенок только знакомится с сюжетно - ролевой игрой, основную роль на себя берет воспитатель. Развитию у ребенка способности принимать на себя роль помогают сюжетно - ролевые игры, в которых основная роль принадлежит животным. Ребенку с детства знакомы: кошка, собачка, лошадка и другие животные, часто можно увидеть картину, как мама спрашивает у ребенка как говорит собачка, где ушки, у киски учитывая, что это первые знания ребенка, следовательно, ему и легче принять эту роль на себя. Легче всего ребенку принять на себя роли, с которыми он знаком: папа, мама, врач, повар, воспитатель, шофер все эти роли доступны для ребенка. Мама готовит обед, папа везет на
машине в детский сад, работу воспитателя ребенок наблюдает целый день. Также ребенок слышит все дилогии взрослых.
Нами было проведено исследование по данной проблеме, где целью является выявление эффективности использования сюжетно ролевых игр в развитии диалогической речи старших дошкольников.
В исследовании приняли участие 42 ребенка старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось по следующим методикам:
- методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»;
- методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников».
Первое задание «Речевой этикет» было направлено на умение испытуемого использовать речевые штампы в определенной ситуации. Дошкольникам предлагалось несколько тем для подбора речевых ситуаций общения: приветствие; знакомство; просьба; извинение; конфликт в игре; обращение к взрослому.
В каждой теме детям предлагались речевые ситуации, сюжетно-ролевые игры.
После каждой ситуации фиксировались ответные реплики детей. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации - 6 правильных ответов.
Второе задание «Запрос информации» было направлено на выявление умения дошкольников самостоятельно запрашивать информацию и определение, на каком уровне развития находится этот навык.
Каждый испытуемый ставился в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т.е. провести расспрос. Ребенку предлагалось путем расспроса определить задуманное животное из числа изображенных на картинке (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака). В качестве примера детям называлось несколько вопросов: это дикое или домашнее? Какая у него шерсть? Чем питается? Где живет? Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное).
Выполнение данного задания оценивалось по следующим показателям: умение правильно формулировать вопросы; самостоятельность в ведении расспроса; достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем. Правильность выполнения оценивалось от 0 до 3 баллов.
Третье задание «Составление диалогов» направлено на выявление умения составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке. Детям демонстрировали картинку, на которой изображены два беседующих зайца, и предлагал придумать, о чем они говорят. Если ребенок отказывался, то ему предлагали наводящие вопросы. Диалоги детей анализировались по следующим критериям: самостоятельность в составлении диалога, виды реплик, объем информации, содержание диалога. Правильность выполнения данного задания оценивалось от 0 до 4 баллов.
В результате проведенного исследования было выявлено, что 20% дошкольников показали низкие результаты.
На формирующем этапе было разработано содержание работы по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр. С этой целью был составлен цикл сюжетно - ролевых игр. Сюжетно - ролевая игра «Угощение» проводилась дважды, так как необходимо дошкольнику ознакомиться с ролью не только гостя, но и хозяина, мы считаем это очень важные социальные роли. Очень приятно видеть не только заботливую хозяйку, но и вежливого гостя. Также в играх заложено различие социальных ролей: девочка мама готовит, мальчик папа строит. Безусловно, это является очень важным моментом, для дальнейшего жизненного пути дошкольника. В ходе игры воспитатель может использовать разные варианты, в зависимости от ситуации и направления игровых действий. Например, игры с куклами: «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя спит», «Кукла Катя идет в гости» и так далее. Так же на протяжении всего учебного года необходимо развивать сюжетно - ролевую игру и диалог детей в игре. Но самым главным и золотым правилом считаю закончить игру, прежде чем она надоест ребенку.
Приведем примеры игр, направленных на развитие диалогической речи дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Задачи:
- закрепить навык нормативного поведения;
- развивать монологическую и диалогическую форму речи;
- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре;
- корректировать звуко - произносительную сторону речи.
Роли: почтальон, адресаты.
Оборудование: конверты, открытки, газеты, журналы, коробки, имитирующие посылки.
Описание игры. Учитель проводит беседу, что без почты людям сложно общаться, т.к. они живут в разных концах нашей страны. Из детей выбирают двух почтальонов, остальные дети посетители или адресаты, которые приходят на почту получить письмо (посылку) или купить конверты, открытки или газету, другие затем, чтобы отправить. Периодически роли меняются. В игре отрабатываются следующие речевые клише: «Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Мурзилка» и два конверта»; «Возьмите. Еще что-нибудь?»; «Нет, спасибо. До свидания»; «До свидания»; «А мне, пожалуйста, вот эту открытку. Сколько она стоит?»; «Можно мне отправить посылку бабушке (дедушке, брату, сестре и т.д.)»; «Сколько стоит этот журнал?».
«Магазин «Овощи и фрукты».
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах, активизировать словарный запас, развивать игровой диалог. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», также знания об овощах и фруктах.
Задачи:
Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Роль: продавец, покупатели.
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.
Предварительная работа:
Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме; дидактические игры «Поварята», «Чудесный мешочек». Поход в овощной магазин с родителями, наблюдение за работой продавца, слушание и заучивание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла...», д/и «Магазин», беседа с детьми о профессии продавца, кто такие покупатели, лепка «Ах эти овощи».
Игровые ситуации:
В магазин заходит покупатель и вежливо здоровается; покупатель выбирает овощи и расплачивается; продавец советует.
Примерный ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
Воспитатель: Послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. «Весёлый магазин».
Воспитатель: Дети, о чём говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин? (Ответы детей).
Воспитатель: Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных - разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть свой магазин, он называется - «Овощи - фрукты». Ребята, в нашем магазине есть прилавок,за которым находится продавец, продавцом буду я (воспитатель одевается).
Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. (Достаю морковь). Что это? (Ответы детей).
Воспитатель, доставая грушу: Что это? (Ответы детей).
Воспитатель, доставая игрушку - пирамидку: Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар.
Посмотрите на прилавок - здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
Воспитатель: Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить? (Ответ ребенка, например, яблоко).
Воспитатель: А какое яблоко - зелёное или красное? (Ответ ребенка).
Воспитатель: Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
(Игра продолжается).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов.
Послушайте стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты - овощи любить.
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь
Что из них вкуснее,
Что из низ важнее.
Если педагог в работе с детьми при реализации сюжетно - ролевой игры будет использовать все вышеперечисленные методы, то у ребенка не возникнет проблем в развитии речи.
Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с ребенком, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом, и получением необходимой информации для дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложные вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности и любовь, забота к ближнему.
Выводы. Таким образом, большую роль в развитии диалогической речи старших дошкольников играет соответствующая организация предметно-развивающей среды, которая способствует объединению предметных и социальных средств и моделирует содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности в целом и в сюжетно-ролевой игре, в частности.
Литература:
1. Ильинова К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К.В. Ильинова, О.Ю. Логинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 487-489.
2. Новотрворцева Н.В. Развитие речи / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 2015. - 236 с.
3. ФГОС ДО
4. Детская речь и пути ее совершенствования / И.Т. Борисова. - Свердловск: СГПИ, - 2014. - 109с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2014 - 368 с.
Педагогика
УДК 378:796 (045)
старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Хабарова Елена Николаевна
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Бородулин Павел Сергеевич
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Существующая система профессионального педагогического образования нацелена на подготовку специалистов, способных не только осуществлять педагогический процесс, но и эффективно им управлять.
Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.
Ключевые слова: студент, модель, компетенция, управление физкультурно-спортивной деятельностью.
Annotation. The existing system of professional pedagogical education is aimed at training specialists able not only to carry out the pedagogical process, but also to manage them effectively.
So important is the approach to their preparation as a process of education and training, during which diverse development and self-esteem, the formation of professional readiness, personal qualities. The connection of social, professional and cognitive motives enhances conscious attitude to learning, accelerates the formation of personality.
Keywords: student, model, competence, management of physical culture and sports activities.
Введение. Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты педагогических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами.
Одной из задач нашего исследования является разработка структурной модели формирования профессиональной готовности у студентов педвуза.
В своем исследовании мы будем опираться на метод моделирования как всеобщий метод опосредованного изучения объектов, процессов и явлений.
Суть метода моделирования применительно к педагогическому исследованию в том, что на основе предварительного изучения предмета исследования полученных о нем сведений, выделяются присущие предмету важные признаки, особенности, компоненты структуры, устанавливаются их существенные связи и взаимозависимости [3, с 11].
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется развитием интереса к физкультурно-спортивной деятельности, который является фактором профессиональной готовности и недостаточной методической разработанностью использования этого условия в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов педагогического вуза.
Все выше сказанное, предопределило выделение ряда противоречий, из них наиболее существенными являются следующие:
- между потребностью современного общества в педагогах с высоким уровнем профессиональной готовности и низким уровнем эффективности физкультурно-спортивной деятельности в вузах, не способствующих ее формированию;
- между высоким функциональным потенциалом физкультурно-спортивной деятельности в формировании профессиональной готовности будущего педагога и не разработанностью программно-содержательного обеспечения этого процесса, отсутствием конкретных научно-методических рекомендаций использования различных соотношений средств, методов, способов, развития интереса и организация в процессе формирования профессиональной готовности студентов педвуза.
Учитывая, что разработка теоретической модели профессиональной готовности - сложный, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории, ее закономерностей, определенных правил, а также опытных данных, мы применили следующую логику ее построения [3, с 13]:
1 этап - накопление первичных сведений о предмете исследования;
2 этап - изучение источников нормативной информации;
3 этап - использование источников поисковой информации;
4 этап - создание модели формирования профессиональной готовности у студентов педагогического
вуза.
Изложение основного материала статьи. Оценивая различные подходы к описанию конечных целей подготовки в виде модели педагогического процесса, отметим, что в одних случаях под моделью понимается характеристика типовых задач в обучении будущего специалиста (В. П. Беспалько, Н. Г. Печенюк, Н. Ф. Талызина, Л. Б. Хихловский).
По мнению А. И. Щербакова, модель должна включать социально-психологическую характеристику личностных качеств учителя и профессионально-педагогические знания, умения и навыки.
В.А. Сластенин предлагает учитывать личностные и профессионально-педагогические качества; психолого-педагогическую подготовку; методическую подготовку по специальности, объем и содержание специальной подготовки.
Н. Ф. Талызина полагает, что содержание модели может быть представлено тремя составными: задачами (или видами деятельности), обусловленными особенностями нашего века; характером общественно-политического строя страны; требованиями профессии, специальности [3, с 13], а В. П. Беспалько - четырьмя типами задач [2, 18].
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия