значимо влияющим на финансовое состояние большинства предприятий, а также на уровень экономического развития регионов. Выделение стратегических зон хозяйствования в ходе анализа конкурентоспособности предприятия является более предпочтительным, чем выделение сегментов рынка сбыта продукции.
Это объясняется тем, что привлекательность производства продукции определенных видов связана не только с условиями ее сбыта, но и с условиями ее производства (приобретение и освоение технологии производства, приобретение и доставка сырья и исходных материалов и др.).
Литература
1. Закон РФ от 24 декабря 2000 года № 4218—1 «Об основах федеральной жилищной политики».
2. Тимошенко М. В., Есипов В. Е. Природные ресурсы при оценке объектов энергетики // Интеграл. 2010. № 1. С. 34.
3. Титов В. А. Развитие методологии исследования структурных преобразований в инновационных системах. Автореф. дис... д-ра эконом. наук. М., 2011. С. 39.
4. Свалов А. А. Управление инновационной деятельностью коммунального предприятия с применением системы поддержки принятия решений: Дис. канд. экон. наук. Орел: Орел ГТУ, 2003. 170 с.
5. Морозова А. В., Иванов В. А. Экспертная оценка и моделирование вектора приоритетов вида профессиональной деятельности специалиста машиностроительного производства. Моделирование и прогнозирование в управлении социально-экономическими процессами на региональном уровне. Орел: Издательство ОРАГС, 2008. С. 87—91.
УДК.330.1
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СОЮЗОВ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Ксенитова Людмила Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса", Москва
The article considers vertical integration role in market formation, describes its kinds and significance and marks double influence on market structure functioning. The author pays special attention to the most important direction of a modern integration process — strategic unit formation. The article analyzes narrow and broad approaches for determining a strategic unit, its criteria and features and finds the basis for significance of strategic unit referring to small and big business.
В статье рассматривается роль вертикальной интеграции в формировании современной рыночной среды, описываются ее виды и значение, подчеркивается двоякое влияние на функционирование рыночных структур. Автор особое внимание уделяет важнейшему направлению современного интеграционного процесса — образованию стратегических союзов. Анализируются узкий и расширительный подходы к определению стратегического союза, его критерии и признаки, обосновывается значение стратегических союзов для крупного и малого бизнеса.
Keywords: integration, strategic unit, market barriers
Ключевые слова: интеграция, стратегический союз, рыночные барьеры
Важнейшей тенденцией современного мирового развития является экономическая интеграция, проявляющаяся в объединении хозяйственных агентов, усилении взаимодействия между ними на разных уровнях. Прояв-
ление экономической интеграции наблюдается как на внутреннем, так и внешнем рынке и характеризуется расширением и углублением производственно-технологических связей, объединением капиталов и используемых тру-
довых, материальных и интеллектуальных ресурсов, созданием комфортных условий экономической деятельности, ликвидацией рыночных барьеров. Рассмотрение экономической интеграции возможно с позиции устранения нейтрализации рыночных барьеров и с позиции фактора усиления конкурентной борьбы.
Процесс интеграции осуществляется в двух направлениях: в вертикальном и горизонтальном. Вертикальная интеграция предполагает объединение взаимодействующих субъектов, принимающих общее участие в разных стадиях экономической деятельности: производстве, реализации и потреблении единого конечного результата в виде овеществленного или неове-ществленного продукта (услуги). Участниками процесса интеграции в экономике становятся поставщики сырья и материалов, производители комплектующих элементов, сборщики конечного изделия, продавцы и потребители конечного продукта.
Сущность вертикальной интеграции по-разному рассматривается в современной экономической литературе. Одни авторы, к примеру, А. Я. Бутыркин, считают, что интеграция — это объединение в рамках одной компании производства сырья, его переработки, создание готового продукта, его распределение, реализация и послепродажное обслуживание [4]. Другие (С. Б. Авдашева, В. П. Балюкович, А. В. Горбачев, В. Е. Дементьев, Я. Ш. Пап-пэ) под вертикальной интеграцией понимают любые формы взаимоотношений между юридически самостоятельными предприятиями, выходящие за рамки трансакций [1]. Можно сказать о присутствии узкой (в первом случае) и расширительной (во втором) трактовки вертикальной интеграции. Наряду с вертикальной интеграцией выделяют вертикальные ограничения, в рамках которых фирма может заключать долгосрочные договоры со снабженцами и покупателями, в которых оговариваются не только цены, но и условия поставок, нормативы запасов, условия реализации.
Теоретически производство любого товара можно представить в виде соединения множества компаний, каждая из которых выполняет отведенную ей функцию и занимает определенное место в производственной цепочке. Однако конкуренция, которая с течением времени становится все жестче, заставляет предприятия разрабатывать стратегии собственного развития на основе интеграции. Каждая
фирма, принимая решение о вертикальной интеграции, сравнивает затраты на ее проведение и выгоды от ее реализации. Основным моментом принятия решения о вертикальной интеграции является соотношение, по мнению М. Портера, «стратегической значимости выгод и стоимости вертикальной интеграции» [9].
Масштабы вертикальной интеграции и степень интегрированности или взаимозависимости фирм можно проанализировать с помощью деления интеграции, исходя из критериев степени концентрации. Учитывая этот критерий, можно выделить:
• полную интеграцию, когда все члены объединения зависят друг от друга, потому что находятся в жесткой взаимосвязи по всей технологической цепочке;
• частичную интеграцию, когда компания пользуется товарами и услугами, приобретаемыми на рынке;
• квазиинтеграцию, когда объединяются юридически независимые фирмы ради соблюдения общих интересов. Квазиинтеграцию еще называют вертикальные ограничения или вертикальный контроль [2, 11]. Долгосрочные цели различных видов интеграции могут быть разными. В процессе полной интеграции могут создаваться новые предприятия или происходить слияния или поглощения фирм, уже действующих на рынке. Такая компания, по существу, подчиняет себе предприятия технологической цепочки. Полная интеграция предусматривает соединение контроля над собственностью предприятий, входящих в технологическую цепочку, с контролем над их экономическим поведением.
Частичная интеграция формируется в процессе закупки компанией части жизненно необходимых для создания конечного продукта компонентов (сырья, услуг) у рыночных, независимых от нее субъектов. В этом случае достигается необходимая гибкость при поставках и контрактации.
В квазиинтеграции объединяются преимущества полной интеграции и возможность существенного снижения затрат. При осуществлении квазиинтеграции наблюдается промежуточное положение фирм: либо они подписывают долгосрочные договоры, либо являются экономически и юридически самостоятельными предприятиями. Взаимосвязи между фирмами в этом случае устанавливаются в виде ссуд или гарантий по ним, совместных
научно-исследовательских или инновационных проектов, специальных коммерческих соглашений, договоров материально-технического обеспечения.
И при частной, и при квазиинтеграции наблюдается отсутствие контроля над собственностью, хотя может существовать контроль над экономическим поведением.
Для России в результате неразвитости рыночной инфраструктуры характерно существование контроля над поведением фирм без контроля над собственностью, что обусловлено сильной зависимостью российского потребителя от продавца, широко используемой системы субподряда крупной фирмы и мелких производителей, а также бартера.
Итак, результатом интеграционного процесса функционирования экономических субъектов на современном рынке является возникновение различного рода объединений, роль и назначение которых состоит в смягчении конкуренции и устранении рыночных барьеров. Новые фирмы, стремящиеся войти на определенный рынок, встречают активное противодействие действующих (укоренившихся) фирм в различных формах, в том числе в форме вертикальной интеграции. К настоящему времени накоплен значительный опыт западными компаниями в деле защиты своего делового предприятия от реальных и потенциальных конкурентов. Как правило, для этого используется комплекс мер для создания барьеров, предотвращающих возможность враждебного поглощения и получения агрессором контроля над компанией.
В качестве метода защиты от агрессии конкурента рассматривают в числе прочих методов создание стратегического альянса (союза). Стратегический альянс между двумя и более компаниями способен защитить все стороны от нежелательного присоединения. В российской практике имеются примеры создания успешного стратегического альянса. Например, группа VeryseИ сформировала целую технологию поглощения привлекательных предприятий в конце 2002 года. Группы «Весть» и «Метатехнология» образовали в борьбе против нее эффективный союз.
Проблема необходимости создания стратегических союзов (альянсов) в рыночной экономике, где конкуренция является необходимым дополнением к свободе, является весьма неоднозначной.
С одной стороны, процесс глобализации мировой экономики показывает практику активного возникновения экономических союзов как на международном, так и национальном уровнях. С другой стороны, во всех странах действует антимонопольное законодательство, которое должно пресекать формирование такого рода объединений, потому что это может привести к усилению рыночной власти объединившихся субъектов. Получается, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, компании, особенно небольшие по размеру, вынуждены объединяться, что, в конечном счете, может привести к исчезновению равенства условий конкуренции. Однако наличие равных условий конкуренции исключает получение конкурентных преимуществ на основе связей и привилегий. Поэтому общество заинтересовано, чтобы предприятия добивались конкурентных преимуществ только в процессе эффективных инноваций, влекущих за собой рост общественного благосостояния.
Возникают вопросы: «Что же собой представляют экономические (деловые) объединения предпринимателей? Какова их роль в смешанной экономике? Какие их формы с большей эффективностью решают задачи повышения уровня потребления населения?» В первую очередь, следует выяснить причины, заставляющие владельцев крупных, средних и мелких предприятий организовывать совместную (объединенную) деятельность. Перечислим факторы объединения предпринимателей, которые выделяют экономисты [10, с. 15—24].
1. Возникновение экономики, ориентированной на потребителя.
2. Демографические сдвиги.
3. Ожесточенная конкуренция в результате внедрения новых технологий, когда все большему количеству компаний будет удаваться заключать все меньшее количество сделок.
4. Увеличение числа мелких предпринимателей в результате сокращения персонала крупных компаний.
Мотивация совместной деятельности у крупных, средних и мелких бизнесменов разная, но общая цель интегрирования в целом схожая. Она состоит либо в поиске входа на новые рынки, либо в сохранении размеров рыночной ниши, либо в продлении жизненного цикла своих продуктов и технологий, либо
в сдерживании конкурента. Современные российские компании в условиях присоединения России к ВТО вынуждены более внимательно относиться к своим зарубежным соперникам с точки зрения проникновения на их рынки и сдерживания их входа на российские рынки.
Организация совместной деятельности компаний разного уровня может осуществляться в процессе интеграции путем образования союзов или альянсов. Роль бизнес-союзов в настоящее время огромна. Известный последователь в области стратегического менеджмента П. Ф. Друкер отмечал: «Современный бизнес растет за счет самых разнообразных альянсов, совместных предприятий и партнерства с потребителями, но это, к сожалению, понимают лишь единицы [10, с. 23].
Американские, европейские и японские исследователи в качестве основных институциональных форм интеграции рассматривают совместные партнерства, стратегические альянсы и предпринимательские сети. Причем одни исследователи рассматривают эти объединения как формы-заменители предпринимательских союзов, концентрируя внимание на общих характеристиках. Другие делают акценты на различиях этих форм, подчеркивая разнонаправленность их целей и механизмов функционирования.
Цели, которых хотят добиться фирмы в процессе объединения, могут быть как краткосрочного, так и долгосрочного характера, поэтому и союзы компаний бывают краткосрочные и долгосрочные. Последние лежат в основе образования долгосрочных или стратегических союзов.
Анализ экономической литературы показал, что существуют узкая и расширительная трактовка стратегического союза. Одни авторы к стратегическим союзам относят долгосрочные соглашения между двумя и более партнерами, не уточняя степень их зависимости или, наоборот, независимости в процессе взаимодействия. В. Соколов пишет, что стратегический союз — «нацеленное на укрепление конкурентных позиций участников закрытое долгосрочное, взаимовыгодное соглашение между двумя и более партнерами, предполагающее обмен ресурсами, знаниями, возможностями» [6, 7, 8, 12]. С нашей точки зрения, это расширительная трактовка стратегического союза, потому что соглашение может быть в рамках одной компании, возникающей в процессе по-
глощений и слияний, элементы такой компании теряют свою независимость. Соглашение может быть заключено между независимыми компаниями, которые образуют предпринимательскую сеть.
Другие авторы определяют стратегический союз как объединение независимых предпринимательских структур. А. С. Лукин и В. Б. Па-пырин отмечают: «Стратегический альянс — объединение долгосрочных стратегий развития независимых предпринимательских структур, их согласованная деятельность, направленная на реализацию общих целей, где согласование обеспечивается через совпадение стратегических интересов предпринимателей [8]. Об объединении юридически самостоятельных предпринимателей пишут Р. Уоллес, Ю. Н. Соловьева, И. А. Петрова, М. Е. Листопад, П. Дюс-сож и Б. Гаррет, А. М. Аракелян [3, 5 и др.].
В данном случае толкование стратегического союза сужается, так как отбрасываются объединения фирм, потерявших свою юридическую самостоятельность и выступающих как единая компания.
По нашему мнению, для анализа современных рыночных структур следует применять расширительную трактовку предпринимательского союза, потому что в этом случае можно будет проследить процесс интеграции экономической деятельности как с позиции эндогенных, так и экзогенных факторов. Конечно, соотношение сил в этих видах союзов будет разным, так же, как механизм создания и длительность существования, но суть и единонаправлен-ность интеграционного движения будет четко очерчена в разных секторах хозяйствования.
Указав на необходимость возникновения и развития стратегических союзов, следует выделить факторы их образования:
— средство конкурентной борьбы (конкуренция через сотрудничество) за сохранение места на освоенных рынках;
— асимметричность информации (рыночная или технологическая неопределенность);
— расширение рынков сбыта и привлечение дополнительного финансирования;
— объединение усилий для проникновения на новые рынки;
— объединение ресурсов для осуществления разведки на неизведанной территории. Исходя из предпосылок создания и целей,
которые ставят перед собой стратегические союзы, можно выделить признаки, прису-
щие стратегическому союзному образованию. К ним следует отнести:
а) совпадение стратегических интересов по развитию и диверсификации;
б) объединение ресурсов членов союза по принципу комплементарности при сохранении внутренних ресурсов каждого из партнеров;
в) получение дополнительных знаний в области технологий инноваций управления маркетинга;
г) разделение рисков и страховка от неудачных технологий инноваций управления решений;
д) получение синергетического эффекта;
е) надежность связей и координация работ;
ж) специализация мощностей.
В результате образования стратегического союза увеличиваются ожидаемые выгоды за счет снижения совокупных издержек.
Как показывает практика, стратегические союзы экономят на расходах, поскольку многие компании передают подрядчикам функции снабжения и информационные технологии.
Большое значение для создания стратегического союза имеют профессиональные и человеческие качества партнеров, а именно: их доверие друг к другу, готовность к сплоченности и солидарности, умение поставить общую цель над индивидуальными предпочтениями, готовность к раскрытию своих слабых сторон и проблемных зон.
Стратегические союзы могут существовать в следующих формах:
• совместные предприятия;
• вертикальные программы сбыта;
• горизонтальные программы сбыта;
• союз «покупатель-продавец»;
• предпринимательская сеть. Совместное предприятие и предпринимательская сеть находятся на противоположных полюсах. Совместное предприятие характеризуется значительными издержками, малой гибкостью и жестких контролем, а предпринимательская сеть имеет преимуществ в виде малых издержек на реализацию, большой гибкостью и слабым контролем.
Видами стратегических союзов являются:
• системы поставок в срок;
• обмен электронными данными;
• совместные маркетинговые программы;
• совместные научно-исследовательские разработки;
• специализация производственных мощностей;
• открытый обмен планами и совместное
прогнозирование.
Все больше в последнее время стали говорить о «естественной предпринимательской экономике, которая наряду с экономикой, ориентированной на потребителя, заставляет людей делать свой выбор в пользу предпринимательской — у них просто не остается других вариантов». Естественно, эти люди будут субъектами малого предпринимательства, поскольку, теряя работу в крупных и средних компаниях, они не имеют значительных накоплений для открытия большого бизнеса. Малый бизнес в индустриально развитых странах продолжает играть ведущую роль в выполнении социально-экономических задач. Однако выжить в условиях сильной конкуренции малым предприятиям можно только в процессе объединения в стратегические союзы. Нередко предприниматели-новички образуют партнерства со своими бывшими работодателями, которые не могут содержать их как оплачиваемых сотрудников, но при этом нуждаются в их профессиональных знаниях и умениях [9].
Выживанию малых предприятий также способствует их объединение в процессе вертикальных ограничений: либо через образование сети, либо путем франчайзинга. Сетевая организация может инициироваться крупной компанией, привлекающей дистрибьюторов (малые фирмы). В этом случае выигрывают обе стороны. Крупная компания, получая дополнительную информацию о покупателях от мелких компаний, уменьшает информационную асимметрию в процессе получения достоверного знания о предпочтениях потребителей и повышает свою компетентность. Малые предприятия экономят на трансакционных издержках и получают определенную гарантию стабильного бизнеса, получая доступ к информационной базе крупного партнера.
Исследование интеграционных тенденций во взаимодействии современных предприятий разной размерности позволяет сделать вывод, что стабильное развитие крупной фирмы сейчас и выживание малых предприятий возможно только в процессе объединения их действий. Если в экономически развитых странах процесс внутренней экономической интеграции идет по линии кооперирования независимых компаний, которые сохраняют
свою независимость даже после подписания соглашения о союзе, то в России продолжает действовать тенденция к укрупнению пред-
приятий за счет слияний и поглощений, когда присоединяемые фирмы теряют свою самостоятельность и контроль.
Литература
1. Анализ интегрированных структур на российских рынках. М.: Бюро экономического анализа, 2010.
2. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000. 165 с.
3. Аракелян А. М. Управление инвестиционной деятельностью в стратегическом альянсе. М.: Дело и сервис, 2006. 125 с.
4. БутыркинА. Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности. М.: ТЕИС, 2008.
5. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: Финансы, 2002
6. Казакевич Г. Strategic alliance: колхоз для корпораций // Генеральный директор. 2006. № 2. С. 15—18.
7. Карпухина Е. А. Стратегические альянсы как форма интеграционного взаимодействия в сфере бизнеса и профессионального образования. Автореф. дис... д-ра экон. наук. М.: ТЕИС, 2005. 34 с.
8. Лукин А. С., Папырин В. Б. Формирование и развитие стратегических альянсов в предпринимательстве. Киров, 2006. 156 с.
9. Мартынов А. О теоретической трактовке современного рынка в российских реалиях // Общество и экономика. 2012. № 1. С. 5—32.
10. Портер М. Конкуренция. М.: Прогресс, 2002. 357 с.
11. Скобкин С. С. Формирование конкурентного потенциала предприятий гостеприимства и туризма в РФ // Туризм: право и экономика. 2011. № 4. С. 6—9.
12. Уоллес Р. Стратегические альянсы в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2005. 295 с.
13. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Экономика, 1998. 215 с.
УДК 338.242.2
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНА
Марченко Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
Creating favourable climate in a region's economy requires management of service sphere as a dominating business complex. Resource approach to the influence of regional service providers emphasizes their creation of economic rent based on differentiated ability portfolio. During the resource concept evolution the idea of service providers' dynamic abilities and resource approach synonymization to the image of business object's intellectual potential is stressed.
Создание благоприятного климата в экономике региона требует управления сферой услуг как доминирующим хозяйственным комплексом. Ресурсный подход к воздействиям на региональных услугодателей акцентирует внимание на создании ими экономической ренты с опорой на портфель отличительных способностей. В ходе эволюции ресурсной концепции выделяются идея динамических способностей услугодателей и синонимизация ресурсного подхода с представлением интеллектуального потенциала хозяйствующих субъектов.
Keywords: region's service sphere, strategic management, resource approach
Ключевые слова: сфера услуг региона, стратегическое управление, ресурсный подход
Активное формирование сферы услуг в национальном хозяйстве является общемировой тенденцией экономического развития, с которой сопряжено не только решение внутренних
задач, но и конкурентный статус страны в мировом экономическом пространстве. По этой причине субъекты управления как на национальном, так и региональном уровнях акку-